«Тар» с Кейт Бланшетт изучает поклонение и ревность в эпоху культуры отмены

Возможно, лучшая роль актрисы в редком фильме Тодда Филда

«Тар» с Кейт Бланшетт изучает поклонение и ревность в эпоху культуры отмены

Тодд Филд хоть и снимался у Стенли Кубрика (в «Широко закрытыми глазами») и Вуди Аллена (в «Эпохе радио») был не самым заметным актером (да и не хотел им быть). Он хотел сам делать кино. Его режиссерский дебют – «В спальне» - вышел в 2001. История, которая начинается как любовный треугольник между юношей, взрослой женщиной и ее мужем, а затем выводит на первый план других героев и превращается в трагедию об утрате, получила 5 номинаций на «Оскар». Еще 3 номинации у второго фильма – «Как малые дети» (2006) препарирует жизнь инфантильных взрослых и исследует психологию женщины, то ли подражая «Госпоже Бовари», то ли ее пародируя.

И вот третий полнометражный проект Тодда Филда, который дошел до экранов. Через 16 лет после предыдущей работы, выходит «Тар» - история всемирно известной женщины-дирижера Лидии Тар (Кейт Бланшетт), чье положение оказывается под угрозой после самоубийства одной из ее бывших музыкантов. И если первые два фильма были далеки от социального комментария и концентрировались на отношениях между людьми и поиске себя, то здесь, наоборот, героиню, которая уже давно нашла себя, Филд сталкивает с общественными процессами и пытается понять, возможно ли в такой ситуации не потеряться.

Я много думал о власти, насколько она изменчива, как работают ее структуры…Когда разговор о ней или риторика опасны? Когда опасно встать на место других людей, с которыми вы абсолютно не согласны, чтобы понять, есть ли точки соприкосновения? И у меня не было ответов на эти вопросы… А затем возникло движение BLM, #MeToo и все эти важные события в короткий период времени, на которые быстро навесили ярлыки без попытки разобраться, почему они изначально случились.

Тодд Филд и основной каст "Тар" (волосатый в фильме Марк Стронг не пришел)
Тодд Филд и основной каст "Тар" (волосатый в фильме Марк Стронг не пришел)

Лидия Тар – вымышленный дирижер, но Филд делает все, чтобы ее история казалась настоящей. События происходят в реальном Берлине пандемии короновируса, а съемки проходили в том числе и в Берлинской филармонии, которая становится важным местом действия в «Тар». Героиня готовится к заключительному к концерту в цикле симфоний Густава Малера – одного из многих реальных композиторов, которые упоминаются в «Тар» (что опять же работает на иллюзию существования Лидии). Среди музыкантов, с которыми по сюжету якобы сотрудничала Тар, Хильдур Гуднадоуттир – композитор фильма «Тар» и одна из звезд съемочной группы (она работала над музыкальным сопровождением «Джокера» («Оскар» за лучший саундтрек) и мини-сериала «Чернобыль» («Эмми» за лучшую музыку).

Экспозиция «Тар» состоит из диалогов, в которых героиня раскрывается с разных сторон:

  • публичное интервью в концертном зале – Тар-звезда;
  • смол-ток с музыкантом-фанаткой на фуршете – Тар-кумир;
  • разговор с приятелем музыкантом в ресторане – Тар-коллега;
  • урок в консерватории – Тар-гуру.

Эти четыре сцены без активного действия занимают первые 30 минут фильма – такое можно себе позволить только с кем-то вроде Кейт Бланшетт, которая реакцией на поведение собеседников и изменением оттенков чувств через мимику и жесты может удерживать внимание тех, кто теряется в обилии имен композиторов и дирижеров, или тех, кого просто утомляют беседы. Кроме актрисы внутрикадровую динамику поддерживают операторские и монтажные приемы: в сценах диалогов камера постоянно нарушает правило «восьмерки», а кадр, в центре которого затылок рыжеволосой девушки на фоне интервью главной героини задает одну из интриг.

<p>Кадр с затылком рыжей девушки из начала фильма как «чеховское ружье»</p>

Кадр с затылком рыжей девушки из начала фильма как «чеховское ружье»

Еще большая значимость оператора Флориана Хоффмайстера проявляется в лучшей сцене фильма – 10-минутном уроке Лидии Тар, снятым единым планом. Она построена преимущественно на монологе героини, но за счет перемещений по аудитории, реплик со студентами, игры на фортепиано, смены эмоций и настроений, нет ощущения затянутости. Эта сцена хорошее объяснение, почему «Тар» - фильм не Тодда Филда, а произведение Кейт Бланшетт.

Я писал сценарий под Кейт, но не говорил ей об этом. 10 лет назад мы встречались с Кейт и обсуждали сценарий, который готовили вместе Джоан Дидион. Это была важная встреча, меня поразили интеллект и душа Кейт, то, как целостно она смотрит на повествование. Я приклеил к своему столу стикер с надписью «Кейт» и каждый день подходя к нему, я говорил: «Доброе утро, Кейт», - и начинал работу. Так что если бы она не согласилась участвовать в фильме, то я бы не стал его снимать

Сцена семинара не только изобретательна с технической и актерской стороны, она задает настроение всего фильма, обнажая характер успешной женщины на вершине карьеры. Здесь же проявляется важное для сюжета столкновение реальности, общественных процессов, которые не могут не влиять на мысли и поведение людей разного возраста, и социального положения, статуса. Но формулируя конфликт «успешная героиня – актуальная повестка», Филд не дает ответов, а предлагает зрителю самому решить критикует он героиню или подшучивает над повесткой, когда Лидия Тар иронизирует над феминитивами, а студент в ответ на вопрос «Ты когда-нибудь играл или дирижировал Баха» произносит: «Должен сказать, как темнокожая, пангендерная личность, что сексизм Баха не позволяет мне серьезно относится к его музыке».

Это была первая сцена, которую Тодд написал. Мне кажется, она отражает разницу между ней и студентом. Как только мы достигаем точки безопасности или успеха, в какой бы области вы ни работали, можно забыть о пути к этой точке. Вы можете приукрашивать его, думать, что было намного проще, чем на самом деле. Этим она и занимается в том длинном интервью в начале фильма. Она не хочет говорить о гендере, не хочет говорить о препятствиях, она просто хочет говорить о себе, как о музыканте

Активное сюжетное развитие не самая сильная сторона «Тар». Отправное событие – новость о самоубийстве Кристы, которая раньше была в оркестре и жизни Лидии Тар – происходит спустя час после начала. Но такая затянутая структура, возможно, нужна Филду, чтобы с одной стороны, как можно лучше раскрыть персонажа (и заодно создать условия для игры Бланшетт), а с другой – показать зону комфорта, в которой находится героиня: разговоры с коллегами, уроки у студентов, репетиции, подбор новой виолончелистки, физические тренировки, общение с дочерью и партнершей Шерон (Нина Хосс) – такая насыщенность бытовыми событиями помогает ощутить размеренность идеальной жизни и иллюзию ее контроля.

Вы имеете дело с кем-то, кто подошел к концу цикла обучения, кто, кажется, находится в высшей точке карьеры и обладает невероятной властью. И вы понимаете, что рай, в котором она оказалась, не какая-то непреступная башня из слоновой кости, какой она ее считала, когда видела мужчин достигших подобных вершин. … Есть что-то преднамеренное в ее разрушении. Потому что она настолько же творческая личность, насколько и ужасный человек. Она знает, когда ты достигаешь вершины, единственный путь – вниз.

Кейт Бланшетт, исполнительница роли Лидии Тар

Второе событие, ускоряющее сюжет – появление в оркестре Тар русской виолончелистки Ольги (Софи Кауэр). И если история со смертью Кристы – провоцирует рефлексию о настоящем (статус в обществе, профессиональное положение) и разрушает Лидию изнутри (проявляется в бессоннице), то образ Ольги – юной виолончелистки в известном оркестре – проекция в прошлое и отражение самой Лидии. Когда-то она была такой же начинающей артисткой и пробивалась наверх через ряд лишений. Но карьерный путь Ольги проще – она легко попадает в оркестр и быстро становится ведущей виолончелисткой, хотя и ведет себя максимально противоположно среде, в которой оказывается (приветственный обед с Лидией). Она хотя и живет в непонятных условиях какого-то сквота, но ничего не просит, и при этом все получает (талант это или фаворитизм – опять же Филд предлагает выбор). Сближение с Ольгой подрывает внешнюю часть образа Лидии – отношения между музыкантами в оркестре, ревность в семье, ревность помощницы Франчески (Ноэми Мерлан), она страдает даже физически (разбитое лицо).

Если первая часть «Тар» показывает идеальную жизнь героини, то вторая, переплетая истории Кристы и Ольги, ее ломает. Но делает это в привычном Филду стиле - не назидательном, а скептическом, пытаясь уместить в отношении к своей героине сочувствие и презрение.

Мы называем ее хищником, а других – жертвами, потому что это позволяет нам занять удобную позицию и сказать, кто в этой истории хороший, а кто плохой. Но в том, что написал Тодд никто не являются полностью виновным и никто не является полностью невиновным

Кейт Бланшетт, исполнительница роли Лидии Тар

Инструментом деконструкции становятся медиа. Еще в начале фильма, Филд предлагает два подхода к формированию образа: интимный в рамках новых медиа (спящую в самолете героиню снимают скрытно на камеру телефона) и публичный через традиционные форматы (интервью для СМИ). Здесь же словами пожилого наставника Лидии (Джулиан Гловер) через пример Вильгельма Фуртвенглера (немецкий дирижер первой половины XX века, обвиняемый в поддержке фашизма и антисемитизме) проводится параллель между нацизмом и сексуальными домогательствами, денацификацией и культурой отмены. «Вещи нужно развешивать так, чтобы не было видно скелетов в шкафу», - говорит наставник Лидии. «Но даже если спрятать эти скелеты от окружающих, они начнут прорываться через донимающие звуки, которые будут слышны не только в шкафу, где скелеты запускают метроном, но даже в бардачке машины и холодильнике. И мучать они будут в первую очередь того, кому принадлежат», - метафорично через сюжет добавляет Тодд Филд.

<p>Метроном с мелькающим в разных частях фильма узнаваемым узором в виде лабиринта</p>

Метроном с мелькающим в разных частях фильма узнаваемым узором в виде лабиринта

Думаю, нас поощряют иметь мнение, чтобы занять определенное место. Это произошло в моменте, когда требуются тонкие дискуссии, потому что происходят сейсмические изменения. Общества, хрупкие демократии, в которых мы живем должны быть изучены. Мы должны разделить их на составляющие, чтобы затем собрать более инклюзивным и уважительным образом. Но в такое сложное время нам не поможет повествование в духе «или-или», «белое-черное»

Кейт Бланшетт, исполнительница роли Лидии Тар
5050
6 комментариев

А затем возникло движение BLM, #MeToo и все эти важные события в короткий период времени, на которые быстро навесили ярлыки без попытки разобраться, почему они изначально случились.

Очередная левацкая пропаганда, где бедные блм ни разу не разрушали чужие бизнесы и вообще это все белые супермасисты

5
Ответить

спасибо за рассказ, обязательно будем смотреть. Обожаю фильмы о филармониях, оркестрах и женщинах-дирижерах

Ответить

обожаю склепы, обожаю чугунное литьё

4
Ответить

Великолепный текст по великолепному фильму. Какого хрена так мало просмотров и комментариев?
И если серьезно. Так же ключевой сценой, которая подводит итог под всем происходящим с Тар, моно назвать сцену с массажистками. По той причине что это прямое отражение её любви к продвижению фавориток на слепых прослушиваниях.

1
Ответить

Вот поэтому я против культуры отмены и новой этики. Хотя, не очень понятно, причём тут женщина? Они же сейчас везде, как и темнокожие с лгбтк+. Их, если и отменяют, но так, вяло же).

Ответить