Небанальный оккультизм и мистика на примере фильмов "Ноябрь" (2017) и "Поле в Англии" (2013)

При всей моей любви к хоррорам и мистическим фильмам, было бы нелепо не признавать, что это не самый умный жанр, который регулрно сталкивается с кризисом идей, плодя сотни одинаковых фильмов, десятки похожих франшиз и стопки ребутов/ремейков разной степени адекватности. Казалось бы, сейчас, ситуация с идеями выправляется. Балом правят этакие "пост-хорроры", я не очень люблю этот термин, но он уже устоявшийся, так что черт с ним. Что ни фильм, то авторское высказывание, жонглирование жанрами, социальный комментарий и все такое умное и страшно прогрессивное, вот только самой слабой частью этих фильмов является как раз таки хоррор-составляющая, а то и в целом внутренняя логика повествования и сценарий. Как режиссер, ты можешь быть бесконечно прав, высказываясь на животрепещущие темы в своем кино, но какой в этом смысл, если твоему зрителю нужен другой контент? Взять, например, Солнцестояние. Мне фильм понравился, но это не хоррор, это брошюра о вреде токсичных отношений, если кто-то шел посмотреть "ужастик", то скорее всего вышел из зала разочарованным. А многие из зацелованных критиками "пост-хороров" это обычный b-movie трэшак, но с бюджетом, а не пресловутая деконструкция жанра.
Конечно, есть исключения, я бы не стал мести все "ужастики" последних лет под одну гребенку, немалое количество из них меня очень даже развлекло. Но об этом в другой раз.

Оба фильма, про которые я хочу рассказать, вообще не то чтобы хорроры, хоть они и заигрывают с формой. Главное преимущество того, как они это делают, не укатываясь в претенциозность и нарочитую актуальность. Лично меня до апатичной сонливости утомили совершенно однообразные спиритические сеансы во всех фильмах, где они есть, идентичные "загадочные деревни, в которых жители что-то скрывают", одинаковые мертвые девочки, одинаковые дома с привидениями, одинаковые мокьюментари и восемь миллионов фильмов с заголовком "Буквально что угодно Z".

Так. Я порядочно заболатлся, то что должно было быть парой вводных строк, превратилось в крик души.

Ноябрь (November) 2017.

Небанальный оккультизм и мистика на примере фильмов "Ноябрь" (2017) и "Поле в Англии" (2013)

Как вы уже могли догадаться по вступлению, никаких одержимых девок под потолком и никаких:

— Да ну нахер!

— Отец!

— Ну ты видел!? Видел!?

Очень страшное кино 2

November ловко в себе смешивает разудалый фольклор, бытовое колдовство, которое не кажется чем-то удивительным в деревнях XIX-го века и все "обязательные" элементы арт-хауса — ч/б, странноватые диалоги, абсурдные сцены и то, что его и сложно и интересно смотреть.

Небанальный оккультизм и мистика на примере фильмов "Ноябрь" (2017) и "Поле в Англии" (2013)

Это безусловно кино на любителя, November странный и несуразный, но для меня оказался довольно притягательным и я его прочувствовал с первых кадров, которые напомнили странные и крутые клипы выходцев из творческого объединения Church of Ra, вроде этого:

TREHA SEKTORI — AH ESTEREH KOMH DERAH

Местным жителям ничего не стоит позвать в гости умерших родственников, чтобы посудачить с ними о чем-нибудь или обмануть черта, который взамен на душу, вдохнет жизнь в кратта (волшебное существо-помощник из эстонского фольклора, собираемое из подручных материалов, поэтому внешний вид и назначение краттов очень разнообразны), что в общем-то никак не противоречит их набожности.

— Снимите свои штаныи оденьте на голову. Чума подумает, чтоу нас две задницыи побоится нас тронуть.
— Снимите свои штаныи оденьте на голову. Чума подумает, чтоу нас две задницыи побоится нас тронуть.

В этом заключается здоровенный кусок самоиронии, эстонцы шутят над собой и своим фольклором, вскользь подкалывают латышей и по сути выдают аж несколько притч объединенных сквозным сюжетом.

Небанальный оккультизм и мистика на примере фильмов "Ноябрь" (2017) и "Поле в Англии" (2013)

Знаете, что мне это все напомнило? Разогнанные, какими-нибудь интересными запрещенными веществами, экранизации ненаписанных треков группы "Король и Шут". Прошу хейтеров не плеваться, а фанатов группы не радоваться раньше времени. Сравнение настолько эфимерное и соскальзывающее с кончиков пальцев, насколько это вообще возможно.

Небанальный оккультизм и мистика на примере фильмов "Ноябрь" (2017) и "Поле в Англии" (2013)

Народное творчество, порой, прямолинейно, беспощадно (к неинтересующимся) и обладает очевидной моралью. Теперь добавьте к этому шикарную визуальную часть и получите November — фильм трагичный, как быт и жизнь, но наивный, как сами люди.

Поле в Англии (A Field in England) (2013)

Режиссером и соавтором сценария выступил Бэн Уитли, который через пару лет снимет Высотку (High-Rise) с Томом Хиддлстоном, а еще через год выйдет Перестрелка (Free Fire) — очаровательно ебучий и тупорылый фильм, над которым я ржал до истерики (возможно, потому что верно предположил, что кино сугубо подпивасное и раздавил пару баночек при просмотре). Эти две картины кардинально различаются вообще во всем и если честно, я даже не обращал внимания на то, что их снял один и тот же человек. Именно это знание подогрело мой интерес к A Field in England. Видя его послужной список и читая краткую аннотацию к фильму, я был заинтригован и не знал чего ждать.

Небанальный оккультизм и мистика на примере фильмов "Ноябрь" (2017) и "Поле в Англии" (2013)

В начале мы очень быстро знакомимся с основными действующими лицами, среди них — трус, балбес и бывалый. Хотя стоп, почему зачеркнуто, примерно так и есть (написал бы я, если бы мог заставить DTF зачеркнуть мне текст). В импровизированном "отряде" дезертиров есть трусливый ученый, который на поверку оказывается колдуном, весело-агрессивный мародер и дурачок-простофиля, буквально воскресший из мертвых, после того, как услышал про пиво.

Небанальный оккультизм и мистика на примере фильмов "Ноябрь" (2017) и "Поле в Англии" (2013)

Волей одного загадочного человека, который "предал нашего христианского Бога", но зато "классно одевается", все трое, обманом, были вовлечены в череду магических ритуалов. Вернее сказать, что обман это от силы треть причины, еще две равных доли, это угроза насилием и супчик с ядреными галлюциногенными грибами. Делает он это лишь затем, чтобы привести их к еще большему злу, а именно, буквально достать из под земли своего господина и помочь найти ему некое сокровище.

Небанальный оккультизм и мистика на примере фильмов "Ноябрь" (2017) и "Поле в Англии" (2013)

Я бы не хотел описывать все, что произойдет дальше, дабы вы получили максимум удовольствия, если решитесь на просмотр. Чуть выше, я натянул сову на глобус, упомянув в контексте фильма November группу "Король и Шут". Так вот, в случае с A Field in England ситуация ровно такая же — артхаусная, но ни разу не душная, экранизация очередного несуществующего альбома группы.

В фильме простые, но харизматичные персонажи, местами уморительные диалоги, которые строятся не на многоступенчатых оборотах и тонкостях языка или культуры, а наоборот, они бьют прямо в лоб своей очевидностью и от того кажутся очень правдоподобными в ситуации, в которую попали наши герои. Иногда фильм напоминает скорее театральную постановку, а иногда намеренно ломает четвертую стену, что оказывается очень уместным в дополнение к происходящему мрачному абсурду. В конце концов, у нас тут оккультизм, восставшие из мертвых, подчинение разума и прочее колдунство.

Небанальный оккультизм и мистика на примере фильмов "Ноябрь" (2017) и "Поле в Англии" (2013)

Возвращаясь к «Королю и Шуту», каждый условный акт фильма развивается по очень стандартному плану, но почти всегда оканчивается очень небанально или как минимум выдает нечто, этакий микро-финал. Черт, по этому фильму реально получился бы неплохой альбом, автор уже даже разбил его на "треки". Хотя я конечно за блэк-метал.

Небанальный оккультизм и мистика на примере фильмов "Ноябрь" (2017) и "Поле в Англии" (2013)

Даже ч/б тут не из-за мнимой претенциозности, а скорее для того, чтобы скрыть скромный бюджет и сосредоточить внимание на людях, а не на окружении. Но это не значит, что фильм смотрится плохо, картинка более чем пристойная, в том числе и общие планы.

Небанальный оккультизм и мистика на примере фильмов "Ноябрь" (2017) и "Поле в Англии" (2013)

Подытожить хотел бы цитатой из интервью с режиссером:

— Как бы вы описали A Field in England своими словами?

— Речь идет о парнях, которые убегают от битвы и сталкиваются с другим мужчиной, который дает им волшебные грибы, а затем начинаются шутки.

3939
8 комментариев

На оккультную тему вспомнился фильм "A Dark song". Хорошее, камерное кино.
https://www.kinopoisk.ru/film/922179/

2
Ответить

Смотрел его, несмотря на спорный финал, фильм понравился. Как раз один из примеров, показывающих, что "магия" это сложно, долго, грязно и очень тяжело, а не "давайте возьмемся за руки, закроем глаза и будем слушать духов".

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

У меня есть кандидаты на продолжение банкета, но надо помариновать мысли, еще не созрело)

1
Ответить

Hagazussa годный фолк хоррор ещё на тему, ну и Февраль, раз уж Ноябрь посмотрел

Ответить

Hagazussa выглядит как духота в которой ничо не происходит, мое любимое, качаю) А вот Февраль чот не завлек трейлером

Ответить