Вспоминаем трилогию "Чернокнижник"

Вспоминаем трилогию "Чернокнижник"

80-е годы прошлого столетия - расцвет жанра ужасов. Слэшеры задали новую моду, благодаря которой на свет появились всеми любимые "Кошмары на улице Вязов", "Пятница" и тд. Однако, в конце десятилетия пришло понимание, что жанр нужно развивать. Что зомби и маньяки уже никого не удивляли, а кровью и однообразной резней можно отпугнуть даже самых закостенелых фанатов (привет последним "Пятницам").

Неудивительно, что в это время сценаристы начали обращаться к мистике, как к неисчерпаемому источнику вдохновения. Тема колдовства тогда казалась чем-то новым. И именно в это время появился "Чернокнижник", который сочетал в себе всё, что могло характеризовать жанр на тот период - жестокость, черный юмор и запоминающийся злодей.

Чернокнижник, 1989 г. (Warlock)

Удивительно, но Дэвид Туи (будущий создатель "Хроник Риддика") с самого начала хотел написать что-то вроде драмы про колдуна, которого обвиняли в ереси и подвергали гонениям. В процессе приключений он бы перемещался в будущее, однако и там бы его ждали неприятности. Остановили порыв сценариста продюсеры из "New World Pictures". Студия доживала свои последние дни, и поэтому они решили не вкладываться в столь сложный (по их мнению) сценарий. Туи не расстроился, пересмотрел концепт и в итоге представил боссам окончательный вариант будущего хита.

Вот только хита не случилось. По завершению съемок студия объявила себя банкротом, а права на фильм продали студии "Trimark", специализирующейся на выпуске малобюджетных фильмов ужасов. В итоге при бюджете в 7 млн "Чернокнижник" собрал всего 9. Но расстраиваться было рано - фильм окупил себя на видеоносителях, и продюсеры задумались о сиквеле. Но это уже другая история.

Вспоминаем трилогию "Чернокнижник"

17 век. Инквизиция ловит колдуна и приговаривает его к казни. Однако, Сатана спасает своего слугу и переносит его на 300 лет вперед. Оказывается, Князь Тьмы хочет вернуться в наш мир, но для этого ему нужно собрать воедино свою библию "Грам Гримуар" - этим и должен заняться Чернокнижник. Противостоять ему будут молодая девушка Кассандра, подвергшаяся заклятию старения, и охотник Рэдфорн, который вслед за колдуном перенесся в наше время.

Забегая вперед, скажу, что "Чернокнижник" - это не чистокровный фильм ужасов. Здесь вообще нет страшных или жестоких сцен. Жутких, да, но не тех от которых невозможно спать по ночам. Это крепкий мистический фильм, изобилующий темой колдовства и сатанизма (косвенного) с примесью черного юмора и элементов фэнтези и "роадмуви". Поэтому фильм интересно смотреть и сейчас - он динамичный, увлекательный и умеет держать внимание зрителя за счёт персонажей и интересных сюжетных находок.

Вспоминаем трилогию "Чернокнижник"

Например, тема путешествии во времени, что стало модной ещё со времен "Назад в будущее". На первый взгляд кажется мелочью - переместились лишь в начале, а после вообще про это забыли. Но благодаря ней смелый и благородный Рэдфорн (в исполнении Ричарда Гранта) выглядит настоящим дикарем, который нередко попадает впросак и с трудом понимает окружающий его мир будущего. Выйти с кнутом против отряда полицейских? Пожалуйста. Бояться самолетов лишь потому, что в его время это считалось ересью? Ещё бы.

Рядом складывается вторая особенность фильма - персонажи. Компанию Рэдфорну составит легкомысленная Кассандра (Лори Сингер), которая невольно стала участницей происходящего - колдун наложил на неё проклятие ежедневного старения, и без помощи Рэдфорна она банально умрет от преждевременной остановки сердца. Удивительно, что Кассандра почти что смирилась с заклятием, лишь бы не выходить из зона комфорта, но угроза скорой смерти заставила её отправиться в непростое путешествие. На этом пути она не только вырастет, как персонаж - перестанет думать о себе и уже в конце, без тени сомнения, вступит в битву со злодеем - но и станет для Рэдфорна этакой "доброй матушкой", которая будет учить охотника премудростям нового времени.

Вспоминаем трилогию "Чернокнижник"

Ну и главная звезда фильма - сам Чернокнижник. Как бы не были благородными главные герои, мы всегда будем переживать за злодея. Джулиан Сэндс - прекрасный актер. В его портфолио входит десятки работ в театре и кино, но, увы (или нет) Чернокнижник - его самая узнаваемая роль. И не зря.

Чернокнижник - не просто злодей, который хочет уничтожить мир. Он - чертовски харизматичный и изобретательный злодей. Всё, начиная от запоминающейся внешности (черное одеяние, причёска аля Леголас), и заканчивая характером заставляет нас с интересом наблюдать за его похождениями. Его утонченная, фальшиво-добродушная манера речи в купе с холодной усмешкой пугают не хуже кривляний Фредди Крюгера. Встретив такого на пути, жертва невольно понимает, что колдун её не отпустит. И зритель с содроганием ждет от него какой-нибудь подлости. Если не верите, посмотрите и пересмотрите сцену с деревенским мальчиком.

Как и ведущие персонажи, Чернокнижник по мере сюжета растет над собой и становится сильнее. Поначалу злодей руководствуется сглазами, но впоследствии он научится летать или кидать файерболы. Не в каждом фильме ужасов можно увидеть подобную трансформацию, обычно злодей не меняет свои методы убийств на протяжении всего фильма, а тут, пожалуйста.

Вспоминаем трилогию "Чернокнижник"

Но раз злодей - черный маг - то и методы борьбы с ним соответствующие. Дэвид Туи не стал повторять уже избитые приемы хоррора; его герои не мечутся с пистолетами или ножами, пытаясь одолеть злодея. Тут царит изобретательность: соль, медь и кнут - здесь подойдёт все. Особенно задорным выглядит момент, где Кассандра носится за Чернокнижником и вбивает гвозди в его следы на песке; а тот корчится от боли.

Замечу, что кровавых сцен тут практически нет, а все убийства происходят либо за кадром, либо при помощи "цензурного" монтажа - сам процесс не покажут, но последствия - пожалуйста. А жестоких моментов можно пересчитать по пальцам руки; навскидку вспоминается сцена, где колдун засовывает иглы в колено главной героини; или убивает одного бедолагу, откусив ему язык. Но на фоне брутального "Армагеддона", первая часть кажется семейным фэнтези.

Вот они слева направо<br />
Вот они слева направо

И всё же, Чернокнижнику не нужны кровь и кишки, чтобы по-праву считаться фильмом ужасов. В ассортименте режиссера (Стив Майнер, в среде киноманов известен, как режиссер первых-двух "Пятниц") имелся динамичный сценарий, чарующий злодей, грамотная работа гримеров и саундтрек за авторством Джерри Голдсмита. Благодаря этой необычной смеси появился захватывающий, местами наивный, но жуткий и притягательный фильм про хтонического злодея, который хочет уничтожить мир.

Даже в отрыве от "продолжений" его можно считать самодостаточным фильмом. Потому что про остальные хочется сказать: "всё не то, всё не так!".

Чернокнижник: Армагеддон, 1993 г. (Warlock: The Armageddon)

Успех первого фильма на видеоносителях заставил боссов Trimark задуматься о продолжении. На этот раз в кресло режиссера сел Энтони Хикокс - типичный ремесленник студии, но обладающий собственным стилем. "Музей восковых фигур" и "Восставший из Ада 3" вряд ли можно назвать классикой, но они отличались динамикой и обилием жестоких и хитроумных сцен. Короче говоря, он снимал развлекательные ужастики, дешевые, но смотрибельные.

Джулиан Сэндс согласился вернуться к своей роли. Сыграла ли необходимость в деньгах, или же британец настолько вдохновился своим персонажем, что не побрезговал сниматься у "не понятно кого" - не известно.

Вспоминаем трилогию "Чернокнижник"

Забегая вперед, скажу, что "Армагеддон" даже близко не стоит с первой частью. От её чарующей атмосферы не осталось ни следа - перед нами кровавый, развлекательный фильм категории Б, который уютно бы чувствовал себя на телевидении. Создатели будто и не хотели примазываться к творению Туи и Майнера; у них был свой путь.

Поэтому сиквел не имеет ничего общего с оригиналом. Считайте, что это два разных фильма с одинаковым названием и общим актером. Собственно, так оно и есть - Trimark владел правами только на название, поэтому перед нами "замаскированный" ремейк. Поэтому Чернокнижника тут называют Сыном Сатаны.

Итак, сюжет. Раз в сотни лет происходят лунное и солнечное затмения, между которыми должен "родится" Чернокнижник (сын Сатаны, не колдун) и освободить своего родителя из заточения с помощью семи специальных камней. И вот, сегодня, час настал. Зло вновь явилось в наш мир и вновь хочет уничтожить человечество. На этот раз ему противостоит община друидов, которая в срочном порядке должна обучить новых рекрутов, чтобы бросить их в бой против злодея.

Вспоминаем трилогию "Чернокнижник"

Сюжет - стандартная сказка про искреннее добро и вселенское зло, которое бродит по земле, неся хаос и смерть. Ничего особенного, но в руках непонятных товарищей история превратилась в какой-то балаган.

Фильм поделен на две условные части - в одной Чернокнижник катается по городам Америки и собирает камни; в другой друиды учат молодых премудростям доброй магии; и вот её хочется постоянно перематывать.

Положительные герои и близко не стоят с персонажами из первого фильма. Молодой парень Кенни и его возлюбленная Саманта пытаются постичь силу друидов, попутно пытаясь разобраться в своих чувствах в стиле дешевой мыльной оперы. Очень интересно, но мы вроде фильм ужасов смотрим? Вдобавок, родители молодых враждуют между собой в лучших традициях "Ромео и Джульетты" (да, Шекспир тут цитируется чуть ли не напрямую). И на всю эту солянку уходит 60 процентов хронометража. Все болтают, ссорятся, пытаются шутить... А в итоге выходит ровное ничего. В битве со злодеем все начинают заниматься откровенной ерундой. Дошло до того, что верховные друиды выходят на Чернокнижника... с огнестрелом! Как к такому можно серьезно относиться?

Вспоминаем трилогию "Чернокнижник"

Зато сюжетная линия с Чернокнижником - это именно то, ради чего стоит смотреть фильм. Сэндс здесь не просто хорош, он создал нового персонажа, гораздо опаснее своей оригинальной версии. Если раньше он мог прикинуться вежливым, то теперь ему достаточно сказать прямо и категорично, чтобы жертва сию минуту начала паниковать (даже те, кто поначалу не принимали колдуна всерьез). Словно Терминатор, он щеголяет в черном прикиде с абсолютно каменным лицом, и ценой лживых обещаний и зверских убийств добивается своей цели.

Холодный взгляд, злодейская усмешка и изобретательность убийств создали, пожалуй, один из самых пугающих и харизматичных образов в истории жанра.

Вспоминаем трилогию "Чернокнижник"

Как и в первом фильме, Чернокнижник вынужден заниматься сбором предметов, которые позволят его отцу/хозяину обрести силу (можно списать это на творческую лень сценаристов, но да ладно). И взять их просто так он не может - по "неким правилам" владельцы сами должны отдать ему артефакты, взамен на исполнение их желаний. Как правило, Чернокнижник извращает желания в духе Джинна из "Исполнителя желаний".

Девушка хочет полетать? Увы, но гравитация сильнее желаний. Бизнесмен желает заполучить самый уникальный экспонат в свою коллекцию? Что ж, он станет живой статуей, выполненной в стиле Пикассо (которого колдун, судя по всему, уважает). Проститутка сетует на то, что из-за маленького зеркала она не видит свою причёску? Ну, с оторванным скальпом ей будет проще.

"Пикассо. Точно Пикассо!" (с)<br />
"Пикассо. Точно Пикассо!" (с)

Естественно, каждое появление Чернокнижника знаменует собой наличие крови и кишок - вот тут создатели разошлись по-полной. Одна сцена "рождения" колдуна как бы говорит нам, в каком направлении решили пойти авторы - мрак, кровь, крики, слёзы, грязь и мясо. Не уровень "Пилы", но по своему омерзительно. Кое-где Хикокс обошёлся намеками, но и на том спасибо - сцена в лифте и без того пугает. И, будто этого было мало, Чернокнижник не упускает возможности поиздеваться над жертвой; а шутит он цинично.

Но и с Чернокнижником не всё так гладко. Чтобы растянуть его похождения, сценаристам пришлось пойти на череду глупостей. Например, зачем колдуну машина, если он сам умеет летать со скоростью истребителя? Или зачем ему кинжал, если он и сам неплохо справляется собственными силами?

В сухом остатке остается набор противоречий. "Чернокнижник: Армагеддон" легко любить и ненавидеть. Бесячие герои и их растянутая любовная линия? Ладно, зато есть харизматичный Сэндс. Убийства выглядят эффектно? Хорошо, но сами спецэффекты нарисованы ужасно. В сценарии полно глупостей? Зато фильм развлекает.

Вспоминаем трилогию "Чернокнижник"

И всё же, что то в этом фильме есть. Если смотреть на него с точки зрения ностальгии, то "Армагеддон" вызывает приятные чувства. Будучи легким, местами наивным, местами кровавым ужастиком он напоминает о той далекой эпохе VHS, когда подобные шедевры штамповали пачками, а за отсутствием выбора они смотрелись на ура. Да и Сэндс, чего уж греха таить, вытащил на себе фильм.

Чернокнижник 3: Последняя битва, 1999 г. (Warlock III: The End of Innocence)

Большинство фанатов предпочитает игнорировать триквел, и справедливо. Но раз он официально входит в каноническую серию, то скажу про него пару слов.

О производстве "Последней битвы" ходит множество неприятных слухов. Вроде бы делали его с оглядкой на ТВ, чтобы заполнить производственную нишу. Бюджет постоянно сокращали и дошли до смешных 2-х миллионов (и это в 1999 году). Сэндс поначалу был не против вернуться к роли, но разузнав детали производства, послал продюсеров куда-подальше. А на его место тут же подобрали Брюса Пейна, актёра, у которого на роду написано играть самых отъявленных негодяев. Жаль, с карьерой ему не повезло...

Вспоминаем трилогию "Чернокнижник"

Но, даже он не смог вытащить на себе триквел. Потому «Последняя битва» - дешевый, вторичный и бездарный триллер. Что-то на уровне Asylum, но у тех хотя бы есть стиль.

Честно, при просмотре сложно зацепиться хоть за что-нибудь хорошее. Бюджетность здесь выпирает из каждых щелей - начиная от постановки, и заканчивая сценарием. На этот раз колдун хочет поймать в свои сети некую Крис, чьи предки были ведьмами; дескать её душа позволит колдуну обрести бессмертие и в очередной раз устроить ад на земле. Сама же Крис с друзьями наведывается в дом, куда вскоре приходит злодей. Под видом гостя, он втирается к ребятам в доверие и вынуждает их дать согласие на убийство Крис (зачем? Таков путь).

Единственное, что в этом сценарии по-настоящему привлекательное - это концепция пожертвования. Колдун всеми правдами и неправдами заставляет друзей предать близкого, проверяя их волю на прочность. Здесь действительно чувствуется нечто колдовское, пугающее, что заставляет нас через искушение идти на поводу у зла.

Вспоминаем трилогию "Чернокнижник"

Но бюджет в два бутерброда портит всё. Помните, как в первой части герои ехали через весь штат за колдуном? А помните, как Чернокнижник во второй части посещал разные города Америки? Забудьте. Здесь всего две локаций - общежитие и дом. И то общежитие больше похоже на угол в складском помещении. А события в доме напоминают банальную театральную постановку - никакого саспенса, никакого напряжения, никакой беготни. Ничего. В этом фильме только говорят и говорят и говорят.

Чернокнижник Пейна хоть и имеет толику харизмы, но даже он здесь бесполезен. По сути всё, что у него есть - злодейская ухмылка и умение капать на мозги. Левитация? Телекинез? Файерболы? Ха! Максимум это заморозка (как же убого это выглядит) да пирокинез (тоже не весело). А уж как-то нелепо он умирал...

Вспоминаем трилогию "Чернокнижник"

А самое обидное, что под это дело подписалась Эшли Лоуренс, она же Кёрсти из "Восставшего из Ада". И, кстати, видно, как ей самой было противно сниматься в этой подделке.

Очевидно, что продюсеры пытались примазать левый сценарий к именитой франшизе. Однако триквел умудрился сохранить некоторые особенности серии. По традиции колдун занимается сбором неких предметов для достижения своей цели - это души друзей Крис. Противостоят колдуну добрые маги, как и друиды из второго фильма. А одевается Чернокнижник так же эффектно, как и всегда. Теперь на нём черное кожаное пальто и не менее стильные кожаные штаны.

Вспоминаем трилогию "Чернокнижник"

Мелочь, но лучше такая связь, чем никакая.

К сожалению (или к счастью), на этой печальной ноте франшиза канула в лету без какой-либо надежды на возвращение. Впрочем, надо ли оно без Сэндса?

***

Но для российского зрителя на третьем фильме Чернокнижник не закончился. Официальным дистрибьютором фильма в СНГ выступала компания "Екатеринбург-Арт". В узких кругах студия известна своими красивыми обложками, приятной рекламой... и выпуском откровенного мусора, при том в огромных количествах. Более того, они не брезговали выпускать дешевые фильмы под видом продолжений известных франшиз.

Как например "John Sinclair: Brides of the Devil", он же "Чернокнижник: Невеста дьявола". Фильм представляет собой пилот несостоявшегося немецкого сериала. По сюжету четыре студентки зачем-то решили провести ритуал, и в результате стали служанками князя тьмы. Спасать нерадивых отправился Джон Синклер, знаменитый охотник на ведьм. Действие фильма происходит в старом замке. О спецэффектах даже заикаться не буду.

"Покайся во грехе!"<br />
"Покайся во грехе!"

Но и это ещё не всё! Подобную участь постигла и "The Brotherhood 2: Young Warlocks", или по-нашему "Чернокнижник: Новое поколение". То, что фильм сам по себе является сиквелом малобюджетного хоррора локализаторов почему-то не смутило. Кстати, ради интереса посмотрите на постеры последних частей "The Brotherhood" (их там несколько) - Гачимучи отдыхает.

***

На этом, пожалуй, всё. Напоследок скажу, что дилогия "Чернокнижника" - это не просто развлекательные ужастики с харизматичным главным злодеем. Это зеркало бесславных 80-х с её безумными сюжетами, броским стилем и черным юмором. Это фильмы, которые приятно пересматривать и сейчас, раз за разом удивляясь фантазией авторов, и сожалея, что сейчас подобного уже не снимут.

Спасибо за внимание!

24K24K показов
5.2K5.2K открытий
33 репоста
68 комментариев

Официально заявляю, что момент, где Чернокнижник из пальца в людей стрелял - один из самых крутых в истории кино

Ответить

Всё так

Ответить

Так и знал великое отсылается к гениальному.

Ответить

Первые две части засмотрел до дыр на кассете. Отличные фильмы своего времени. С третьей даже и не пересекался. Спасибо за обзор,

Ответить

ПРо замечательную игру забыли упомянуть.
https://www.youtube.com/watch?v=XZ9-JMIvlvI

Ответить

Черт, я планировал её включить в статью, но почему то забыл

Ответить

о привет мой детский страх, не виделись лет 25. до сих пор помню сцену превращения

Ответить