Подписка на все лето за 1₽
18+

Человек не может выбрать, чего желать: разбор финала сериала «Тьма» Материал редакции

Зеркальные миры, греческая мифология, борьба с самим собой и другие идеи из третьего сезона.

В закладки
Слушать

Сериал «Тьма» (Dark) неохотно раскрывал зрителям свои секреты. Лишь второй сезон чётко очертил основную проблему сериала — противостояние человека с собственной судьбой. Можем ли мы изменить предопределённое будущее? Можем ли поступить иначе, зная наперёд, какая судьба нам уготована? Есть ли у человека свобода воли и власть над собственной жизнью? Эти вопросы стали лейтмотивом всего сериала.

И финал красиво разрешил центральный конфликт, хоть и неожиданным способом. Чтобы полностью в нём разобраться, нужно вспомнить о принципе путешествий во времени, греческой и христианской мифологии, и трудах немецких философов — но обо всём по порядку.

Если вам нравятся головоломки для ума, тема путешествий во времени и борьбы с судьбой, рекомендуем вам посмотреть сериал и вернуться к этому материалу позже.

Что нужно знать перед просмотром

События «Тьмы» начались в 2019 году, в немецком городке Винден. Во время одной из вечерних прогулок группа подростков оказалась возле таинственной пещеры, из которой внезапно раздался жуткий рёв. Испуганные школьники разбежались в разные стороны по лесу, а самый молодой из них, Миккель Нильсен, бесследно исчез.

Описание завязки может напоминать «Очень странные дела», но на самом деле эти два сериала совершенно непохожи друг на друга.

«Тьма» сразу настраивает зрителя на нужный лад: мы узнаем о загадочном самоубийстве, секретах руководства атомной электростанции и нераскрытых убийствах детей тридцатилетней давности. Всё это — в «холодном» реалистичном стиле, характерном для европейского кино.

Главный герой — ученик старших классов Йонас Канвальд. Он почувствовал себя ответственным за исчезновение Миккеля и отправился на его поиски. Вместе с ним зритель постепенно раскрывает тайны Виндена и секреты сразу нескольких поколений горожан.

Чтобы узнать больше о предыстории, рекомендуем прочитать наш предыдущий материал о втором сезоне «Тьмы». Здесь же мы коротко расскажем, что стоит ожидать от сериала.

«Тьма» — сложная и требовательная головоломка про путешествия во времени

В центре сюжета сериала четыре семьи — Нильсены, Канвалды, Доплеры и Тидеманны. Все они связаны друг с другом. Как именно — и предстоит выяснить зрителю.

Сами события разворачиваются в нескольких временных промежутках. Сперва в 2019, 1986 и 1953, позже — также в 2052, 1920 и 1888 годах. Повествование идёт от лица дюжины разных героев, и внимание истории очень быстро переходит с одного на другого.

Стоит также добавить, что события показываются нелинейно. Даже после двух из трёх сезонов оставалось множество белых пятен в истории, а одни из самых важных фрагментов мозаики мы смогли увидеть только в предпоследней серии.

Так что отследить все события и действия героев — само по себе непростое и интересное испытание. На фоне «Тьмы» даже монтаж «Мира Дикого Запада» или «Начала» кажется простым и очевидным.

К началу третьего сезона многих мучили сомнения: получится ли у шоураннеров подвезти к логичному финалу такое огромное количество сюжетных линий? Получится ли достойно завершить мозаику или история «Тьмы» провалится под весом собственных сюжетных линий.

В итоге, третий сезон превзошёл самые смелые ожидания. Практически каждое брошенное слово из предыдущих сезонов нашло отголосок в конце истории. Сюжетные линии всех героев завершились, каждый предмет сыграл свою роль.

Для того, чтобы помочь зрителю ориентироваться в происходящем, авторы сериала даже создали специальный сайт. Там можно прочитать про каждого героя, ключевые предметы или важные явления, и увидеть, какую роль они играли во всех трёх сезонах.

Таким образом шоураннеры сами запретили себе «жульничать» — забыть, изменить или отменить события стало невозможно. При помощи сайта мы можем самостоятельно проверить, что все поворотные моменты истории так или иначе сыграли свою роль.

Это всё ещё история о детерминизме и предопределённости

По словам самих авторов, в первую очередь сюжет «Тьмы» посвящён детерминизму. Эта философская концепция предполагает, что всё в мире связано причинно-следственными связями и возможен только один вариант будущего. Из этого следует, что люди не могут изменить свою судьбу, даже если узнают о ней наперёд.

Это особенно важно потому, что история «Тьмы» держится на путешествиях во времени. Герои постоянно попадают в прошлое, но при этом не меняют будущее, а помогают ему случиться. Таким образом сериал избегает «Парадокса дедушки» и других типичных противоречий, связанных со временем.

В результате таких путешествий образуются бесконечные петли, которые в сериале называются «циклами». Например, случаются три события: А в 1950 году, Б в 1980-м и В в 2010-м. При этом А первопричина Б, Б, в свою очередь, привело к В, а В из-за перемещений во времени обусловило А.

Пример перемещений одного из героев

Конечно, произведения с такими перемещениями во времени были и раньше, но «Тьма» возводит эту идею в абсолют, предлагая десятки разных вариантов таких событий. При этом, у ни одного из них нет начала или первопричины — отследить момент, с которого всё началось, невозможно.

По словам шоураннеров, только детерминистический подход к путешествиям во времени мог добавить истории напряжения. Сложно переживать за будущее, в котором всё что угодно можно поменять по своему усмотрению, как в классических историях. Гораздо сложнее и интереснее наблюдать за героями, которые тщетно пытаются избежать своей судьбы и стараются хоть-что нибудь исправить.

Нужно учитывать, что в первую очередь «Тьма» о детерминизме, и путешествия во времени только его подчёркивают, а не наоборот. Авторов сами перемещения не очень интересуют, для них гораздо важнее разобраться в судьбе.

Почему с людьми происходит злой рок? Кто виноват в том, что нельзя ничего поменять — Бог, законы физики, само Время? Именно на эти вопросы сериал ищет ответ.

Это важно понимать, потому что греческая, христианская и буддистская мифологии, отсылки к немецким мыслителям, сама концепция временных петель нужны лишь для того, чтобы разобраться в предопределённости будущего.

Иначе говоря, «Тьма» — хорошая история о путешествиях во времени и исключительная история о детерминизме.

Пожалуй, это самое комплексное и завершённое художественное произведение на эту тему.

Первый сезон объяснил зрителю правила мира, второй был посвящён меланхоличным рассуждениям о роке и попыткам героев хоть что-то изменить. Третий же, перед тем как подвести историю к финалу, сделал шаг назад и показал, почему именно так происходит.

К сожалению, не всё получилось идеально. В третьем сезоне шоураннеры сделали несколько рискованных творческих решений, которые некоторым могут показаться спорными. К тому же, монтаж первой половины сезона требует внимательности и может запутать зрителей.

Но самая большая загвоздка в том, что ответы на секреты «Тьмы» спрятаны не в финале, а посредине истории. И нужно их отыскать, чтобы во всём разобраться.

Внимание! Далее в тексте следуют спойлеры к третьему сезону сериала.

Физика путешествий во времени и логика событий

Подробно о научных основах сериала мы уже рассказывали раньше, так что повторим самое главное.

В сериале путешествия во времени осуществляются благодаря червоточинам. Они же — мосты Эйнштейна-Розена, существование которых предсказывает Общая теория относительности.

Такие порталы могут возникнуть благодаря экзотической материи, и, согласно некоторым теориям, они будут проходимы для путешественников. Ничего из этого не противоречит современным научным представлениям.

Сериал приравнивает конденсат бозона Хиггса к подобной экзотической материи — в этой истории он появляется из радиоактивного Цезия-137, который хранился на атомной электростанции в Виндене.

«Тьма» смешивает эти утверждения с некоторыми учениями герметизма, в частности попытками алхимиков вывести «первичную материю». В сериале показано закрытое общество Sic Mundus, которое знало, что таким образом можно будет овладеть технологией путешествия во времени, и ждало подходящего развития технологий.

Машины времени

Изначально, герои путешествовали во времени при помощи червоточины в пещере. Она открывала портал не в два, а в три временных промежутка. Изначально — из 1986 в 2019 и 2053.

Интервал 33 года выбран не случайно. Во-первых, именно столько длятся солнечные и лунные циклы, которые упоминаются в оккультных текстах. Во-вторых, 30 лет — это период полураспада Цезия, который по сюжету сериала находится внутри червоточины и удерживает её от схлопывания.

Первая машина времени представляла собой кресло в бункере под пещерами. Сначала перемещения были опасными, поэтому культ похищал детей и использовал их в качестве подопытных.

В дальнейшем, учёный Танхаус разработал переносную машину времени, которая закрыла червоточину и открыла её сразу же вновь, но уже в другое время. Вместо 1953 можно было отправится в 2052.

Позднее общество Sic Mundus научилось контролировать «частицу Бога» — экзотическое вещество, — и открывало порталы по собственному желанию.

Самые совершенные машины времени в сериале представляют собой золотые сферы. Они могут отправить путешественников куда угодно, включая даже другую вселенную. Именно их чертежи можно увидеть в начале третьего сезона.

Апокалипсис

Во время возникновения червоточины, в 1986 году, случился апокалипсис. Экзотическое вещество на АЭС прореагировало и уничтожило станцию. Множество людей погибло, и, судя по всему, мир так и не оправился от этой катастрофы.

Что важнее, в тот момент, — на одну наносекунду, — течение времени остановилось. Все причинно-следственные связи на одно мгновение разрушились. Это повлияло на приливные силы и вывело планету из равновесия. Из-за этого в мире после взрыва происходят постоянные катаклизмы без надежды на улучшение ситуации.

Также сценаристы решили использовать ещё одно допущение, связанное с апокалипсисом. В момент детонации, из-за отсутствия каузальных связей между событиями, «перезагрузки» мира, стали возможны несколько вариантов альтернативных событий. И они могут существовать одновременно.

Альтернативные миры и альтернативные поступки

В конце второго сезона, после смерти Марты из мира Йонаса, за героем приходит Марта из другой вселенной (дальше Марта-Б), и спасает героя от смерти. А в середине третьего сезона мы узнаем, что в момент катастрофы Марта-Б на самом деле приняла оба взаимоисключающих решения — спасла Йонаса и ушла восвояси.

К этим фактам сериал подводит научные теории. Для начала, нам показывают небольшой урок о квантовой механике и эксперименте Шрёдингера. Согласно классическим представлениям, до того, как элементарная частица будет взаимодействовать с внешним наблюдателем, она находится в двух взаимоисключающих состояниях одновременно. Это не неизвестное состояние, а «суперпозиция», третья форма существования частицы.

Шрёдингер проводил аналогию с котом, и говорил, что таким образом кот по этой теории должен быть и живым, и мёртвым одновременно, иллюстрируя абсурдность квантовой теории.

Это утверждение противоречит интуиции, и, тем не менее, Шрёдингер ошибся. Существование суперпозиции элементарных частиц было доказано неоднократно в ходе экспериментов и используется на практике. Впрочем, квантовая теория не распространяется на макромир из-за декогеренции.

Но в сериале, из-за остановки времени, именно суперпозиция произошла с героями. Марта одновременно ушла в другой мир сама и забрала Йонаса с собой. Он одновременно ушёл с Мартой и спрятался в бункере один.

Таким образом шоураннеры иллюстрируют, что на наносекунду причинно-следственные связи остановились и герои смогли свободно выбрать два варианта. Из-за этого феномена вселенная включает в себя сразу оба варианта событий.

К тому же, в сериале оказалось несколько миров. Марта-Б пришла из мира, где также возникла червоточина, но события пошли иначе. Миккель не исчез в лесу и Йонас не родился. В мире Б также произошёл апокалипсис.

В начале третьего сезона на школьном уроке с физики обсуждают чёрные дыры. В частности упоминается, что никто не знает, что находится внутри аномалии. Возможно, там иная вселенная, что вполне допускает Общая теория относительности.

Таким образом, создатели подводят научную базу под события третьего сезона, в частности они объясняют наличие параллельных миров, параллельных событий и возможность изменить предопределенные события в момент апокалипсиса.

Впрочем, следует учесть несколько недоработок. Раскрытие квантовой механики поверхностно и уступает таковому из сериала Devs, который также затрагивает тему свободы воли и детерминизма.

Во-вторых, в сериале к концу третьего сезона накапливается огромное число допущений и условностей. Каждое из них можно оправдать какой-то научной теорией, но вместе их слишком много, чтобы быть правдой.

Вместо того, чтобы строить события от одного из допущений, в третьем сезоне шоураннеры пытаются отчаянно оправдать собственный сюжет при помощи науки. Поэтому важно понимать, что в «Тьме» история героев на первом месте, а с помощью научной фантастики авторы лишь пытаются сделать её приземленной и обоснованной.

События третьего сезона

В третьем сезоне нам предлагают принять на веру сразу несколько спорных фактов. Во-первых, существует параллельный мир, неразрывно связанный с основным. Во-вторых, был также оригинальный мир, в котором впервые возникла червоточина.

Оба этих утверждения усложняют представления о цикле и вселенной. Некоторые зрители даже говорили, что таким образом шоураннеры сломали детерминизм истории и вызвали «Парадокс дедушки». Попробуем последовательно разобраться.

Три мира «Тьмы»

В 1971 году сын Танхауса вместе со своей супругой и маленькой дочкой разбились в автокатастрофе. Учёный не смог отпустить смерть близких, поэтому решил создать машину времени. Он запустил её в 1986 году и в результате несчастного эксперимента уничтожил свою вселенную.

Оригинальный мир разделился на два. В мире А происходили события первых двух сезонов. Из мира Б пришла другая Марта. В первом Йонас появился на свет, в другом нет. В обоих мирах существовала червоточина в 1986-й и произошёл апокалипсис в 2020 году.

Следует понимать, что ни мир А, ни мир Б не связаны с оригинальным миром. В новых мирах к Танхаусу после катастрофы путешественники во времени принесли младенца, — Шарлотту, — и учёный не создал машину времени, уделяя всё внимание ребёнку.

В оригинальном мире Танхаус создал протомашину времени и уничтожил свой таймлайн

Миры А и Б связаны между собой путешествиями Марты, Йонаса и причинно-следственными связами. Но никто в них, кроме Клаудии, не догадывается о существовании оригинального мира.

В мирах А и Б существовала червоточина и бесчисленное количество раз происходили циклы, в то время как оригинальный мир не существовал.

Проще всего это представить следующим образом: В оригинальном мире происходит автомобильная авария — Танхаус создаёт машину времени и расщепляет мир — создаются миры А и Б, в которых по спирали повторяется цикл, пока герои его наконец-то не разрушают — Йонас и Марта предотвращают аварию в оригинальном мире.

Таким образом, в первом мире время всегда шло линейно. «Парадокса дедушки» там не было, поскольку не было никогда другого будущего, кроме того, которое создали Марта и Йонас в конце. Полностью линейная хронология с небольшой петлёй.

В мирах А и Б, в свою очередь, всегда существовал узел, существовала червоточина. Это необходимо из-за внутренней логики сериала, поскольку из-за постоянной петли момент до возникновения червоточины нельзя было бы отследить.

Для того, чтобы представить мир без чёрной дыры под Винденом, шоураннерам пришлось создать совершенно новый таймлайн.

Зеркальный мир и вечный цикл

Если бы сериал закончился на предпоследней серии, получился бы идеальный цикл, который можно было бы смотреть сначала. Только последняя серия показывает события за границами цикла, до и после его возникновения.

Цикл имеет несколько правил, которые помогут лучше понимать события сериала. Так, время в «Тьме» нелинейно. Все события существуют и происходят одновременно, повторяясь снова и снова. А время как линия — лишь иллюзия человеческого восприятия.

Таким образом, не имеет смысла искать первопричину событий. Всегда в историю вмешивался альтернативный мир. Всегда была другая Марта. Всегда Клаудия играла на две стороны конфликта.

По словам шоураннеров, концовку сериала они придумали до начала первого сезона. То есть идея с оригинальным миром была изначально. А вот зеркальный мир уже написали во время второго сезона. Теперь уже сложно гадать, как бы события разворачивались без него — слишком сильно герои из мира Б влияют на мир А.

Связь миров А и Б Ева демонстрирует на примере знака бесконечности. Но, учитывая, что кроме зеркальных миров есть ещё разделение истории в момент Апокалипсиса, историю лучше проиллюстрировать на примере ленты Мёбиуса.

Лента имеет две петли, которые пересекаются в центре — это два мира. Иногда история проходит по внутреннему краю — тогда Марта спасает Йонаса, сама погибает в руках Адама, а Йонас умирает из-за Евы. Иногда, история проходит по внешнему краю — тогда Марта сбегает сама, а Йонас прячется от взрыва в бункере.

Оба события происходят в одной системе из двух миров. При этом всё настолько взаимосвязано, что события нельзя отделить друг от друга — эти два мира одно целое. Они представляют собой «узел», о котором и говорится всё время в сериале.

И эта цепь событий повторяется снова и снова по кругу, без начала и конца.

Йонасы и Марты

Много кого озадачило количество главных героев, так что нужно отдельно разобраться кто есть кто.

В мире А Ханна вышла замуж за Миккеля и родила Йонаса. В мире Б Миккель не пропал, и Йонас не родился.

В мире А Адам убил Марту-А в конце второго сезона. Затем произошли альтернативные события.

Марта из мира Б пришла в мир А спасать Йонаса. В одних случаях ей удалось перенести его в свой мир, в других её остановил Бартош-Б и забрал на встречу с Евой.

В первом варианте Марта-Б перенесла Йонаса в свой мир, оставила Страннику цезий для экспериментов, вернулась к Адаму в 2052 год и погибла от его руки. Йонас в мире Б, в свою очередь, был убит Евой.

Во втором варианте Йонас спрятался в бункере, пережил катастрофу, стал Странником и впоследствии Адамом. А Марта-Б осталась в своём мире и стала Евой.

Ева и Erit Lux

Ева построила в своём мире организацию, аналогичную Sic Mundus. Она называется Erit Lux — «Пусть будет свет». Если Sic Mundus использовали в качестве герба Трикветр, то эмблемой организации Евы был Кадуцей, посох Гермеса, символ договоров и торговли.

Если Адам хотел уничтожить узел и избавиться от боли, то Ева наоборот пыталась сохранить его любой ценой.

Как и у Адама, у неё была армия верных сторонников, которые помогали ей сражаться на полях времени. В частности, среди них были Бартош-Б, который спас молодую Марту, Эгон-Б, который забрал Ханну-Б в прошлое, и Ной-Б, который наставил самого себя на «правильный» путь.

Неизвестный

Одним из самых главных сторонников Евы был Неизвестный, он же Исток. Это ребёнок любви Марты и Йонаса, погибшего от рук Евы. Исток — муж Агнес и отец Тронте. Таким образом — он финальное звено в цепи, которое замыкает семейное древо Нильсенов и Канвальдов.

Исток всецело предан Еве и помогает ей удерживать хронологию в сохранности. Он убивает свидетеля путешественников во времени, добывает разрешение на строительство АЭС, заметает оставшиеся хвосты и провоцирует катастрофу в 1986-м.

К сожалению, этот новый персонаж не получил достаточного развития. Дело в том, что он постоянно ходит втроём. Его молодая версия учится своему будущему, взрослая совершает уже известные действия, а старая контролирует, чтобы всё шло как нужно.

Это не оставляет персонажу шансов на какое-либо развитие. Поскольку известно, что от детства до глубокой старости он не изменит своих целей и методов.

Впрочем, кое-что мы всё же можем о нём узнать. Именно он написал блокнот, в котором рассказана вся история путешествий во времени в Виндене. Именно ему принадлежат некоторые фразы, которые звучат в сериале.

В четвёртой серии можно заметить последнюю строчку, которую Исток пишет в дневнике: «Я остался умирать в одиночестве. Я один буду себе судьёй».

Подсказки к пониманию

События в третьем сезоне происходят хаотично. Так, нам постоянно показывают 6 разных временных промежутков и изредка параллельные миры. Для того, чтобы лучше разобраться в событиях, авторы оставили подсказки — ключевые предметы.

Записная книжка, часы Шарлотты, карта, светильник, медальон Христофора, браслет Уробороса и другие вещи. Они постоянно передаются героями из рук в руки, и, наблюдая за путешествием вещей, мы лучше понимаем историю.

Взять к примеру записную книжку с трикветром на обложке. Её написал Исток. Позже Ева передала её Клаудии-Б, а та, в свою очередь, Клаудии-А. Героиня вырвала несколько листов и отдала книжку Питеру и Тронте в конце первого сезона.

После смерти Питера его дочь Элизабет отправилась к молодому Ною, прихватив блокнот с собой. А уже повзрослевший Ной отыскал у Клаудии оставшиеся страницы. Наконец, после смерти Ноя книжка досталась Адаму.

Подобным образом можно следить и за героями, но это гораздо сложнее. К тому же, увы, герои из мира Б раскрыты намного хуже.

Последний цикл

Война Адама и Евы, смерти Марты и Йонаса повторялись бесчисленное количество раз. Несмотря на небольшие изменения, главные события истории повторялись вновь и вновь. Но в итоге Клаудия поняла, как выбраться из цикла.

С самого начала Клаудия хотела спасти свою дочь, Регину. Но она погибала в обоих мирах. Со временем Клаудия догадалась, что за цикл ответственен Танхаус, и где-то должен быть мир без червоточины.

В итоге, она рассказала Йонасу о хитрости, которую использует Ева в момент Апокалипсиса и которая позволяет разрушить узел. Впоследствии именно этой лазейкой воспользовались герои, чтобы восстановить оригинальный мир.

Не до конца понятно, как Клаудии наконец удалось сломать цикл. Возможно, ей помогли «дежавю» — обрывки воспоминаний о прошлых жизнях. Возможно, цикл — на самом деле спираль, имеющая начало и конец, и повторяющаяся множество раз.

В любом случае, без подобной лазейки из цикла выйти было нельзя. Без этого допущения герои ничего бы не достигли.

В финале же Йонас и Марта отправились в оригинальный мир и предупредили сына Танхауса. Аварии не случилось, и учёный не расщепил свой мир.

Винден без АЭС в опенинге первого сезона

Стоит отметить символизм — в оригинальном мире была живая Регина, но не было АЭС в Виндене. В этом мире не было Истока, который бы заставил мэра подписать разрешение на строительство станции. В результате, не было утечки радиации и Регина не заболела раком.

Так можно ли сказать, что именно такая лазейка в хронологии — победа, которую искали герои? Что именно время было их врагом и они смогли его одолеть, разрушить цикл? Нет, поскольку это лишь тень настоящей победы.

Чтобы понять, кто настоящий антагонист сериала, необходимо разобраться в символизме истории.

Мифология «Тьмы»

В сериале переплетаются сразу несколько мифов — древнегреческий, христианский и восточный. Все они — часть общей истории о сражении человека с судьбой.

Во втором сезоне Адам, главный герой, говорил, что настоящий его враг — Время, Бог. Что он лишь марионетка в руках детерминизма. Что вселенная забрала у него свободу воли и обрекла на муки. Так ли это?

Древние мифы могут ответить на этот вопрос.

Древнегреческая трагедия

Следует отметить, что для многих греческих трагедий характерна борьба героя с судьбой. Например Эдип, который пошёл против воли богов, но всё равно случайно убил своего отца.

В самой первой серии нас знакомят с мифом об Ариадне и Тесее. По легенде, прославленный герой во время своих путешествий прибыл на остров Крит, для того, чтобы уничтожить Минотавра — чудовище, которое жило в лабиринте.

Но сразить монстра — лишь половина испытания, важно также было найти выход из лабиринта. Для этого принцесса Ариадна подарила герою нить и, следуя по ней, герой смог вернуться.

К сожалению, Тесею и Ариадне не суждено было быть вместе. Существует несколько версий легенды, но во всех Ариадну ждёт смерть.

Символизм этой легенды очевиден: Йонас — это герой, который ищет выход из лабиринта, а любовь к Марте это его путеводная нить. Но кто Минотавр?

Потерянный рай

Христианские параллели также говорят сами за себя. В «Тьме» есть Танхаус, Бог, создавший червоточину и циклы. Есть Ной, который спас людей во время Апокалипсиса. Есть Михаил, защитник, пожертвовавший своей жизнью ради сына. Можно даже предположить, что Исток — это Каин, убийца.

И, конечно, Адам и Ева. Из их союза родился Исток. Половина героев — их дети. В истории даже есть магическая машина времени в форме золотого яблока. А Клаудия, прозванная «Белым дьяволом», соблазнила их уничтожить мир.

В Библии Адам и Ева согрешили, из-за чего их выгнали из Рая и они стали смертными. В цикле «Тьмы» герои также живут вечно, а события повторяются вновь и вновь. Но похож ли этот мир, с болью, убийствами, постоянной войной, на Рай?

Карма и Сансара

Сериал прямо не цитирует буддизм и индуизм, но, тем не менее, множество событий напоминает о восточных учениях.

В первую очередь речь идёт о колесе Сансары, его параллелях с циклом. Как и в сериале, буддизм учит пути, позволяющему выйти за пределы цикла страданий. Ключевую роль в этом играет карма.

Карма в переводе означает вовсе не мораль или баланс. Это слово означает действие. А именно — взаимосвязь всего в мире. Укради — и потеряешь в будущем. Помоги — и добро вернётся сторицей.

Согласно буддизму, плохие действия случаются из-за эгоизма. Из-за непредусмотрительности человека и фиксации на собственных желаниях. Только путём просветления, осознания себя как части целого мира, можно вырваться из пагубного круга.

Именно из-за эгоизма героев «Тьмы» страдали другие. Из-за желаний Ульриха пострадал Хельге, из-за желаний Клаудии — Эгон. Из-за Адама — Марта, из-за Евы — Йонас.

Уже можно сделать вывод об истории «Тьмы», но лучше ещё разобрать последнюю часть загадки — учения немецких философов.

Немецкая школа философии ХХ века

Баран бо Одар, автор идеи «Тьмы», отмечал, что почти никто не знает в мире о немецких философах и мыслителях. Для него сериал — в том числе средство культурной экспансии, способ поделиться со зрителями идеями классиков. И так случилось, что «Тьма» пронизана идеями Хайдеггера, Ницше и Шопенгауэра.

Бытие и время

В трактате «Бытие и время» Мартин Хайдеггер рассуждает о феномене Дазайн — Бытие-сейчас. Это сложная концепция, описывающая способ человеческого существования и понимания своего существования во времени.

Упрощая, можно сказать, что Дазайн — это способ существования прямо сейчас. Единственный способ существования для людей. Мы не можем существовать в будущем или прошлом, а только настоящем.

Дазайн это «конкретное место во времени», окружённое несуществующими рождением и смертью. Прошлое — это то, что сейчас уже не существует. Будущее — это то, что ещё не случилось.

Фактический Дазайн существует уже рождённым, и он уже умирает, в значении приближения к моменту смерти. Дазайн осознаёт себя как место посреди этих двух вещей.

Мартин Хайдеггер, «Бытие и время»

Во многом идеи Хайдеггера перекликаются с тем, как показано время в «Тьме». По настоящему времени не существует, и все события происходят циклично, одновременно друг с другом. Абсолютно нормально отправиться из 2020 в 1888, а потом в 2053-й.

Для героев нет прошлого и будущего, только настоящее. Так и время никуда не движется, а просто существует.

Любовь к судьбе

Второй сезон полон богоборческих идей, которые можно встретить в произведениях Фридриха Ницше. Мы уже рассказывали о его концепции «Любви к судьбе».

В частности, философ заметил, что наша боль — возникает внутри нас. Возникает тогда, когда мир не совпадает с нашими желаниями. Многие люди ведомы такой болью, и в «Тьме» это ярко видно по Йонасу. Он не смог смирится с потерей Марты. Это чувство двигало им всю жизнь. Адам был готов избавиться от мира, лишь бы убрать боль.

Фридрих Ницше писал, в свою очередь, о «Любви к судьбе». О том, что нужно уметь принять неизбежное, ценить то хорошее, что есть, и освободиться от боли и страданий.

Моя формула для величия человека есть amor fati: не хотеть ничего другого ни впереди, ни позади, ни во веки вечные. Не только переносить необходимость, но и не скрывать её – всякий идеализм есть ложь перед необходимостью, — любить её...

Фридрих Ницше, Ессо Homo

Ницше писал про столкновение человека, его внутреннего Я, с миром. С неизбежностью, судьбой, Богом — внешней силой. Но настоящий враг всегда был другой.

Свобода воли

Третий сезон «Тьмы» — во многом, ода гению Артура Шопенгауэра. Его слова написаны в эпиграфе к третьему сезону, как и в заголовке этой статьи.

Эгоизм колоссален — он возвышается над миром.

Артур Шопенгауэр, «О Свободе воли»

Детерминизм предполагает, что всё в мире предрешено и возможен только один вариант событий. В узком смысле это означает, что человек лишь пассажир, марионетка в руках законов вселенной.

С другой стороны, свобода воли, которой обладают люди, предполагает, что мы свободно, без чьего-либо вмешательства, принимаем решения.

Артур Шопенгауэр не видит в этом противоречия. В «О Свободе воли» он выделяет три градации — физическая воля, возможность поступить как хочешь без ограничений, интеллектуальная воля, полноценное понимание выбора, и моральная воля — возможность поступать согласно собственным моральным принципам.

Так же как шарик на бильярдном столе не сдвинется с места, пока его не ударят, так и человек не встанет со стула, пока не получит мотив.

Ожидать, что кто-то что-то сделает без какого-нибудь интереса или мотива всё равно что ожидать, что кусок древесины начнёт двигаться ко мне без какой либо внешней силы.

Артур Шопенгауэр

Именно моральная воля чаще всего ассоциируется у нас с классической свободой воли. В то же время Шопенгауэер спорит, что в одной и той же ситуации человек поступит только одним образом, и остальных вариантов быть не должно.

Если наш выбор свободный, то это означает, что мы поступаем в соответствии с нашими внутренними принципами и желаниями, как считаем правильным.

Я могу делать всё, что хочу. Я могу, если захочу, отдать всё что имею бедным и стану таким образом сам бедным — если захочу! Но я этого не хочу, поскольку противоположные мотивы слишком мешают мне это сделать.

С другой стороны, если бы у меня был другой характер, скажем, я был бы святым, я мог бы так поступить. Но тогда я не смог бы удержать себя от желания поступить именно так!

Артур Шопенгауэр

Таким образом, люди поступают так, как желают — это и есть свобода воли. И они не могут поступать иначе, пока они этого не захотят.

Так что настоящий враг героев в «Тьме» — не время. Не предопределенность, не судьба, не Бог, а только они сами.

Имеет ли значение, что мы выберем, если мы окажемся в сражении с самим собой снова и снова?

На словах герои сериала пытались изменить судьбу, но на деле они лишь следовали своим желаниям. Они думали, что противостоят внешним силам и не видели настоящего врага.

Если в первом и втором сезоне казалось, что противник героев — время или детерминизм, то в третьем стало очевидно, что все беды в цикле только из-за их желаний.

Ульрих хотел спасти сына любой ценой, и ради этого избил практически до смерти Хельге, создав из него маньяка. Клаудия так хотела спасти дочь, что позволила родному отцу умереть. Катарина напала на собственную мать и поплатилась за это. Ной настолько хотел воссоединиться с дочерью, что совершал преступления ради Адама.

Более того, параллельный мир нужен, чтобы показать, что герои поступали именно так, как желают, независимо от обстоятельств. Ханна в обоих мирах спит с разными мужчинами. Ульрих и там, и здесь изменяет своей жене. Ной везде служит беспрекословно в церкви. Не обстоятельства движут героями, а желания.

В конце концов, ключевую роль во всём играет цикл, бесконечная череда преступлений и страданий. Никто не в состоянии остановиться. Никто не в состоянии подумать не о своих обидах, а о других людях.

Адам одержим собственными желаниями и идёт на всё ради цели. Но Ева ничуть не лучше. Она — его отражение. Героиня хочет сохранить цикл любой ценой ради сына, поэтому не гнушается убийств Танхауса и Допплера, не боится теракта на станции.

Они оба настолько долго создавали цикл, что и не заметили, что он существует только благодаря им.

Ошибка думать, что каждый из нас — независимая сущность. Я посреди неисчислимых других Я. На самом деле, мы лишь части бесконечного целого.

Каждый из героев получает кармически то, что заслуживает — Адам убивает Марту, позже Ева убивает Йонаса. Можно сказать, что у героев был свой рай, но они его разрушили. Почему между Мартой и Йонасом была любовь, а между Адамом и Евой война и страдания? Кто виноват в этом кроме них?

Йонас-Тезей отправился в путь убивать чудовище, но оказалось, что Минотавр — он сам.

В итоге, герои всё же нашли выход из лабиринта. Хоть и оказалось, что речь всё время шла не о пространственных туннелях, а собственных чувствах.

Но победили в этом сражении не только молодые Йонас и Марта, отказавшиеся от всего ради будущего других людей. Победили также старые Адам и Ева, найдя силы переступить через себя.

{ "author_name": "Андрей Лисяный", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u044c\u043c\u0430","\u0440\u0430\u0437\u0431\u043e\u0440","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","\u043b\u043e\u043d\u0433","long"], "comments": 268, "likes": 363, "favorites": 842, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 165604, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 06 Jul 2020 18:21:34 +0300", "is_special": false }
18+
Подписка КиноПоиск
на все лето за 1₽
Оформить
Подписка КиноПоискаHD за 1 ₽ на 2 мес., далее — 269 ₽/мес. Предложение до 31 августа 2020г. Только для пользователей без активной подписки сервиса КиноПоиск. Условия просмотра: http://ya.cc/4y4UX
1 рубль
0
268 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Гражданский блик

10

В третьем сезоне количество пустотелых фраз превысило все допустимые пороги. Тем не менее, шикарный сериал, хотелось бы побольше таких своеобразных.

Собственно вопрос: какие ещё есть, заставляющие хотя бы одну извилину шевельнуться? Twin Peaks, Dark, начал Mr. Robot (пока банальненько), а что ещё?

Ответить
3

Mr. Robot кидает Тьму через бедро с прогиба.

Ответить
2

Нет, в них почти одинаковая концовка)

Ответить
–2

Нет, в роботе концовка логичная, а в Тьме она не логичная (попросту невозможна)

Ответить
0

Почему нелогичная?

Ответить
–2

Там нарушаются все причинно-следственные связи.
1. Если были тысячи итераций петли, то не может в 1001 что-то измениться. Не могла Клаудия ВНЕЗАПНО узнать про 3 мир.
2. В сериале нет петли никакой. Есть прямой как палка вектор. Петля была бы, если бы Йонас и Марта переместились в третий мир и стали причиной гибели семьи, тогда было бы зациклено.
3. Йонас и Марта не могли спасти семью, это невозможный парадокс, следствие без причины. Если машина не была бы создана, то они бы не переместились.

Ответить
8

Как я понял, Адам постоянно что-то менял в цикле, Ева всегда следила за его действиями, но просчиталась, не обратив внимание на Клаудию. В какой-то момент Клаудия узнала про третий мир (возможно с помощью дежавю (которые нам в конце обозначают как сны)).
Петля образовалась после взрыва первой машины времени Таунхауса в 86 году и после этого время в оригинальном мире остановилось. С помощью лазейки Клаудии, которая подразумевает разрыв всех причинно-следственных связей,  Йонас и Марта переместились в 71 год, спасли сына Таннхауса, два мира испарились, оригинальный таймлайн продолжился, план Таннхауса сработал. Эти два мира существуют без оригинального таймлайна, т.е. сами по себе. 

Ответить
–6

Ниче Адам не менял. Возможно узнала с помощью дежа вю? Возможно весь сюжет - это сон Йонаса из первой серии?

Ответить
7

мы видели лишь одну итерацию и не знаем, были ли другие идентичными. Мы лишь знаем, что Ханас и Марта по памяти пытались произвести события, чтобы создать нужный им результат. Были ли эти события идентичными, или нет, ты знать не можешь.

Ответить
–2

Это зацикленная петля она одинаковая, ниче они по памяти не воспроизводили, они просто видели что было до этого на каждом промежутке петли. Даже в сериале говорится, что все желания, даже желание выйти из петли, приводят к одинаковому результату. Как вы смотрите я хз.

Ответить
0

Это зацикленная петля она одинаковая

она не может быть одинаковой, потому что нужно было как минимум несколько итераций в самом начале, чтобы все персонажи родились хотябы раз и чтобы Адам с Эвой осознали происходящее. А если она в самом начале не была одинаковой и менялась, значит это доказывает, что она нестабильна и к одинаковому результату её начали приводить специально

 ниче они по памяти не воспроизводили, они просто видели что было до этого на каждом промежутке петли

видели и повторяли это специально, специально делали все так, чтобы финал оказался таким же. Но так делали только Адам с Евой, они изучили поведение всех персонажей на этом промежутке временни и контролировали их будущее. Но они не могли вледить за всем идеально, и мелкие детали все-равно должны были изменяться от итерации к итерации, не меняя финального результата

 Даже в сериале говорится

не верь всем, что тебе в сериале рассказывают. Качественное произведение дает зрителю неполную или ложную информацию от лица персонажа, который ошибается. Адам ошибался, Эва ошибалась.

Ответить
–2

Чел, я тебе как программист говорю - зацикленная бесконечная петля меняться не может. Если итерации разные - это уже не петля. Не может такого быть что 3 итерации разные, а потом 100 000 одинаковых. Это так не работает. В сериале все персонажи существуют одновременно. Там будущее влияет на прошлое. Потому там возможно что Элизабет  и Шарлота Допплеры одновременно мать и дочь.

Качественное произведение дает зрителю неполную или ложную информацию

Откуда ты это взял? Т.е ты ошибки сценария вообще не признаешь?

Ответить
4

ой пиздец, как же все плохо. На чем хоть кодишь, программист ты наш?

 Откуда ты это взял? Т.е ты ошибки сценария вообще не признаешь?

я признаю ошибки сценария, когда это ошибки сценария, а не
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ненадёжный_рассказчик

 Если итерации разные - это уже не петля. Не может такого быть что 3 итерации разные, а потом 100 000 одинаковых. Это так не работает

да, потому что это не петля, это спираль

 В сериале все персонажи существуют одновременно. Там будущее влияет на прошлое. Потому там возможно что Элизабет и Шарлота Допплеры одновременно мать и дочь.

Тогда кто появился первый, Шарлотта или Элизабет?

Ответить
0

да, потому что это не петля, это спираль

Ты не понимаешь - спираль это линия. Не зацикленная. В ней не может конец соединиться с началом.  Господи, ты что, в школе не учился? ∞ - это похоже на спираль?

Тогда кто появился первый, Шарлотта или Элизабет?

Я же тебе написал, что они одновременно существуют. Тут время не прямая линия, как ты почему-то думаешь.

Ответить
0

Шарлотта и Элизабет одновременно существовали всегда?

Ответить
3

Да, здесь работает парадокс начальной загрузки. Ни одна из них не появилась первой.

Ответить
0

и как возник этот парадокс?

Ответить
1

Ну поэтому и парадокс, нельзя логически объяснить, как он возник. Можно только сказать когда - в момент расщепления оригинального мира.

Ответить
1

а как тебе такое предположение, которое я обьясню на классическом примере парадокса, чтобы не запутывать сильнее:

путешественник во времени переспал с женщиной

появился парень

парень отправился в прошлое и переспал с собственной матерью

появился парень

парень отправился в прошлое и переспал с собственной матерью

появился парень

таким образом у нас появляется парень, который порождает сам себя

Ответить
0

Я знаю, как работают онтологические парадоксы)

Твой вопрос был в том, как он возник, а это в данном случае можно объяснить только моментом возникновения этих миров. События в них происходят мгновенно, одновременно и бесконечно, поэтому невозможно сказать кто появился первой - Шарлотта или Элизабет.

Ответить
0

не обьясняет твое утверждение вообще ничего

почему именно эти две женщины возникли в один момент? Почему они выглядят так, как выглядят? Бог их создал? Время сгенерировало?

какие у тебя доказательства бесконечности происходящего, если все завершилось? Твое утверждение уже ложное

почему события происходят одновременно? События сейчас и события пятилетней давности происходят одновременно тоже? Или они происходили 5 лет назад?

Ответить
0

В один момент возникли миры, а не только эти две женщины.

Бесконечно, в данном контексте, означает, что невозможно отследить начало и конец цикла в петле, невозможно сказать, какое событие было первым. Петля бесконечна. Конец - это начало. (Нам же даже весь третий сезон показывали знак бесконечности, ну)

Но это не означает, что петлю нельзя уничтожить, что собственно и сделали Марта и Йонас.

Если ты не понимаешь, как и почему события во временной петле могут происходить одновременно, то не знаю... почитай литературу, что ли.

Вопросы про внешность и Бога вообще дикие, мы ведь всё-таки сериал обсуждаем. Они выглядят так, потому что так выглядят актрисы, вот и все.

Ответить
–1

  потому что так выглядят актрисы

этот ответ невероятно дикий, а не мой вопрос

почему именно эти люди возникли, почему это было не стадо коров, или не кроли? 

Почему возникли именно Элизабет и Шарлотта? Почему именно блондинки? Почему не Янь-хунь и Ханока? Откуда взялся генетический материал для них, если они возникли мгновенно из ниоткуда и без каких либо предпосылок?

 Нам же даже весь третий сезон показывали знак бесконечности, ну

нам показывали петлю в здании Эвы, которая была не права и понимание которой могло быть ошибочным

 Если ты не понимаешь, как и почему события во временной петле могут происходить одновременно, то не знаю... почитай литературу, что ли.

если ты не можешь в двух словах обьяснить свое утверждение, значит это тебе стоит почитать литературу, что ли.

хочешь еще глубже? А давай!

Если события происходят одновременно и мгновенно, то относительно чего? Где точка наблюдения?

События в петле происходят с одинаковой скоростью для наблюдателя в петле и для наблюдателя поза её границами?

Ответить
3

Мы обсуждаем фантастическое произведение, со своими условностями и своей логикой.

Почему я должна знать ответы на твои абсурдные в данной ситуации вопросы?

Этот сюжет придумали и показали нам так, как его видят шоураннеры. Может у них и спроси, почему блондинки, и почему не коровы.

Я была бы рада обсудить сюжет, теории и версии происходящего, возможно посмотреть на события сериала с другой стороны, но только в рамках того, что это всё-таки вымысел, в большей степени.

Но, нет так нет.

Ответить
–2

 обсуждаем фантастическое произведение, со своими условностями и своей логикой

абсолютно согласен, в своих рассуждениях я использую научный подход, который применим к любому миру, потому что основывается только на имеющихся фактах.

 Мы обсуждаем фантастическое произведение

если ты рассматриваешь этот мир как вымышленный

который работает за своими правилами

тогда почему используешь парадокс начальной загрузки для обьяснения происходящего? Почему тебе можно использовать термины из нашего мира, а мне нет?

 Почему я должна знать ответы на твои абсурдные в данной ситуации вопросы?

потому что ты выдвинула теорию, которая не дает ответов на эти вопросы. Теория, которая противоречит фактам - плохая теория

  Может у них и спроси, почему блондинки, и почему не коровы

было бы неплохо узнать у них самих, но у меня есть версия, которая это обьясняет:
- большинство персонажей сериала появилось из-за многочисленных половых связей путешественников во времени
- все, кто не родился в оригинальном мире, были результатом этих путешествий
- следовательно, если Шарлотта с Элизабет возникли, они тоже были результатом половых связей путешественников во времени

моя теория обьясняет генетические данные персонажей и их происхождение

твоя не обьясняет, она игнорирует факты, следовательно, не может считаться обьективной

Ответить
2

Ну это не версия, это факт. Мы и так знаем, что практически все главные персонажи родственники, их родословную можно отследить до Истока. А исток у нас сын Йонаса и Марты. Петля замкнулась.

И это только родственные связи персонажей, а в сериале ещё куча событий, у которых нет начала. Например, как ты объяснишь, что Таннхаус сделал машину по своим же чертежам? Что было первое - чертежи или машина?

Что случилось первым - Ульрих искалечил Хельге, или Хельге стал похищать мальчиков и вынудил Ульриха отправиться в прошлое?

Ответить
–1

Что было первое - чертежи или машина?

вначале был Таннхаус, он написал чертеж, создал машину, отправился в прошлое и передал чертеж себе же. Поскольку он уже получил готовый чертеж, то писать его смысла не было, из-за этого Таннхаус просто построил машину по полученному чертежу и передал чертеж себе в прошлое.

и так со всеми петлями

Ответить
3

Но часовщик никогда не перемещался во времени, более того, у него и причин то не было создавать машину. Чертежи ему принесла Клаудия, в 1953.

Так со всеми петлями? Какое-то слабое объяснение, не имеющее никакого смысла

Ответить
–1

В оригинальном мире у него умер сын с невесткой и ребенком, после чего он начал создавать машину времени.

после её активации, оригинальный мир застыл

но возникло два других мира, в которых что-то происходило. Я не могу сказать, что именно, но в обоих мирах был Таннхаус, который умел строить машину времени. Он же и был первым путешественником.

Он начал эксперементировать в попытках вернуть сына уже в этих мирах, но проиграл.

Полагаю там происходил серьезный конфликт(возможно между ним и Sic Mundus), в результате которого враги Таннхауса просто принесли ему ребенка, тем самым уничтожив его стремление к временным путешествиям.

Это обьясняет появление Шарлотты и Элизабет - каждый раз ему приносили ребенка, чтобы он не бухтел, и в итоге это устаканилось на столько, что стали приводить по кругу.

И это же обьясняет разницу между машинами времени: огромная махина и золотая сфера - Таннхаус построил разную машину в каждом мире.

Ответить
3

Твоя версия противоречит сюжету и вообще выходит за его рамки. Часовщик начал изобретение машины в 1953 году, по просьбе Клаудии, а семья его погибла в 1971. Создатели нам явно дали понять, что Таннхаус никогда не перемещался во времени.

А ситуацию с Хельге и Ульрихом как ты своей версией объяснишь?

Ответить
0

ты-1 решила задачу 15го числа
ты-1 отправила себе решение в 14е число
ты-2 получила готовое решение 14го числа
ты-2 не решала этой задачи, а значит ты-2 просто должна отправлять себе эту задачу 15го числа
ты-3 получила задачу 14го числа от ты-2
ты-4 получила задачу 14го числа от ты-3
ты-5 получила задачу 14го числа от ты-4
ты-6 получила задачу 14го числа от ты-5

никто, кроме ты-1, не знает, как решать задачу
значит ты ее никогда не решала?

 А ситуацию с Хельге и Ульрихом как ты своей версией объяснишь?

а что там особенного было? Вроде та же ситуация, как с Элизабет и Шарлоттой.

Ответить
0

Как Ульрих мог изувечить Хельге, если, по твоему мнению, существует начальный цикл?

Ответить
–2

я плохо помню линию Хельге, но типа вот моя теория:

этих циклов было очень много, и в каких-то из них появился Ной, который завербовал себе Хельге Допплера

Хельге Допплера тогда еще никто не избивал, но он начал похищать Мадса Нильсена каждый раз

Ульрих Нильсен некоторое количество циклов не попадает в прошлое и живет как жил, может умирает от Апокалипсиса, может выживает

от цикла к циклу что-то немного изменялось и, в конце-концов, Ульрих Нильсен попадает в прошлое, находит Хельге и делает ему больно

тот выживает, Ной удивлен тем, что события изменились, но Хельге выжил и он его вербует

если бы Йонас с Мартой не уничтожили бы это все, то, возможно через циклов так 100, 1000 или 10000 Ульрих таки завалил бы Хельге. В таком случае Ной бы завербовал бы себе другого ребенка, или еще что.

но это только предположение, как было на самом деле можно гадать бесконечно

Ответить
1

Твои теории напрочь ломают внутреннюю логику сериала :D

Но спасибо за дискуссию, было занятно.

Ответить
0

ну не знаю, я противоречий не вижу

пока что у меня в голове не возникло вопросов или фактов, которые бы рушили мою теорию

и тебе спасибо за адекватность и за то, что выслушала

Ответить
0

И тебе, за то же :)

Ответить

Комментарии

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }