Подписка на все лето за 1₽
18+

Человек не может выбрать, чего желать: разбор финала сериала «Тьма» Материал редакции

Зеркальные миры, греческая мифология, борьба с самим собой и другие идеи из третьего сезона.

В закладки
Слушать

Сериал «Тьма» (Dark) неохотно раскрывал зрителям свои секреты. Лишь второй сезон чётко очертил основную проблему сериала — противостояние человека с собственной судьбой. Можем ли мы изменить предопределённое будущее? Можем ли поступить иначе, зная наперёд, какая судьба нам уготована? Есть ли у человека свобода воли и власть над собственной жизнью? Эти вопросы стали лейтмотивом всего сериала.

И финал красиво разрешил центральный конфликт, хоть и неожиданным способом. Чтобы полностью в нём разобраться, нужно вспомнить о принципе путешествий во времени, греческой и христианской мифологии, и трудах немецких философов — но обо всём по порядку.

Если вам нравятся головоломки для ума, тема путешествий во времени и борьбы с судьбой, рекомендуем вам посмотреть сериал и вернуться к этому материалу позже.

Что нужно знать перед просмотром

События «Тьмы» начались в 2019 году, в немецком городке Винден. Во время одной из вечерних прогулок группа подростков оказалась возле таинственной пещеры, из которой внезапно раздался жуткий рёв. Испуганные школьники разбежались в разные стороны по лесу, а самый молодой из них, Миккель Нильсен, бесследно исчез.

Описание завязки может напоминать «Очень странные дела», но на самом деле эти два сериала совершенно непохожи друг на друга.

«Тьма» сразу настраивает зрителя на нужный лад: мы узнаем о загадочном самоубийстве, секретах руководства атомной электростанции и нераскрытых убийствах детей тридцатилетней давности. Всё это — в «холодном» реалистичном стиле, характерном для европейского кино.

Главный герой — ученик старших классов Йонас Канвальд. Он почувствовал себя ответственным за исчезновение Миккеля и отправился на его поиски. Вместе с ним зритель постепенно раскрывает тайны Виндена и секреты сразу нескольких поколений горожан.

Чтобы узнать больше о предыстории, рекомендуем прочитать наш предыдущий материал о втором сезоне «Тьмы». Здесь же мы коротко расскажем, что стоит ожидать от сериала.

«Тьма» — сложная и требовательная головоломка про путешествия во времени

В центре сюжета сериала четыре семьи — Нильсены, Канвалды, Доплеры и Тидеманны. Все они связаны друг с другом. Как именно — и предстоит выяснить зрителю.

Сами события разворачиваются в нескольких временных промежутках. Сперва в 2019, 1986 и 1953, позже — также в 2052, 1920 и 1888 годах. Повествование идёт от лица дюжины разных героев, и внимание истории очень быстро переходит с одного на другого.

Стоит также добавить, что события показываются нелинейно. Даже после двух из трёх сезонов оставалось множество белых пятен в истории, а одни из самых важных фрагментов мозаики мы смогли увидеть только в предпоследней серии.

Так что отследить все события и действия героев — само по себе непростое и интересное испытание. На фоне «Тьмы» даже монтаж «Мира Дикого Запада» или «Начала» кажется простым и очевидным.

К началу третьего сезона многих мучили сомнения: получится ли у шоураннеров подвезти к логичному финалу такое огромное количество сюжетных линий? Получится ли достойно завершить мозаику или история «Тьмы» провалится под весом собственных сюжетных линий.

В итоге, третий сезон превзошёл самые смелые ожидания. Практически каждое брошенное слово из предыдущих сезонов нашло отголосок в конце истории. Сюжетные линии всех героев завершились, каждый предмет сыграл свою роль.

Для того, чтобы помочь зрителю ориентироваться в происходящем, авторы сериала даже создали специальный сайт. Там можно прочитать про каждого героя, ключевые предметы или важные явления, и увидеть, какую роль они играли во всех трёх сезонах.

Таким образом шоураннеры сами запретили себе «жульничать» — забыть, изменить или отменить события стало невозможно. При помощи сайта мы можем самостоятельно проверить, что все поворотные моменты истории так или иначе сыграли свою роль.

Это всё ещё история о детерминизме и предопределённости

По словам самих авторов, в первую очередь сюжет «Тьмы» посвящён детерминизму. Эта философская концепция предполагает, что всё в мире связано причинно-следственными связями и возможен только один вариант будущего. Из этого следует, что люди не могут изменить свою судьбу, даже если узнают о ней наперёд.

Это особенно важно потому, что история «Тьмы» держится на путешествиях во времени. Герои постоянно попадают в прошлое, но при этом не меняют будущее, а помогают ему случиться. Таким образом сериал избегает «Парадокса дедушки» и других типичных противоречий, связанных со временем.

В результате таких путешествий образуются бесконечные петли, которые в сериале называются «циклами». Например, случаются три события: А в 1950 году, Б в 1980-м и В в 2010-м. При этом А первопричина Б, Б, в свою очередь, привело к В, а В из-за перемещений во времени обусловило А.

Пример перемещений одного из героев

Конечно, произведения с такими перемещениями во времени были и раньше, но «Тьма» возводит эту идею в абсолют, предлагая десятки разных вариантов таких событий. При этом, у ни одного из них нет начала или первопричины — отследить момент, с которого всё началось, невозможно.

По словам шоураннеров, только детерминистический подход к путешествиям во времени мог добавить истории напряжения. Сложно переживать за будущее, в котором всё что угодно можно поменять по своему усмотрению, как в классических историях. Гораздо сложнее и интереснее наблюдать за героями, которые тщетно пытаются избежать своей судьбы и стараются хоть-что нибудь исправить.

Нужно учитывать, что в первую очередь «Тьма» о детерминизме, и путешествия во времени только его подчёркивают, а не наоборот. Авторов сами перемещения не очень интересуют, для них гораздо важнее разобраться в судьбе.

Почему с людьми происходит злой рок? Кто виноват в том, что нельзя ничего поменять — Бог, законы физики, само Время? Именно на эти вопросы сериал ищет ответ.

Это важно понимать, потому что греческая, христианская и буддистская мифологии, отсылки к немецким мыслителям, сама концепция временных петель нужны лишь для того, чтобы разобраться в предопределённости будущего.

Иначе говоря, «Тьма» — хорошая история о путешествиях во времени и исключительная история о детерминизме.

Пожалуй, это самое комплексное и завершённое художественное произведение на эту тему.

Первый сезон объяснил зрителю правила мира, второй был посвящён меланхоличным рассуждениям о роке и попыткам героев хоть что-то изменить. Третий же, перед тем как подвести историю к финалу, сделал шаг назад и показал, почему именно так происходит.

К сожалению, не всё получилось идеально. В третьем сезоне шоураннеры сделали несколько рискованных творческих решений, которые некоторым могут показаться спорными. К тому же, монтаж первой половины сезона требует внимательности и может запутать зрителей.

Но самая большая загвоздка в том, что ответы на секреты «Тьмы» спрятаны не в финале, а посредине истории. И нужно их отыскать, чтобы во всём разобраться.

Внимание! Далее в тексте следуют спойлеры к третьему сезону сериала.

Физика путешествий во времени и логика событий

Подробно о научных основах сериала мы уже рассказывали раньше, так что повторим самое главное.

В сериале путешествия во времени осуществляются благодаря червоточинам. Они же — мосты Эйнштейна-Розена, существование которых предсказывает Общая теория относительности.

Такие порталы могут возникнуть благодаря экзотической материи, и, согласно некоторым теориям, они будут проходимы для путешественников. Ничего из этого не противоречит современным научным представлениям.

Сериал приравнивает конденсат бозона Хиггса к подобной экзотической материи — в этой истории он появляется из радиоактивного Цезия-137, который хранился на атомной электростанции в Виндене.

«Тьма» смешивает эти утверждения с некоторыми учениями герметизма, в частности попытками алхимиков вывести «первичную материю». В сериале показано закрытое общество Sic Mundus, которое знало, что таким образом можно будет овладеть технологией путешествия во времени, и ждало подходящего развития технологий.

Машины времени

Изначально, герои путешествовали во времени при помощи червоточины в пещере. Она открывала портал не в два, а в три временных промежутка. Изначально — из 1986 в 2019 и 2053.

Интервал 33 года выбран не случайно. Во-первых, именно столько длятся солнечные и лунные циклы, которые упоминаются в оккультных текстах. Во-вторых, 30 лет — это период полураспада Цезия, который по сюжету сериала находится внутри червоточины и удерживает её от схлопывания.

Первая машина времени представляла собой кресло в бункере под пещерами. Сначала перемещения были опасными, поэтому культ похищал детей и использовал их в качестве подопытных.

В дальнейшем, учёный Танхаус разработал переносную машину времени, которая закрыла червоточину и открыла её сразу же вновь, но уже в другое время. Вместо 1953 можно было отправится в 2052.

Позднее общество Sic Mundus научилось контролировать «частицу Бога» — экзотическое вещество, — и открывало порталы по собственному желанию.

Самые совершенные машины времени в сериале представляют собой золотые сферы. Они могут отправить путешественников куда угодно, включая даже другую вселенную. Именно их чертежи можно увидеть в начале третьего сезона.

Апокалипсис

Во время возникновения червоточины, в 1986 году, случился апокалипсис. Экзотическое вещество на АЭС прореагировало и уничтожило станцию. Множество людей погибло, и, судя по всему, мир так и не оправился от этой катастрофы.

Что важнее, в тот момент, — на одну наносекунду, — течение времени остановилось. Все причинно-следственные связи на одно мгновение разрушились. Это повлияло на приливные силы и вывело планету из равновесия. Из-за этого в мире после взрыва происходят постоянные катаклизмы без надежды на улучшение ситуации.

Также сценаристы решили использовать ещё одно допущение, связанное с апокалипсисом. В момент детонации, из-за отсутствия каузальных связей между событиями, «перезагрузки» мира, стали возможны несколько вариантов альтернативных событий. И они могут существовать одновременно.

Альтернативные миры и альтернативные поступки

В конце второго сезона, после смерти Марты из мира Йонаса, за героем приходит Марта из другой вселенной (дальше Марта-Б), и спасает героя от смерти. А в середине третьего сезона мы узнаем, что в момент катастрофы Марта-Б на самом деле приняла оба взаимоисключающих решения — спасла Йонаса и ушла восвояси.

К этим фактам сериал подводит научные теории. Для начала, нам показывают небольшой урок о квантовой механике и эксперименте Шрёдингера. Согласно классическим представлениям, до того, как элементарная частица будет взаимодействовать с внешним наблюдателем, она находится в двух взаимоисключающих состояниях одновременно. Это не неизвестное состояние, а «суперпозиция», третья форма существования частицы.

Шрёдингер проводил аналогию с котом, и говорил, что таким образом кот по этой теории должен быть и живым, и мёртвым одновременно, иллюстрируя абсурдность квантовой теории.

Это утверждение противоречит интуиции, и, тем не менее, Шрёдингер ошибся. Существование суперпозиции элементарных частиц было доказано неоднократно в ходе экспериментов и используется на практике. Впрочем, квантовая теория не распространяется на макромир из-за декогеренции.

Но в сериале, из-за остановки времени, именно суперпозиция произошла с героями. Марта одновременно ушла в другой мир сама и забрала Йонаса с собой. Он одновременно ушёл с Мартой и спрятался в бункере один.

Таким образом шоураннеры иллюстрируют, что на наносекунду причинно-следственные связи остановились и герои смогли свободно выбрать два варианта. Из-за этого феномена вселенная включает в себя сразу оба варианта событий.

К тому же, в сериале оказалось несколько миров. Марта-Б пришла из мира, где также возникла червоточина, но события пошли иначе. Миккель не исчез в лесу и Йонас не родился. В мире Б также произошёл апокалипсис.

В начале третьего сезона на школьном уроке с физики обсуждают чёрные дыры. В частности упоминается, что никто не знает, что находится внутри аномалии. Возможно, там иная вселенная, что вполне допускает Общая теория относительности.

Таким образом, создатели подводят научную базу под события третьего сезона, в частности они объясняют наличие параллельных миров, параллельных событий и возможность изменить предопределенные события в момент апокалипсиса.

Впрочем, следует учесть несколько недоработок. Раскрытие квантовой механики поверхностно и уступает таковому из сериала Devs, который также затрагивает тему свободы воли и детерминизма.

Во-вторых, в сериале к концу третьего сезона накапливается огромное число допущений и условностей. Каждое из них можно оправдать какой-то научной теорией, но вместе их слишком много, чтобы быть правдой.

Вместо того, чтобы строить события от одного из допущений, в третьем сезоне шоураннеры пытаются отчаянно оправдать собственный сюжет при помощи науки. Поэтому важно понимать, что в «Тьме» история героев на первом месте, а с помощью научной фантастики авторы лишь пытаются сделать её приземленной и обоснованной.

События третьего сезона

В третьем сезоне нам предлагают принять на веру сразу несколько спорных фактов. Во-первых, существует параллельный мир, неразрывно связанный с основным. Во-вторых, был также оригинальный мир, в котором впервые возникла червоточина.

Оба этих утверждения усложняют представления о цикле и вселенной. Некоторые зрители даже говорили, что таким образом шоураннеры сломали детерминизм истории и вызвали «Парадокс дедушки». Попробуем последовательно разобраться.

Три мира «Тьмы»

В 1971 году сын Танхауса вместе со своей супругой и маленькой дочкой разбились в автокатастрофе. Учёный не смог отпустить смерть близких, поэтому решил создать машину времени. Он запустил её в 1986 году и в результате несчастного эксперимента уничтожил свою вселенную.

Оригинальный мир разделился на два. В мире А происходили события первых двух сезонов. Из мира Б пришла другая Марта. В первом Йонас появился на свет, в другом нет. В обоих мирах существовала червоточина в 1986-й и произошёл апокалипсис в 2020 году.

Следует понимать, что ни мир А, ни мир Б не связаны с оригинальным миром. В новых мирах к Танхаусу после катастрофы путешественники во времени принесли младенца, — Шарлотту, — и учёный не создал машину времени, уделяя всё внимание ребёнку.

В оригинальном мире Танхаус создал протомашину времени и уничтожил свой таймлайн

Миры А и Б связаны между собой путешествиями Марты, Йонаса и причинно-следственными связами. Но никто в них, кроме Клаудии, не догадывается о существовании оригинального мира.

В мирах А и Б существовала червоточина и бесчисленное количество раз происходили циклы, в то время как оригинальный мир не существовал.

Проще всего это представить следующим образом: В оригинальном мире происходит автомобильная авария — Танхаус создаёт машину времени и расщепляет мир — создаются миры А и Б, в которых по спирали повторяется цикл, пока герои его наконец-то не разрушают — Йонас и Марта предотвращают аварию в оригинальном мире.

Таким образом, в первом мире время всегда шло линейно. «Парадокса дедушки» там не было, поскольку не было никогда другого будущего, кроме того, которое создали Марта и Йонас в конце. Полностью линейная хронология с небольшой петлёй.

В мирах А и Б, в свою очередь, всегда существовал узел, существовала червоточина. Это необходимо из-за внутренней логики сериала, поскольку из-за постоянной петли момент до возникновения червоточины нельзя было бы отследить.

Для того, чтобы представить мир без чёрной дыры под Винденом, шоураннерам пришлось создать совершенно новый таймлайн.

Зеркальный мир и вечный цикл

Если бы сериал закончился на предпоследней серии, получился бы идеальный цикл, который можно было бы смотреть сначала. Только последняя серия показывает события за границами цикла, до и после его возникновения.

Цикл имеет несколько правил, которые помогут лучше понимать события сериала. Так, время в «Тьме» нелинейно. Все события существуют и происходят одновременно, повторяясь снова и снова. А время как линия — лишь иллюзия человеческого восприятия.

Таким образом, не имеет смысла искать первопричину событий. Всегда в историю вмешивался альтернативный мир. Всегда была другая Марта. Всегда Клаудия играла на две стороны конфликта.

По словам шоураннеров, концовку сериала они придумали до начала первого сезона. То есть идея с оригинальным миром была изначально. А вот зеркальный мир уже написали во время второго сезона. Теперь уже сложно гадать, как бы события разворачивались без него — слишком сильно герои из мира Б влияют на мир А.

Связь миров А и Б Ева демонстрирует на примере знака бесконечности. Но, учитывая, что кроме зеркальных миров есть ещё разделение истории в момент Апокалипсиса, историю лучше проиллюстрировать на примере ленты Мёбиуса.

Лента имеет две петли, которые пересекаются в центре — это два мира. Иногда история проходит по внутреннему краю — тогда Марта спасает Йонаса, сама погибает в руках Адама, а Йонас умирает из-за Евы. Иногда, история проходит по внешнему краю — тогда Марта сбегает сама, а Йонас прячется от взрыва в бункере.

Оба события происходят в одной системе из двух миров. При этом всё настолько взаимосвязано, что события нельзя отделить друг от друга — эти два мира одно целое. Они представляют собой «узел», о котором и говорится всё время в сериале.

И эта цепь событий повторяется снова и снова по кругу, без начала и конца.

Йонасы и Марты

Много кого озадачило количество главных героев, так что нужно отдельно разобраться кто есть кто.

В мире А Ханна вышла замуж за Миккеля и родила Йонаса. В мире Б Миккель не пропал, и Йонас не родился.

В мире А Адам убил Марту-А в конце второго сезона. Затем произошли альтернативные события.

Марта из мира Б пришла в мир А спасать Йонаса. В одних случаях ей удалось перенести его в свой мир, в других её остановил Бартош-Б и забрал на встречу с Евой.

В первом варианте Марта-Б перенесла Йонаса в свой мир, оставила Страннику цезий для экспериментов, вернулась к Адаму в 2052 год и погибла от его руки. Йонас в мире Б, в свою очередь, был убит Евой.

Во втором варианте Йонас спрятался в бункере, пережил катастрофу, стал Странником и впоследствии Адамом. А Марта-Б осталась в своём мире и стала Евой.

Ева и Erit Lux

Ева построила в своём мире организацию, аналогичную Sic Mundus. Она называется Erit Lux — «Пусть будет свет». Если Sic Mundus использовали в качестве герба Трикветр, то эмблемой организации Евы был Кадуцей, посох Гермеса, символ договоров и торговли.

Если Адам хотел уничтожить узел и избавиться от боли, то Ева наоборот пыталась сохранить его любой ценой.

Как и у Адама, у неё была армия верных сторонников, которые помогали ей сражаться на полях времени. В частности, среди них были Бартош-Б, который спас молодую Марту, Эгон-Б, который забрал Ханну-Б в прошлое, и Ной-Б, который наставил самого себя на «правильный» путь.

Неизвестный

Одним из самых главных сторонников Евы был Неизвестный, он же Исток. Это ребёнок любви Марты и Йонаса, погибшего от рук Евы. Исток — муж Агнес и отец Тронте. Таким образом — он финальное звено в цепи, которое замыкает семейное древо Нильсенов и Канвальдов.

Исток всецело предан Еве и помогает ей удерживать хронологию в сохранности. Он убивает свидетеля путешественников во времени, добывает разрешение на строительство АЭС, заметает оставшиеся хвосты и провоцирует катастрофу в 1986-м.

К сожалению, этот новый персонаж не получил достаточного развития. Дело в том, что он постоянно ходит втроём. Его молодая версия учится своему будущему, взрослая совершает уже известные действия, а старая контролирует, чтобы всё шло как нужно.

Это не оставляет персонажу шансов на какое-либо развитие. Поскольку известно, что от детства до глубокой старости он не изменит своих целей и методов.

Впрочем, кое-что мы всё же можем о нём узнать. Именно он написал блокнот, в котором рассказана вся история путешествий во времени в Виндене. Именно ему принадлежат некоторые фразы, которые звучат в сериале.

В четвёртой серии можно заметить последнюю строчку, которую Исток пишет в дневнике: «Я остался умирать в одиночестве. Я один буду себе судьёй».

Подсказки к пониманию

События в третьем сезоне происходят хаотично. Так, нам постоянно показывают 6 разных временных промежутков и изредка параллельные миры. Для того, чтобы лучше разобраться в событиях, авторы оставили подсказки — ключевые предметы.

Записная книжка, часы Шарлотты, карта, светильник, медальон Христофора, браслет Уробороса и другие вещи. Они постоянно передаются героями из рук в руки, и, наблюдая за путешествием вещей, мы лучше понимаем историю.

Взять к примеру записную книжку с трикветром на обложке. Её написал Исток. Позже Ева передала её Клаудии-Б, а та, в свою очередь, Клаудии-А. Героиня вырвала несколько листов и отдала книжку Питеру и Тронте в конце первого сезона.

После смерти Питера его дочь Элизабет отправилась к молодому Ною, прихватив блокнот с собой. А уже повзрослевший Ной отыскал у Клаудии оставшиеся страницы. Наконец, после смерти Ноя книжка досталась Адаму.

Подобным образом можно следить и за героями, но это гораздо сложнее. К тому же, увы, герои из мира Б раскрыты намного хуже.

Последний цикл

Война Адама и Евы, смерти Марты и Йонаса повторялись бесчисленное количество раз. Несмотря на небольшие изменения, главные события истории повторялись вновь и вновь. Но в итоге Клаудия поняла, как выбраться из цикла.

С самого начала Клаудия хотела спасти свою дочь, Регину. Но она погибала в обоих мирах. Со временем Клаудия догадалась, что за цикл ответственен Танхаус, и где-то должен быть мир без червоточины.

В итоге, она рассказала Йонасу о хитрости, которую использует Ева в момент Апокалипсиса и которая позволяет разрушить узел. Впоследствии именно этой лазейкой воспользовались герои, чтобы восстановить оригинальный мир.

Не до конца понятно, как Клаудии наконец удалось сломать цикл. Возможно, ей помогли «дежавю» — обрывки воспоминаний о прошлых жизнях. Возможно, цикл — на самом деле спираль, имеющая начало и конец, и повторяющаяся множество раз.

В любом случае, без подобной лазейки из цикла выйти было нельзя. Без этого допущения герои ничего бы не достигли.

В финале же Йонас и Марта отправились в оригинальный мир и предупредили сына Танхауса. Аварии не случилось, и учёный не расщепил свой мир.

Винден без АЭС в опенинге первого сезона

Стоит отметить символизм — в оригинальном мире была живая Регина, но не было АЭС в Виндене. В этом мире не было Истока, который бы заставил мэра подписать разрешение на строительство станции. В результате, не было утечки радиации и Регина не заболела раком.

Так можно ли сказать, что именно такая лазейка в хронологии — победа, которую искали герои? Что именно время было их врагом и они смогли его одолеть, разрушить цикл? Нет, поскольку это лишь тень настоящей победы.

Чтобы понять, кто настоящий антагонист сериала, необходимо разобраться в символизме истории.

Мифология «Тьмы»

В сериале переплетаются сразу несколько мифов — древнегреческий, христианский и восточный. Все они — часть общей истории о сражении человека с судьбой.

Во втором сезоне Адам, главный герой, говорил, что настоящий его враг — Время, Бог. Что он лишь марионетка в руках детерминизма. Что вселенная забрала у него свободу воли и обрекла на муки. Так ли это?

Древние мифы могут ответить на этот вопрос.

Древнегреческая трагедия

Следует отметить, что для многих греческих трагедий характерна борьба героя с судьбой. Например Эдип, который пошёл против воли богов, но всё равно случайно убил своего отца.

В самой первой серии нас знакомят с мифом об Ариадне и Тесее. По легенде, прославленный герой во время своих путешествий прибыл на остров Крит, для того, чтобы уничтожить Минотавра — чудовище, которое жило в лабиринте.

Но сразить монстра — лишь половина испытания, важно также было найти выход из лабиринта. Для этого принцесса Ариадна подарила герою нить и, следуя по ней, герой смог вернуться.

К сожалению, Тесею и Ариадне не суждено было быть вместе. Существует несколько версий легенды, но во всех Ариадну ждёт смерть.

Символизм этой легенды очевиден: Йонас — это герой, который ищет выход из лабиринта, а любовь к Марте это его путеводная нить. Но кто Минотавр?

Потерянный рай

Христианские параллели также говорят сами за себя. В «Тьме» есть Танхаус, Бог, создавший червоточину и циклы. Есть Ной, который спас людей во время Апокалипсиса. Есть Михаил, защитник, пожертвовавший своей жизнью ради сына. Можно даже предположить, что Исток — это Каин, убийца.

И, конечно, Адам и Ева. Из их союза родился Исток. Половина героев — их дети. В истории даже есть магическая машина времени в форме золотого яблока. А Клаудия, прозванная «Белым дьяволом», соблазнила их уничтожить мир.

В Библии Адам и Ева согрешили, из-за чего их выгнали из Рая и они стали смертными. В цикле «Тьмы» герои также живут вечно, а события повторяются вновь и вновь. Но похож ли этот мир, с болью, убийствами, постоянной войной, на Рай?

Карма и Сансара

Сериал прямо не цитирует буддизм и индуизм, но, тем не менее, множество событий напоминает о восточных учениях.

В первую очередь речь идёт о колесе Сансары, его параллелях с циклом. Как и в сериале, буддизм учит пути, позволяющему выйти за пределы цикла страданий. Ключевую роль в этом играет карма.

Карма в переводе означает вовсе не мораль или баланс. Это слово означает действие. А именно — взаимосвязь всего в мире. Укради — и потеряешь в будущем. Помоги — и добро вернётся сторицей.

Согласно буддизму, плохие действия случаются из-за эгоизма. Из-за непредусмотрительности человека и фиксации на собственных желаниях. Только путём просветления, осознания себя как части целого мира, можно вырваться из пагубного круга.

Именно из-за эгоизма героев «Тьмы» страдали другие. Из-за желаний Ульриха пострадал Хельге, из-за желаний Клаудии — Эгон. Из-за Адама — Марта, из-за Евы — Йонас.

Уже можно сделать вывод об истории «Тьмы», но лучше ещё разобрать последнюю часть загадки — учения немецких философов.

Немецкая школа философии ХХ века

Баран бо Одар, автор идеи «Тьмы», отмечал, что почти никто не знает в мире о немецких философах и мыслителях. Для него сериал — в том числе средство культурной экспансии, способ поделиться со зрителями идеями классиков. И так случилось, что «Тьма» пронизана идеями Хайдеггера, Ницше и Шопенгауэра.

Бытие и время

В трактате «Бытие и время» Мартин Хайдеггер рассуждает о феномене Дазайн — Бытие-сейчас. Это сложная концепция, описывающая способ человеческого существования и понимания своего существования во времени.

Упрощая, можно сказать, что Дазайн — это способ существования прямо сейчас. Единственный способ существования для людей. Мы не можем существовать в будущем или прошлом, а только настоящем.

Дазайн это «конкретное место во времени», окружённое несуществующими рождением и смертью. Прошлое — это то, что сейчас уже не существует. Будущее — это то, что ещё не случилось.

Фактический Дазайн существует уже рождённым, и он уже умирает, в значении приближения к моменту смерти. Дазайн осознаёт себя как место посреди этих двух вещей.

Мартин Хайдеггер, «Бытие и время»

Во многом идеи Хайдеггера перекликаются с тем, как показано время в «Тьме». По настоящему времени не существует, и все события происходят циклично, одновременно друг с другом. Абсолютно нормально отправиться из 2020 в 1888, а потом в 2053-й.

Для героев нет прошлого и будущего, только настоящее. Так и время никуда не движется, а просто существует.

Любовь к судьбе

Второй сезон полон богоборческих идей, которые можно встретить в произведениях Фридриха Ницше. Мы уже рассказывали о его концепции «Любви к судьбе».

В частности, философ заметил, что наша боль — возникает внутри нас. Возникает тогда, когда мир не совпадает с нашими желаниями. Многие люди ведомы такой болью, и в «Тьме» это ярко видно по Йонасу. Он не смог смирится с потерей Марты. Это чувство двигало им всю жизнь. Адам был готов избавиться от мира, лишь бы убрать боль.

Фридрих Ницше писал, в свою очередь, о «Любви к судьбе». О том, что нужно уметь принять неизбежное, ценить то хорошее, что есть, и освободиться от боли и страданий.

Моя формула для величия человека есть amor fati: не хотеть ничего другого ни впереди, ни позади, ни во веки вечные. Не только переносить необходимость, но и не скрывать её – всякий идеализм есть ложь перед необходимостью, — любить её...

Фридрих Ницше, Ессо Homo

Ницше писал про столкновение человека, его внутреннего Я, с миром. С неизбежностью, судьбой, Богом — внешней силой. Но настоящий враг всегда был другой.

Свобода воли

Третий сезон «Тьмы» — во многом, ода гению Артура Шопенгауэра. Его слова написаны в эпиграфе к третьему сезону, как и в заголовке этой статьи.

Эгоизм колоссален — он возвышается над миром.

Артур Шопенгауэр, «О Свободе воли»

Детерминизм предполагает, что всё в мире предрешено и возможен только один вариант событий. В узком смысле это означает, что человек лишь пассажир, марионетка в руках законов вселенной.

С другой стороны, свобода воли, которой обладают люди, предполагает, что мы свободно, без чьего-либо вмешательства, принимаем решения.

Артур Шопенгауэр не видит в этом противоречия. В «О Свободе воли» он выделяет три градации — физическая воля, возможность поступить как хочешь без ограничений, интеллектуальная воля, полноценное понимание выбора, и моральная воля — возможность поступать согласно собственным моральным принципам.

Так же как шарик на бильярдном столе не сдвинется с места, пока его не ударят, так и человек не встанет со стула, пока не получит мотив.

Ожидать, что кто-то что-то сделает без какого-нибудь интереса или мотива всё равно что ожидать, что кусок древесины начнёт двигаться ко мне без какой либо внешней силы.

Артур Шопенгауэр

Именно моральная воля чаще всего ассоциируется у нас с классической свободой воли. В то же время Шопенгауэер спорит, что в одной и той же ситуации человек поступит только одним образом, и остальных вариантов быть не должно.

Если наш выбор свободный, то это означает, что мы поступаем в соответствии с нашими внутренними принципами и желаниями, как считаем правильным.

Я могу делать всё, что хочу. Я могу, если захочу, отдать всё что имею бедным и стану таким образом сам бедным — если захочу! Но я этого не хочу, поскольку противоположные мотивы слишком мешают мне это сделать.

С другой стороны, если бы у меня был другой характер, скажем, я был бы святым, я мог бы так поступить. Но тогда я не смог бы удержать себя от желания поступить именно так!

Артур Шопенгауэр

Таким образом, люди поступают так, как желают — это и есть свобода воли. И они не могут поступать иначе, пока они этого не захотят.

Так что настоящий враг героев в «Тьме» — не время. Не предопределенность, не судьба, не Бог, а только они сами.

Имеет ли значение, что мы выберем, если мы окажемся в сражении с самим собой снова и снова?

На словах герои сериала пытались изменить судьбу, но на деле они лишь следовали своим желаниям. Они думали, что противостоят внешним силам и не видели настоящего врага.

Если в первом и втором сезоне казалось, что противник героев — время или детерминизм, то в третьем стало очевидно, что все беды в цикле только из-за их желаний.

Ульрих хотел спасти сына любой ценой, и ради этого избил практически до смерти Хельге, создав из него маньяка. Клаудия так хотела спасти дочь, что позволила родному отцу умереть. Катарина напала на собственную мать и поплатилась за это. Ной настолько хотел воссоединиться с дочерью, что совершал преступления ради Адама.

Более того, параллельный мир нужен, чтобы показать, что герои поступали именно так, как желают, независимо от обстоятельств. Ханна в обоих мирах спит с разными мужчинами. Ульрих и там, и здесь изменяет своей жене. Ной везде служит беспрекословно в церкви. Не обстоятельства движут героями, а желания.

В конце концов, ключевую роль во всём играет цикл, бесконечная череда преступлений и страданий. Никто не в состоянии остановиться. Никто не в состоянии подумать не о своих обидах, а о других людях.

Адам одержим собственными желаниями и идёт на всё ради цели. Но Ева ничуть не лучше. Она — его отражение. Героиня хочет сохранить цикл любой ценой ради сына, поэтому не гнушается убийств Танхауса и Допплера, не боится теракта на станции.

Они оба настолько долго создавали цикл, что и не заметили, что он существует только благодаря им.

Ошибка думать, что каждый из нас — независимая сущность. Я посреди неисчислимых других Я. На самом деле, мы лишь части бесконечного целого.

Каждый из героев получает кармически то, что заслуживает — Адам убивает Марту, позже Ева убивает Йонаса. Можно сказать, что у героев был свой рай, но они его разрушили. Почему между Мартой и Йонасом была любовь, а между Адамом и Евой война и страдания? Кто виноват в этом кроме них?

Йонас-Тезей отправился в путь убивать чудовище, но оказалось, что Минотавр — он сам.

В итоге, герои всё же нашли выход из лабиринта. Хоть и оказалось, что речь всё время шла не о пространственных туннелях, а собственных чувствах.

Но победили в этом сражении не только молодые Йонас и Марта, отказавшиеся от всего ради будущего других людей. Победили также старые Адам и Ева, найдя силы переступить через себя.

{ "author_name": "Андрей Лисяный", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u044c\u043c\u0430","\u0440\u0430\u0437\u0431\u043e\u0440","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","\u043b\u043e\u043d\u0433","long"], "comments": 267, "likes": 361, "favorites": 842, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 165604, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 06 Jul 2020 18:21:34 +0300", "is_special": false }
18+
Подписка КиноПоиск
на все лето за 1₽
Оформить
Подписка КиноПоискаHD за 1 ₽ на 2 мес., далее — 269 ₽/мес. Предложение до 31 августа 2020г. Только для пользователей без активной подписки сервиса КиноПоиск. Условия просмотра: http://ya.cc/4y4UX
1 рубль
0
267 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
46

К концу третьего сезона там вообще не оставалось персонажей, которые бы не страдали.

Эгон, Бартош, Ноа, Катарина, да вообще всех было жаль.

Ответить
–8

Ульриха не жалко, он всегда конченным был.

Ответить
18

Даже с его грехами наказание у него просто мега-жёсткое судьбой, плюс Катарина всего этого дерьма точно не заслужила 

Ответить
2 комментария
7

Буду банальным, но все равно было больше всех жалко Йонаса (до превращения в Адама). Смерть отца и вследствие психологические проблемы и потеря девушки в начале, осознание тайны отца и отвергание Марты на этом, попадание в будущее (сам полез конечно, но все равно), в котором просто нечего делать, а все друзья мертвы, потом попасть в прошлое, чтобы узнать кем ты станешь в будущем. И заканчивая смертью Мартой от рук себя из будущего. При этом все вокруг тебя используют, говоря, что можно исправить, а в итоге просто приближаешь знакомое будущее.

Ответить
3

Мне было больше всех жаль Бартоша.

Ответить
6

А Бартошу-то чего? Да, мама неприятно умирала, ну так многие через это проходят. А так жил в начале 20-го века, имел стабильную работу и жену с ребенком вместо того, чтобы шариться в постапокалиптическом Виндене, да и друзья из 21-го века рядом. Не лучшая судьба на свете, но и плохого мало.

Ответить
2 комментария
37

Итого: можно сказать, что "Тьма" - это сериал о путешествиях во времени во вселенной, в которой путешествия во времени невозможны.

Ведь по сути все три сезона мы наблюдаем за виртуальными событиями, которые аннигилировали сами себя. Иными словами - все события сериала являются процессом саморегуляции системы, которая, реагируя на аномалию, выискивает способ эту аномалию не допустить - и именно за этим виртуальным "расчетом" мы и наблюдаем.

Ответить
12

у меня есть теория, что машина времени не может существовать, так как прошлое изменяется до тех пор, пока машина не перестает существовать в будущем

так что это сериал про путешествия во времени, которые всегда заканчиваються исчезновением машины времени

Ответить
0

А Марта и Йонас - антитела, выработанные системой для борьбы болезнью - аномалией.

Ответить
24

Блин, думал хотя бы здесь объяснят невнимательному мне, как Клаудиа узнала про оригинальный мир и как разорвать петлю. Но и тут только предположения. Видимо - это главная загадка сериала)

Ответить
24

Это очень серьезное допущение, которому авторы не смогли дать ответ. На самом деле, концовка притянутая за уши. Она никак не могла произойти

Ответить
39

Она просто узнавала немного новых знаний каждый цикл и передавала себе молодой. И та узнавала ещё больше. И так, пока не было найдено решение, она всё-таки учёный в отличие от остальных: повзрослевших школьников-недоучек. А круг был на самом деле спиралью. Вот и всё.

Ответить
11 комментариев
8

Да. Все сезоны смотрел с интересом, но в конце просто охуел от тупости концовки. Очень печально.

Ответить
1 комментарий
1

Вероятно, она просто догадалась о существовании третьего мира и, видимо, даже путешествовала по нему.
Не думаю, что это прям большая допущения - должен же остаться простор для размышления.

Ответить
36 комментариев
20

Главная загадка сериала это причина одноглазости Вёллера)

Ответить
7

Или отсутствие его руки)

Ответить
3 комментария
9

Допущение для хэппиэнда. Что-бы хоть как-то его обыграть ударили по двум фронтам: лекцией о коте Шрёдингера который в зависимости от ситуации может быть и кошкой :)  плюс  в финальной сцене ввели мистическое понятие дежавю.

Допущение к слову то же создает парадокс "есть машина времени в ориджине - есть миры - двое из миров изменяют событие в ориджине (спасают сына Таунхауса) -> нет машины времени -> нет миров -> некому спасти сына Таунхауса ->есть машина времени).

Но к этому парадоксу яростные фанаты уже разработали теорию о выжевшей внучке Таунхауса (которую не нашли после аварии), которую звали так же как умершую жену мужика из 19-го века который и дал старт разработки машины времени.

Вообщем данное произведение, как и все хорошие произведения, начинают жить своей жизнью обретая смыслы и глубины которые авторы в них и не закладывали (пример такого "Бегущий по лезвию 2049") 

Детерминизм закончился в предпоследней серии, но без хэппиэнда среди всей этой мрачноты было бы сложно, и эта концовка все таки оставляет какое-то приятное послевкусие завершенности.

Ответить
30

Практически идеальный сериал. Допускаю что будут и такие кому не понравится концовка в духе это был сон собаки, но все же финал достойный. Я вообще начинал смотреть его, вообще о нем ничего не зная, не знал и о том что там перемещения во времени. Начало вообще детективное в духе недавних "странных дел" . Кастинг сериала это просто нечто выдающиеся, старые и молодые версии подобраны гениально, да и давно не помню, чтобы меня в сериале никто, никто не бесил своим присутствием. Актёры потрясающие.

Ответить
18

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить

Служебный крюк

16

У меня есть стойкое ощущение, что оригинальный сценарий - где-то примерно полтора сезона, остальное переписывали на ходу. Больно много линий дропнуто в никуда, по мере сезонов поменялась логика происходящего + ориджин - откровенный рояль в кустах и лень сценаристов.

Ответить
4

А мне понравилась недосказаннность.

Вот вам все вынь да положь

Ответить
–4

Примерно согласен.
Дропнул в середине третьего сезона, а сюда забежал чтобы посмотреть чем кончится хоть.

Ответить

Служебный крюк

Абыр
3

Ну досмотреть стоит, в целом то сериал неплох и мне понравился, но логика и происходящее в третьем сезоне, конечно, провисают.

Ответить
0

Какие линии были дропнуты?

Ответить

Служебный крюк

chilly-willy
2

Самая жирная - Борис и детектив. На них вообще забили после второго сезона. 

Ответить
5 комментариев
14

Концовка с точки драматургии вышла очень неплохо, но с точки зрения правил временных петель это, конечно, не должно было так работать. По идее миры Адам и Ев не должны были никуда исчезнуть, а должна была возникнуть еще одна петля. Причем петля Адама-Евы стала бы всего лишь элементом этой большой глобальной петли.

Должно быть в таком порядке: родные Таунхауса погибают -> Таунхаус строит вундервафлю -> вундервафля порождает петлю Адама-Евы и мир Темной Марты -> Клаудия разрывает петлю Адама-Евы и отправляет молодых "ангелов" (Йонаса и Марту) в исходный мир -> "ангелы" спасают родных Таунхауса -> Таунхаус не строит Вундервафлю -> петля Адама-Евы не создается -> "ангелы" не появляются -> родные Таунхауса погибают, петля замыкается, а Шопенгауэр ехидно хихикает в сторонке...

Ответить
1

Исходный мир линеен, то что произошло - то произошло и измениться не может. Йонас и Марта соприкасаются в одной точки с миром, по сути создавая 4ю реальность и исчезают. 

Ответить
1

"То что произошло - то произошло и измениться не может". Ну тогда по этой логике родные Таунхауса должны были помереть и это нельзя было бы предотвратить. Но Таунхаус это предотвратил, поэтому этот мир не линеен.

;я реальность безусловно создается. Но после создания 4ой реальности может произойти одно из двух: исходный мир не исчезает и продолжает существовать параллельно или исходный мир аннигилируется. В первом случае получается петля про которую я говорю. Во втором случае непонятно каким образом возникла петля Адама-Евы. Один из миров этой петли стал бы корректируемым, а другой корректирующим и самоуничтожился.

Поэтому нам придется принять еще одну аксиому: физические правила исходного мира и физические правила порождаемых им миров коренным образом различны. Такая аксиома все объясняет, но при этом выглядит как натягивание совы на глобус ))

Ответить
6 комментариев

Прочий якорь

10

В третьем сезоне количество пустотелых фраз превысило все допустимые пороги. Тем не менее, шикарный сериал, хотелось бы побольше таких своеобразных.

Собственно вопрос: какие ещё есть, заставляющие хотя бы одну извилину шевельнуться? Twin Peaks, Dark, начал Mr. Robot (пока банальненько), а что ещё?

Ответить
9

«Мистер робот» один самых лучших сериалов (на мой вкус) - очень хорошо, что все сезоны уже вышли и его можно одним разом посмотреть и не терять настроя, сериал очень долго раскачивается. Первый сезон идёт как завязка, второй на любителя, НО 3 и 4 сезоны сериал превращается в праздник киномана!
В комментариях проскакивает «слишком стар, чтобы умереть молодым» - я бы не советовал сериал неподготовленному зрителю ибо Николас Виндинг Рефн слишком заигрывается метафорами и издевательством над зрителем последние годы.

Ответить

Прочий якорь

Андрей
0

Издевательство над зрителем - то, что нужно. Сценарии по изрисованным лекалам уже надоели, обман ожиданий - наше всё.
Артхаус, говорят, умер, хотя бы на часть его трупа посмотрю тогда.

Кстати, прямо сейчас потихоньку приближаюсь к концу второго сезона Мистера Робота, и если первый сезон с первых минут казался копиркой мейнстримных фильмов и Бойцовского Клуба в частности, то теперь уже проскальзывают свежие идеи. Ну, не то что бы авангард, но по крайней мере оригинально поданные. Надежда на праздник киномана возрастает, хех.

Ответить
7

Если акцентировать внимание не на глобальных вещах типа мультивселенных, а на личностных проблемах и человеческих пороках, то очень рекомендую Mad Men. В каждом персонаже виднеется его бэкграунд, практически все прописаны замечательно, языки тела, движения, которые также работают на восприятие, - присутствуют. Конечно, 7 сезонов тяжеловато смотреть, но меня очень сильно зацепило. Извилины шевелятся не в привычном "разгребании" сюжета, а в попытках понять их поступки и эволюцию (или деградацию). 

Ответить
3

Mr. Robot кидает Тьму через бедро с прогиба.

Ответить
2

Нет, в них почти одинаковая концовка)

Ответить
44 комментария
0

Twin Peaks

Третий сезон очень даже заставит...

Ответить

Прочий якорь

Павел
11

Третий сезон Твин Пикса - это новая форма бога, непознаваемая и всемогущая, которой нужен свой раздел философии.

Ответить
4 комментария
1

Devs, Too old to die young, OA

Ответить
0

Я посоветую Westworld, но сразу уточню, на что обратить внимание. Как по мне, единственное ценное в сериале — это детальное изображение сознания как петли, которая ссылается сама на себя.

На сегодняшний день это одна из самых проработанных концепций, и вместе (или вместо) с сериалом рекомендую прочитать "Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда" Хофштадтера.

Практически весь первый сезон показывает такой процесс самоосознания, а всё остальное фон. Стоит также потерпеть второй — он дополняет первый и закрывает несколько оставшихся линий. Третий к первым двум не имеет особо отношения. 

Ответить
0

Определенно Devs и ни в коем случае не бросай робота

Ответить

Прочий якорь

Тимофей
0

Я досмотрел робота и оказался несколько разочарован :(
Но в целом я понимаю, почему он людям может сильно понравиться.

Ответить
10

Спойлер!
Долго не понимал концовку и почему там были именно те персонажи на ужине. Но после изучения данной картинки все понял. Ох и закрутили.

Ответить
1

Расскажи свою версию, я так и не понял

Ответить
14

большинство персонажей сериала появилось от ебли путешественников во времени. Нет путешествий - нет ебли - нет персонажей

Ответить
4

Персонажи на ужине не были в петле, все остальные персонажи из сериала были в петле и исчезли.

Ответить
2

там же официальный гайд достаточно подробный https://darknetflix.io/en/family-tree

Ответить
0

+, тоже ЯННП, растолкуй

Ответить
3

В петле были только те, чью родословную можно было отследить до Истока (ребёнка Марты и Йонаса). Они и исчезли, а люди из оригинального мира остались, они и были на ужине

Ответить
1

Кстате да, все остальные исчезли, а только они не были в петле, кто присутствовал на ужине.

Ответить
11

Отстрелялся, посмотрел третий сезон, прочитал разбор, плюсанул.

Свободен. Как будто в армии отслужил.

Ответить
7

Классный лонг. Но напутали со временем аварии на АЭС. Она все же происходит в наше время, в 2020 вроде. По сериалу: при всей своей запутанности сериал успевает закрыть все дыры, и после него не остается послевкусие, что что-то упустили. Актеры просто потрясающие, как и визуал. Ну и порадовало, что история планировалась такой с самого начала. 3 сезона без филлеров — это просто золото в наше время.

Ответить
4

В этом разборе как и в самом сериале часто упоминается бесконечная петля событий, хотя именно её отсутствие в итоге расстроило меня в третьем сезоне.

Насколько я понял, той самой идеальной цикличности между мирами А и Б не существует, потому что в каждом цикле события происходят несколько по-разному, хоть и ведут всё равно к одному исходу. Более того, в третьем сезоне оказалось, что для поддержания этой цикличности необходимы намеренные действия Исхода и некоторых других героев.

Мне было жалко это осознавать, поскольку я надеялся, что в третьем сезоне петля окончательно замкнётся и мы увидим идеальный, неизбежный цикл событий, то есть полный детерминизм и безнадёжность, а в итоге это очередная история о том, что судьбу можно изменить, если сильно постараться.

Ответить
7

Я тоже надеялся на такое продолжение, но теперь мне кажется, что сериал с самого начала хотел понять причины такого жёсткого детерминизма. Как я понял, в конце всё приходит к тому, что Судьбы, влияющий извне, каких-то особых космических сил нет. Просто люди поступают как привыкли.

В итоге сериал говорит, что при всех червоточинах, роке и физике именно желания настоящие хозяева людей. Я так понял, именно это шоуранннеры хотели показать, а не просто парадоксы со временем. 

Я к тому, что я сам немного расстроился из-за концовки, но это похоже изначальная задумка сериала.

Ответить
2

Кстати, о судьбе. Что думаете о той сцене в стиле интерстеллара? На реддите есть интересная интерпретация: Марта и Йонас должны были увидеть друг друга детьми, чтобы посеять семя дежавю и увлеченности друг другом. Потому что без этого ничего не сработает. Именно поэтому у Марты-Б было чувство, что они с Йонасом знакомы.

Только после того, как они увидели друг друга детьми, выполнили своё обязательство посеять эти чувства, им позволили отправиться в третий мир.

Туннель при этом существует вне времени и пространства, но влияет на все возможные реальности одновременно.

Ответить
2 комментария
0

Петля и так замкнулась и мы увидели этот неизбежный цикл.

Как доп.материалы нам еще и показали как его можно разорвать.

Ответить
1

Петля оказалась не замкнута, потому что выяснилось, что в каждом цикле события развиваются немного по-разному. Союзники Адама и Евы постоянно вносят в них изменения, пытаясь достичь своих целей, а Клаудия вообще произвольно путешествует по этой спирали, накапливая знания о ней, передавая каждый раз новые сведения молодой версии себя. Константами являются только авария на АЭС и жизни ключевых героев, которые защищены какими-то мистическими силами, вызывающими осечки пистолетов. Идеального же цикла, конец которого являлся бы его же началом, нам так и не показали.

Ответить
6 комментариев
4

лучший сериал и наверное первый сериал про путешествия во времени где все получилось
после этого сериала серьезно воспринимать другие сериалы сложно 
А по поводу как Клаудия узнала о третьем мире, я хз как этот закон называется, но суть в следующем непрерывное повторяющиеся действие приводит к мутациям и по той же причине по которой ломаются вещи
так что тут все менее прозаично как кажется на первый взгляд 

Ответить
–2

два момента, от которых мне кажется сериал стал бы только лучше.

1. Я всё же ждал, что записник с трикветром окажется версией Книги Тьмы (название подсказывает) и попал каким-то образом в Узёл из мира "Зачарованных"; очень не хватало, чтобы в ключевые моменты сериала хотя бы кто-то выкрикнул в голос "Сила Трёх!"

2. Стоило всё же в сцене с гиперпространством из финала показать пролетающего на фоне Алдуина, который выпал из мира по время Раны Времени и ждал своего времени для возвращения; греческая/христианская мифология это круто, но всё же решение игнорировать Двемеров показалось спорным.

Ответить
6

Прости, но лицензировать Нумидиум очень дорого. Был только Акулахан, но он сломался.

Ответить
0

это вам не Цезий, согласен)

Ответить
3

Короче, для всех кто TL;DR.

Dark это усложненный Shrek Forever After с концовкой из Шрека 2. Отличный сериал, хоть и до идеала далеко.

Ответить
3

А есть пример идеала?

Ответить
–2

Не души. Дураку понятно, что это фигура речи такая. Нет идеальных вещей, поэтому они и идеальные.

Ответить
3

Дайте мне главный ответ ЧТО ЭТО ЗА ШТУКИ, на них постоянно акцентировали внимание, а толку то, а еще были целые самолеты в гигантской паутине, тоже молчок

Ответить
1

Возможно раковые опухоли в пространстве возле червоточины? Как говорил Адам - путешествия во времени не проходят бесследно, и потому возможно пространство так сильно исказилось из-за червоточины.

Ну или воздействие радиации, как индикаторы того, что апокалипсис настал и место опасно.

Ответить
0

Там эти ульи и в лесу на деревьях были и у него дома, повсюду кароче

Ответить
2

Объясните тупому, зачем убивали детей, в частности, рыжего и брата у мента

Ответить
4

Во втором сезоне сказали, что таким образом они тестировали первые варианты установки, которую можно увидеть в комплексе Sic Mundus. 

Просто машина Танхауса создала червоточину, а машина времени это устройство, которое ей манипулирует.

Ну, к тому же дополнительная мотивация — повторить путь, описанный в книжке.

Ответить
0

А зачем они выжигали глаза и лопали перепонки, а вот это что то не нашёл для себя объяснение.

Ответить
6 комментариев
0

Использовать энергию тела для машины времени? Или для того, чтобы продолжать петлю, все ж в книжке было

Ответить
1

Сериал безумно понравился, но мне кажется в 3 сезоне всё-таки перемудрили, прям слишком. Со всеми этими вероятностями, что одно событие может пойти по двум разным путям, создавая ещё больше линий, при наличии двух миров....

Ответить
7

Ну это и есть квантовая запутанность, нам не зря про кота рассказывали

Ответить
3

учитывая концовку 2го сезона (я думал будет говном).
но вцелом нотбэд, 7\10 финал устроил вполне.

Ответить
3

Сложносплетенный сериал с очень простым и понятным каждому финалом, который, как мне кажется, несколько обесценивает все предшествующие загадки и хитросочтненные задумки. Но так, наверно, даже лучше

Ответить
3

Ну самом деле альтернативный мир Евы не нужен. Его придумали на ходу, в итоге плохо раскрыли.
В мире Евы Йонас умирает ничего не сделав, а приспешники Евы нужны только для поддержания цикла. Можно было поступить следующим образом:
Йонас после смерти Марты уходит в бункер, встречается с Клаудией, через 30 лет они создают портал. Йонас возвращается в ~1900.
Тут нам раскрывают, почему Йонас стал Адамом, что он хочет наоборот сохранить петлю, т.к. без нее не будет ни его, ни Марты. Для этого он разрабатывает разные машины времени, чтобы поддерживать цикл в стабильном состоянии (по сути, чем занималась Ева).
Тут нам детальнее раскрывают его историю, про эксперименты с детьми. Так же вместо сына Адама и Евы будет сын Магнуса и Францизки, который бы и стал мужем Агнес.
Далее бы раскрыли противостояние Адама, который за то, чтобы сохранить петлю, и Клаудии, которая за предотвращение ДТП сына Танхауса.
В итоге все свелось бы к тому, что Адам поддерживает цикличность, а Клаудия в каждом цикле приходит к тому, как создать альтернативную ветку без ДТП. По мне так интереснее, т.к. сохраняется детерминизм, нет параллельных миров (разве что развилка есть и нет дтп). Так бы истории придали глубины, а не в ширину пошли с вбросами про новые вселенные.

Ответить
–2

Решил в кои-то веки посмотреть сериал, в следующий раз когда захочу — посмотрю клан сопрано. Столько идиотских диалогов, "пожирания плёнки", и роялей, нет, РОЯЛИЩ в кустах не видел давно, надеюсь ещё дольше не увижу. 

Ответить
–3

Два раза пытался смотреть, но обилие нелепостей (которые может потом объяснят), вроде играющего плеера у давно умершего мальчика из 80-х, или полицейских, которые на месте преступления нашли дверь в пещере и не решившихся её открыть (причем, по-моему даже не они её нашли ) — ну емае! Отец ребенка упрашивал их её отворить, а они такие "ну не знаем, нам могут не разрешить". Да что там у них с мотивами? А эта высоко-технологичная штуковина с шестеренками и стрелочными индикаторами — любые швейцарские часы уделают её по сложности. В общем, я понял, что дальше я не смогу всерьез воспринимать происходящее, даже с натяжкой, и для меня все завершилось на середине второй серии. 

Ответить
3

вроде играющего плеера у давно умершего мальчика из 80-х

Ну так этот плеер и есть из 80-х. Он буквально переместился во времени. потому и работает.

вроде играющего плеера у давно умершего мальчика из 80-х

Это территория АЭС. АЭС - режимный объект. Если бы они туда залетели, охрана станции имела бы законное право их там всех расстрелять, но по факту они бы все просто заимели проблем с законом.

Ответить
8 комментариев
0

Почему Адам такой покоцанный можете объяснить? Сказали, что из-за путешествий - в него молния часто попадала, как в руку один раз или что?

Ответить
7

В сериале очень качественный каст, дети-взрослые-старики подобраны со схожими чертами лица. Вероятно на роль Адама не нашли артиста с нужными параметрами , вот и сделали фантомаса, объяснив это молниями.

Ответить

Служебный крюк

1

Есть несколько вопросов, ответы на которые так и не нашел. Тут много народу, может подскажет кто.
1) В чем суть одноглазого\однорукого? Ладно там, что травма в мирах разная, зачем на этом акцентировать внимание, кроме как для смехуечка в конце? 
2) В чем суть монеток, которые детям на шею вязали? У Святого Христофора хоть какая-то роль в сюжете есть, а тут - есть акцент, но нет никакой роли, которую бы они играли.
3) Мертвых птиц после второго сезона просто потеряли в процессе переписывания сценария? С количеством перемещений через пещеру во втором сезоне, у них там по два раза в день должны были птицы умирать и свет моргать. 

Ответить
4

1) Локальный мем вроде Сов в Твин Пиксе
2) По борозне в монетке Ульрих понял, что она из прошлого. Ну и это один из ориентиров для понимания истории.
3) Были в первой серии третьего сезона, в сцене с Шарлоттой и Ульрихом

Ответить

Служебный крюк

Андрей
–5

1) Давайте введем в сценарий инвалида для шутеечек? Очень странный мем получается
2) То есть трупа во всей одежде из прошлого мало, без монетки было непонятно? В том то и дело, что монеток несколько, а не одна, как медальон\пистолет и их перемещение особой роли не играет. Но на них зачем-то делается акцент в кадре. Вот это мне непонятно
3) Но они все равно ни при чем - просто для общей зловещности? А давайте будут птицы умирать? Пусть хотя бы по ним кто-то что-то определял, момент чьего-то перемещения, например. Но они никакой роли не играют.  Зачем тогда в прошлом делать акцент на птицах у Шарлотты и Хельге? Они никак не влияют ни на что в сюжете.

Ответить
4 комментария
0

Кто письмо инспектору про брата послал?

Ответить
6

Исток, судя по почерку письма и дневника.

Ответить
2

Он вроде бы ещё цитирует фразу из письма в одной из первых серий сезона как раз 

Ответить
1 комментарий
2

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
2

Да, есть огрехи, местами слишком медленный, концовка немного спорная, но в целом имеем один из лучших сериалов нашего времени.

Ответить
2

"Интервал 33 года выбран не случайно. Во-первых, именно столько длятся солнечные и лунные циклы, которые упоминаются в оккультных текстах."

Оккультных текстах в мире Тьмы или ирл?

Ответить
1

Когда исток перемещается между мирами А и Б у него меняется расположение шрама на губе. Это плюс к тому что миры можно отслеживать по вещам.

Ответить
3

этот шрам - заячья губа - результат инцеста

Ответить
–10

На третьем сезоне бросил смотреть, пережевывание одного и того же пошло. 

Кстати сходу не понял почему, когда Марта из другого мира пришла к Йонасу 24-летнему (в первый раз), он ей сказал "ты жива!" она ответила "я не твоя Марта", вроде бы должно быть очевидно, что молодой Йонас впервый раз увидел параллельную Марту в момент когда убили его Марту, и у него не должно было быть такого глупого вопроса в старшем возрасте.

Но то что имхо суперляп и вообще по дурацки получилось, мне как то думалось что Йонас все делал просто чтобы вытащить из петли своего отца, казалось это и есть его мотивация, и когда дело дошло до главного, он повел себя типа "да и ладно, похер", послушал какую то незнакомую старуху которую не видел до этого. Это было ну очень скомкано и прям разочаровало.

PS первые два сезона понравились

Ответить
4

Школьник Йонас который видел параллельную Марту умирал по итогу в мире Марты.Средний по возрасту  Йонас - это тот к которому Марта из параллельного мира так и не пришла (из за Бартоша) и он переждал апокалипсис в подвале,  поэтому он и не знал о ней на тот момент, но после встречи знает (превращаясь в Адама)

Ответить
5

Но об этом можно было узнать посмотрев сериал, а не придумать в голове чепуху и дропнуть его в начале

Ответить
0

Так и не понял перевоплощения Йонаса в Адама, в какой-то момент он просто изменился характером и все. Почему и как не понятно 

Ответить
3

Ну это осталось на откуп зрителям. Как говорили в "Человек с бульвара Капуцинов" - монтаж. Вцелом понять-то можно:

Шары забрали, ничего нельзя,  Клаудия обманула с машинкой-закрывалкой, будучи в среднем возрасте (Йонас-Странник) узнал о параллельном мире (когда увидел Марту), начал рассуждать и постепенно в своих умозаключениях пришел к выводу что всё это иллюзия наполненная симулякрами которую нужно уничтожить дабы остановить страдания, люди стали для него не больше чем фигуры шахматной доски. Не зря Бартош, который долго был в обойме команды Йоноса,  в первой серии второго сезона пришел к выводу что Йонос поехал кукухой, за что и был помноженным на ноль собственным сыном.

Ответить
2

По идее молнией должно ударить было, но после таких повреждений в то время он бы не выжил. Еще персонажи почему-то говорят что это от путешествий во времени стало, хотя это нифига не так. В целом создатели на это хер забили.

Ответить
1

Собираюсь все начать сериал смотреть, плевать я хотел на спойлеры, но походу веселый путь меня ожидать будет

Ответить
1

спасибо за текст! проделана прекрасная работа!

Ответить
1

Мне непонятны возмущения по поводу «роялей в кустах». Без них объяснить события бы не получилось, просто из-за отсутствия железной логики для объяснения путешествий во времени. Второй вариант, как делают чаще, это просто оставить открытый финал, и концовку можно додумывать самому.
Я доволен, что сериал закончился полностью, (почти) без недосказанностей и клиффхэнгеров

Ответить
1

Нужно побить  человека который постит в телегу DTF, Засунуть на превью кадр из финальной серии, это же как скотиной нужно быть.

(да, я специально откопал пост после того как досмотрел)

Ответить
0

Ошибся, в телеге действительно другой

Ответить
0

[удалил]

Ответить
1 комментарий
1

Спасибо большое автору статей о сериале Тьма! Без Вас все сезоны остались бы не понятыми, детали не замеченными, не говоря уже о связях с физикой, мифами и философией. 
Выражаю огромную благодарность за доступное объяснение и проделанную работу! 

Ответить
0

Я правильно понял, если существует 2 Марты, то только одна их них беременна. И Адам убивает Марту, которая не беременна.

Ответить
2

Нет, Марта забеременела до того, как произошло разделение в день Апокалипсиса. Одна погибла вместе с ребёнком, вторую спас Бартош и увёл к Еве.

Ответить
0

есть три Марты. Одна из мира Адама, умирает от его рук.

вторая из мира Эвы типа как работает на Адама и он её убивает беременной

третья из мира Эвы рожает и стает Эвой 

Ответить
0

О, у меня есть отличный скрин про зеркальность из опенинга сериала, но его могут воспринять как порно)
Обратил внимание только в последнем сезоне.

Ответить
0

Насколько был крутой первый сезон, настолько же меня разочаровал весь третий сезон, особенно последний эпизод.

Ответить
0

А кто отец Регины Тидеманн? Так и не сказали? Стало понятно, что Тронте - не её отец, а кто тогда отец? Или не играет роли?

Ответить
1

Бернд Допплер

Ответить
0

А Регина и Хельге - брат и сестра? По отцу, конечно

Ответить
2 комментария

Целесообразный Илья

0

Спасибо что позвал. Лонг шикарный

Ответить
0

Время замирает на сколько-то там наносекунд, но не для героев - они особенное и время над ними не властно. 

Ответить
0

просто во время замирания они находились всегда в разрывах

Ответить
0

Хороший лонгрид выдался! А сериал - жемчужина <3

Ответить
0

Не видел об этом нигде упоминания, но во время концовки когда Йонас и Марта попадает в какой-то межвременной туннель, это сильно напоминает ту самую сцену из Интерстеллара Нолана. Прямо таки очень похоже, возможно отсылка.

Ответить
0

Отличный разбор, спасибо!

Ответить
0

Кого видел Йонас перед исчезновением Миккеля и кого видела Марта-Б в подобной сцене?

Ответить
0

Это, наверное, самая непонятная сцена.. Причём Марта-Б явно видела Марту из мира Йонаса (на ней платье с вечеринки)

Ответить
0

спасибо, шикарная статья!

Ответить
–1

спасибо, начал смотреть)

кубик в кубе конечно шикарно озвучивает👏

Ответить
–2

Не смотрел, не читал, но ВЫГЛЕДИТ КАК НОЛОН

Ответить

Комментарии

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }