Борьба с судьбой: подробный анализ сериала «Тьма» Материал редакции

Тайны нескольких поколений, принцип путешествий во времени и идеи Фридриха Ницше

В закладки
Аудио

В конце июня на Netflix вышел второй сезон немецкого сериала «Тьма». Его сюжет рассказывает об исчезновении подростков в небольшом городе Винден и связанных с ними путешествиях во времени. Шоураннер и сценарист Баран бо Одар планировал концепцию сериала очень долго — с его помощью он хотел рассказать миру о богатой немецкой культуре.

«Тьма» начинается с исчезновения мальчиков и постепенно раскрывает паутину лжи интриг и секретов жителей маленького городка. А путешествия во времени не только двигают историю вперёд, но и позволяют авторам рассмотреть концепции детерминизма, фатализма и свободы воли. В сложной истории сериала переплелись и древнегреческие мифы, и христианское мировоззрение, и герметизм, и идеи Ницше и Шопенгауэра.

Разбираемся, как работают путешествия во времени, какое научное обоснование нашли создатели, в чём заключается основной конфликт истории и что можно ждать от финального сезона.

Внимание, в тексте есть серьёзные сюжетные спойлеры.

Детективная история о пропавших детях

Всё началось 4 ноября 2019 года, когда вечером несколько подростков решили прогуляться в лесу в окрестностях немецкого городка Винден. Двое из них — Марта и Магнус Нильсен — взяли с собой своего младшего брата Миккеля. Группа дошла до старых пещер, как вдруг все электрические приборы пришли в негодность, а в лесу вокруг раздался сильный шум, похожий на вой. Дети испугались и разбежались. Спустя некоторое время выяснилось, что Миккель бесследно исчез.

Сразу несколько человек начинают проводить расследование этих событий независимо друг от друга: полиция Виндена во главе с Шарлоттой Доплер, Ульрих Нильсен — отец мальчика и офицер полиции, и Йонас Канвальд, главный герой, — школьный приятель Миккеля, гулявший вместе со всеми в тот вечер.

Городок Твин-Пикс по-немецки

Параллельно зрителю открываются тайны Виндена. Выясняется, что это не первый подобный случай исчезновения: раньше в городе пропали школьники Эрик Обендорф и Ясин Фриз, а 33 года назад — Мадс Нильсен, родной брат Ульриха.

В преступлениях оказываются замешаны несколько горожан и таинственный священник Ной. А спустя какое-то время в городе появляются неизвестные мужчина и пожилая женщина

Во время расследования выясняется, что в пещерах Виндена возле АЭС находится червоточина, которая соединяет три временных промежутка: 2019, 1986 и 1953 года. Пропавший Миккель прошёл сквозь портал и попал в 86-й — и в том же времени прожил всю оставшуюся жизнь.

В то же время священник культа Sic Mundus вместе с местным жителем Хельге Доплером похищали детей, чтобы создать управляемую машину времени и подчинить себе силы червоточины.

Ульрих Нильсен заподозрил, что Хельге связан с пропажами мальчиков и, двигаясь по его следу, попал в 1953-й. Там он встретил маленького Хельге и решил его убить, чтобы защитить в будущем сына. Хельге выжил, и, к несчастью, именно это событие толкнуло его на путь убийств.

Миккель Нильсен так и не вернулся домой. Он прожил всю жизнь под именем Михаэля Канвальда. В 2019-м он повесился при загадочных обстоятельствах, а в предсмертной записке рассказал обо всем своему сыну Йонасу.

Пожилой женщиной оказывается давно исчезнувшая Клаудия Тидеманн, а неизвестный мужчина средних лет — сам Йонас из будущего. Они рассказывают молодому Йонасу о пророчестве, согласно которому скоро в Виндене начнётся Апокалипсис.

Главный герой оказывается посреди битвы за будущее между опытной путешественницей Тидеманн и загадочным культом Sic Mundus. Зная, что грядущая катастрофа убьёт его близких, в частности его возлюбленную Марту Нильсен, он начинает искать способ предотвратить это событие любой ценой.

Звучит непросто. Чтобы разобраться во всех деталях этой истории, нужно больше узнать о её участниках.

Четыре семьи Виндена

События «Тьмы» происходят в пяти разных эпохах — в 1921-м, 1953/1954, 1986/1987, 2019/2020 и 2052/2053 годах. История рассказывает о четырёх семьях Виндена: Тидеманнах, Нильсенах, Доплерах и Канвальдах. Авторы не переусложняют сериал специально, наоборот, они даже выпустили гайд о том кто есть кто. Просто это необходимое количество героев для того, чтобы правильно рассказать историю.

Схема отношений героев eunone

Пересказывать все события очень сложно, особенно учитывая то, что треть пазла мы ещё не знаем — третий и финальный сезон выйдет в 2020 году. Поэтому, для начала, коротко перечислим главных героев сериала.

Тидеманны

В 1953 году молодой офицер Эгон Тидеманн проводил расследование по делу об убитых мальчиках. Полиция нашла два неопознанных детских тела, и в тоже время исчез маленький Хельге Доплер. Эгону не удалось найти мальчика, но он задержал предполагаемого маньяка.

Спустя 33 года он решил снова вернуться к расследованию, и начал подозревать о существовании путешествий во времени.

Клаудия Тидеманн

У Эгона была одна дочь, Клаудия Тидеманн. В 1986 году она получила должность директора винденской АЭС и вместе с этим узнала о связанных с ней тайнах. Позже с Клаудией связались незнакомцы и рассказали о путешествиях во времени.

Единственная дочь Клаудии — Регина Тидеманн — вышла замуж за приезжего Александра Колера. Позже мы узнаем, что его настоящая личность — Борис Нивальд. Он закопал свой настоящий паспорт в лесу и взял фамилию жены.

В 2019 году Александр Тидеманн управлял АЭС, а Регина заведовала отелем. У них был сын, Бартош, который гулял с остальными детьми в ту самую ночь в лесу.

Доплеры

Бернд Доплер в 1953 году возглавил управление атомной электростанцией. Его жена Грета, обладающая строгим, суровым нравом, воспитывала их единственного сына Хельге.

Мальчик рос молчаливым и любил играть отдельно от других детей. Ещё в раннем возрасте он проявлял некоторые психические отклонения. Они усилились, когда его избил камнем до полусмерти незнакомец (им в итоге оказался пришедший из будущего Ульрих) и бросил умирать в заброшенном военном бункере. Хельге спас открывшийся портал, и в 1986-м его воспитал и вернул домой священник Ной.

Уже повзрослевший Хельге в 1986-м работал на АЭС, а в свободное время помогал Ною в похищениях детей. У Хельге был единственный сын — Петер. В 2019-м Петер женат на Шарлотте, и у них двое дочерей — Франциска и Элизабет Доплер.

Шарлотта Доплер

Нильсены

В 1953 году в Винден прибыла Агнес Нильсен со своим сыном Тронте. По её словам, она была замужем за «священником в церкви без бога». Нильсены быстро завели дружбу с Тидеманнами.

В 1986 году Тронте Нильсен работал на АЭС. Он женился на Яне, у них было два сына — Ульрих и Мадс. Последний бесследно исчез в том же году.

Ульрих Нильсен

В 2019-м Ульрих женат на Катарине, директоре местной школы. У них троё детей: Магнус, Марта и Миккель. Именно они отправились гулять в ту роковую ночь, когда Миккель исчез.

Канвальды

В 1953 году вместе с Эгоном Тидеманном дело убитых мальчиков расследовал Даниэл Канвальд. У него была одна дочь — Инес — в 1986-м работавшая медсестрой в больнице.

Инес встретила вышедшего из портала пещер Миккеля, принесла ему еды, а когда полиция не смогла установить его личность — усыновила его. Так Миккель Нильсен стал Михаэлем Канвальдом. Он женился на Ханне Крюгер, и у них родился сын Йонас.

За несколько месяцев до исчезновения Миккеля Михаель Канвальд повесился у себя дома при странных обстоятельствах, оставив сыну письмо. Йонас Канвальд отправился искать правду.

Йонас Канвальд

Вокруг членов четырёх вышеперечисленных семей строятся события всего сериала.

Подобным образом создатели в бытовых и повседневных условиях показывают трагедии героев. В одних ситуациях персонажи становятся жертвами злого рока, в других — своих собственных грехов.

Офицер Клаузен

Также нельзя не упомянуть о докторе Танхаусе, приёмном отце Шарлотты Доплер. Именно он написал книгу «Путешествие сквозь время» и создал устройство для перемещений.

Ещё неизвестно, какое место в сюжете займёт инспектор Клаузен, прибывший в Винден в 2020 году, офицер Вёллер и транссексуал Бернадетта. Официально, Клаузен ищет своего брата, но его настоящие намерения до конца неизвестны.

Офицер Вёллер

Бернадетта много знает, но ничего не рассказывает, а офицер Вёллер выглядит обычным простым парнем, который слишком часто появляется на экране.

Но не стоит думать, что во «Тьме» страдания героев вызваны обычными интригами, ложью и действиями психически больного человека. Большинство персонажей так или иначе связаны с феноменом в пещерах, а за событиями в Виндене стоит странный культ, ожидающий конца света.

Как устроены путешествия во времени

В научной фантастике существует несколько видов путешествий во времени. Самый популярный из них, как в «Назад в будущее», упирается в фундаментальную проблему — «парадокс дедушки». Предполагаемый путешественник во времени может вернуться в прошлое и застрелить там своего предка. Но в таком случае и он сам должен исчезнуть. А если его не будет, кто тогда убивает дедушку?

У парадокса несколько вариантов решений. Самый простой из них — путешественник просто создаёт новое будущее, и только он один хранит воспоминания о первоначальном варианте. Такой подход имеет слишком много допущений и логических дыр.

Другая версия — каждое путешествие в прошлое создаёт альтернативную реальность, в которой события пошли по другому пути. Подобный подход мы могли недавно увидеть в фильме «Мстители: Финал».

Существует ещё идея, что сама вселенная не даст путешественнику убить дедушку, защищая таким образом хронологию. Увы, это предусматривает, что вселенная должна обладать некоторой степенью сознания.

Самый же грустный и реалистичный вариант — это неспособность изменить ход истории. В этом случае путешественник не управляет своей судьбой. Переместившись в прошлое, он просто поспособствует единственному возможному будущему. Все события уже случились, а временные петли существуют сами по себе. Именно такой подход можно встретить в «Тьме».

Детерминизм и свобода воли

Доктрина детерминизма предусматривает, что все события предрешены заранее. С точки зрения физики в этом есть смысл — всё во вселенной подчиняется одним и тем же законам. Будь у нас достаточные возможности, мы могли бы измерить скорость движения и направление каждого атома воды в кружке чая, а потом спрогнозировать его траекторию на десятки лет вперёд.

С точки зрения науки, вселенная — это заводной механизм. Существует точка отсчёта с исходными данными — Большой взрыв, и свод правил, согласно которым всё происходит — законы физики. Вся последующая история развивается логичным и единственно возможным образом. Если абсолютно всё возможно измерить и посчитать, не остаётся места для случайности.

К сожалению, если атомы тела человека подчиняются тем же самым законам, что и всё остальное в природе, то свобода воли — иллюзия. В конкретном месте в конкретное время вселенной «запрограммировано» только одно возможное развитие событий.

Таким образом гипотетический путешественник во времени ничего не может изменить. Он лишь пешка судьбы, винтик в механизме вселенной. Сама хронология событий предусматривает, что он перенесётся в определённое время в определённое место и поступит соответствующим образом.

Это ярко видно на примере Ульриха Нильсена. Для того, чтобы спасти сына от убийцы, он был готов вернуться в прошлое и убить маньяка ещё ребёнком. К сожалению, нанесённые увечия в итоге и сподвигли мальчика заняться убийствами, оставив ему психологическую травму на всю жизнь.

Машина времени — по сути, устройство, нарушающее принцип причинности. Он гласит, что если события А послужило причиной события Б, то А случилось раньше Б. В случае нарушения этого принципа возникает петля. В ситуации Ульриха именно исчезновение мальчика заставило его вернуться в прошлое и напасть на маньяка.

И мы не можем сказать, что случилось раньше — маньяк похитил ребёнка или Ульрих напал на маньяка. Нет точки отсчёта. Эта бесконечная петля существует просто во времени, без начала и конца.

Машины времени

В самом сериале существует несколько способов переместиться в будущее или прошлое. Сначала нас знакомят с червоточиной в центре пещер под электростанцией.

В «Тьме» червоточина соединяет не две, а три точки во времени, с интервалом в 33 года: 2019, 1986 и 1953.

Такое число выбрано не случайно — оно часто упоминается во многих религиозных и оккультных текстах. А ещё — 33 года длится солнечный календарь, предложенный в своё время Омаром Хайямом. Считается, что за это время Солнце и Луна проходят полные циклы.

В сериале также постоянно упоминаются «Циклы» длиной в 33 года. Что они собой представляют — до конца не понятно. Скорее всего, это отрезки времени с момента создания червоточины до момента её разрушения. Учитывая, что главный герой пытался уничтожить червоточину, но сам же её в то же время и создал машиной времени, это разделение условно.

Как скажет один из персонажей: «конец это начало, а начало это конец».

Священник Ной пытался создать стационарную машину времени в бункере над пещерами, и для экспериментов он отправлял во времени похищенных мальчиков. Долгое время машина не работала — мальчики в процессе перемещения умирали, машина выжигала им глаза и разбивала барабанные перепонки.

Настоящую машину времени разработал часовщик Танхаусс. Символично, он смог её закончить только тогда, когда увидел уже старый, готовый образец, попавший к нему из будущего. Позже он стал автором книги о путешествиях, которая попала к нему таким же образом.

Червоточина в пещере, по всей видимости, соединяет три конкретных года, а машина Таунхауса позволяет перемещаться в любое время на 33 года назад или вперёд.

Гипотетическая жизнь машины Танхаусса shae117

Во втором сезоне машиной Танхаусса пользуется около полудюжины героев, и много зрителей задавались вопросов, сколько же машин времени существует. Шоураннеры подтвердили, что всё это один и тот же экземпляр.

Самое совершенное устройство находится в распоряжении лидера культа Sic Mundus Адама. Оно позволяет манипулировать самой «Частицей бога» и перемещаться в какое угодно время. По всей видимости, устройство было разработано после катастрофы в Виндене. Рабочую версию герои встречают в 2053 году, а впоследствии — в 1921-м.

В самом конце второго сезона Йонас встречает Марту Нильсен, которая показывает ему ещё одно устройство — в форме золотого шара. А на вопрос «из какого ты времени» она отвечает: «спроси лучше, из какого мира».

Параллельные вселенные

После откровений второго сезона многие задались вопросом, не ломает ли факт существования параллельных миров сложную концепцию путешествий во времени. Ответить точно можно будет только после выхода третьего последнего сезона, но авторы уже оставили несколько подсказок.

Во-первых, маловероятно, что шоураннеры два сезона показывали неизбежность будущего и выстраивали сложные временные петли только для того, чтобы обнулить всё в конце. Во-вторых, в сериале очень много зацепок ведёт к тому, что параллельные миры задумывались с самого начала.

К примеру, в отчётах об исчезновении Мадса фигурируют в разное время разные свидетели — Регина Тидеманн и Штефан Колер. Даты в газетах также не совпадают. В 2020 году у Йонаса дома на календаре 21 июня отмечено красным крестом, а в 2053-м — нет. Даже семейные фотографии отличаются в разных эпизодах. А Клаудия Тидеманн говорит Йонасу, что «видела мир без него».

Похоже, что создателям «Тьмы» удалось многих одурачить, с самого начала оставляя подсказки, что действие происходит в разных вселенных. Можно предположить, что их не две, а три, учитывая, что символизм сериала завязан на тройке.

Параллельные миры не отрицают детерминизм, и предрешённость будущего это не отменяет, просто мозаика событий оказывается гораздо сложнее.

Связь с наукой

Несмотря на то, что 33-летний цикл — скорее всего, художественная выдумка, физика действительно допускает путешествия во времени.

Всему виной Общая теория относительности Эйнштейна. ОТО описывает время как четвёртое измерение пространственно-временного континуума, которое можно растянуть, сжать и направление которого можно изменить. Червоточина под Винденом — мост Эйнштейна-Розена, действительно позволяющий связаться с прошлым. Правда, в реальной жизни он, вероятно, был бы непроходим для путешественника.

Для того, чтобы червоточина оставалась активной, необходимо наличие экзотической материи. Её существование было доказано последними экспериментами ЦЕРНа.

Настоящая «частица бога», компьютерная модель

Субстанция, с помощью которой происходят путешествия во времени, во «Тьме» называется эфиром, «прима маттер», пятым элементом, тёмной материей и «частицей бога». Последний термин особенно интересный. В 2012 году эксперимент в Большом адронном коллайдере доказал существование бозона Хиггса, недостающей элементарной частицы Стандартной модели.

Бозон Хиггса, он же «частица бога», необходим для существования поля Хиггса. Согласно теории, частицы, проходящие сквозь поле Хиггса, обретают массу. Следует отметить, что в современной науке пока не доказано наличие связи между бозоном Хиггса и тёмной материей.

«Частица бога» появилась в Виндене — в размерах, достаточных для свободного путешествия во времени — уже после апокалипсиса. Предположительно, она позволила Sic Mundus в 2053 году вернуться с полученными знаниями в прошлое.

Важную роль в конце света сыграли радиоактивные отходы. Ещё задолго до катастрофы, руководство АЭС узнало, что переработанное на станции вещество распалось, образовав немного необычной материи.

Согласно чертежам, устройство Танхаусса — особые атомные часы. В настоящем мире они работают на цезии-133, но устройство в сериале питается от радиоактивного цезия-137, который вырабатывается на ядерных реакторах. Можно предположить, что электромагнитный импульс правильной частоты, записанной в червоточине, вызывает в устройстве с цезием резонанс.

Схема обычных атомных часов

В сериале мы видим, как радиоактивные отходы в бочках перед апокалипсисом превращаются в чёрную жидкость. Возможно, это цезий распадается на вещество-конденсат бозона Хиггса, «частицы Бога».

В редком состоянии конденсата Бозе-Эйнштейна, особом агрегатном состоянии при температуре абсолютного нуля, квантовые эффекты начинают проявляться на макро-уровне. Возможно, именно это мы увидели в сериале. Так машина времени во «Тьме» образует материю, открывающую червоточину в прошлое.

Культ Sic Mundus и война за контроль над временем

Основная движущая сила истории «Тьмы» — культ Sic Mundus, желающий получить контроль над временем. В первом сезоне нас пугали, казалось бы, бессмертным священником Ноем, обещавшим спасти каждого. Во втором выяснилось, что он — лишь слуга лидера культа Адама.

Название происходит от латинской фразы Sic mundus creatus est — «так был создан мир». В мировоззрении Sic Mundus смешалось много религиозных и оккультных учений, и сложно точно сказать, как давно он был создан.

Учение об Апокалипсисе

Из того, что показали в сериале, можно сделать вывод, что 27 июня 2020 года случился апокалипсис, когда спрятанный на винденской АЭС цезий вступил в реакцию и образовалась «частица бога».

Похоже, что произошла катастрофа мирового масштаба с огромным числом погибших. Немногие выжившие образовали культ Sic Mundus, верящий, что тёмное вещество — Бог, который отведёт их в Рай.

В то же время, в 1921 году члены культа построили комплекс под церковью Виндена и начали сооружать тоннели для червоточины. Ввиду цикличного характера временной петли нельзя сказать, какая из двух групп возникла раньше.

Члены Sic Mundus знали, что, согласно пророчеству, произойдет апокалипсис, но верили, что с помощью «Частицы Бога» смогут отыскать путь в Рай. Согласно их верованиям, Бог — это Время. Не разумная сила, а сам закон мироздания, которому все подчиняются.

«Частица бога» — в свою очередь, первичное вещество, из которого был создан мир, и которое поможет создать рай, где не будет тирании времени и все будут бессмертными.

Ной

Одним из самых рьяных сторонников культа был Ной. Лидер Sic Mundus поручил ему найти недостающие части книги пророчества и сражаться со всеми, кто попробует помешать. Именно Ной был ответственным за похищения мальчиков и эксперименты с машиной времени.

Священник постоянно перемещался между временами и поэтому практически не старел. В свободное время он проповедовал, рассказывая о добре и зле, о судьбе и спасении. Сначала Ноя показывали как безжалостного убийцу, но потом он раскрылся как персонаж, искренне желающий всех спасти. Именно Ной привёл 27 июня нескольких людей в бункер, чтобы переждать катастрофу.

Позже он узнал, что лидер культа задумал не спасение, не создание рая, а уничтожение всего мира. Ной попытал противостоять Адаму, но погиб.

Адам

Адам — лидер Sic Mundus и необычайно старый человек. Его лицо обезображено вследствие частых путешествий во времени. Он спокойно ждёт будущего в своей комнате под церковью, раздавая команды другим.

Как потом признаётся Адам, он — Йонас Канвальд в старости, в конце своего пути. Для него характерны довольно фаталистические взгляды на жизнь. По словам Адама, люди — лишь пешки в руках Времени, вынужденные проживать жизни, страдать и умирать так, как задумано.

Адам хочет бросить вызов самому богу и при помощи «частицы бога» создать мир, в котором не будет времени. Похоже, он знает будущее наперёд, и ничему не удаётся вывести его из равновесия.

Клаудия и её борьба

Противостоит Sic Mundus только Клаудия Тидеманн. Она вместе с взрослым Йонасом пытается предотвратить апокалипсис, раздавая другим героям туманные задачи. Она утверждает, что сражается за свет, а Ной — за тьму. В то же время, её прозвали Белым дьяволом не просто так.

Когда-то ей пришлось пожертвовать личной жизнью ради шанса изменить будущее. Теперь она ведёт с Адамом им одним понятную игру, в которой все остальные — лишь пешки.

Религиозная символика

Есть ещё несколько смысловых слоёв, дополняющих историю. Связаны они с религиозным мировоззрением и духовными учениями.

Христианские мотивы

Конечно, имена Ноя и Адама взяты прямиком из Библии. И если с Ноем параллель очевидна — он спас горожан в бункере, то с лидером культа всё сложнее.

Можно предположить, что он действительно первый человек на Земле. Возможно, он прозван Адамом за главенствующее положение в Sic Mundus. Но самая интересная теория заключается в том, что он — потомок всех четырёх семей Виндена.

Предположительная схема родственных связей shae117

Очень вероятно, что Йонас Канвальд действительно родственник большинству персонажей сериала. А если каким-то образом Адам окажется предком всех героев, то это вновь создаст петлю объяснит его имя. «Я есть Альфа и Омега, начало и конец».

У Адама в кабинете можно заметить картину Рубенса «Падение проклятых» — она посвящена изгнанию падших ангелов из Рая. Это совпадает с богоборческим настроением Адама и его горделивым желанием построить собственный мир. И в то же время мрачный тон картины может свидетельствовать о том, что культ сбился с пути.

Герметизм

Основа религии Sic Mundus — герметизм. Это древнее оккультное магическое учение, созданное на основе текстов мудреца Тота Гермеса Трисмегиста. В широком понимании — это учение о законах природы, о взаимосвязях и мироздании.

Герметизм предлагает свои представления о том , как был создан мир и открывает своим адептам путь к «магии». Самое главное писание герметизма — Изумрудная скрижаль. По легенде, на ней зашифрован рецепт философского камня. В сериале им культ считает «частицу бога».

Слегка видоизменённую Изумрудную скрижаль можно встретить в виде татуировки на спине у Ноя, а фраза «Sic mundus creatus est» происходит из неё.

Древнегреческая трагедия

Самые важные мифы для понимания сериала — древнегреческие. Общая тема для них — сражение человека с судьбой, с предопределённостью. Как правило, трагедия возникает, когда герой бросает вызов тому, что ему уготовано.

Говоря о Йонасе и его возлюбленной Марте, которая приходится ему тётей, можно вспомнить о запретной любви Эдипа. О роке, который преследовал его, несмотря ни на что.

Но ещё более важный миф — об Ариадне. По легенде, царь Минос бросил героя Тезея в лабиринт, для ритуального жертвоприношения Минотавру. Но Ариадна дала герою клубок нитей, Тезей смог выбраться и они вдвоём сбежали с острова. Позже Тезей бросил Ариадну, но оставить позади чувства было куда сложнее.

В сериале мы видим школьное представление, где Марта исполняет монолог Ариадны.

Старый мир преследует её, как призрак, шепчущий во сне.

Как новый мир построить камень за камнем.

С тех пор, я знаю, ничего не поменять. Всё останется как прежде.

Колесо продолжит обращаться

Круг за кругом.


Одна судьба связана с другой.

Нитью, красной как кровь,

Что связывает все наши дела.

Клубок не развязать, но можно разрубить.

Он разрубил наш, острейшим клинком.

Но всё же что-то остаётся, невидимая связь.

Трагедия Йонаса и Адама в том, что они не могут спасти Марту от смерти. И в то же время боль от утраты не исчезает. Чтобы «разрубить узел», Адам готов разрушить мир и создать новый. А Йонас не знает, есть ли у него другой выбор.

Борьба с судьбой и Übermensch Фридриха Ницше

Постепенно детективная линия, научная фантастика и религиозные отсылки отходят в сериале на второй план. В центре внимания остаются лишь попытки Йонаса изменить свою судьбу. Детерминизм сыграл с героем злую шутку: как бы он не старался изменить прошлое, события случались именно так, как раньше.

Нельзя пока сказать, чем закончится его история, но уже сейчас авторы предложили нестандартный взгляд на человеческую природу. В своих идеях «Тьма» близка к мировоззрению Артура Шопенгауэра: «Человек может делать то, что он желает, но не может желать, что ему желать».

В одном из самых сильных своих монологов Адам с горечью отмечает, что людям вечно суждено быть пешками своих желаний.

Люди — странные создания. Все их действия движимы желаниями, их характер закалён болью. Как бы они не старались подавить боль, подавить желания, они не могут освободить себя от вечного служения своим чувствам. До тех пор, пока в них бушует шторм, им не обрести покоя. Ни в жизни, ни в смерти. И так, день за днём, они делают всё, что нужно. Боль — их корабль, желание — их компас.

Адам

Это звучит мрачно и нигилистично, но это не конец истории. Так как весь сюжет «Тьмы» основан на идее Вечного возвращения другого немецкого философа — Фридриха Ницше.

Что, если бы днём или ночью подкрался к тебе в твое уединённейшее одиночество некий демон и сказал бы тебе: «Эту жизнь, как ты её теперь живешь и жил, должен будешь ты прожить ещё раз и ещё бесчисленное количество раз; и ничего в ней не будет нового, но каждая боль и каждое удовольствие, каждая мысль и каждый вздох и все несказанно малое и великое в твоей жизни должно будет наново вернуться к тебе, и все в том же порядке и в той же последовательности. Вечные песочные часы бытия переворачиваются всё снова и снова — и ты вместе с ними, песчинка из песка!»

Фридрих Ницше, «Весёлая наука»
философ

Возможно, эти «повторения» и есть другие миры. Или другие циклы спустя миллиарды лет. Важно другое, этот вопрос — тест на отношение к жизни. Йонас, Ульрих, Клаудия, Ной — пытались всё поменять в прошлом, и это привело к трагедиям.

Фридрих Ницше, в свою очередь, проповедовал Amor Fati — любовь к судьбе. Он принимал жизнь такой, как есть, со всей болью и лишениями. Идея была в том, что боль — это результат нашей внутренней реакции на внешний мир, и пересмотр отношения к жизни может избавить от страдания.

Позже идея Вечного возвращения появится в «Так говорил Заратустра», и по Ницше Сверхчеловек — это тот, кто может абстрагироваться от своих земных желаний и принять то, что уготованную ему судьбу не изменить. Он научится жить без сожалений и получать радость от того, что имеет.

Возможно, именно этот урок в конце истории ждёт главного героя.

Чтобы по-достоинству оценить «Тьму», нам не хватает лишь финального кусочка пазла, многое зависит от финального сезона. Впрочем, большинство концепций этой истории были задуманы авторами с самого начала, так что, хочется надеяться, создатели знают, как довести сюжет до конца.

Но даже уже сейчас «Тьма» достойна внимания. Её детективный пазл заставит поломать голову, её научная фантастика серьёзно поговорит о будущем и времени, а её история расскажет об искренних человеческих трагедиях и моментах счастья.

{ "author_name": "Андрей Лисяный", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u044c\u043c\u0430","\u0440\u0430\u0437\u0431\u043e\u0440\u044b","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","\u043b\u043e\u043d\u0433","long"], "comments": 143, "likes": 264, "favorites": 599, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 62205, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 07 Aug 2019 14:53:02 +0300", "is_special": false }
Объявление на DTF
Почитать
Былинные супергерои: истории всех главных русских богатырей
Великан, князь-колдун, могучий пахарь, кентавр, хулиган, пьяница — и другие.
Подкаст «Жиза ГД»: Почему игры столько стоят
Слушать фоном🎧
0
{ "id": 62205, "author_id": 31347, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/62205\/get","add":"\/comments\/62205\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/62205"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957, "last_count_and_date": null }
143 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
27

Всё началось 4 ноября 2019 года

Цикл начался с самоубийства Михаэля 21 июня 2019 года.

Ответить
0

Кстати, а кто расскажет почему именно суицид Михаэля стартует цепь событий и зачем ему было вешаться? Чтобы обратить тем самым внимание Йонаса и начать весь сыр-бор?)

Ответить
3

Начало точно не там. Это лишь кусок петли, который нужен для дальнейших событий. Начало где-то в будущем, мне кажется и запустило его пришествие персонажа из параллельного мира.

Ответить
1

Там все очень запутано.
Как сказал Микаэль - это план божий. Потому что если ничего не случится, то Йонас не родится

Ответить
–45

Посмотрел пока серии 4-5, очень скучно. И с художественной стороны слабовато и дешево смотрится. Стоит ли дальше смотреть? Сериал раскрывается в будущих сериях?

Ответить
51

Если за 5 серий не зацепило, то дальше лучше не продолжать.

Ответить
6

Ок, похоже просто не зашел сериал.

Ответить
2

у меня так-же.

Ответить
10

один из лучших сериальных визуалов

слабо и дёшево смотрится))))))))))))

Ответить
12

один из лучших сериальных визуалов

Это твое мнение, у меня другое, вот так вот бывает в интернете.
Чему удивляться и сарказмировать?

Ответить
–1

Ну на спецэфеекты явно не хватило или бюджета. Те немногие моменты с графикой смотрелись стыдновато

Ответить
5

Попробуй смотреть в оригинале с английскими субтитрами. Я начал смотреть первую серию с английской озвучкой, но она была отвратительной. Дикий рассинхрон с картинкой. Восприятие сразу же улучшилось. В целом, сериал неспешный, но к 4-5 уже должен был появиться интерес. Если его нет, то дальше, наверное, и не понравится

Ответить
5

Мсье знает толк в извращениях - смотреть сериал на немецком с английскими сабами, чтобы перевести для себя на русский. Ты вообще с нашей планеты или это просто тупые понты?

Ответить
3

Он с моей планеты. В своё время смотрел сериал "Правительство" на датском с английскими сабами ибо русских не было. "Тьму" с немецкими сабами смотреть было тяжело первый сезон, он и в переводе не особо лёгкий.

Ответить
0

Я смотрел на немецком с немецкими же сабами. Недавно вот Бесславных ублюдков в оригинале смотрел. Ну, это там, где кусок на французском (с английскими сабами), кусок на немецком, мааалеенький кусок на итальянском. Но нет, конечно, извращение

Ответить
2

Смотрел на немецком с сабами.

Ответить
5

Стоит. Просмотрел полностью взахлёб.

Ответить
1

Все просто. Не нравится - не смотришь. Сидеть тут убеждать тебя никто не будет.

Ответить
1

Понял. Спасибо что разрешил не смотреть.

Ответить
6

Ну ты же спрашивал, тебе и ответили.

Ответить
0

Насколько помню именно в конце пятой серии происходят интересные события, из-за которых смотреть становится сильно интереснее. Но, если и это событие не увлечет, то дальше смотреть определенно нет смысла.

Ответить
19

Сериал замечательный, один из лучших. По статье только хочется отметить небольшой момент, что сам Хельге маньяком не был, меньше всего хотел убивать детей и страдал от этого. Он подчинялся Ною, т.к. тот, видимо, оказал на него огромное влияние после инцидента с камнем. Вообще, он один из самых трагичных персонажей, потому как у него по сути никогда и не было нормальной жизни. Даже до нападения Ульриха у него было не самое веселое детство: его травили хулиганы, он не нравился сверстникам, мать его не любила (хоть и заботилась).

Ответить
16

Прекрасная статья. Прекрасный сериал. Лучшее, что было создано про путешествия во времени, аак по мне

Ответить
4

Есть еще Steins;Gate, там попроще будет, но тоже интересно.

Ответить
–5

Еще не смотрел сериал, но если там не рассматривают хотя бы 10-12 возможных теорий путешествий во времени, то лучшая все еще Шайтан калитка.

Ответить
12

Будет мегакек если вообще все персонажи тьмы - это один пацан и одна девка.
Вот уж 100 лет одиночества будет с аурэлианами и буэндиями.

Ответить
1

имхо,Адам-Йонас и Агнес

Ответить
0

Миша ты огонь)

Ответить
11

Смешанные чувства от сериала. Наверное скорее больше негатива.
Да, задумка интересная, темы поднимаются интересные, сюжет закручивается, классно! На экране всё красиво, камера стоит отлично. Единственная придирка, что напряжение искусственно сохраняется давящей музыкой на фоне почти без перерыва.
Но такое ощущение что вопросами детерменизма задаются только автор и зритель (ну то есть я, в качестве зрителя).

спойлёр алёрт + ахтунг, многотекст

вот есть вопрос о детерменизме. И Йонас попадает к Адаму и Адам говорит ему что-то в духе "всё предрешено, я это ты и вот так вот всё и закончится. ох уж эта вечная петля. НО! я знаю выход из ситуации. Ты должен попасть в прошлое и предотвратить суицид своего батьки"
И Йонас конечно же вообще не парится, а чем это конкретное действите отличается от остальных действий, являющихся частью петли. "Ну надо предотвратить так пойду и предотвращу". Ну окей, один раз не пидор*с, как говорится.

Отправляется в прошлое и тут возникает Клаудия и говорит: "Адам пиздит! На самом деле он только и хочет закрыть петлю и ты специально сюда для этого был послан. Но ты не парься, так и надо. Не мешай бацьке, пусть вешается." И Йонас такой "а, ну раз Адам пиздит, значит пиздит. У Клаудии глаза добрее, значит буду верить ей". И снова у него не возникает вопроса "так а в каком месте и каким образом мы будем ломать петлю? А может вы два гандона, которые как раз эту петлю и строят, а?"

Это к самому взаимодействию персонажей с основополагающими идеями собственной истории. А ещё есть куча неадекватных действий или бездействий персонажей. Не очень хочется это расписывать, тем более что многие сериалы (и не только они этим грешат). Но честно говоря тут сложилось впечатление, что сюжет двигают не путешествия во времени, а тупое/нелогичное действие/бездействие персонажей.
Нет, таки выскажусь.

Ответить
4

ахтунг, ещё больше букаф


А когда Ульрих выяснил чей труп. И? А рассказать это собственно коллегам по делу не надо, не? Пропал второй ребёнок, а дочь Шарлотты встретила подозрительного дядьку в лесу. Стойте. ребёнок? в лесу? один? в городке, где уже двое детей пропало? Вместо того, чтобы в школе балаболить "а чо нам с этим делать?" лучше бы полиция провела иструктаж родителям, чтобы те ни в коем случае не оставляли детей без присмотра и вообще следили за ними в утроенном режиме. А родители, в свою очередь, должны рассказать в общих чертах о сложившейся ситуации детям, чтобы даже у, как говорится, малолетнего дебила не возникло мысли пойти самому через лес в школу, потому что "я уже взрослый". Но нет, сразу после гулявшей по лесу дочери полицейского в лес отправляется её нерадивый бойфренд и, внезапно, становится очередной пропажей.
Шарлотта получила фоторобот Ноя. Первым что делают, это оповещают о внешности и имени подозреваемого население, развешивают фоторобот везде где можно. Если бы это сделали, гляди Бартош бы не сел к Ною в машину, а при первой же возможности обратился бы в полицию и дал бы дополнительные сведения.
Ханна сама не знает зачем незаконно хранит больше 30 лет пистолет. Ладно документы, но пистолет, Карл! Все эти 30 лет она подвергала себя непонятно зачем опасности присесть за это. Александр вроде тоже мужик не тупой, как кажется, да ещё и власть некую имеет. Так почему когда его начали шантажировать, он повелся на шантаж, а не подослал ей домой своего ручного копа с проверкой. Проблема в том, что когда тебя шантажируют, у тебя нет гарантии, что после выполнения условий тебя не продолжат шантажировать дальше. Поэтому в приоритете устранить корень проблемы, так сказать. Тем более что подосрать Ульриху, то есть полицейскому, задача наверное посложнее и порисковее потенциально будет.
Ульрих — матёрый (в плане телосложения) полицейский, не в состоянии забить ребёнка. Проверить умер ли человек он тоже не в состоянии.
И куча кучная подобных моментов.

Я понимаю, что в 2019 году в таким вещам придираться может быть и не очень, но у меня реально стойкое ощущение, что вся история держится на каркасе из вот таких вот неадекватных/необдуманных поступков. И вроде как можно спихнуть всё на безумие от потери ребёнка, Ханна с детства была слегонца повёрнутой и так далее, но наблюдать за историей, где все действующие герои либо безумны, либо просто туговаты — как-то не очень.
И это я не касался таких моментов как стервозная лицемерная (орёт что все вокруг скрывают правду, а сама по сути уходит налево) Марта, к которой никакого сочувствия, а она ещё и пара главному герою. Или всякие типичные аля голливудские сценки, где товарищ Йонас отгоняет вояк от бтра при помощи музыки и успешно сливает бензин. Это терпимо, потому что не является таким вот пластмассовым каркасом для всей истории.
Фух, высказался. Теперь можете минусить)

Ответить
1

Батя Йонаса сам принял решение повеситься, когда понял, что в его случае речь идет о том, будет ли существовать Йонас.

Если Йонас уже собрался прекратить своё существование и спасти батю (я так понял в следствие отсутствия суицида был расчёт на то, что и Миккель в прошлое не попадет), то мог бы просто не дать Миккелю отправиться в прошлое, в следствие чего ничего бы и не было и батю не убивать себя упрашивать не пришлось бы. Но он мало того, что это не сделал, так он сам лично отвел Миккеля в прошлое. И сделал он это по наставлению Клаудии, а не батьки. Потому что "я видела мир без тебя и там нет ничего хорошего". И все сразу поверили.

он явно не хладнокровный детоубийца

Да, он просто неуравновешенный детоубийца, который даже убийство якобы ради своего ребёнка сделать нормально не в состоянии. Если на кону стоит судьба сына, то в его же интересах удоствериться. Но о чём это я, он как бы вообще без прямых доказательств решил что это всё дело рук Хельге и кстати так и не узнал о существовании Ноя.

его вранье о местоположении она скорее всего списывают на очередную измену

перед этим она посетила транса, который ей ответил что Питер его не посещал уже долгое время. А следователь на что-то списывать такое поведение вообще не должен, а всё перепроверять и не забывать. Поэтому и выходит что Шарлотта не заинтересована в раскрытии дела и спасении потеницальных жертв, так как весь материал она скрывает от остальных полицейских, а мужа, который ей что то важное хочет сказать, игнорирует. Здесь и возникает диссонанс, так как вроде как нам показывают её стремления разгадать ситуацию но действует она наперекор своей цели.

Бартошу нет никакого интереса идти в полицию или НЕ связываться с плохими людьми

Ну конечно, а то что маньяк и его укокошить может Бартоша тоже не волнует.

Я как бы не против психологичности, но она должна быть разумной. Вот Ханна взяла и обвинила Ульриха в изнасиловании а потом спихнула всё на кого-то друого. Рациональный поступок? Нет, Ульрих к ней ближе не стал. Мразотный? Да. Сделанный на эмоциях? Да.
Она на эмоциях обиделась на Ульриха, хотя он собственно ни в чём не виноват. Это её желание, её загоны и её мразотный поступок как следствие её эмоций. И у меня никаких нареканий не возникает.

Но когда Шарлотта вроде как хочет разобраться в происходящем но при этом игнорирует ситуацию со своим мужем - это уже диссонанс. Когда Ханна не знает зачем ей пистолет но рискует и хранит его 30(!) лет - это не эмоции, а рояль в кустах или просто неадекватность.

Вот так вот и выходит что это не психологичность, где определённые отношения и эмоции вытекают в обоснованные этими отношениями и эмоциями действия (обвинение в измене Ульриха, недолюбливание полицаем юного Ульриха, который ему, судя по всему, напомиает одного неадеквата из прошлого, нежелание Йонаса продолжать встречаться с Мартой после того как он узнал что она его тётя, младшая дочь Шарлотты из будущего, которая допёрла что все беды из-за этой временной тусовки и запретила всем приближаться к источнику бед и так далее).
Но когда "из-за своих эмоций" люди перестают адекватно мыслить (адекватно не равно холодно и рационально если что), то это уже не психологичность а спектакль в психушке какой-то. Одно дело если там есть несколько конкретных персонажей, которые в виду пережитого реально поехали кукухой (в сериале таким показали Хельге и Ульриха), и другое когда там почти каждый персонаж мыслит неадекватно, если вообще мыслит. Насколько я помню, во время просмотра только Ной показался мне настоящим здравым человеком, который мыслит и действует в соответствии со своими целями (и эмоциями тоже, да), при этом он конечно же может заблуждаться в конкретных вещах (как и любой другой здравомыслящий человек). Ну и несколько второстепенных персонажей, потому что их просто либо мало раскрыли либо пока что раскрыли не до конца.

Ответить
1

Ты просто смотришь через призму зрителя, а не персонажа. Я думаю о том, о чем они говорят и какие у них приоритеты. Тот же Ульрих прошел через многое и на момент первого сезона в труднейшим моральном положении из-за измены и странностей у родителей. Не все однозначно, короче. Особенно в этом сириче.

Ответить
0

детерминизм*
ох уж этот призрачный момент для редактирования

Ответить
0

Соглашусь, думал именно также и про себя тоже думал типа пошли всех их в сраку и сделай как сам считаешь нужным

Ответить
9

Просто лучший сериал за долгое время, все, вроде бы, просто, а на когда смотришь - то не успеваешь за всем. Саундтрек ушел в копилочку, всем советую.
https://open.spotify.com/user/grooct/playlist/0M5xNB70f70AEUZ7ltW4Wa?si=lJzIABcPR_GRs6hUCLJUng

Ответить
8

Я очень надеюсь что в третьем сезоне они введут пару паралельных реальностей и они начнут путешествовать ещё и между ними. Чтоб вааще всех запутать! :)

Ответить
3

Сезона не хватит, чтобы распутать клубок с такими размахами, а дальше сочинять уже нет смысла.

Ответить
0

Так можно потом еще книги и комиксы выпускать... чтоб разобраться что произошло!

Ответить
0

Если взять за данное, что уже в сериале два-три мира, то все окей. Просто в текущих мирах история похожая (кроме пару свидетельств и фотографий), тогда как в очередном мире из концовки второго сезона все иначе.

Меня больше всего волнует Йонас и его американские горки. Как он стал взрослым Йонасом, а затем и лидером культа.

Ответить
–8

Букаф много, не читал, но осуждаю сериал за отсутствие логики в самом себе.
Сначала они весь сериал рассуждают о том, где начало а где конец, но тут же у них идут просадки логики-как мог Миккель мог зайти в портал, если без этого портала не существовало.
Дочь,которая родила свою мать это вообще за гранью даже для авторов игры престолов

Ответить
17

Лол. Как раз в том, что существуют петли, не имеющие начала и конца, и есть суть сериала.

Ответить
1

Да, взяли на ровном месте появились. Сюжетная броня или отсуствие логики? Хмм....

Ответить
21

Чувак, ты применяешь бытовую логику к тому, аналогов чего наука не знает и на этом и строится идея сериала. Это глупо.

Ответить
–4

чего наука не знает

идея ВЫДУМАННОГО сериала

ок,да
Наука знает такие вещи, как причина и следствие, и тут на них тупо забили.

Ответить
3

Боже мой, Bootstrap Paradox. Ученый хренов.
The Bootstrap Paradox is a theoretical paradox of time travel that occurs when an object or piece of information sent back in time becomes trapped within an infinite cause-effect loop in which the item no longer has a discernible point of origin, and is said to be “uncaused” or “self-created”.

Ответить
0

theoretical paradox

time travel

Научненько, ага, спасибо

Ответить
1

Все физики, что идут после классической(квантовая, относительность Эйнштейна), в большинстве своем - это теории. Если нет опровержения и нет подтверждения, почему оратор выше неправ?

Ответить
0

в большинстве своем - это теории

Да, но перемещение во времени это фантастика (или гипотеза) а не теория. Теории подробно описывают и объясняют природу явления. Есть что-то подобное для перемещений во времени?
Парадоксы перемещений во времени как раз показывают насколько такое явление проблемное.

Ответить
0

Что вы знаете о науке вообще, чтобы говорить такое?

А пока отвечу я, моих знаний недостаточно, чтобы что либо утверждать, хотя мой стаж в изучение физики скоро превысить десять лет.

Ответить
0

мой стаж в изучение физики скоро превысить десять лет.

Лучше б русский подучил чутка, и пиздел поменьше

Ответить
0

Да, ведь у меня не было ни дедушки, ни репетиторов, ни олимпиад по физике. Спасибо, что так много обо мне рассказали. Напомню, что в обычной школе физику начинают изучать в 7 классе.

Ответить
0

Ну, в твоем случае ты физику со 2го класса учишь?

Ответить
0

Восемь лет. Это пятый. Тем временем вы не ответили на вопрос, хватает ли вашего опыта, чтобы что-то, да говорить?

Ответить
0

петлю замкнули с другого измирения , как я понимаю

Ответить
8

Добавил в закладки, чтобы перед третьим сезоном не пересматривать весь сериал, а освежить память тут.

Ответить
8

Перед вторым сезоном пересмотрел первый, чтоб нормально посмотреть второй, в итоге приходилось на паузу ставить почти в каждой серии, чтоб вообще догнать, что происходит, но итог один - ни....я не понятно XD

Не, все их связи родственные и логику сериала уловить не сложно, особенно ,когда за раз все смотришь, но завернуто очень жестко. В конце второго сезона, когда они решили добавить ко всей ебанине со временем еще и параллельную вселенную я прям орнул))) Еще целый год ждать....

Ответить
7

Проблемес в том, что детерминизм еще в прошлом веке отмели в пользу квантовой механики. Нет никакого предопределения, есть лишь вероятности.

Ответить
1

Опа, как ты четко детермитнул. Ну, вообще-то, зависит от интерпретации. Часть научного сообщества не согласна.

Ответить
0

Скажу больше, нет черного и белого, также как нельзя отвергнуть всю теорию, лишь подставить под сомнения большинство трактатов и выводов

Ответить
7

Мне сериал очень понравился, считаю одним из лучших на нетфликсе.

Ответить
5

Не сериал, а какой-то невероятный головоломный оргазм

Ответить
4

прекрасно выстроенный,блестящий сюжет,оочень понравился- погружал конкретно!

Ответить
4

Наконец-то годный лонгрид по этому замечательному сериалу, спасибо автору за труд

Ответить
2

Проблема как и у всех сериалов с путешествием во времени - путешествия во времени это весьма нелепая идея с крайне ограниченным. И если в каком-нибудь steins;gate была простая, но притом очень личная драма, то тут под конец когда пошли повороты уровня 'моя дочь это моя бабушка' стало просто скучно. Ну а потом добавили параллельные миры, ведь из идеи детерминизма, которую обсасывали два сезона, выйти логичным путем невозможно.

Ответить
3

здесь предостаточно личных драм без " моя дочь это моя бабушка".

Ответить
1

'моя дочь это моя бабушка' *мама

Вот от этого больше всего бомбануло. Это невозможно, даже по меркам их вселенной.

Ответить
0

так а где это?

Ответить
0

В последних сериях второго сезона.

Ответить
1

Персонажа назови) Я видел какие-то комментарии про немую Элизабет, но где там люди увидели нестыковки я не понимаю. Там все последовательно и подчиняется принципам описанным ранее.

Шарлотта не может быть дочерью своей же дочери? Это же классическая проблема курицы и яйца. Ее обсуждали в первом сезоне)

Ответить
–1

Ты привел примеры, которые никак не связаны.
Ты не можешь быть мамой своей маме, поскольку ты бы не существовала, тобишь ты бы не родила свою маму и в последствие она бы тебя не родила.

Ответить
0

То есть ты рассуждаешь над цикличным построением времени со стороны линейного времени?

Ответить
0

Как бы ты появился в этот цикл, если не будет человека, который тебя должен был родить, поскольку ты его мать? Объясни это.

Вот случай с Йонасом возможен, но вот это нет.

Ответить
1

Итак, сериал представляет нам циклическое течение времени. Проще всего представить все события в виде бесконечной пружины. (Фото 1)

Молодая Шарлотта - взрослая Шарлотта - молодая Элизабет - взрослая Элизабет - молодая Шарлотта...

Обычно трудно представить себе такое, чтобы какое-то событие было бесконечным в цикле. Надо сделать так, чтобы пружина соеденилась в кольцо. (Фото 2)

Вот и получается, что начала и конца нет. Не может же оно взяться из ниоткуда?

А оно и не взялось. Начало есть, как и конец. В сериале герои и искали начало цикла и конец.

Зрителю весь первый сезон говорили, что цикл 1956-1989-2019, хотя второй сезон показал, что события идут от 1912 до 2042. Кто знает, может в третьем сезоне еще расширят. Начало и конец все же стоит искать не по дате.

Прежде чем ответить "когда", давайте назовем ситуацию с Шарлоттой парадоксом. Таким же парадоксом является и машина времени, и книга, и предсказание, и встреча Йонаса с Мариной на пляже, и Ульрих, и Миккель и тп.
Цикл не может начаться с парадокса и закончится с ним. Именно поэтому началом цикла является время, когда не было ни одного парадокса, похоже же время является и его концом.

В сериале говорят, что все завязано на смерти отца Йонаса, однако машина времени и книга уже были (да и отношения с Мартой из-за встречи на пляже). Не это начало. А вот когда оно - узнаем позже. Сериал активно использует метод ненадежного рассказчика, так что не верьте всем словам героев. Они сами мало понимают.

Ответить
0

Я бы не представлял все эти события в виде пружины, потому что люди из разных годов соприкасают свои временна.
Но не важно.
Я тоже думаю, что они соврали. Я не осуждаю сериал пока что, он не закончен, просто мысли вслух.

Ответить
1

Пружина лишь демонстрирует бесконечность конкретного события, нет начала и конца, но при этом события рядом и последовательны.

Цикл же проще всего изобразить, как узел. Прошлое встречаться с будущим, много парадоксов, но начало и конец только один.

И да, "соврали" это неверное слово. Герои в сериале предполагают, но как ты заметил, им не везёт в суждениях. Возможно, что даже Адам не в курсе и не будет, так как он сам парадокс и точно не доберется до конца цикла.

Ответить
0

Если есть вопросы - пиши!

Ответить
3

Прекрасный лонгрид. Очень хорошо расставил всё по своим местам и подкинул пищу для размышлений.
—--—--—
А непричастившимся к "Тьме" скажу так. Это очень не "запойный" сериал. И дело не в том, что события развиваются довольно тягуче, и не в серой морали и общей депрессняковости. Просто во втором сезоне создатели настолько люто запутали события, что если смотреть залпом - то запутаться окончательно как раз плюнуть. Например, из за этого только со второго раза понял, кто такая Клаудия Тидеман/Белый дьявол.

Ответить
1

Я посмотрел за два дня, почти все понял на ходу. Только пару десятков раз ставил на паузу, чтобы отойти покурить и во время этой процедуру переваривал происходящее. Но соглашусь, что смотреть в онгоинге было приятнее. Но только с форумными баталиями или ИРЛ обсуждениями между сериями)

Ответить
0

Я же наоборот за две недели по две серии посмотрел сериал, и хочу отметить, что самое сложное - первые 3 серии.

И когда в конце третьей серии первого сезона показали эту сцену: https://youtu.be/zfFJ5iOSrMU , то я понял, что все просто. Теперь эта сцена одна из моих любимых в сериалах.

Ответить
2

Сериал ближе к сериалу Мост 2011г , чем к очень странным делам

Ответить
3

Согласен, но легче сравнивать с тем что на слуху сейчас. Хотя как по мне сравнивать можно только с первым сезон странных дел, тк в последующих уже нет никакой мистики и загадочности.

Ответить
2

Ближе всего он к 12 обезьянам, вплоть до тайной организации, которая хочет уничтожить время.

Ответить
2

У парадокса несколько вариантов решений. Самый простой из них — путешественник просто создаёт новое будущее, и только он один хранит воспоминания о первоначальном варианте. Такой подход имеет слишком много допущений и логических дыр.

По-моему, это наоборот самый логичный вариант без дыр

Ответить
2

Откуда берется энергия для создания нового будущего?

Ответить
2

Оттуда же, откуда берется энергия для создания старого будущего.

Ответить
1

если бы снимали американцы - целый кусок германской истории не выпал бы из хронологии (дыра между 20-ми и 50-ми)

возможно, именно так и следует снимать сериалы в странах с непростой историей. В России - начать в 1913, а потом вынырнуть сразу в 2013

Ответить
5

Из одного непростого периода сразу в другой?

Ответить
0

лучше такие непростые периоды, чем великолепная простота между ними

Ответить
0

Зачем акцентировать внимание на пустых событиях, когда на первом плане совсем другая история?

Ответить
2

раньше в городе пропали школьники Эрик Обендорф и Ясин Фриз

Ясин пропал после всех

Ответить
2

Совершенно не экшеновый сериал, но умный и с прекрасным сюжетом. Сначала не понравится, но если дать ему шанс, очень зайдёт. Рекомендую.

Ответить
2

Пробовали смотреть два раза, но так и не осилили :(

Ответить
1

Сериал конечно очень интересный, но я все равно не пойму, почему Йонас просто не может убить себя и все, петля разорвется. Он даже хотел это сделать, но нет, пришла та бабенка и он ей поверил и отвел Миккаэля в лабиринт, тем самым замкнув петлю снова. Если честно, чуть фейспалмом себе лицо не разбил. Ладно там, пистолет в тебя не выстрелит, так сбросься с окна, повесся и все - Адам исчезнет, Миикаэль останется в своем времени и все будет нормально.

Ответить
1

Можно было просто сказать , нихуя я не отведу Миккеля в пещеру, и тебе не дам бабка сраная. И всё, гг вп.

Ответить
1

Да, реально. Просто я уже ору от того, что Йонас такой: "Хм, как бы разорвать петлю, что бы не стать Адамом", когда у тебя дофига вариантов не делает то, из-за чего петля образовалась.

Ответить
0

Его смерть приведет к еще более ужасным последствиям, офк.

Ответить
1

Это срань или что-то на уровне Leftovers? Потому что последние мне зашли, хоть сериал медленный как пиздец.

Ответить
1

хочешь посмотреть реально медленный как пиздец сериал, посмотри Too Old to Die Young Рёфна. но мне понравился кстати :))

Ответить
0

Отличный сериал, leftovers не смотрел.

Ответить
1

Посмотри, интересная драма.

Ответить
1

смотрел, leftovers намного намного слабей.

Ответить
0

Воу-воу. Вот это нихуя мнение. Окей, теперь я точно гляну сериал. Потому что лефтоверс это лучший сериал что я видел.

Ответить
1

Все индивидуально, я leftovers смотрел в прошлом году, мне он показался совершенно пресным, но спорить о вкусах - моветон, поэтому скажу так. "Тьма" - как минимум заслуживает внимания, а зацепит или нет, уже узнаете спустя несколько часов.

Ответить
–1

Первый сезон посмотрел, ну банальщина же конкретная. Неокрепшие личности, изменяющие своему выбору спутника и варящиеся в этом обмане постоянно. Не заметил выдающихся «тараканов» у персонажей, то есть необычной мотивации. Возможно для меня это уже обыденно, а кого-то впечатляет, т.к. пока (видимо совсем) неискушенны в данном направлении.

Ответить
1

Я посмотрела очень, очень много сериалов и фильмов и могу с уверенностью сказать, что Leftovers — это лучшее, что я видела.

Ответить
0

Так у них и не было выдающихся тараканов. Вполне обыденные герои, самые обыкновенные. В этом и сок.

Ответить
0

Соррян, перепутал с «The affair”.

Ответить
0

По настрою больше похож на французский Les Revenants (имею ввиду именно французский оригинал, американский ремейк не смотрел)

Ответить
0

Ни сматрел(

Ответить
0

Посмотрел оба сезона, и не нашел ответа или хотя бы намёка на ответ, а вопросы такие:
1. Почему похищали только детей, а не взрослых в том числе?
2. Почему из детей похищали только мальчиков?

Ответить
3

Ответов пока нет, может в 3 сезоне скажут. Вполне вероятно, детей просто проще похитить и держать.

Ответить
1

1. Думаю очевидно : дети не сопротивляются. Их легче всего "заманить".
2. Не думаю что здесь есть какая то закономерность. Хотя возможно это "принципиальная позиция" Ноа.
Остается только догадываться

Ответить
3

Ну умения получается следующая теория по этому поводу
Т.к. действия и результаты почти всегда и почти полностью известны, скорее всего люди, которые запустили эти похищения знали, что машина заработала на мальчике, определённого возраста, поэтому, воровали только их.

Ответить
0

Эрик, похищенный в 2019, достаточно взрослым был, в отличии от других детей. По крайней мере по фото. Даже не знаю как его смогли "заманить".

Ответить
4

Эмм, ну парень так-то был местным барыгой, не? Ной легко мог представиться диллером и заманить его в уединённое место, якобы за стаффом.

Ответить
0

Ну, кстати, да. Бартоша так ведь и сманили.

Ответить
1

Мне кажется, что это просто были "нужные люди", дабы запустить петлю. Каждое похищение запускало новую шестеренку.

Ответить
1

Была бы очень интересной такая идея:
попытка перемещения в прошлое (в 1921й, например) "прокручивает" текущую вселенную до конца её цикла, запечатляя все события без возможности их изменить (нельзя ничего поменять в 1953м, 1986м, 2053м и т.д.), затем возникает новая вселенная и прокручивается до нужного года (до 1921). После этого момента в новой вселенной будущее не определено от точки входа (1921). Если в новой вселенной попытаться куда-то путешествовать - это опять вызовет прокручивание всего будущего вселенной и так далее. Это не идея квантовой разветвленности, но позволяет несколько снизить спектр возможных миров.

Ответить
1

Раз в 5 лет на ДТФ выходит отличный материал от грамотного автора. Браво!

Ответить
1

Это офигенный сериал, как он может не зайти? Он правда гораздо серьезней и интересней многих других популярных (не буду уточнять, дабы не навлечь гнев фанатов) сериалов последних лет. Я лично просто проглотил в свое время первый сезон за один день, второй сезон еще более замороченный, но не менее интересный. А еще там офигенный саундтрек и атмосфера

Ответить
–9

Актеры плохие, почти все без харизмы и особых примет. Как следствие, без вики нереально понять кто чей родственник и кто есть кто из разных временных эпох. Даже исконно немецкие имена персонажей скорее мешают отследить вот это вот всё. Хотя сама идея четырех семейств с запутанными связями лично меня удержала от того чтоб дропнуть на половине первого сезона

Ответить
2

Оливера Мазуччи (Ульрих Нильсен) явно из-за отсутствия харизмы одного видного германского политика с усиками и косой челкой позвали играть :)

На самом деле актеров сложно назвать плохими - как раз-таки при внимательном просмотре становится видно как они стараются отыгрывать мелкие нюансы, манеры и детали поведения своего персонажа, повторяющиеся в разных эпохах. Вот то, что для нас они не примелькавшиеся - это да. Сам себя ловил не раз на том, что в американских сериалах персонажей нередко идентифицирую не по прописанной в сценарии роли, а как "тот чувак из другого сериала, по которому я его знаю"

Ответить
0

Ульрих там самый яркий персонаж, он скорее исключение. Остальные вообще не воспринимаются

Ответить
0

без вики нереально понять кто чей родственник и кто есть кто из разных временных эпох

А мне наоборот как-то казуально показалось. Когда первый раз показали линию из прошлого — слушал имена и прокручивал предыдущую серию чтобы сопоставить персонажей. А они взяли и в конце серии забабахали прямую визуальную параллель типа:

Ответить
–2

все эти парадоксы в стиле "Фрай - свой собственный дедушка" устарели как говно мамонта, поражаюсь как немцы из не самого лучшего плот девайса, который в ограниченных количествах помогает рассказывать историю, захерачили монструозного франкенштейна без смысла, начала и конца.

Ответить
–2

Проблема этого сериала не в заумности а в интересности, которая отсутствует.

Ответить
–2

скачал для поездки в Испанию,чтоб время в самолёте коротать.Такой нуди видеть не видывал))) недосмотрел и не жалею что стёр .Кто любит нудятину это сюда)))))

Ответить
–9

Весь сериал выглядит как оправдание той вакханалии которая творится в "тихих" деревеньках и городишках германии, где происходят инцест и в подвалах в фундаментах находят пропавших людей.
Оказываться во всем виновата судьба и временная петля :)

Ответить
0

Их бин ду.

Ответить
–2

Обходи эту шелупонь.

Ответить
0

Сохранил, спасибо.

Ответить
0

Сейчас как раз смотрю 2-ой сезон, потом обязательно прочту :)

Ответить
0

Визуал на высоте! Обожаю такое. Постоянный дождь, все угрюмые, депрессия на каждом шагу! Саундтреки подобраны отлично!

Ответить
0

Недавно посмотрел оба сезона в захлеб. Мне прям зашло, люблю тайм лупы

Ответить
0

Концовка 2го сезона с параллельными вселенными убила надежду на адекватный финал. Но думаю я все таки рискну и посмотрю 3й сезон.

Ответить
0

Еще на момент выхода сказал, что Тьма первоклассный сериал/10.
От себя могу посоветовать Призраки дома на холме. Там не столь глубоко, как в тьме, но думаю зайдет, если этот зашел.

Ответить