Обзор фильма: "Престиж"

На что ты готов ради хорошего фокуса?..
На что ты готов ради хорошего фокуса?..

А душу можно ль рассказать?
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну - но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.

М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

Фильм потрясающий. Я посмотрел фильм несколько раз, но до сих пор восхищаюсь работой съёмочной команды.

Но вместе с тем, после просмотра, для меня оставалось несколько нерешённых вопросов.

  • Импрессарио Великого Дантона нисколько не удивился тому, что появился Профессор.
  • Как Великий Дантон узнал, когда придёт Профессор под сцену?
  • Как пересекаются подложные дневники?

Эти вопросы заставляли меня думать, что фильм, скрывает в себе некоторые загадки, решение которых есть в фильме, просто надо быть чуть-чуть повнимательнее...

Сначала я подумал, что один брат предал другого. Как говорил Дантон - «Одна часть его хотела семейной жизни, а вторая – к свободе». Вместе с импрессарио, Каттэром, державшим связь с обоими соперниками, они распланировали двойное убийство, да ещё повесил Сару, начавшую откровенно мешать фокусной жизни…

Но для начала определимся, как зовут братьев. Фамилия – Бордон. Имя – Альфред и Бернард. "Бернард" – так называл Феллона, своего переодетого брата, Бордон, который влюбился в Кристин – и он же кричал на фразу Сары «Фредди» - «Да, меня так зовут!!!». Бернард же, в свою очередь, болезненно реагировал на то, когда Кристин называла его Фредом… То есть, Альфред – брат, который любит Кристин, любовницу, Бернард – тот, кто любит Сару, жену.

Но посмотрев 2ой раз фильм, я понял, что загадок, в принципе, нет. Всё-таки, это не «Мементо». Однако фильм засиял новыми красками, показывая всю красоту актёрской работы, внимания Ноланов к мелочам.

Первый вопрос – Каттэр, в общем-то, догадывался о том, что у Бордона есть двойник. Как он говорил: «Я уже знаю, как он это делает. Как ты, как мы с тобой» - имея ввиду то, что Дантон использовал двойника. Во-вторых, он понял: «Я же был на суде... А с нею был... Феллон». Ну, а в третьих, даже привычный к чудесам, всё же почувствовал себя малость не по себе, увидев живого Бордона, но сохранил спокойствие.

Второе. Ну, это очень просто: из-под сцены были слышны крики Альфреда: «Где ключ?!! Где ключ?!!», бившего стекло колбы.

Третье. Самое интересное, что несмотря на утверждение «Кто же поверит фокуснику?», они каждый раз говорили правду. И дневники – словно фокусы: каждый из них знает завязку – то, что написано в дневниках, и развязку – то, к чему они пришли. Но как работал трюк – этого не объяснялось. А так – правда, и ничего, кроме правды.

Но при этом: восторг и удивление - «как они это делают?!» - вызванное сопереживанием, сопутствовавшим фильму.

Трагедия братьев Бордонов, ради трюка попытавшихся прожить одну жизнь («Таких две жизни за одну…»), становится видной, начинаешь различать, где Альфред, а где Бернард на экране – за что спасибо таланту Кристиану Бейлу. Альфред более яркий, более агрессивно настроенный – очевидно, он и был автором этой затеи. Он сорвал представление Дантону, подговорил Рута – двойника Дантона – увеличить себе гонорар, и он же не послушался Бернарда, хотя тот сказал ему: «Пусть выступает, мне не нужен его секрет. И ты не ходи туда». Сам Бернард – более пассивен, более спокоен. Он вместе с братом, они единомышленники, но в принятии решений Бернард немного в тени. Об этом и говорил Альфред, находясь в тюрьме: «Да, ты был прав, надо было оставить его в покое… Прости меня. Прости за всё – я не хотел, чтобы так вышло…».

Лишь один раз Бернард взял преимущество – когда он влюбился в Сару и женился на ней. Альфред согласился, но, когда он влюбился в Кристин, это стало для него невыносимым. Каждая из женщин любили, братья им отвечали взаимностью, но каждый – другой. А жить приходилось одну жизнь, скрывая правду ото всех... Но есть один момент – при пересмотре оказывается, что братья не лгали своим родным, не лгал и Бернард Дантону, когда говорил, что не знает, какой узел он завязывал... Возможно, когда Бордон говорил Руту: «Введёшь парня в свой номер, а он захватит власть над тобой», он рассказывал и о своей ситуации...

Но принимать такую правду их женщины не желали. «Нет, Альфред, это не ты! Хватит притворяться!» — кричала начинавшая догадываться о дуалистичности мужа Сара. Не понимая до конца его, она устала от изменчивости Бордона. Бернард пытался что-то сделать, пытаясь урезонить брата: «Сара... Она всё знает. Или, по крайней мере догадывается. Ты мог бы мне немного помочь... Ведь я её и вправду люблю...». Но Альфред уже с трудом мог уживаться с Сарой, да и сам Бернард тяготился тем, что ему приходилось быть с Кристин... «Что, думаешь, я так жить могу?!! Думаешь, я получаю удовольствие, живя такой жизнью?!» - кричал Альфред на упрёки жены.

Альфред был катализатором многих событий в жизни Бордонов – и, вероятно, в этот раз именно его ответ на вопрос Сары, любит ли он её - «Сегодня – нет.» - был причиной к окончательному шагу в пропасть: Сара повесилась…

Символично было то, что в мастерской на заднем плане стоял портрет Профессора – скорее всего, портрет по заказу Альфреда…

К сожалению, его самолюбие и стало началом конца. Утонувшая жена Дантона, соревнование между фокусниками, и непринятие того, что кто-то может быть лучше – привели его к финальному исходу. Но разве на нём одном вина? Ведь был ещё Дантон...

Дантон и Альфред – словно настоящие братья, похожие по своей одержимости, подогревавшие друг друга на состязание... Но кроме того, у каждого был повод для мести. У Дантона – за жену, причём именно Альфред, как человек азартный, был тем, кто завязал слишком крепкий узел вопреки предупреждению Каттэра; у Альфреда – за пальцы, которые ему пришлось отсечь, потому что Дантон отстрелил их брату... Поэтому Альфред и убрал маты под сценой. Поэтому...

Череда обоюдных отомщений убивала их жизни. У Альфреда был Бернард, который всё же хоть как, но удерживал брата от излишне крутых поступков: наверняка, это его идея была сделать ключевым словом дневника слово «Тесла» - как попытка разорвать конфликт, удалив соперника, сделать жизнь наконец-то спокойной... Бернард устал от этого противостояния, поэтому накануне ночи, когда Альфреда закопали, он и сказал Фэллону (т.е. Альфреду): «Пойду прогуляюсь. Пусть видит. Наплевать.». Именно Бернард советовал Альфреду отказаться от идеи узнать метод Дантона. Тот, не послушался, за что и пришла расплата...

У Дантона, к сожалению, не было такого щита – и он в своём фанатизме шёл всё дальше и дальше, не считаясь ни с чем. Даже Каттэр, который сразу настроил своего подопечного на то, что ему придётся марать руки, перестал его понимать. Новую любовь, которая у могла быть, Дантон променял на попытку узнать, в чём трюк Бордона... Самое интересное,что это косвенно привело к трагедии в семье Бордонов: братья полюбили разных женщин и притворяться стало труднее, ведь каждый любил по-настоящему...

И упорство его привело к гению Теслы. Машины для клонирования он, конечно, не делал, но ток по земле пускать научился. Многие из его изобретений, открытий оказались слишком революционны и преждевременны для того времени. Даже спички в руках ребёнка могут стать серьёзной проблемой – что уж говорить о предметах посерьёзнее? Наверное, похожая мысль мучала Теслу (в фильме), когда он уезжал из города.

Дантон практически случайно получает то, к чему стремился. Он наконец-то получил метод, просто превосходящий метод Бордена. Но, убив самого себя – того, что получился при запуске машины, он словно заключил сделку с дьяволом. Интересно то, что благодаря чёрному коту был обнаружен эффект машины... Да и какие цели были у Дантона? Он ради мести, которая давно уже потеряла смысл, превратившись в перманентное состояние – его слова «Плевать на Джулию!» (жену) – был готов убивать себя. Ради того, чтобы превозмочь и растоптать другого человека, он готов был идти по трупам. Не стал марать руки с птицами, а сразу принялся за человека...

...Как обстоят дела с душой у клонов?..

Дантону удалось убить своего соперника. Альфред попался на его крюк. Сделка была выполнена. Но трюк на этом не закончился – ведь Дантон, уверенный в себе, даже не удосужился посмотреть на то, как Бордону удавалось совершать мгновенное перемещение. Он забыл про жену – и даже трюк его перестал интересовать; он просто хотел уничтожить противника. Но тот сам был фокусом: и Бернард, потерявший самого близкого человека, с которым он делил жизнь, всё же «замарал руки» - он застрелил Дантона. Словно он перестал быть частью Альфреда, но Альфред стал его частью.

Что значило незнание того, будешь ли жертвой или престижем? Всё равно, Престиж не знал той боли и предсмертной агонии того, «кто в ящике». «Публике всё, что с тем, кто в ящике». Дантон, когда ушёл Каттэр, погладил один из резервуаров – как инструмент, и только... Оправдывает ли цель средства? «Ты проехал полмира, потратил столько богатства... И всё впустую...» - говорил ему Бернард с сожалением и горечью. Этот человек действительно знал, что такое самопожертвование... Когда Дантон говорил про глаза в зале, смотрящие с удивлением на него, то Бордон имел полное право не верить ему. О глазах ли думал «Великий Дантон», когда совершал этот трюк? Зачем же он выбирал театр «...мимо которого не пройдёт Бордон»?..

...Клетка сплющивается под платком, убивая птичку, но в руках Каттэра появляется другая, очень и очень похожая на первую. И моментом позже в комнату заходит Бернард за своей дочерью. Один брат умерщвлён, другой – жив. И теперь уже полностью свободен... За себя и за брата.

99
Начать дискуссию