Для чего сейчас смотреть "Жюль и Джим" Франсуа Трюффо

Недолговечное сияние любви в XX веке. 3-й фильм в марафоне «Как полюбить авторское кино: Франсуа Трюффо»

Для чего сейчас смотреть "Жюль и Джим" Франсуа Трюффо

Вместо предисловия

Аристофан в "Пире" рассказывает миф, который объясняет волнующие людей вопросы: происхождение полов, любви и конечно же пупков. Если сильно утрировать и сократить пересказ до одного предложения: изначально мужчины и женщины были одной единой сущностью, андрогином, но Зевс побоявшись конкуренции решил ослабить их мощь и разделил на 2 половины. Аристофан заключает: "Вот с каких давних пор свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу."

К сожалению, Зевс был не настолько милостив и к Аристофану, поэтому тот не дожил до премьерного показа фильма «Жюль и Джим» в 1962 году. А значит решать вопрос о том, как можно сложить три половинки так, чтобы образовалась одна единая любовь придется уже нам.

Сегодня мы попытаемся поднять 2 вопроса:

  • стоит ли сейчас тратить свое время на французский авторский фильм, которому больше 50 лет
  • что Трюффо говорит про невозможность любви в геометрических фигурах разной степени сложности

О фильме

Для чего сейчас смотреть "Жюль и Джим" Франсуа Трюффо

Режиссер: Франсуа Трюффо

Оригинальное название: Jules et Jim

Русское название: Жюль и Джим

Год выхода: 1962

Страна: Франция

Синопсис с кинопоиска:

В начале ХХ века в Париже дружили два товарища — австриец Жюль и француз Джим. Гуляли, разговаривали, разминались в спортзале, обсуждали знакомых девушек, с которыми сентиментальному белокурому Жюлю везло меньше, чем Джиму, а счастья хотелось обоим. А потом в их жизнь вошла роковая женщина — Катрин.

Стоит смотреть?

Для чего сейчас смотреть "Жюль и Джим" Франсуа Трюффо

Всегда тяжело возвращаться к произведениям искусства, которые ты когда-то любил. Как это часто бывает, нам свойственно преуменьшать их недостатки, преувеличивая достоинства. «Жюль и Джим» был моим самым любимым фильмом Франсуа Трюффо, поэтому начав просмотр ближе к полуночи я очень боялся, что магия исчезнет и не будет того нежного, смешного и очень пронзительного фильма, которым он являлся в моих воспоминаниях.

Был рад ошибаться в своих опасениях. Фильм абсолютно не состарился. Если вы любите французские фильмы, новую волну, другие фильмы Трюффо — однозначно стоит смотреть и можно спокойно дальше не читать. У фильма есть все необходимые достоинства, чтобы быть в пантеоне лучших:

  • Монтаж и операторская работа. Поразительно, но фильм очень изобретательно технически оформлен, в нем представлен богатый арсенал приемов, которые и по современным меркам выглядят достаточно свежо. Например, стоп-кадры в сцене, где Катрин (Жанна Моро) говорит про своё лицо. Или где Тереза (Мари Дюбуа) изображает паровоз. Или уже культовая пробежка по мосту. Стоит еще упомянуть, что фильм элегантно отсылает нас к кинематографу начала XX века, ощущаясь при этом вышедшим уже в XXI. Это реализовано очень тонко, через темп, манеру съемки, композиции, подход к нарративу. Однозначно большая удача, когда старый фильм с небольшим и очень аккуратным закосом под еще большую старину, воспринимается сейчас актуальнее, чем многие современные фильмы.
  • Звук. Предлагаю просто включить и послушать прекрасные композиции Жоржа Делерю. Ради этой музыки был даже перезаписан изначально слишком тихий голос рассказчика.
  • Сама история. О ней мы еще поговорим чуть ниже. Формально это классический любовный треугольник (квадрат, многоугольник), но как известно, дьявол кроется в деталях. Лучше всего об этом сказал сам Франсуа Трюффо: "Один из лучших известных современных мне романов «Жюль и Джим» Анри Пьера-Роше, показывает пример чистой, нежной любви двух друзей к одной и той же женщине, которая длится всю жизнь, почти без конфликтов — благодаря тщательно продуманной новой эстетической морали.« И также Трюффо: »Жюль и Джим" будет гимном жизни и смерти, радостной и грустной демонстрацией невозможности всяких внебрачных связей«. Чувствуете как в его риторике возникает переход от отношений без конфликтов к невозможности всяких внебрачных связей? Фильм поднимает вопросы о том, что есть любовь, можно ли "обладать другим человеком», возможна ли чистая и незамутненная любовь в принципе или человеческое слишком человеческое. И это не сухая тяжелая драма, а скорее элегантная смесь комического и трагического.

- Какая-то мутная, путаная пьеса. Зачем навязывать зрителю дешевое морализаторство? А мы при этом даже не знаем, где и когда все это происходит, девственна ли главная героиня.

- Это не имеет значения.

-Это не имело бы значения в романтической истории, но раз уж герой — импотент, брат — гомосексуалист, а золовка — нимфоманка, почему мы ничего не знаем о ней самой?

Диалог героев после похода в театр
  • Про прекрасных актеров, эпоху, революционность фильма написано кажется уже тысячу раз в сотне разных статей. Лучше один раз посмотрите.
Чтобы не быть голословным, например тут Мартин Скорсезе восхищается и кратко разбирает некоторые сцены из фильма.

Что может отпугнуть?

Для чего сейчас смотреть "Жюль и Джим" Франсуа Трюффо
  • Неровный темп в самом начале. В фильме очень быстрая и содержательная экспозиция персонажей (вполне обоснованная). В первые 20 минут фильм будет насильно проводить нас через водоворот событий. На помощь может прийти совет из Гарри Поттера: «Если вы подверглись нападению дьявольских силков, постарайтесь как можно меньше дёргаться, полная неподвижность замедлит сжатие и даже, в некоторых случаях, способствует ослаблению захвата.»
  • Это французский фильм новой волны: готовьтесь наслаждаться французской речью и наслаждаться придется много и часто. Персонажи по традиции очень много говорят. Как уже было написано выше, фильм основан на литературном произведении и это чувствуется.
Классическая экранизация обычно сводится к условной театральщине. Трюффо же в свою очередь реализует «filmed reading» и старается дополнить основополагающий литературный базис специфичными возможностями киноискусства.

Так и что там про любовь и половинки?

Тут будут спойлеры.

Для чего сейчас смотреть "Жюль и Джим" Франсуа Трюффо

Вернемся к разговором про половинки и Платона. У нас есть половинка по имени Жюль (Jules). У нас есть половинка по имени Джим (Jim). При желании их можно свести к одному объекту, для простоты сократив его до простого J&J (или просто J). Тут как раз все паззлы сходятся, перед нами образец идеальной дружбы, броманса, неокрашенного эросом и просто полная и завершенная гармония. В таком положении нет развития, только статичность идиллии. Если бы Трюффо снимал фильм про чистоту мужской дружбы, вышла бы короткометражка на 20 минут.

Так как наша цельная парочка все таки представители мужского пола, по традиции они оба ищут Женщину. Такую Женщину с большой буквы они находят в Катрин. Цельная, яркая, независимая, полная той самой любви представленной Эросом, не обремененной фиксацией на одном единственном объекте любви и сама не желающая принадлежать кому-то как объект. Что может хорошего выйти, когда половин у нас 3? Попытка любви, заведомо обреченная на провал.

Ее природная сила выражается в катаклизмах, а она при любых обстоятельствах живет в мире света и гармонии и с чувством невинности… - Вы говорите о ней, как о королеве.

- А она и есть королева. Катрин не то чтобы красива, умна или правдива, но она – настоящая женщина, которую в ней любят, которую все мужчины желают

Другой француз Жак Лакан говорил про любовь, что она это "дар того, чего у тебя нет, тому, кто этого не хочет". Жюль и Джим теряя свою цельность в качестве единства дружбы начинают пытаться завладеть тем, что по определению не может им принадлежать.

Для чего сейчас смотреть "Жюль и Джим" Франсуа Трюффо

Жюль пробует обменять свою верность и преданность на обладание Катрин. Не физическое, а номинальное. Катрин вольна плодить любовные треугольники, квадраты, многоугольники до бесконечности, лишь бы она оставалась с Жюлем.

Джим в свою очередь предлагает пробует отречься от своей своей непосредственности в выборе любовного объекта ради обладания Катрин, символом которого мог бы быть их ребенок.

Для чего сейчас смотреть "Жюль и Джим" Франсуа Трюффо

Катрин в свою очередь не может ничего из этого дать ни партнеру номер 1, ни партнеру номер 2. Она также хочет полного обладания Жюлем, Джимом и наказывает за любое непослушание и холодность добавляя в уравнение партнеров номер 3, 4, 5.

Когда все хотят обладания в обмен за то, что не могут на самом деле дать — любовная история из легкого фарса очень быстро превращается в трагедию. Не с заламыванием рук, наигранными истериками — а трагедию знакомую древним грекам. За дерзость по отношению к природе любви можно расплатиться только кровью.

Итак, каждый из нас половинка человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину. Мужчины, представляющие собой одну из частей того двуполого прежде существа, которое называлось андрогином, охочи до женщин, и блудодеи в большинстве своем принадлежат именно к этой породе, а женщины такого происхождения падки до мужчин и распутны".

Аристофану точно бы стоило посмотреть «Жюль и Джим».

Вместо послесловия

Если резюмировать: это легкий, пронзительный, современный сюжетно и технически фильм, который однозначно нужно смотреть. Учитывая что он снова в повторном прокате, не будьте Аристофаном, не упустите этот шанс:

P. S. если понравилась статья, можно также вступить в канал в Телеграме:

1212
3 комментария

Мне сдается, что французская новая волна это плюс, со своей манерой рассказа весьма драматических историй в легкой лирической манере. И здесь нет отстранённости, вы сопереживаете героям, но не погружаетесь во тьму тяжелых переживаний, а предаетесь светлой печали.
Плюс Жюль и Джим рекомендовала к просмотру главный маскот дтф.

1
Ответить

Согласен. Особенно про светлую печаль. Новой волне чаще всего удавалось соблюдать баланс между комическим и трагическим, не давя на эмоции, и не превращая фильм в пытку для зрителя. Эта искренность и непосредственность очень подкупает.

1
Ответить

Конечно смотреть че там думать

1
Ответить