Середина 90-х. Катай, падай, вставай

Камерная драма о юности, пропитанная духом свободы.

That's why we ride a piece of wood

Цитата из фильма

Вы когда-нибудь задумывались в какой именно момент человек взрослеет? Когда он переходит черту прощания с легкомысленно беззаботным и по-доброму наивным детством?

Происходит ли это в момент первого невинного поцелуя где-нибудь на заднем дворе младшей школы, или когда человек впервые пробует крепкий алкоголь, выкуривает первую сигарету, решает уйти из родительского дома, или же когда всё это вместе неосознанно приводит его к мысли о времени, неумолимо идущем вперёд?

Середина 90-х. Катай, падай, вставай

Зачастую взрослая жизнь подходит незаметно, изменяя детское сознание, диктуя новые правила существования в мире, прививая совершенно иные интересы и желания. Много даря, но и не меньше забирая взамен. Для многих начало нового жизненного этапа знаменуется достижением определённого возраста.

Однако, пожалуй, глупо полагать, что только счётчик лет на странице паспорта может определять внутренне состояние человека и его отношение к жизни. Ведь каждый выбирает свою судьбу сам и сам сталкивается с последствиями этого выбора.

От этого зависит в какую секунду безобидный ребёнок превратится в новую, возможно лучшую, а может быть и худшую версию себя. Только одно можно сказать наверняка, как бы ни произошло, это будет стоить пережитых волнений и преподанных жизнью уроков. Иначе к чему это всё вообще?

Именно на эту тему с нескрываемой долей ностальгии рассуждает Джона Хилл в своей дебютной работе в качестве сценариста и режиссёра – картине «Середина 90-х».

Фильм был представлен в сентябре 2018 года на Международном кинофестивале в Торонто, а уже в октябре вышел на большие экраны. Для многих критиков лента стала «Многообещающим первым появлением Джона Хилла в режиссёрском кресле». И с этой формулировкой нельзя не согласиться.

Середина 90-х. Катай, падай, вставай

Очевидно, что для самого Хилла вопрос взросления, тем более раннего столкновения со взрослой жизнью очень близок, беря во внимание то, с какой любовью он подошёл к реализации своего первого авторского проекта в кино и то, как эта любовь вдыхает в картину жизнь на экране.

Как автору, ему интересны обыденные и даже привычные, но от этого не менее серьёзные проблемы, с которыми сталкивается подавляющее большинство детей и подростков.

Желание казаться старше своих реальных лет, отрицание важности семьи и семейных ценностей в угоду отчаянных попыток найти себя, страх перед будущим, грусть по ушедшим временам, тревога о далёкой мечте и боязнь её потери, ценность настоящей дружбы. В конечном итоге примирение, способность извлечь правильные уроки из сложившейся ситуации и принятие нового жизненного пути, пусть даже и в старой обёртке. Хилл очень просто говорит о действительно сложных вещах.

Середина 90-х. Катай, падай, вставай

Герои картины – самые обычные парни с улицы со своими стремлениями и идеями, объединённые одним общим интересом. С первого взгляда кажется, что это совершенно недалёкая дворовая шпана, которая только и умеет, что прожигать свою жизнь, бесконтрольно матерясь, куря травку, шатаясь по сомнительным вечеринкам и катаясь на скейтах.

Однако со временем каждый раскрывается с лучшей стороны, старательно пытаясь заглушить худшую, и перед зрителем предстают совершенно другие люди. По ходу хронометража персонажи становятся всё ближе, как для зрителя, так и, что ещё важнее, для самих себя.

Середина 90-х. Катай, падай, вставай

На характерах ребят и их взаимоотношении друг с другом строится почти всё повествование. На первое место история ставит именно человеческие чувства, а не окружение. Конечно, во время просмотра может создаться впечатление, что исключительно среда определяет отношение человека к жизни и его внутренний мир. Но стоит капнуть чуть глубже и становится ясно, что всё совсем наоборот.

Как полотно, крепкими нитками сценария Джона Хилл сшивает воедино конфликт между скорым наступлением взросления и ответственностью с обязательствами, которые диктует идущее вперёд время, доказывая не только то, что он вполне конкурентоспособен, как сценарист, но и то, что рассказ об обычных пацанах с улицы может быть не менее поучительным, чем любое классическое произведение. Что, конечно, нисколько не принижает значимости последнего.

Середина 90-х. Катай, падай, вставай

В этом плане «Середину 90-х» можно интерпретировать, как личное обращение Хилла и к себе, и к более старшему поколению по поводу того, что взрослые должны уделять своим детям как можно больше внимания. И в тот же самый момент, они должны доверять выбору своих детей.

Ведь какие страхи могут скрываться за ежедневным катанием на скейте, и что для ребёнка значит дело, которым он занимается, можно будет понять только серьёзно отнесясь к обоим наставлениям. Параллельно с этим Хилл оставляет сообщение и для младшего поколения, образно поощряя его постоянные попытки обрести себя, и напоминая о важности быть в этих попытках настойчивым и не сдаваться.

Середина 90-х. Катай, падай, вставай

Помимо поиска ответов на вопросы подростковой психологии, этим фильмом режиссёр отдаёт дань уважения культуре того времени. По ходу просмотра создаётся стойкое впечатление погружения в эпоху с головой. Музыка, развитие уличного скейтбординга, стиль в одежде, автомобили и интерьеры помещений.

Лента буквально пропитана уличной Америкой 90-х. Поэтому вполне вероятно, что для людей, совершенно незаинтересованных в этом, картина может показаться бессмысленной.

Так же не малую роль в создании атмосферы и передаче настроений играет операторская работа Криса Бловелта. А конкретно его решение, я уверен совместное с режиссёром, о съёмке ленты в соотношении сторон 4:3 с очень простой, порой даже статичной картинкой, балансирующей между стилем профессиональной и любительской съёмки видео из домашнего архива. Максимально эффектная идея!

Середина 90-х. Катай, падай, вставай

Без достойных актёрских работ фильм бы не имел и половины того обаяния, которым обладает. Благо с этим аспектом у картины всё отлично. Особенно, если учесть тот факт, что подавляющее большинство ролей исполнили настоящие уличные скейтбордисты, что, наверное, только сыграло на руку достоверному попаданию в образы.

Отдельно стоит упомянуть Санни Сулджика (Стиви – главный герой). Шикарное исполнение очень требовательной роли, что было довольно сложно ожидать от такого юного актёра.

Середина 90-х. Катай, падай, вставай

О явных минусах картины говорить достаточно трудно, потому что то, с чем фильм должен справляться хорошо, он справляется ещё лучше. А то, что могло бы быть в фильме плохо, к счастью, получается не хуже первого.

Пожалуй, единственное о чём можно упомянуть – это довольно небольшой хронометраж, который с одной стороны теоретически ограничил рамки для развития истории, но с другой не позволил этой истории разрастись необязательными подробностями. Конечно, если специально задаться целью, то отыскать серьёзные проблемы будет реально. Но делать этого не хочется никак.

Середина 90-х. Катай, падай, вставай

Резюмируя, стоит сказать, что в первую очередь, «Середина 90-х» это фильм о свободе духа. Той свободе, которая вопреки всем обстоятельствам наполняет существование смыслом. Эта картина – настоящая находка для тех, у кого вопрос: «Зачем нужен этот кусок дерева с колёсами?» не вызывает ни единого сомнения, как и для тех, кто ценит по-настоящему качественные независимые проекты.

Очень честное и искреннее кино о жизни, порой способное вызвать как чистосердечный смех, так и подвести ком к горлу. Безоговорочно удавшийся первый опыт Джоны Хилла в качестве сценариста и режиссёра, по крайней мере на поле трогательных минималистичных драм об обыденных общечеловеческих проблемах. Да и просто, очень тёплая и душевная лента, от всего сердца, по-дружески дающая один важный совет: «Катай, падай, но всё равно вставай».

P.S.: Оригинальный монтаж кадров из фильма под «Wu-Tang Clan — Tearz», замечательно передающий дух того времени. Осторожно, спойлеры!

P.S.S.: Буду очень признателен вашей подписке на блог. Хорошего дня, надевайте защиту, когда катаетесь на скейте!

44 показа
2.1K2.1K открытий
23 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

очевидно не только голос)

Ответить

Так выглядят лучшие!

Ответить

Ровно каждый фильм от А24 заслуживает как минимум ознакомления.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Интересно, ознакомлюсь

Ответить

Кайфный летний фильм. Посмотрел ещё в год выхода. 

Ответить