Обзор франшизы Фантазм. Стальные шары-убийцы

Обзор франшизы Фантазм. Стальные шары-убийцы

Без особых спойлеров хочу поделиться с вами своими впечатлениями от просмотра серии фильмов Фантазм. Приятного чтения! :)

Эта история, как и многие знаковые франшизы ушедшей эпохи VHS, началась на стыке между концом семидесятых и началом восьмидесятых, в 1979-м. Именно в этот год на экраны кинотеатров США вышла картина молодого режиссёра - Дона Коскарелли. И не смотря на то, что за его плечами уже имелась пара фильмов, по-настоящему известным Дона сделал именно Фантазм, впоследствии став лишь началом хоррор-саги, что продлилась без малого 37 лет.

Обзор франшизы Фантазм. Стальные шары-убийцы

Одним прекрасным днём, по слухам, Дон Коскарелли, в поисках уединения, на целых три недели остался в собственном горном домике, а итогом творческих изысканий стал сценарий нового фильма, где ему пришлось стать натуральным человеком-оркестром, примерив на себя роли продюсера, монтажёра, оператора и, конечно же, режиссёра. Бюджет фильма составил около 300 тысяч долларов, которые Дон занял у отца, благо тот был инвестиционным консультантом. И всё же, даже не смотря на такую, весьма скромную по меркам кинематографа сумму, Коскарелли всё равно приходилось дополнительно экономить - брать дорогостоящее оборудование для съёмок в аренду, а интерьеры похоронного дома и вовсе построить в помещении старого склада. Впрочем, по итогу просмотра, лично у меня не появилось желания упрекнуть фильм в нарочитой дешевизне, за исключением, разве что, пары моментов. Однако тут, разумеется, стоит делать поправку на возраст картины.

Сюжет фильма стартует довольно пикантно - сценой секса на кладбище. Молодая парочка решила уединиться под покровом темноты в окружении безмолвных надгробий. Стоит ли удивляться, что подобное действо окончилось крайне прискорбно, учитывая специфику жанра? И уже на утро друзья Реджи и Джоди встретились, дабы почтить память своего товарища, якобы совершившего самоубийство.

Джоди - слева, Реджи - справа<br />
Джоди - слева, Реджи - справа

У Джоди есть младший брат - Майкл, на котором и акцентируется основное внимание картины. Учитывая, как тяжело мальчик перенёс потерю родителей два года назад, старший брат благоразумно предпочёл не брать его с собою на похороны. Однако любопытного подростка это ни сколько не остановило. Пригнав на своём мопеде под занавес церемонии, Майкл становится свидетелем странного зрелища - как высокий гробовщик с силою, по идее, не свойственной пожилому человеку, в одиночку закидывает гроб обратно в катафалк. С этой минуты паренёк окажется втянут в длинную цепь крайне опасных событий, а изящно отстроенный дом около кладбища, что призван быть обителью упокоения, всё сильней будет приобретать ореол мрачной тайны.

Повествование поначалу развивается аккуратно, почти что неспешно, постепенно повышая градус напряжения и щедро подкидывая тревожные образы, дабы усилить общую атмосферу мистицизма. Тут тёмный силуэт на фоне одного из надгробий, здесь слепая бабка-медиум в траурных одеяниях или же вовсе сам гробовщик, задумчиво вдыхающий пары из мороженного фургона.

Дополнительному погружению в полную загадок историю немало способствует и музыка Фреда Майроу, чья заглавная тема с успехом будет кочевать из фильма в фильм на протяжении всей франшизы, проходя через различные аранжировки, соответствовавшие духу времени.

Не взирая на то, что первый Фантазм не может похвастаться количеством смертей на экране или же какими-то особо пугающими моментами, картина совсем не даёт заскучать благодаря умеренному хронометражу (1:29), нарастающей динамике и общей неожиданности некоторых сцен. То зомби из- под земли вылезут, то жуткие карлики набросятся, отрубленный палец превратится в какую-то гадкую чудовищную муху, а первое появление железного шара накрепко врезается в память. Также, безусловно, стоит отметить и Ангуса Скримма, в чьём исполнении Высокий Человек получился крайне колоритным злодеем. Даром, что актёр обладал впечатляющим ростом - 193 см, для пущего эффекта ему дополнительно приходилось носить костюм меньшего размера и обувь на высокой платформе.

Немного гифок

Фантазм заработал в прокате 20 000 000 долларов и уже сумел обзавестись своей армией поклонников, а потому можно с уверенностью сказать, что создание сиквела было лишь вопросом времени. И уже в 1980-м году состоялся анонс продолжения. Однако, любителям хоррора пришлось запастись немалым терпением, по итогу проведя в томительном ожидании целых восемь лет...

Обзор франшизы Фантазм. Стальные шары-убийцы

Как это часто бывает в нашем суровом мире, чрезмерно зацикленном на извлечении прибыли из всего и вся - любая крупная компания, обладающая солидным финансовым весом, всегда ищет удачный объект для денежных вливаний в надежде получить над ним полный контроль, и что тот обратится в золотоносную жилу, многократно увеличив вложенный капитал. Таким образом, дистрибьютером второй картины стала небезызвестная Universal Pictures, а бюджет сиквела подрос до 3 000 000 долларов (самой крупной суммы за всю историю франшизы).

Первым делом студия захотела сменить актёров, исполнявших роль Майка и Реджи. И если Реджи Баннистера режиссёру ещё удалось отстоять, то главного героя на этот раз сыграл Джеймс Леграс, хотя поговаривают, что на это место пробовался даже сам Брэд Питт. Изначально Дон Коскарелли вообще не планировал продолжать Фантазм, считая его законченной историей. Тем не менее, вторая часть стартует ровно с того же места, где закончился оригинал. Воистину, любовь преданных поклонников творит чудеса! Особенно, если подкрепляется приятным шелестом банкнот щедрого инвестора.

Обзор франшизы Фантазм. Стальные шары-убийцы

Бедняга Майк, чудом уцелев в столкновении с Высоким Человеком, отправляется прямиком в психиатрическую больницу. Увы, но так всегда и бывает, когда ты пытаешься рассказать другим о чём-то жутком и сверхъестественном, лежащем за границами понимания обычных людей. В лучшем случае тебя назовут безумцем и покрутят пальцем у виска, а в худшем... наденут смирительную рубашку и будут колоть транквилизаторами до конца твоих дней. Единственный выход - просто молчать, выдавая себя за нормального. Именно так и поступил наш герой, спустя целых семь лет получив ключ на свободу.

В истории неожиданно появляется новый персонаж - Элизабет Рейнольдс. Причём поначалу повествование стартует именно от её лица, что вгоняет в лёгкий ступор при первом просмотре. У Лиз и Майка есть некая ментальная связь, а также они оба видят Высокого, который пытается подобраться к ним через сны. Конечно, всё это шито белыми нитками, учитывая, что в первой части не было и намёка на телекинетический потенциал главного героя. С другой стороны, подобное решение, безусловно, добавляет интриги в происходящее.

Довольно быстро заручившись поддержкой Реджи, Майкл отправляется на поиски Элизабет, в надежде, что доберётся до неё прежде, чем Высокий сумеет ей навредить. Именно с этого момента, и второй картины в частности, в саге прочно закрепятся элементы роуд-муви и пока ещё тихо, но чем дальше, тем более отчётливей, будут проскальзывать постапокалиптические нотки. Красочные панорамы горных просторов и бескрайних дорог, надо признать, довольно хорошо контрастируют с безысходностью опустошённых кладбищ и городов.

Разумеется, атмосфера кино изменилась, стала иной - зло приобрело более явные очертания, герои обзавелись солидным оружейным арсеналом, повысился градус жестокости и возросло количество экшен-сцен (по меркам франшизы). Большинство критиков встретили подобные изменения в штыки, помимо этого ругая актёрскую игру Джеймса Леграса (пожалуй, единственный пункт, по которому я могу с ними согласиться). Но всё же я бы не сказал, что продолжение деградировало по сравнению с оригиналом. Даже напротив - оно добавило мелкие детали, которые, пусть слегка и приподнимают вуаль мистицизма, но взамен делают шире и богаче придуманный мир.

У антагониста, помимо злобных карликов, появились новые помощники - могильщики - ребята в противогазах, которые откапывают своему повелителю новые трупы (хотя, справедливости ради, в этой части нам покажут только одного из них). Откроется тайна того, как Высокий возвращает к жизни мертвецов. Железные шары получат новые убийственные приспособления. Да и в целом ярких моментов более чем достаточно, чтобы оправдать появление сиквела на свет. Чего только стоит бой на бензопилах, Майк с огнемётом или Реджи с четырёхствольным дробовиком.

Побольше гифок

Тем не менее, Фантазм 2 провалился в прокате, заработав только 7 000 000 долларов, что Universal Pictures, в свою очередь, сочли абсолютно неприемлемым результатом. Вероятно, с учётом затрат на маркетинг, чистая прибыль, действительно, оказалась не сильно велика. Закончившись примерно тем же мрачным многоточием, как и первая часть, франшиза отправилась в очередной отпуск, вплоть до 1994 года. Именно тогда и вышла третья серия, с подзаголовком - Повелитель мёртвых.

Обзор франшизы Фантазм. Стальные шары-убийцы

Бюджет картины, по сравнению с предыдущей, уменьшился на пол миллиона долларов, а поскольку Universal отказалась участвовать в создании фильма, к своей роли смог успешно вернуться Майкл Болдуин - тот самый мальчишка из первой части, теперь уже серьёзно повзрослев. Появится также и Билл Торнбери (Джоди), пусть и не совсем так, как его ожидаешь увидеть.

Придерживаясь выбранного вектора, фильм продолжает тему дорожных приключений с вкраплениями постапокалипсиса, однако, на этот раз акцент повествования сместится в сторону Реджи. Майк, в очередной раз, оказавшись на грани жизни и смерти, попадает в больницу, а потом и вовсе окажется во власти Высокого Человека, у которого на парня свои далеко идущие планы. Как настоящий преданный друг, Реджи отправляется на поиски, следуя подсказкам одного из железных шаров, что обрёл разум и голос дорогого ему человека.

Третья часть, в общем-то, тоже богата на яркие моменты и запоминающиеся сцены. Но не смотря на то, что тон картины остался по-прежнему мрачным, именно в Повелителе Мёртвых, на мой взгляд, самая высокая концентрация шуток, порою довольно удачных, а иногда граничащих с натуральным трэшем. Причём некоторые забавные эпизоды, как правило, связаны с новыми персонажами, которых Реджи повстречал на пути - это брутальная афро-американка с нунчаками Рокки и мальчик Тим, оставшийся без родителей по вине главного злодея.

Ещё гифки

Кино по-прежнему радует красивыми планами горных дорог, где одинокий автомобиль летит навстречу неизвестности. Хватает убийства карликов и встреч с опасными железными сферами. Снова появятся зомби, мелькнут на экране могильщики, а разок даже предстоит путешествовать через сны. Ангус Скримм, как и всегда, неподражаем в роли Высокого Человека, которого всё также трудно убить. Среди прочего - нам впервые покажут содержимое железных шаров, тем самым, по сути, хоть и частично, объясняя их происхождение.

Тем не менее, сумев выстроить нешуточную интригу и подняв целый ряд новых вопросов, Фантазм 3, следуя уже устоявшейся традиции предыдущих частей, обрывается жестоко и беспощадно, оставляя зрителя напряжённо гадать о судьбе оставленных героев.

Появившись на экранах кинотеатрах в рамках ограниченного двухнедельного показа, фильм вскоре отправился прямиком на видео, по итогу, так и не сумев собрать достойную кассу. А продолжение саги увидело свет лишь в 1998 году.

Немного скринов и гифок

И так, на дворе 1998-й. Фильмы стремительно наращивают бюджет, их спецэффекты становятся краше, а зрители всё требовательнее к происходящему на экране. Также и четвёртая часть хоррор-франшизы планировалась довольно масштабной и эпической историей. Канадский режиссёр Роджер Эвери (между прочем, именно этот человек ответственен за сценарий к Сайлент Хиллу 2006-го), будучи большим поклонником саги, придумал сценарий продолжения с внушительным заголовком - Фантазм 1999 Н. Э. Действие должно было происходить в ближайшем будущем, в условиях постапокалипсиса, а на одну из главных ролей планировалось пригласить самого Брюса Кэмпбелла. Но, увы, ни одна студия-издатель не решилась выделять солидный бюджет фильму, чьи предыдущие части продались весьма неутешительным тиражом. В результате, все изначальные идеи оказались выкинуты на задворки истории, а за перо вновь взялся Дон Коскарелли. Так и получился четвёртый Фантазм, с довольно символичным подзаголовком - Забвение.

Обзор франшизы Фантазм. Стальные шары-убийцы

На этот раз бюджет составил всего лишь 650 000 долларов, а потому режиссёру пришлось дополнительно изощряться и всячески экономить, дабы уложиться в эти скромные рамки. Так, к примеру, в эпизодах с гражданской войной наняли группу по реконструкции в обмен на пожертвование в жалкие двести баксов. Да и чёрно-белый фильтр, сдаётся мне, в данных моментах был выбран неслучайно - в первую очередь, помогая скрыть любые недостатки декораций и уж только потом как художественное средство. Многие сюжетные сцены снимались в Мёртвой Долине (пустыня), где не требуются никакие дополнительные фоны. А некоторые кадры и вовсе взяли напрямую из первой части - те фрагменты, что не вошли в финальный монтаж. Благо, изначальный хронометраж оригинала составлял аж целых три часа. Так что было из чего выбирать. Рой сфер из начала - вообще создали фанаты. Ну и ещё немного помогла KNB EFX group, причём абсолютно безвозмездно.

Учитывая всё вышеизложенное, стоит ли удивляться тому факту, что Забвение получилось самой медленной и тягучей частью серии, максимально скупой на экшен? Фантазм 4 скорее похож на абстрактный, запутанный сон, что навевает тусклую меланхолию, в совокупности с местной концовкой (пожалуй, самой безысходной из всех частей), оставляя горькое послевкусие. Разумеется, у подобного подхода также могут найтись свои почитатели. Однако финальные оценки фильма, как критиков, так и поклонников, оказались не слишком велики.

Очередная порция гифок

И всё же, не смотря на это - Забвение, в первую очередь, ценен тем, что нам наконец-то покажут происхождение Высокого Человека и его, так сказать, светлую версию - до того, как старик обратился в чистое зло. Сюжет же преимущественно концентрируется на жестоких попытках Высокого переманить Майкла на свою сторону, в то время, как Реджи, в очередных долгих скитаниях, пытается его найти и спасти. Беднягу Майка закидывает то в прошлое, то в будущее, да и сама реальность становится трудно отличима от прочих видений. Справедливости ради, тема порталов, хоть и довольно ограниченно, всплывала в каждой из частей, в четвёртой же и вовсе достигнув своего апофеоза. Казалось бы, слегка развеявшаяся в продолжениях атмосфера мистицизма, за которую критики так любили нахваливать оригинал, здесь заиграла новыми красками, сгущаясь настолько сильно, что порою происходящее и вовсе трудно сразу воспринять.

Однако, даже четвёртая серия не посмела дать ответы на все вопросы, зато подкинула щедрую порцию новых, а жирная точка на поверку оказалась очередным многоточием, вместе с тем отправив франшизу в самое настоящее забвение...

Многие годы, абсолютно небезосновательно, фанаты считали, что с франшизой покончено. И хотя слухи о возможном продолжении начали циркулировать задолго до анонса - то пресса разродится теориями о новой трилогии (2005), то сам Коскарелли подогреет интерес фанатов в своём трибьюте к сети кинотеатров Alamo Drafthouse (2007), лишь в 2009-м тайком начались предварительные съёмки. На сей раз в режиссёрское кресло уселся Дэвид Хартман, Коскарелли же ограничился ролью продюсера и главного сценариста. Непосредственный анонс завершения саги состоялся только в 2014-году. И два года спустя лента, наконец, увидела свет.

Обзор франшизы Фантазм. Стальные шары-убийцы

9 января 2016-го не стало Ангуса Скримма. Неизменный исполнитель роли Высокого Человека скончался в возрасте 89 лет, так и не дожив до премьеры. Бюджет пятой части с подзаголовком Опустошитель оказался идентичен предыдущей картине. Но тогда как прошлые фильмы полагались исключительно на сделанные вручную спецэффекты, сложный грим и жутких кукол, Опустошитель, следуя веяниям времени, вовсю использует компьютерную графику. И она же, к великому сожалению, является его ахиллесовой пятой.

С другой стороны, пожалуй, только так можно было обеспечить необходимый масштаб для всех режиссёрских задумок. Ведь, не смотря на все недостатки, именно пятую часть можно считать самой богатой на экшен. Опустошитель, в своём роде, - квинтэссенция и сборная солянка из всех образов и идей, наполнявших франшизу все эти годы. Даже некоторая доля сценарных заготовок, изначально предназначавшихся для Фантазма 1999 Н. Э. (я почти что уверен) здесь нашли своё отражение. Тут вам и постапокалипсис, и затея с порталами, зловещие сны и мистицизм. Стычки с могильщиками и карликами, гигантские железные сферы, рушащие здания, отсылки к предыдущим частям и камео персонажей, которых ты уже и не надеялся повстречать.

Десяток гифок

Сюжетная нить вновь выделяет Реджи, как основного персонажа. И если во второй части Майк угодил в дом для душевнобольных, то на этот раз уже его постаревшему другу предстоит посетить палаты психиатрической лечебницы. Повествование постоянно прыгает между больницей и той реальностью, где Реджи и Майкл - солдаты в жестокой войне на руинах мира, завоёванного Высоким Человеком. Где сон? А где явь? Фильм сохраняет интригу до самого конца. И хотя ещё в четвёртой части был определённый намёк на то, что всё происходящее - не более, чем игра воспалённого разума, даже здешний финал, по сути, даёт возможность трактовок, и зритель сам волен выбирать тот вариант, что ему ближе по вкусу.

Остаётся лишь посетовать на то, что главная битва происходит вообще на фоне титров в своеобразной гамме кровавого цвета. Не иначе, в очередной раз сказался недостаток финансов, потому как, я вполне допускаю, что изначально у Опустошителя мог быть гораздо более солидный хронометраж.

Гифки с титров

Так или иначе, но я остался доволен просмотром и получил удовольствие от каждой части хоррор-саги. От каждой по-своему. Да, где-то хотелось большего. Да, где-то можно было сделать не так. И всё же франшиза Фантазм остаётся крайне самобытным, жутким и разнообразным приключением, способным порадовать зрителя, не слишком требовательного к качеству спецэффектов.

Ну и напоследок небольшой бонус: Билл Торнбери и Майкл Болдуин музицируют на съёмках Опустошителя :)

Всех вам благ! Добрых дней, ночей и вечеров!

139139
72 комментария

Экранизация этой книги, если кто не в курсе

34

Да, жуткое было чтиво

4

Ахаха, да)) Лучшая, на мой взгляд, в бутлегерской серии о черепахах)

В детстве эти летающие шары были одним из самых жутких "монстров". Сама по себе концепция была настолько "не от мира сего" что вызывала страх. Металлическое не пойми что летает и кромсает людей, и при этом у него есть какое-то самосознание. Момент когда шар в чуваке просверлил себе путь через спину в рот... Скажем так, фильм не для формирующегося детского сознания.
https://www.youtube.com/watch?v=onbZemb4CmQ

13

Актерская игра девушки на последних секундах потрясающая

5

Я в общем-то в достаточно зрелом возрасте посмотрел, но данный момент действительно жёсткий )
Да и в целом, 2-я часть самая мясная, на мой взгляд. Я про это, в принципе, прописал.

3

Второй фантазм - это один из первый фильмов ужасов, который я увидел на видеокассетах ишшо. Сцена сдергивания покрывала с девушки тогда запомнилась надолго.

2