О фильме "Холоп" - сказка со сломанной 4ой стеной

Мнение о фильме "Холоп" (2019) Клима Шипенко

О фильме "Холоп" - сказка со сломанной 4ой стеной

Интро

В последние годы продолжают появляться российские фильмы (а теперь уже и сериалы, как, например, “Водоворот”), которые умудряются оставлять очень приятное впечатление. Они все еще местами нелепы и неуклюжи – но они однозначно продвинулись в создании уюта для зрителя. Сама же шероховатость фильмов во многом объясняется тем, что они первыми пытаются так использовать западный подход (это касается операторской работы, монтажа и музыки), чтобы он смотрелся максимально естественно в обстановке русских актеров и современной действительности – прошлые работы в основном бездумно переносили стиль. Поэтому многое им можно простить. Но не думайте, что “Холоп” это очередной более-менее сносный, но проходной фильм, о котором стоит говорить только потому, что он выделяется на фоне остального. Вовсе нет – “Холоп” продвинулся на уровень выше и оказался хорошим фильмом, который выделяется на фоне тех сносных, но посредственных.

Особенность фильма

При просмотре картины Клима Шипенко (реж.) вы скорее всего не раз почувствуете, что где-то все это уже видели. Сюжетно фильм и вправду не демонстрирует ничего нового (особенно это касается линии отца), и иногда кажется, что сценарист диалогов на время куда-то пропадал: почему-то одна половина диалогов интересна и раскрывает персонажей, а вторая – обычные филлеры на уровне “Да она тебя любит”. Ощущение повторяемости может усилиться еще и тем, что большинство актеров вы уже видели в сериалах (включая “Папины дочки”) или передачах (включая “Секс с Анфисой Чеховой”). Но никакого ощущения второсортности или халтуры не ощущается, так что такое впечатление быстро проходит. А вот вставка с передачей Малахова, играющего самого себя, кажется очень органичной зрительскому восприятию.

А вот заставка, к сожалению, убога как и всегда
А вот заставка, к сожалению, убога как и всегда

“Холоп” – это не единожды повторенная история даже для российского кинопроката, но поданная в такой обертке, что все замыслы авторов сработали на ура (важна разница между историей и тем, с помощью чего ее рассказывают). Герои тут ощущаются как живые, их диалоги – не соревнование по остроумию, что так часто встречается в неумелых комедиях, а за шутки совсем не стыдно. Сама история с переселением в 19 век и крестьянской деревней практически ни разу не проседает. В общем, вся внешняя атрибутика соблюдена, и смотрится это легко и с удовольствием. Что же касается характера истории и зрительского восприятия, то стоит сравнить этот фильм с классикой кино.

День Сурка

Все та же история о перевоспитании через любовь
Все та же история о перевоспитании через любовь

По атмосфере и персонажам фильм очень близок “Дню сурка” – оба фильма одним и тем же способом создают зрителю уют. Одна из главных особенностей этих фильмов заключается в очевидном разделении характера персонажей на плохие и хорошие стороны. Причем это не перерастает в наивность – персонажи все еще очень живые и характерные – но мы постоянно ощущаем, как по-детски разделили на “что такое хорошо и что такое плохо”. К тому же в обоих фильмах убрали всю жестокость и тревогу: вспомните, как в “Дне сурка” нам показывали разные способы самоубийства героя, но вот только через несколько раз эта самоубийственность превратилась у него в обыденность, что полностью исключало всякую тревожность за него, оставляя только сопереживание. А теперь вспомните сцену из “Холопа”, где показывают болтающихся на виселице холопов – и через минуту шутят, что актеры на веревке болтаются как живые. Тут театральность и фальшивость всей деревни точно так же уничтожает жестокость, что в свою очередь исключает тревожность и дискомфорт.

Очередное самоубийство героя
Очередное самоубийство героя

В совокупности это разделение на плохое и хорошее и почти полное отсутствие серьезных тяжестей взрослого мира заставляет нас по-детски искренне радоваться за главных героев – ощущение, так знакомое нам по сказкам. Возможно, именно поэтому авторы фильма переносят нас в крестьянскую среду, а ночь Ивана Купалы или внезапное появление монголов только усиливают эту довольно поверхностную, но все же фольклорность.

Шоу Трумана

Можно провести параллель и с другой классической комедией – “Шоу Трумана”. Там герой тоже живет в искусственной реальности, построенной специально для него, а все вокруг актеры. И в этом фильме тоже все держится на детской уютности на грани с наивностью. Но все же есть одна большая разница в главных героях этих двух фильмов – в отличие от Гриши-холопа, Труман живет в своем мире с самого рождения. А потому, несмотря на то, что мы очень искренне переживаем за героя, нам все же труднее сопоставлять себя с ним: герой положительный с самого начала, мало меняется на протяжении фильма и борется с миром, который навязывает ему свои правила, – если это и походит на какую-нибудь сказку, то только на похождения греческих героев, восставших против богов.

Трумана любовь не исправляет, а сподвигает
Трумана любовь не исправляет, а сподвигает

В “Холопе” герои понятны и близки каждому. По большому счету это семейная история про то, как не очень умный и злой подросток растет над собой и возвращается к родителю. А потому после победы героя, ощущается даже не столько радость за него, сколько близость к истории его преображения. Вообще-то герой, как и Труман, взбунтовался против мира в тот момент, когда на лошади пошел против монголов и вызволил Лизу. Но фильм то заканчивается не на этом – кульминация именно в объединении Гриши с отцом. Как и в любой сказке, злодеи тут метафоричны (вспомните разговор про “дракона”) – и герой борется не с миром, а с собой.

Несмотря на очевидную сладкую концовку, все же приятно порадоваться за героя
Несмотря на очевидную сладкую концовку, все же приятно порадоваться за героя

Вывод

Фильм Клима Шипенко очень уютный и приятный, полностью пригодный для повторного просмотра – а что еще нужно от зрительской комедии? Больше всего радует, конечно же, подход к персонажам, которые наконец-то выглядят не как карикатура на современность. Почему-то раньше живые персонажи почти всегда встречались только в драмах (Юрия Быкова и Звягинцева), и наконец-то добрались до комедии. Историю, которая уже не раз сработала до этого, взяли и обернули в проблемы абсолютно понятных людей и близкий зрителям мир – идеальный рецепт для начала режиссерской карьеры.

Твое лицо, когда увидел хорошую российскую комедию
Твое лицо, когда увидел хорошую российскую комедию
1212
26 комментариев

Комментарий недоступен

16
Ответить

Соглашусь, звучит не очень) Но я же не говорил, что, к примеру, отец-олигарх из "Универа" сам по себе карикатура. Карикатура то, какими фразами он говорит, и как себя ведет. Я не часто видел мажоров, но вот в тех, что в "Холопе", верится.

1
Ответить

На тебе холоп, плюс с царского плеча!

3
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Где ебучие теги?

4
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить