«Криптополис»: как потратить всю жизнь на мечту и потерять все в одночасье
Наверняка многим знакома поговорка: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Этот мультфильм – ее олицетворение. Сюрреалистичная история рассказывает о том, как группа людей пыталась построить утопический мир, и что из этого вышло. Развязку сюжета предвосхищает фраза, вскользь брошенная одной из героинь в начале мультфильма: «Утопий не существует».
Для начала – кто такие криптиды? Определение данному слову дается в дисклеймере: «Криптид – животное, существование которого не доказано, либо считается невозможным».
Соответственно, Криптополис или Cryptozoo в оригинале – своеобразный зоопарк, населенный самыми разными существами. Среди них есть как весьма привлекательные создания, так и чудовища: от единорогов до Медузы Горгоны и малыша с лицом на животе (да, и такое тоже есть). О том кто, зачем и почему решил собрать в одном месте столь разношерстную публику, расскажу чуть далее.
Мультфильм открывается сценой, отсылающей к библейским Адаме и Еве в райском саду. Нам показывают женщину и мужчину, проводящих время где-то в лесу, в полном отстранении от мира. Они наслаждаются друг другом, природой, и абсолютной безмятежностью. Им нисколько не мешает тот факт, что они не знают, где находятся. Но в какой-то момент мужчине становится скучно сидеть на месте, и он начинает исследовать местность. Сказать честно, было бы лучше, если бы он усмирил свою неугомонную натуру. Спустя время пара натыкается на ограждение, защищающее некую территорию.
Назад дороги нет, мы заблудились навсегда.
Непоседа-мужичок решает, что самым верным решением будет перелезть через ограду, и посмотреть, что там. Не буду говорить, что с ним стало, но за свою инициативу он был наказан. Однако его жертва не стала напрасной: благодаря его смелости зрители вместе с героями оказались в Криптополисе. Именно этот удивительный зоопарк был огорожен от проникновения посторонних гостей. Тут же создатели переносят нас во времени и пространстве, и начинается совершенно иная история, не связанная напрямую со сценой в Эдемском саду.
Эко-борцы, попавшие в ловушку капитализма
Действие происходит в 1960-х годах в Америке. Перед нами прекрасная эко-активистка и врач – Лорен. Она посвятила свою жизнь тому, чтобы спасать зверей всех мастей. У нее есть красивая история о том, почему она выбрала именно эту стезю. Лорен все детство мучили кошмары, но однажды ночью к ней пришло существо чем-то похожее на слона, и высосало все пугающие сны до единого. В благодарность за спасение своей психики девушка решила спасать живых существ.
У Лорен есть старшая коллега Джоан, которая отдала всю себя на создание Криптополиса, как в финансовом, так и в моральном плане. Смысл вот в чем: эко-активисты хотели собрать в одном месте всех криптидов, чтобы показывать их людям. Зачем? Дело в том, что многие люди не самого хорошего мнения о криптидах, и на то есть причины. Как и любое животное, криптиды могут быть опасны, если спровоцировать их агрессию. Но криптиды – это не только животные в привычном понимании. Это могут быть вполне разумные существа с человеческим мозгом, которые подвергаются дискриминации в обществе. Эко-борцы пытались сделать так, чтобы люди, посещающие Криптополис, имели возможность убедиться в том, что криптиды не причинят проблем при правильном обращении с ними. Впоследствии, когда народ смирился бы с мыслью о существовании криптидов (ах да, некоторые уникумы отказывались верить в то, что эти создания вообще есть на свете) Лорен и ее коллеги планировали начать интегрировать последних в социальную жизнь.
Люди всегда боятся того, чего не знают
Но вот незадача: пока Лорен отлавливает криптидов, по кирпичикам собирает зоопарк и рассказывает о прелестях братания с чудищами, агенты американских спецслужб рыщут по ее следу. Почему? Потому что у них есть свое мнения относительно применения криптидов. Водить дружбу с сомнительными существами может быть опасно и непродуктивно, а вот использовать их в государственных целях – очень даже резонно. Далекие от сантиментов, «враги природы» подумывают о том, чтобы подчинить себе криптидов и использовать их сверхспособности. Между агентами и зоозащитниками возникает конфликт, в котором каждый пытается продавить свою сторону.
Только любовь к каждому существу на свете способно спасти нашу замечательную планету
Кроме того, идея создания заповедника с диковинными существами кажется привлекательной для Джоан и Лорен. Но как насчет тех, кого они пытаются защитить? Оправданно ли, будучи криптидом, соглашаться на жизнь в неволе, позволяя людям ежедневно глазеть на тебя? Подобным вопросом задается Медуза Горгона, напарница Лорен. Горгона не понаслышке знает, что такое быть ущемленным, не иметь возможности прямо заявить о том, кто ты есть. Но и садиться в «клетку» она не намеренна. Лорен уверяет, что все вырученные средства пойдут на защиту криптидов. Тем не менее, Криптополис начинает напоминать некий цирк, в котором людям будут показывать экзотических созданий за плату. И встает вопрос: не станет ли зоопарк просто способом заработать на и без того подвергнутых дискриминации существах? Не превратиться ли благая идея в собственную противоположность? Вот вам и камень в огород капитализма со стороны создателей. Кстати, пару слов о них.
— Криптополис - название для рекламы. На самом деле это убежище для животных. И скоро весь мир узнает, как много нам удалось добиться.
— Больше похоже на торговый центр, а не на приют.
Кто, когда и каким образом?
Режиссером мультфильма выступил Дэш Шоу, американский автор комиксов и аниматор. «Криптополис» вышел на экраны в 2021 году. Говоря об этом мультфильме, сложно не упомянуть его самобытную анимацию. Честно сказать, я мало что смыслю в рисовании, поэтому смогу объяснить эту составляющую лишь на обывательском уровне. Первое, что впечатляет – плавность и незаметность переходов между сценами. Кадры словно перетекают один в другой. Второе – приятная и яркая комиксная рисовка с детальным изображением всяческих мелочей. В Интернете я вычитала, что при создании своих работ Дэш Шоу использует сочетание рисования от руки, анимационных техник и Photoshop. Примечателен и тот факт, что криптидов для мультфильма рисовала жена режиссера – Джейн Самборски.
Ну что, готовы перейти к разбору концовки? Если не смотрели мультфильм, искренне рекомендую вернуться к прочтению статьи после ознакомления с ним. Внимание, СПОЙЛЕРЫ!
За что боролись, на то и напоролись
В конечном итоге сказка или, лучше сказать, утопия, разбилась вдребезги о реальность. «У тебя была красивая мечта и я в нее поверила» - так сказала Лорен умирающей Джоан. Впрочем, на какую-то долю секунды поверили и мы, зрители. Конечно, в таком финале можно углядеть аллюзию на то, что происходит в действительности сейчас. Ранее я упоминала про то, как самые чудесные идеи могут сильно исказиться при контакте с деньгами. Возможно, в данном случае создатели предложили нам некий вариант будущего, к которому идем мы. В тот момент, когда борьба за чьи-то права, свободы, экологию, спасение жизней и тому подобное становится просто хайповой темой, которую используют для получения прибыли, вряд ли можно говорить о каком-то искреннем желании помочь.
Пока одна часть людей будет собирать мусор и спасать бездомных животных (к примеру), другая будет клеить на свою продукцию этикетки об эко-френдли производстве. И не важно, соответствует ли последнее действительности. Это хорошо продается, вот что имеет значение для производителей. Мне не кажется, что мультфильм призывает оставить все потуги сделать жизнь прекраснее и лучше. Было искренне больно наблюдать, как погибают криптиды, и как Лорен отчаянно пытается их спасти. Лорен и Джоан – примеры истинной преданности идее. Возможно «Криптополис» намекает на то, что следует пойти иным путем для достижения цели. Пытаться подчинить мир собственным представлениям о нем – не лучшая мотивация. Следует принять то, что реальность несовершенна и порой жестока. И мало кто предпочтет сидеть в клетке, даже если она золотая, безопасная и эко-дружелюбная. Борясь за свободу криптидов, Лорен неосознанно диктовала им свою волю, пытаясь противостоять естественным жизненным процессам.
Они могут позаботиться о себе сами. Они хотят быть свободными. Наверное, мы нуждались в них больше, чем они в нас.
Криптополис был чем-то вроде иллюзии контроля над происходящим для Лорен. Благодаря существованию этого зоопарка, она могла назвать себя причастной к благому делу. Девушка могла отождествить себя с ним. Криптополис был проектом, за который Лорен была готова отдать жизнь. Его крушение продемонстрировало то, что она в самом деле нуждалась в нем больше, чем он в ней. Ведь работа в заповеднике придавала смысла существованию Лорен. Однако порой реальность вовсе не нуждается в тщательном контроле, природная система способна регулировать себя сама. Отпустить вожжи и позволить жизненным процессам идти своим чередом может быть гораздо сложнее, чем поддерживать видимость власти над ними.
Свержение царя природы
В одной из рецензий на просторах сети я встретила мнение, что «Криптополис» смотрится вторично в сравнении с французско-чешским мультфильмом «Дикая планета», выпущенным еще в 1973 году. Про «Дикую планету» я уже слышала некоторое время назад и думала посмотреть в будущем. Решила не затягивать с учетом удачно подвернувшегося случая. Поэтому бонусом немного расскажу и об этой картине.
Заявляю сразу: я не согласна с мнением рецензента. У обоих мультфильмов действительно есть схожие черты. А именно, присутствие неведомых науке зверей, разгуливающих по планете. И даже начальные сцены чем-то похожи: обе картины начинаются с кадров в лесу. Однако общее настроение и посыл и произведений абсолютно разный. И говорить о «вторичности», на мой взгляд, не приходится.
Суть «Дикой планеты» такова: есть два народа – драги и омы (по сути, люди, ведь homme в переводе с французского значит «человек»). Драги живут как высокоразвитые существа, в то время как омы оказались в подчиненном положении. Их содержат как домашних животных, используют для собственного развлечения. Тех же омов, которые живут в дикой природе, драги попросту истребляют. Ничего не напоминает? Мультфильм представляет собой некий перевертыш положения человека в живой природе. Люди привыкли считать себя венцом творения, относясь к животным как к ресурсу. Либо как к любимцам, призванных их развлекать. «Дикая планета» рисует картину, в которой человеческая раса оказывается в роли животного по отношению к высшим существам.
Разумеется, это животное обладает некоторыми способностями к адаптации. Но считать его разумным...
Оба мультфильма обращают внимание на то, кем является человек в природной иерархии, наталкивая зрителя на переосмысление своей значимости. Мне кажется, не стоит выбирать между ними. Я бы рекомендовала посмотреть обе картины, потому что каждая из них определенно стоит потраченного времени.
С вами была Анастасия