Для чего сейчас смотреть "Забавные игры" Михаэля Ханеке

Учимся шокировать Каннский фестиваль триллером без скримеров и откровенных изображений сцен насилия.

Для чего сейчас смотреть "Забавные игры" Михаэля Ханеке

Вместо предисловия

Давайте представим систему координат. По оси X расположим стремление к развлечениям, эскапизму. На оси Y отобразим толерантность к насилию, отчуждённость. Где-то на этой плоскости каждый из нас находит свою точку комфорта. Мы привыкаем равнодушно воспринимать страдания и смерти людей, особенно в художественном произведении. Герои боевиков убивают людей пачками. Хоррорам уже недостаточно просто изображать смерть, она должна быть интересной. В сугубо коммерческом Мире Юрского периода (PG-13) нам показывают минутную сцену убийства сотрудницы парка для развлечения зрителя.

Неожиданно жестокая для этого фильма сцена, которая никак вообще не влияет на главных героев.

Мы как потребители контента идем все дальше в стремлении видеть страдания с комфортной дистанции, а дорогой аттракцион в своём безумном круговороте все сильнее сжимает концы удавки. И если вы чувствуете, что из-за обилия однообразного контента фильмы перестали вызывать эмоции - Михаэль Ханеке придёт и выбьет поверхность самовозведённого эшафота у вас под ног, на который мы так долго взбирались в погоне за легким дофамином. "Забавные игры" 1997 года нежеланным гостем ворвутся в уют вашей жизни и сделают больно. Ради чего?

О фильме

Для чего сейчас смотреть "Забавные игры" Михаэля Ханеке

Режиссер: Михаэль Ханеке

Оригинальное название: Funny Games

Русское название: Забавные игры

Год выхода: 1997

Страна: Австрия

Синопсис:

Два непрошенных гостя вторгаются в дом обычной семьи и превращают ее жизнь в кошмар.

Ради чего смотреть

Нетипичная форма. Триллерами обычно называют остросюжетные фильмы, которые должны вызывать страх или напряжение за счет сюжетных поворотов, загадок, тайн, явного или скрытого насилия и намеренного утаивания информации от зрителя. Михаэль Ханеке берет типичную структуру триллера, но намеренно разрушает стандартные для таких фильмов элементы. Зачем пара незваных гостей причиняют боль семье? Какие у них мотивы? Зачем режиссер снимает фильм, который не развлекает и не утешает зрителя?

Для чего сейчас смотреть "Забавные игры" Михаэля Ханеке

Фильм высмеивает желание во всем найти логическое объяснение. Если не разгадку, то хотя бы оправдание. Для того, чтобы угроза была серьезной мы должны видеть смерти на экране, но в финале нас должно поджидать хоть какое-то чувство комфорта или успокоения. Если зло не повержено, оно хотя бы отступило. Проблема с "Забавными играми" в том, что они и не собираются развлекать. Это не аттракцион, фильм для Ханеке это способ без морализаторства поговорить о том что волнует. Форма должна быть конгруэнтна содержанию. В "Забавных играх" это достигается несколькими способами: игрой с контрастами, заниженным темпом, абсолютным игнорированием какой-то интриги и разрушением 4 стены.

Игра с контрастами

Любая гармония прерывается диссонансом. Любая ловушка ложной надежды на хороший конец в действительности обернется медвежьим капканом реальности. Это прослеживается во всем: от названия до подбора музыки.

Посмотрите первые 3 минуты фильма, в которых Ханеке блестяще использует брутальную композицию Naked City - Bonehead для усиления тревоги и дискомфорта. Интересно что крик в композиции не человеческий, а сыгранный с помощью саксофона. Рекомендую послушать завораживающий экспериментальный альбом.

Заниженный темп. Cамый простой и эффективный способ нагнетания напряжения - ускорять частоту событий, увеличивать их эпичность. Чем быстрее динамика и эпичнее размах отображаемого, тем меньше шансов что зритель заскучает или задумается. Ханеке идет от обратного, он намеренно занижает темп сцен. У нас должно быть время подумать, мы должны прочувствовать происходящее.

В небольшом, но информативном интервью Михаэль немного раскрывает как работают его методы.

Отсутствие интриги

Забавные игры намеренно играют с нашими ожиданиями. Фильм работает не за счет сюжетных твистов, а за счет игры с нашим восприятием. Какие могут быть логика и секреты когда кошка играет с мышью? Ей не нужно трудное детство или психологические травмы, мышь для нее представляет ценность лишь в качестве игры или еды. У мыши есть две опции - сбежать или умереть. У нас как зрителя есть возможность стать соучастником этой игры или выключить фильм. Как мышь обычно не может победить кошку, так и мы не можем дать симметричный ответ фильму и навязать ему свои ожидания или условия.

Для чего сейчас смотреть "Забавные игры" Михаэля Ханеке

Разрушение 4 стены

Для чего например использовался этот прием в Дэдпуле? Постмодернистки подмигнуть зрителю, напомнить, что это веселое и остроумное кино. Мы можем быть спокойны, фильм прекрасно понимает что он всего лишь фильм и все происходящее не по-настоящему. Ханеке же идет от обратного. Нам как раз должно быть некомфортно. Фильм построенный на человеческой боли не должен быть весёлым. Герои фильма - это условности, художественный приём. Цель Питера и Пауля, Тома и Джерри - это мы. Культовая сцена перемотки работает не в пространстве фильма, она нужна для нас. Зритель становится жертвой. Дистанция должна быть разрушена.

ОСТОРОЖНО СПОЙЛЕР

Фильм можно смотреть как наглядное пособие по продажам. Если утрировать, то эта такая экранизация принципа «одной ногой в двери». Как начиная с одной невинной маленькой просьбы заставить человека делать вещи, которые он никогда бы до этого не решился.

Когда лучше не смотреть

Если вы совершенно не эмпатичный человек. Чтобы фильм работал необходим хотя бы базовый уровень эмпатии. Иначе это просто еще один триллер, хоть и мастерски снятый.

Если вы крайне эмпатичный человек. Удивительно, но за весь фильм мы увидим лишь один акт физического насилия. Вся открытая жесть в плане визуала происходит где-то за кадром, но психологическое и эмоциональное насилие никто не отменял. Все монтажные и сценарные приемы направлены на то, чтобы доставить психологический дискомфорт. Некоторые сцены - это тот самый предельный уровень человеческой боли, которую не должен испытывать никто.

Вместо послесловия

"Забавные игры" как раз тот фильм, который нужен прямо сейчас и мы его определенно заслуживаем. Предельно отрезвляющий, блестящий и неприятный фильм, который давит на наши болевые точки, чтобы напомнить что значит быть человеком. Сострадать, значит не воспринимать чужую боль как способ развлечься.

Если решитесь испытать себя, сейчас самое время. Благодаря стараниям Russion World Wision он снова в прокате.

А про американский авторемейк Ханеке напишу уже у себя на канале:

2626
10 комментариев

Неприятно было смотреть 26 лет назад, неприятно вспоминать и сейчас. Пересматривать ни разу не захотелось, хотя кино объективно хорошее.
Ремейк зачем-то смотрел - он куда проще (возможно, просто картинка и рожи приятнее), но тоже пересматривать не буду.

5
Ответить

На самом деле сейчас реальность намного страшнее этого фильма. Достаточно смотреть видео, которые всплывают в сети. Ханеке снимал это все зря.

2
Ответить

Пугают не столько сами видео, как реакция на эти видео. Нормализация насилия как такового. Поиски оправданий насилию (не просто насилию, а садизму). Битардизация населения идёт полным ходом.

Леденящий душу пиздец.

4
Ответить

самом деле сейчас реальность намного страшнее этого фильмаСейчас реальность напоминает другой фильм метра Время волков. Когда смотрел его раньше смеялся над этой натужной атмосферой апатии и общего пофигизм к страшным событиям, а теперь все больше понимаю действия мальчика из концовки.

1
Ответить

смотришь Крик
смотришь Забавные игры
смотришь Хижину в лесу

- не смотришь новые части крика и не говоришь что это круто.

2
Ответить

О, надо сегодня хижину пересмотреть. Спасибо.

Ответить

Забавные игры как будто своеобразный сиквел Видео Бенне от Ханеке. Я удивлён, что никто не проводил настолько очевидных парралерий. Тут и схожесть тем насилия в медиа, и постмодерн, потому что в видео бенне Гг постоянно все снимает на камеру и так становится и режиссёром и героем и зрителем. И сцены неожиданного и не оправданного насилия, которое по большей части происходит за кадром. А так да фильм, как и большинство работ Ханеке чистая классика европейского кинематографа.

1
Ответить