Течение жизни в фильмах Вонга Кар-Вая

Кино - это правда 24 раза в секунду.


Жан Люк Годар, режиссер

В глазах простого обывателя пласт гонконгского кино представляет собой сумасшедшие драки с использованием замысловатых боевых искусств, эмоциональные взрывы, истории предательства и мести, (обязательная!) личность Джеки Чана, но главное - это полный хаос, для многих составляющий всю прелесть данных кинокартин.

Для тех же, кто не хочет останавливаться на первом пути познания восточного кинематографа, может открыться дорога к экспериментальному, совершенно самобытному авторскому кино шестого поколения китайский кинематографистов, новой волне тайваньского кино или к участникам международных фестивалей. Это абсолютно иное мышление, иные герои, иные темы.

"Чунгкингский экспресс", 1994

Вонг Кар-Вай же идет по-касательной. Режиссер берет энергию гонконгских боевиков с их драйвом и безумием и переносит в область авторского кино. Ночные улицы Гонконга начинают заполнять причудливые, но в тоже время незабываемые, колоритные персонажи, которых связывает вечное одиночество в условиях постоянно возрастающей урбанизации. Герои Кар-Вая словно отделены от общего потока динамичной ночной жизни Гонконга. Находясь вне окружающего пространства, они пытаются найти таких же покинутых и одиноких собеседников на эту ночь.

Пребывающая в постоянном движении камера Кристофера Дойла отображает динамику, непрерывный круговорот жизни в огромном мегаполисе. Но перед главными героями всё замирает: полицейский №663 и юная Фэй ("Чунгкингский экспресс") оказываются вне времени на заднем плане, когда впереди стремительно пролетают толпы людей; двое возлюбленных медленно, неспешно танцуют в пустой комнате, которую освещает только их любовь ("Счастливы вместе") . Кар-Вай замедляет экранное время, показывая его тягучесть, вечную изменчивость, словно говоря: “оно движется с огромной скоростью или же замирает навеки. Всё зависит от нашего восприятия”.

"Падшие ангелы", 1995

Говоря об операторской работе Дойла, верного соратника практически всех картин Кар-Вая, нельзя не отметить его революционную работу с пространством и светом.

Когда герои вливаются в жизнь города, камера начинает резкими, прерывистыми движениями следовать за ними. Словно делая поклон безумным, но гениальным экспериментам Годара, в фильмах появляются рваный, очень быстрый монтаж, неожиданные ракурсы - всё, чтобы поймать момент, который в следующую секунду может исчезнуть навсегда.

“Повторение, поиск, движение, простота”,- вот главные аспекты создания кино по мнению оператора. Поэтому его работа становится поэзией, ритмом, танцем, она не входит в рамки стандарта, а создает свои. Дойл импульсивен и многообразен в своем искусстве, он постоянно исследует новые горизонты изобразительного, показывая всему миру простую истину: “Чтобы видеть,

"Чунгкингский экспресс", 1994

нужно смотреть”. Поэтому фильмы в тандеме этих двух безумцев, создающих очередные шедевры практически без сценария, наполнены богатством жизни, моментами мимолетного счастья людей, живущих где-то совсем рядом с нами, но в тоже время так непохожих на нас.

Свет также является мощным инструментом для отражения чувств героев. Мерцающие блики, отражения, заполненные неоном комнаты - всё это становится неотъемлемой частью самих персонажей. Они сливаются с окружающей действительностью и она становится отражением их самых сокровенных мыслей.

"Падшие ангелы", 1995

Бледно-зеленые и желтые оттенки освещают пространства мотелей, бесконечных забегаловок, баров и тесных квартир. Дойл заполняет серые, урбанистические пейзажи яркими красками света. И действительно, Гонконг становится живым, красочным и загадочным. Мы не размышляем о том, почему взялось это странное освещение, зачем оператор берет такие неожиданные ракурсы, так часто замедляет и ускоряет время в кадре, ведь Дойл и Кар-Вай, словно последователи далеких импрессионистов, стремятся показать не объекты, а впечатления от них.

Нельзя не отметить и ставший уже визитной карточкой творчества Кар-Вая, так называемый “frame within a frame”, благодаря которому зритель становится настоящим вуайеристом, подглядывающим за жизнью незнакомых ему людей. Камера постоянно заключает кадр в дополнительные рамки, будь то окно, приоткрытая дверь или же узкие коридоры. Актеры перестают играть. Они влюбляются, страдают, показывают свои эмоции, а зритель оказывается обычным прохожим, решившим заглянуть в чужое окно.

"Любовное настроение", 2000

В кинокартине “Любовное настроение” данный операторский прием работает уже на ином, более интимном уровне. Главные герои картины - Чоу Мо Ван и Су Ли Чжэнь, соседи, которые проводят дни в абсолютном одиночестве, дожидаясь своих супругов, постоянно задерживающихся на работе.

Они живут в маленьком, доходном доме шанхайцев, где каждый знает друг друга, где тебе не спрятаться от чужих взглядов. Поэтому данный прием подчеркивает стремление персонажей остаться наедине, скрыться от посторонних глаз. И именно поэтому главным становится общение вербальное, язык малых жестов.

Таким образом творчество Вонга Кар-Вая - это длинное путешествие по странному, безумному Гонконгу, это истории об одиночестве, трагической любви, о потери, смирении, но главное - это совершенно особенное изображение течения жизни, шума времени. Кар-Вай смог ухватиться за эту тончайшую нить бытия:

“повторение, поиск, движение, простота”

"Падшие ангелы", 1995
1717
23 комментария

Комментарий недоступен

4
Ответить

Какой "глубокомысленный" ответ.
Лавры Кар-вая тебе пока не светят;).

2
Ответить

Нравится, как снимает Кар-Вай в целом.
Но цепляют у него не все фильмы.
Это я только про себя говорю.

3
Ответить

Кар-Вай и Доил. Без видения последнего, того Кар-Вая, которого мы любим, могло и не быть.

2
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Кино - это правда 24 раза в секунд.в секундУ  наверное? ))

1
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить