1988: «Могила светлячков»– антивоенный фильм или семейная трагедия?

Вспоминаем один из самых тяжелых аниме-фильмов студии Ghibli.

Статья является частичным пересказом второго выпуска подкаста «Эффект Эмметта Брауна».

После успеха выпущенного в 1986 году «Небесного замка Лапуты», режиссер Хаяо Миядзаки взялся за новый проект «Мой сосед Тоторо». Однако легкий и сентиментальный тон картины, по мнению инвесторов и студии, не нес в себе духовной ценности и не мог привлечь должного внимания зрителей. В связи с чем, было принято решение выпустить картину в паре с «Могилой светлячков» Исао Такахаты.

1988: «Могила светлячков»– антивоенный фильм или семейная трагедия?

Немного о сюжете. Последние дни Второй мировой войны, американская авиация бомбит японские города. Беззащитные жители стараются сохранить жизнь во времена голода, нищеты и тотальной разрухи. Сироты Сэйта и Сэцуко попадают в условия непрекращающегося кошмара и пытаются выжить собственными силами.

«Могила светлячков» является экранизацией одноименного романа Акиюки Носаки, сюжет которого основывался на реальных фактах из жизни автора, который во время войны потерял двух сестер (одна из них умерла от голода) и приемного отца.

Казалось бы, для экранизации реалистичной и мрачной книги гораздо больше подошел бы формат игрового кино, чем анимации. Несмотря на это, Акиюки Носака отклонил ряд предложений снять экранизацию с живыми актерами, полагая, что невозможно было бы воссоздать безжизненную, выжженную землю Японии, которая служила бы фоном для истории. Помимо того, автор оригинальной книги считал, что современные дети никак не смогут воплотить главных героев книги на экране.

Акиюки Носака, по понятным причинам, не рассматривал вариант экранизации в виде аниме-фильма, пока не увидел раскадровки, предложенные Исао Такахатой. Помимо внешнего вида героев, писателя очень впечатлила достоверность нарисованных городских пейзажей и рисовых полей времен войны.

Одной из причин, по которой Исао Такахата решился снять «Могилу светлячков», было то, что многие произведения, посвященные Японии времен Второй мировой войны (будь то художественная литература или же кинокартины/анимация), изображали своих героев благороднее и способнее, чем они являлись на самом деле. Подобные приемы, по мнению режиссера, способствовали возникновению комплекса неполноценности у современных подростков. А герой Сэйты был уникален в этом смысле, поскольку был приземленным и реалистичным подростком.

Помимо того, Исао Такахата, будучи ребенком, пережил с семьей крупный крупный воздушный налет американской авиации на город Окаяма. Поэтому режиссер опирался на личный опыт, воссоздавая сцены бомбардировок японских городов.

Я был там и испытал это, поэтому я знаю, каково это было.

1988: «Могила светлячков»– антивоенный фильм или семейная трагедия?

Посмотрев «Могилу светлячков» впервые совсем недавно, я очень быстро отнес его к категории антивоенных картин. Однако некоторое время спустя, переосмыслив просмотр, познакомившись с историей создания мультфильма, почитав интервью режиссера и автора книги, я понял, что мой вывод был несколько поспешен.

Сам Исао Такахата во всех интервью отрицал антивоенный посыл картины говоря о том, что он преследовал цель воссоздать на экране историческое полотно Японии времен войны и показать личные трагедии, порожденные этой войной. Такахата в первую очередь намеревался воссоздать образы брата и сестры, выживающих в ужасных условиях в изоляции от общества, и, тем самым вызвать сочувствие у зрителя к героям.

Чтобы подобрать детей на роль Сэцуко и Сэйты, режиссёр Исао Такахата отправился в Кобе, потому что он хотел, чтобы главных героев озвучивали люди с голосовым акцентом именно этого региона
Чтобы подобрать детей на роль Сэцуко и Сэйты, режиссёр Исао Такахата отправился в Кобе, потому что он хотел, чтобы главных героев озвучивали люди с голосовым акцентом именно этого региона

И действительно, в первую очередь лента рассказывает историю Сэйты и Сэцуко. Душераздирающую историю подростка, вынужденного в одночасье стать взрослым. Сэйто, стремясь стать героем и примером для своей младшей сестры, невольно становится для нее злодеем. Ведь его гордыня, юношеский максимализм и нежелание терпеть упреки со стороны тети приводят к трагичному финалу.

И примечательно то, что создатели не выступают с нравоучительными лекциями, они словно проявляют понимание к герою, показывая, что такая ситуация возникла не только по вине Сэйты, но и в связи со сложившимися нечеловеческими обстоятельствами: смертью родителей, постоянными налетами американской авиации, отсутствием должной медицинской помощи, равнодушием окружающих и голодом, поразившим многие японские семьи.

«Могила светлячков» мастерски изображает сложных, противоречивых и приземленных героев, способных как на благородные и искренние побуждения, так и на фатальные ошибки.

1988: «Могила светлячков»– антивоенный фильм или семейная трагедия?

Вместе с тем, несмотря на отрицание Исао Такахатой антивоенного посыла картины, идея бессмысленности и преступности войны проходит красной нитью через весь мультфильм. «Могила светлячков» убедительно изображает последствия империалистических стремлений для страны и пагубное влияние милитаристских тенденций в обществе. Показательным является эпизод, в котором Сэйто отказывается верить в то, что "великая Япония" капитулировала.

Несмотря на то, что мультфильм не ставит своей целью размышления на тему политики, зрителя довольно быстро становится ясно кто виноват в том, что 15-летнему подростку приходится принимать взрослые решения.

Отдельной сложностью для Исао Такахаты было воплощение Сэцуко, поскольку у него ранее не было опыта создания персонажей младше пяти лет
Отдельной сложностью для Исао Такахаты было воплощение Сэцуко, поскольку у него ранее не было опыта создания персонажей младше пяти лет

Отдельно хочется отметить визуальное воплощение мультфильма, ведь он по качеству анимации стоит выше всяких похвал. Невероятно красивые городские пейзажи, рисовые поля, реки, озера, и, конечно же, светлячки. Прекрасно анимированы и герои «Могилы светлячков», в лучших традициях студии Ghibli. И тем страшнее наблюдать на экране их страдания, истощенные от голода и болезней тела, изуродованные гниющими ранами. Ужасающе изображены и сцены авианалетов, пожаров и мародерства.

Я не могу посоветовать этот мультфильм всем и каждому, поскольку для многих зрителей это может оказаться весьма травмирующим опытом (и тем удивительнее, что «Могилу светлячков» показывают в японских школах). Но я надеюсь, что многие из вас смогут найти в себе силы посмотреть или пересмотреть данное аниме.

1988: «Могила светлячков»– антивоенный фильм или семейная трагедия?

Акира Курасава остался в восторге от «Могилы светлячков» и написал хвалебное письмо Хаяо Миядзаки ошибочно полагая, что он выступил режиссером ленты. Сам же Хаяо Миядзаки так же высоко оценил картину Такахаты, однако раскритиковал поведение Сэйты, который, по мнению Миядзаки, он не вела себя так, как должен был вести себя сын лейтенанта военно-морского флота.

Критики так же высоко оценили «Могилу светлячков», рейтинг картины на Metacritic составил 94% на основе 16 рецензий, а на Rotten Tomatoes картина имеет 100% «свежести». Фильм был удостоен двух главных призов на Чикагском детском международном кинофестивале (1994) и Специального приза японских критиков «Голубая лента».

Да, это мультфильм, и у детей глаза здесь, как тарелки. Но он входит в любой список величайших военных фильмов, когда-либо снятых.

Об этом, и о многих других фильмах, вышедших в 1988 году, вы сможете узнать из выпуска подкаста "1988. Часть 2: японский киберпанк, перестроечный "Драйв" и мой сосед кролик Роджер".

А так же подписывайтесь на наш Телеграм-канал и на группу Вконтакте.

122122
94 комментария

Комментарий недоступен

12
Ответить

Ну тогда любую трагедию можно назвать слёзовыжималкой. Естественно подобные произведения вышибают слезу и это нормально, если у тебя с эмпатией нет проблем. И дело тут не в манипуляции.

34
Ответить

Нет, это не японский менталитет, это именно тут упоролись. Есть дилогия Босоногий Ген про те же события с ребенком в главной роли. Так там не смотря на общую грусть, пиздец и Хиросиму герой сохраняет оптимизм, да и история доносит антивоенный посыл намного лучше.

Могилу я считаю попсовой фигней по сравнению с Геном. В ней реально весь смысл это показать как страдают дети, а вся мораль: "ну война это плохо, понятненько?"

4
Ответить

Детей используют не для того, чтобы выжимать слезы, а для того чтобы сделать персонажей беспомощными. Понятно, что взрослый адекватный человек не должен поступать так как герои фильма.

3
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Мне кажется сейчас модно быть циничными мудаками и писать про этот фильм "слезовыжималка", особенно когда в статье написано черным по белому, что основано на жизни реального человека, "..который во время войны потерял двух сестер (одна из них умерла от голода) и приемного отца." А в кино происходит то, что мальчик хоронит свою сестру от голода.
Да, очень классная слезовыжималка.

18
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить