История создания фильма "Перед закатом"

Мысли о сиквеле фильма "Перед рассветом" начали витать в воздухе, которым дышали авторы, буквально сразу же после его выхода. И обо всём, что касается создания первой части я подробно рассказывал в предыдущей статье, поэтому если интересно, ну и для полного понимания картины, советую её прочитать тоже. Ну а сегодня - детально про появление на свет фильма "Перед закатом".

История создания фильма "Перед закатом"

Возможности для сотворения продолжения Ричард Линклейтер, Итан Хоук и Жюли Дельпи, начали обсуждать интенсивно и максимально срочно, ведь каждому из них хотелось ещё разок поговорить на интересные темы о важном и им действительно было что сказать через полюбившихся персонажей. Созданная киновселенная внезапной любви двух незнакомцев постоянно тянула их обратно к себе, ощущалась некая внутренняя потребность побывать там снова.

И одной из наиболее ранних идей, было показать то, что произошло через те самые полгода, обозначенные героями в конце первого фильма. Хотели быстро отснять небольшую часть, а потом сделать перерыв в реальном времени на несколько лет и уже сосредоточить ключевые события во "времени запечатленном" через точно такой же промежуток.

Тогда не сложилось, все были заняты и подобные затеи пришлось отменить. А вернее - просто отложить на потом, как мы теперь понимаем. Ведь ни режиссер, ни актеры никогда не забывали про историю любви Джесси и Селин, и годами ждали момента, когда смогут зажечь в ней новую искру.

Пробуждение жизни (2001)
Пробуждение жизни (2001)

И примечательно, что наступил такой момент во время съемок другого проекта Линклейтера, ротоскопированного кино-рассуждения о природе сна под названием "Пробуждение жизни". В этом фильме есть сцена с участием Джесси и Селин. Нам показывают, что они живут в Остине, лежат в постели и обсуждают свои же разговоры из фильма "Перед рассветом".

Забегая вперед, и зная теперь о событиях их жизней через всю трилогию, можно сказать, что происходящее в этом эпизоде не совсем канонично. Персонажи никогда не были вместе в Остине и, скорее всего, это лишь один из снов Джесси, в котором он просто мечтал о подобном развитии их отношений. Тем более это ещё и красиво укладывается в саму тематику "Пробуждения жизни". Но да ладно, не суть. Об этом когда-нибудь в другой раз. Главное, что после съемок этой сцены, все окончательно поняли - пора. Нужно взяться и уже серьезно начать думать над продолжением.

История создания фильма "Перед закатом"

Форма сиквела опять была переиначена и на этом этапе он представлялся более, скажем так, традиционной романтической историей. Больше действующих лиц, 4 разные страны для локаций, увеличенный до 8-10 миллионов долларов бюджет. Не знаю, почему тогда они видели это именно так, но очень хорошо, что финансирования для подобного не нашлось. Самобытность в данном варианте исчезала практически полностью. Тогда фильм переосмыслили ещё раз и он наконец обрел очертания того, что мы имеем сегодня. Один Париж, два актера в кадре и теплая уютность камерной атмосферы.

История создания фильма "Перед закатом"

Процесс написания сценария походил на то, как всё обстояло и с первым фильмом. Только на этот раз без участия Ким Кризан и с ещё большим подключением Хоука и Дельпи. Ким указывается везде как соавтор истории и создатель персонажей, но именно сценарно - в титрах лишь известное трио.

Актеры и режиссер заперлись на несколько дней вместе в комнате и проработали подробный план всего фильма, концепцию встречи и разговоров в реальном времени. Собрали скелет. А потом, где-то на протяжении года постоянно переписывались по электронке и пересылали друг другу факсы. Актеры отправляли режиссеру диалоги, монологи, мысли, идеи и целые сцены, а он их редактировал, совмещал, дополнял или поправлял. Как я и сказал, на сей раз соавторство было максимально полным и доверительным. Если кому-то одному из троих что-то не нравилось, то это, скорее всего, вовсе не попадало в фильм.

История создания фильма "Перед закатом"

Итоговый вариант финала, например, вообще предложила Дельпи и Линклейтеру понравилось. Именно изображение Нины Симон и подражание ее манере. Финальный важный вопрос, повисший в воздухе. Идиллия, гармония, баланс. Так сценарий и написали. А позже он уже незначительно дорабатывался на препродакшне и репетициях.

Если вдруг Вы не знаете, то 9 лет разделяет фильмы "Перед закатом" и "Перед рассветом". И на те же 9 лет внутри кино разделились Джесси и Селин. Персонажи стали старше, более зрелыми и мудрыми, тон истории и самого нарратива изменились тоже. Минималистичнее и точнее, приземленнее и живее. Персонажи постоянно в движении, их перемещение ограничено временем и достоверностью маршрута.

Они посещают места, в которых правда можно последовательно побывать за эти чуть меньше чем полтора часа. Кстати, весьма любопытен прием с показыванием всех локаций, по которым будут проходить персонажи, в самом начале фильма. Вроде ничего не значащая нарезка кадров для вступления, но на деле - важный момент дальнейшего погружения.

80 минут хронометража - это 80 минут и для героев. Длинные дубли и длинные
кадры на стедикаме, без усиления эмоций и комментирования самой камерой.
Просто слежение, наблюдение за интересными людьми, как в неигровом кино. Натуралистичность, ощущение сопричастности. Линклейтер, по его же словам,
просто взял идею снять документальный фильм о персонажах, разыгрывающих вымысел. Максимально реально в восприятии, но понимая, что это - своего рода повествовательная выдумка.

И тут снова, кк и в случае с первым фильмом, нет никких импровизаций, это написанный, полностью спланированный и отрепетированный заранее текст, без отклонений и спонтанностей. Каждая реплика, каждые жест и движение. Удивительно, но факт. Чистое ощущение потока, при этом совершенно лишенное внезапностей. И такой подход стал очередным вызовом для актеров. Трудно было и в "Перед рассветом", но со сменой задачи, сложности возросли. Что это значит? Ну, кк минимум, вот тот самый трижды упомянутый аспект реального времени.

Во-первых, снималось всё днем, а это означает, что зависимость от света очень большая. Цвет неба, время дня, интенсивность освещения, тени и тд. Снимать поэтому приходилось в хронологическом порядке. Интерьеров в фильме практически нет, а обычно именно они помогают избежать жесткого полуденного солнца и подвинуть те или иные сцены в графике съемок.

История создания фильма "Перед закатом"

Во-вторых, длинные планы одним кадром на стедикаме, без возможности подрезаться и потом склеиться. Единый, непрерываемый разговор. Самый длинный кадр в фильме имеет продолжительность в 11 минут. И это правда очень трудно, как для оператора, так и для актеров и вообще всей съемочной группы. К тому же в то лето в Париже стояла аномальная жара и все, мягко говоря, страдали. А ещё были ограничения по бюджету и от того - всего лишь 15-дневный период продакшна. Зато хоть мучительно искать деньги в этот раз не пришлось. Ещё этапе сценария, на авторов вышла компания Castle-Rock и выделила около 2.5 миллионов на съемки. Этого в целом, хватало, но приходилось иногда в чем-то ужиматься и торопиться.

История создания фильма "Перед закатом"

Команда почти полностью состояла из местных, французов. Как и на съёмках "Перед рассветом" Линклейтер привез с собой только актеров, постоянных
продюссера Энн-Уокер Макбэй и оператора Ли Дэнниела. А ну и ещё уговорил поучаствовать известного в узких кругах стедикамщика - Джима Макконки, с которым режиссер уже работал над "Школой рока". Снимали на 35-миллиметровый пленочный Panavision Millenium Excell, используя в качестве пленки 250-й FujiFilm D, если вдруг кому интересны и такие подробности.

История создания фильма "Перед закатом"

Ещё в категорию подробностей, но уже от авторов - это то, что в персонажах очень много личного от самих актеров. Они смело включали в характеры элементы собственных жизней. Точных комментариев по этому поводу Итак Хоук не давал, но многие зрители проводят параллели между неудачным браком Джесси в фильме и семейной жизнью Хоука с Умой Турман. "Перед закатом" как раз был выпущен незадолго до развода знаменитостей. А Жюли Дельпи пригласила поучаствовать в съемках своих родителей. Мужчина во дворе дома Селин, стоящий у гриля - ее отец, Альберт Дельпи. А соседка с блюдом в проходе, женщина по имени Мари Пийе - мать актрисы.

История создания фильма "Перед закатом"

К тому же Дельпи написала для фильма три песни и сама же исполнила. Одну мы слышим в самом начале на видах Парижа. Вторую она поет Джесси, тот самый маленький вальс-признание. Ну а третья композиция звучит в титрах.

В итоге, фильм успешно и без задержек сняли, смонтировали, покрасили и выпустили. Премьера "Перед закатом" состоялась в 2004 году, спустя 9 лет после выхода фильма "Перед рассветом" и снова на Берлинском кинофестивале. Только в этот раз он наград не получил.

Критики опять были в восторге, положительные отзывы сыпались со всех сторон и некоторые формулировки совсем не стеснялись яркости выражаемых симпатий. The Guardian, например, поместили "Перед закатом" на третье место в списке лучших романтических фильмов всех времен, а его концовку назвали одной из самых дразнящих и гениальных за всю историю кино.

Сценарий номинировался на Оскар. Фильм ещё и окупился отлично, собрав по итогу в прокате 16 миллионов. Но это всё не столь важно. Главное, что "Перед закатом" любим самими создателями и делали они его в первую очередь, больше для себя. Итан Хоук в одном из интервью шутливо отмечал: "Непохоже, чтобы кто-то умолял сделать нас второй фильм. Мы его сняли, потому что правда хотели".

Актер, конечно, немного лукавит. Я думаю, он понимал, что нам, зрителям, после финала первой части тоже хотелось узнать, как всё продолжится и вновь пообщаться через экран с этой парой. Убежденные романтики верили, что Джесси и Селин встретились через полгода. Проженные скептики говорили, что персонажи никогда больше друг друга не видели. Но ответ у нас теперь есть. Даже больше и дальше. Ещё через 9 лет.

И вот уже за ним мы отправимся в третью статью об истории создания трилогии "Перед...". Нужно лишь немного подождать. Всем мир!

Есть видос, если кому так удобнее
8.8K8.8K показов
924924 открытия
22 репоста
18 комментариев

Вот без шуток: однажды я расстался с девушкой, мне было плохо полгода, я постоянно рефлексировал и переживал, что могу её вернуть (это было очень давно), и вот два фильма, "перед рассветом" и "перед закатом", к моему удивлению, очень ободрили меня и оживили. В итоге я как будто перезагрузился, и был готов знакомиться с новыми людьми. Видимо наблюдение настолько реалистичной болтовни и близости незнакомых парня и девушки так подействовало на меня, что проявило терапевтический эффект.

Ответить

Понимаю) Эти фильмы действительно обладают некоторым целительным эффектом

Ответить

одна из лучших трилогий за историю кинематографа)

Ответить

Согласен) У меня лично это вторая любимая трилогия после "Властелина Колец"

Ответить

2004окупился отлично, собрав по итогу в прокате 16 миллионовЯ так понимаю в полупустых залах показывали. Это чё за сборы?

Ответить

Ну авторский фильм, хоть и культовый, но не слишком громкий. Тем более в то время, до прям широкой известности Линклейтера. Не очень много залов значит было в целом. Бюджет меньше 3, даже с маркетинговыми тратами, которые вряд ли были очень уж большими, это хорошая окупаемость)

Ответить

Всю трилогию не осилил, смотрел только первый фильм, но подозреваю, что остальные попадают под одну концепцию "герои ходят по городу и просто болтают". В чем смысл такой истории я не понимаю. Но мне и Вуди Аллена не понять из-за этого.

Ответить