История создания фильма "Перед закатом"

Мысли о сиквеле фильма "Перед рассветом" начали витать в воздухе, которым дышали авторы, буквально сразу же после его выхода. И обо всём, что касается создания первой части я подробно рассказывал в предыдущей статье, поэтому если интересно, ну и для полного понимания картины, советую её прочитать тоже. Ну а сегодня - детально про появление на свет фильма "Перед закатом".

История создания фильма "Перед закатом"

Возможности для сотворения продолжения Ричард Линклейтер, Итан Хоук и Жюли Дельпи, начали обсуждать интенсивно и максимально срочно, ведь каждому из них хотелось ещё разок поговорить на интересные темы о важном и им действительно было что сказать через полюбившихся персонажей. Созданная киновселенная внезапной любви двух незнакомцев постоянно тянула их обратно к себе, ощущалась некая внутренняя потребность побывать там снова.

И одной из наиболее ранних идей, было показать то, что произошло через те самые полгода, обозначенные героями в конце первого фильма. Хотели быстро отснять небольшую часть, а потом сделать перерыв в реальном времени на несколько лет и уже сосредоточить ключевые события во "времени запечатленном" через точно такой же промежуток.

Тогда не сложилось, все были заняты и подобные затеи пришлось отменить. А вернее - просто отложить на потом, как мы теперь понимаем. Ведь ни режиссер, ни актеры никогда не забывали про историю любви Джесси и Селин, и годами ждали момента, когда смогут зажечь в ней новую искру.

Пробуждение жизни (2001)
Пробуждение жизни (2001)

И примечательно, что наступил такой момент во время съемок другого проекта Линклейтера, ротоскопированного кино-рассуждения о природе сна под названием "Пробуждение жизни". В этом фильме есть сцена с участием Джесси и Селин. Нам показывают, что они живут в Остине, лежат в постели и обсуждают свои же разговоры из фильма "Перед рассветом".

Забегая вперед, и зная теперь о событиях их жизней через всю трилогию, можно сказать, что происходящее в этом эпизоде не совсем канонично. Персонажи никогда не были вместе в Остине и, скорее всего, это лишь один из снов Джесси, в котором он просто мечтал о подобном развитии их отношений. Тем более это ещё и красиво укладывается в саму тематику "Пробуждения жизни". Но да ладно, не суть. Об этом когда-нибудь в другой раз. Главное, что после съемок этой сцены, все окончательно поняли - пора. Нужно взяться и уже серьезно начать думать над продолжением.

История создания фильма "Перед закатом"

Форма сиквела опять была переиначена и на этом этапе он представлялся более, скажем так, традиционной романтической историей. Больше действующих лиц, 4 разные страны для локаций, увеличенный до 8-10 миллионов долларов бюджет. Не знаю, почему тогда они видели это именно так, но очень хорошо, что финансирования для подобного не нашлось. Самобытность в данном варианте исчезала практически полностью. Тогда фильм переосмыслили ещё раз и он наконец обрел очертания того, что мы имеем сегодня. Один Париж, два актера в кадре и теплая уютность камерной атмосферы.

История создания фильма "Перед закатом"

Процесс написания сценария походил на то, как всё обстояло и с первым фильмом. Только на этот раз без участия Ким Кризан и с ещё большим подключением Хоука и Дельпи. Ким указывается везде как соавтор истории и создатель персонажей, но именно сценарно - в титрах лишь известное трио.

Актеры и режиссер заперлись на несколько дней вместе в комнате и проработали подробный план всего фильма, концепцию встречи и разговоров в реальном времени. Собрали скелет. А потом, где-то на протяжении года постоянно переписывались по электронке и пересылали друг другу факсы. Актеры отправляли режиссеру диалоги, монологи, мысли, идеи и целые сцены, а он их редактировал, совмещал, дополнял или поправлял. Как я и сказал, на сей раз соавторство было максимально полным и доверительным. Если кому-то одному из троих что-то не нравилось, то это, скорее всего, вовсе не попадало в фильм.

История создания фильма "Перед закатом"

Итоговый вариант финала, например, вообще предложила Дельпи и Линклейтеру понравилось. Именно изображение Нины Симон и подражание ее манере. Финальный важный вопрос, повисший в воздухе. Идиллия, гармония, баланс. Так сценарий и написали. А позже он уже незначительно дорабатывался на препродакшне и репетициях.

Если вдруг Вы не знаете, то 9 лет разделяет фильмы "Перед закатом" и "Перед рассветом". И на те же 9 лет внутри кино разделились Джесси и Селин. Персонажи стали старше, более зрелыми и мудрыми, тон истории и самого нарратива изменились тоже. Минималистичнее и точнее, приземленнее и живее. Персонажи постоянно в движении, их перемещение ограничено временем и достоверностью маршрута.

Они посещают места, в которых правда можно последовательно побывать за эти чуть меньше чем полтора часа. Кстати, весьма любопытен прием с показыванием всех локаций, по которым будут проходить персонажи, в самом начале фильма. Вроде ничего не значащая нарезка кадров для вступления, но на деле - важный момент дальнейшего погружения.

80 минут хронометража - это 80 минут и для героев. Длинные дубли и длинные
кадры на стедикаме, без усиления эмоций и комментирования самой камерой.
Просто слежение, наблюдение за интересными людьми, как в неигровом кино. Натуралистичность, ощущение сопричастности. Линклейтер, по его же словам,
просто взял идею снять документальный фильм о персонажах, разыгрывающих вымысел. Максимально реально в восприятии, но понимая, что это - своего рода повествовательная выдумка.

И тут снова, кк и в случае с первым фильмом, нет никких импровизаций, это написанный, полностью спланированный и отрепетированный заранее текст, без отклонений и спонтанностей. Каждая реплика, каждые жест и движение. Удивительно, но факт. Чистое ощущение потока, при этом совершенно лишенное внезапностей. И такой подход стал очередным вызовом для актеров. Трудно было и в "Перед рассветом", но со сменой задачи, сложности возросли. Что это значит? Ну, кк минимум, вот тот самый трижды упомянутый аспект реального времени.

Во-первых, снималось всё днем, а это означает, что зависимость от света очень большая. Цвет неба, время дня, интенсивность освещения, тени и тд. Снимать поэтому приходилось в хронологическом порядке. Интерьеров в фильме практически нет, а обычно именно они помогают избежать жесткого полуденного солнца и подвинуть те или иные сцены в графике съемок.

История создания фильма "Перед закатом"

Во-вторых, длинные планы одним кадром на стедикаме, без возможности подрезаться и потом склеиться. Единый, непрерываемый разговор. Самый длинный кадр в фильме имеет продолжительность в 11 минут. И это правда очень трудно, как для оператора, так и для актеров и вообще всей съемочной группы. К тому же в то лето в Париже стояла аномальная жара и все, мягко говоря, страдали. А ещё были ограничения по бюджету и от того - всего лишь 15-дневный период продакшна. Зато хоть мучительно искать деньги в этот раз не пришлось. Ещё этапе сценария, на авторов вышла компания Castle-Rock и выделила около 2.5 миллионов на съемки. Этого в целом, хватало, но приходилось иногда в чем-то ужиматься и торопиться.

История создания фильма "Перед закатом"

Команда почти полностью состояла из местных, французов. Как и на съёмках "Перед рассветом" Линклейтер привез с собой только актеров, постоянных
продюссера Энн-Уокер Макбэй и оператора Ли Дэнниела. А ну и ещё уговорил поучаствовать известного в узких кругах стедикамщика - Джима Макконки, с которым режиссер уже работал над "Школой рока". Снимали на 35-миллиметровый пленочный Panavision Millenium Excell, используя в качестве пленки 250-й FujiFilm D, если вдруг кому интересны и такие подробности.

История создания фильма "Перед закатом"

Ещё в категорию подробностей, но уже от авторов - это то, что в персонажах очень много личного от самих актеров. Они смело включали в характеры элементы собственных жизней. Точных комментариев по этому поводу Итак Хоук не давал, но многие зрители проводят параллели между неудачным браком Джесси в фильме и семейной жизнью Хоука с Умой Турман. "Перед закатом" как раз был выпущен незадолго до развода знаменитостей. А Жюли Дельпи пригласила поучаствовать в съемках своих родителей. Мужчина во дворе дома Селин, стоящий у гриля - ее отец, Альберт Дельпи. А соседка с блюдом в проходе, женщина по имени Мари Пийе - мать актрисы.

История создания фильма "Перед закатом"

К тому же Дельпи написала для фильма три песни и сама же исполнила. Одну мы слышим в самом начале на видах Парижа. Вторую она поет Джесси, тот самый маленький вальс-признание. Ну а третья композиция звучит в титрах.

В итоге, фильм успешно и без задержек сняли, смонтировали, покрасили и выпустили. Премьера "Перед закатом" состоялась в 2004 году, спустя 9 лет после выхода фильма "Перед рассветом" и снова на Берлинском кинофестивале. Только в этот раз он наград не получил.

Критики опять были в восторге, положительные отзывы сыпались со всех сторон и некоторые формулировки совсем не стеснялись яркости выражаемых симпатий. The Guardian, например, поместили "Перед закатом" на третье место в списке лучших романтических фильмов всех времен, а его концовку назвали одной из самых дразнящих и гениальных за всю историю кино.

Сценарий номинировался на Оскар. Фильм ещё и окупился отлично, собрав по итогу в прокате 16 миллионов. Но это всё не столь важно. Главное, что "Перед закатом" любим самими создателями и делали они его в первую очередь, больше для себя. Итан Хоук в одном из интервью шутливо отмечал: "Непохоже, чтобы кто-то умолял сделать нас второй фильм. Мы его сняли, потому что правда хотели".

Актер, конечно, немного лукавит. Я думаю, он понимал, что нам, зрителям, после финала первой части тоже хотелось узнать, как всё продолжится и вновь пообщаться через экран с этой парой. Убежденные романтики верили, что Джесси и Селин встретились через полгода. Проженные скептики говорили, что персонажи никогда больше друг друга не видели. Но ответ у нас теперь есть. Даже больше и дальше. Ещё через 9 лет.

И вот уже за ним мы отправимся в третью статью об истории создания трилогии "Перед...". Нужно лишь немного подождать. Всем мир!

Есть видос, если кому так удобнее
3232
18 комментариев

Вот без шуток: однажды я расстался с девушкой, мне было плохо полгода, я постоянно рефлексировал и переживал, что могу её вернуть (это было очень давно), и вот два фильма, "перед рассветом" и "перед закатом", к моему удивлению, очень ободрили меня и оживили. В итоге я как будто перезагрузился, и был готов знакомиться с новыми людьми. Видимо наблюдение настолько реалистичной болтовни и близости незнакомых парня и девушки так подействовало на меня, что проявило терапевтический эффект.

7

Понимаю) Эти фильмы действительно обладают некоторым целительным эффектом

1

одна из лучших трилогий за историю кинематографа)

5

Согласен) У меня лично это вторая любимая трилогия после "Властелина Колец"

1

2004окупился отлично, собрав по итогу в прокате 16 миллионовЯ так понимаю в полупустых залах показывали. Это чё за сборы?

Ну авторский фильм, хоть и культовый, но не слишком громкий. Тем более в то время, до прям широкой известности Линклейтера. Не очень много залов значит было в целом. Бюджет меньше 3, даже с маркетинговыми тратами, которые вряд ли были очень уж большими, это хорошая окупаемость)

3

Всю трилогию не осилил, смотрел только первый фильм, но подозреваю, что остальные попадают под одну концепцию "герои ходят по городу и просто болтают". В чем смысл такой истории я не понимаю. Но мне и Вуди Аллена не понять из-за этого.