Один фильм в пятницу вечером: «Трансеры» Чарльза Бэнда
Тим Томерсон и Хелен Хант в одном из самых ретровейвовых фантастических боевиков 80-х.
Полицейский Джек Дет из дистопичного будущего отправляется в Лос-Анджелес 1980-х, чтобы отыскать и поймать Мартина Уистлера – зловещего преступника, подчиняющего разумы других людей и делающего их своими последователями.
Фантастический боевик «Трансеры» (1984), созданный небезызвестной студией Full Moon – настоящий привет из 80-х. Эта культовая в узких кругах картина, которая затем превратилась в франшизу с пятью продолжениями, сегодня, во времена всеобщей ностальгии по последним десятилетиям XX века, смотрится особенно эффектно.
Используя специальный наркотик для перемещения в прошлое, Дет вселяется в тело своего предка, похожего на него как две капли воды. По заветам бадди-муви, у героя заведётся напарница (Хелен Хант), помогающая ему в изучении незнакомого и солнечного Лос-Анжелеса.
Интерес Джека к Уистлеру имеет под собой веские основания – когда-то опасный псионик убил жену Дета. Уистлер же строит коварный план контроля над будущим, захватывая сознание своих жертв, вводя их в транс (отсюда и название – трансеры), и создавая, таким образом, собственную армию управляемых зомби.
Идея «Трансеров», в целом, напоминает собой первого «Терминатора», но назвать фильм дешёвым плагиатом просто не поворачивается язык. Если у Кэмерона получился жестокий технотриллер, залитый всеми оттенками стального цвета, то Чарльз Бэнд решил не мелочиться и смешал в своей ленте киберпанковский стиль, зомби-муви, полицейский боевик и даже комедию.
Несмотря на скромный бюджет, в картине полно запоминающихся моментов, начиная со вступительной сцены, будто оказавшейся тут из «Бегущего по лезвию» и заканчивая уморительной дракой с потерявшим разум Санта-Клаусом.
Примечательно, что в «Трансерах» почти все знакомые жанровые клише поданы в новой обёртке: вместо зомби – лишенные воли рабы Уистлера, вместо обычного перемещения во времени – переселение разумов, вместо затянутых пауз – почти безостановочное действие.
В одном из самых ярких эпизодов появляется полноценный bullet time (за 15 лет до «Матрицы») – герой буквально замедляет время вместе с летящими на него пулями. В 1984 году такое вполне тянуло на инновацию.
Главная роль ушла Тиму Томерсону – звезде В-movie 80-х и 90-х (он также заглянет в другую позабытую культовую «бэшку» – «Немезиду»), который тут играет футуристичный аналог детектива Филипа Марлоу, везде разгуливающего в длинном пальто и брутально закуривающего сигарету.
Комедийные элементы здесь вполне органично вплетены в повествование (недаром фильм разворачивается под Рождество), а ироничный взгляд на собственный сюжет только сыграл создателям на руку. Чего только стоит финальная схватка со злодеем, поражающая своей нелепостью, или же начальник Дета, который, переместившись во времени, перевоплощается в маленькую девочку.
Но главное – вся картина наполнена атмосферой 80-х, при просмотре будто введённой в аномальной дозе прямо в мозг. Натуральная эстетика ретровейва льётся прямо из экрана – за кадром электронный саундтрек, в кадре – заброшенные здания, неоновые ночные клубы, тёмные подворотни.
По сути, «Трансеры» запечатлели самый настоящий концентрированный поп-культурный дух тех лет, который сегодня многие неумело пытаются копировать и воссоздавать. За крошечные 400 тысяч долларов Чарльз Бэнд смог достичь самой главной цели – снять идеальный полуночный фильм, когда-то случайно просмотренный на видеокассете в детстве и обязательно отложившийся где-то в памяти.
После выхода оригинального фильма, Full Moon решили не останавливаться на достигнутом – в 1991-м появилось полноценное продолжение, а потом в студии почти каждый год начали штамповать последующие части франшизы.
В них Джек Дет, которого вплоть до пятой серии по-прежнему играл Тим Томерсон, снова сражался с трансерами, путешествовал сквозь века и даже оказывался в другом измерении.
Но, в конечном счёте, время и сами создатели сыграли с «Трансерами» злую шутку – картина оказалась погребена под своими сиквелами и была позабыта широкой публикой. Хотя сегодня, эта, во многом оригинальная сай-фай «бэшка», длящаяся смешные 76 минут, до верху наполненными событиями, способна запросто наповал покорить своей стилистикой и первозданной атмосферой старомодной дешёвой фантастики.
у этого фильма ещё примечательно то, что за сценарий отвечал Дэнни Билсон со своим постоянным партнёром Полом де Мео. Билсон не просто какой-то чел, а много лет провёл, работая над сценариями игр Electronic Arts: от Бонда до Medal of Honor, а затем вообще стал во главе THQ. он же помог запустить серию Metro. а ещё, например, франшиза Homefront - это лично его детище, он искал финансирование, писал сценарий и пр.
и с кино Билсон не завязал: военный фильм Спайка Ли Da 5 Bloods был тоже написан Билсоном и де Мео
Интересно.
О, спасибо за подгон, ловите ещё похожую тему со вселением в тела. The Hidden (1987).
Для затравки, в фильме представлена типичная игровая сессия в GTA.
Ferrari 308 напомнила о другом фильме 80-х - "Жить и умереть в Лос-Анджелесе" Уильяма Фридкина. Там Дефо играл злодея, и у него была 308-я. Ещё там тоже есть крутая погоня.
https://www.youtube.com/watch?v=VOK9QW21VPo
Если ты про тот, что с Дейлом Купером да, топовый фильм
Да это вообще натуральная экранизация ГТА, там ещё и классический момент есть - бег за крутой тачкой в попытке угнать ее.
Ну и да, там лютый концентрат 80х - стремные пришельцы, Феррари, кокаин, ультранасилие, глэм рок.
Спасибо. Что-то про этот фильм и не знал. А там и Маклахлен, и Клаудиа Кристиан. Буду смотреть.