"Стачка" (1925) Эйзенштейна: "Наши требования мы будем отстаивать до конца"

Сто лет прошло, а воз и ныне там. Расскажу о дебютном фильме Сергея Эйзенштейна, не теряющем свою актуальность.

"Стачка" (1925) Эйзенштейна: "Наши требования мы будем отстаивать до конца"

Основным поворотным пунктом, дающим ход событиям фильма, является гибель рабочего, который совершает самоубийство из-за предъявленных начальством ложных обвинений в воровстве. Гибель товарища позволяет коллективу рабочих сплотиться и начать то, что они так долго откладывали - Стачку (или попросту забастовку). Требования - сокращение рабочего дня и увеличение заработной платы.

"Стачка" - радикальное кино не только по своей фабуле, но и по форме. В первую очередь, благодаря новаторскому "монтажу аттракционов" Эйзенштейна. В нем свободно выбранные эмоциональные воздействия-аттракционы складываются в последовательность "с точной установкой на определенный конечный тематический эффект".

Также в фильме отсутствуют главные герои. Все, за чем остается следить зрителю - противостояние двух классов. По одну сторону "баррикад" - наполненные энергией и жизнью рабочие, по другую - жадные, страдающие от ожирения "буржуи", коротающие время с сигарой в зубах за бутылкой брэнди. Пропаганда? Разумеется, да! Но так ли далеки запечатленные на пленку образы от того, что приходится видеть в жизни?

Вопрос риторический.

"Стачка" (1925) Эйзенштейна: "Наши требования мы будем отстаивать до конца"

Но фильм не только рассказывает о необходимости единения общества и борьбы с классовым врагом, а еще и развлекает зрителя. Сочетая юмор и саспенс, Эйзенштейн обращается в первую очередь к эмоциям и чувствам своих современников-работяг, большинство из которых не имели никакого образования.

Картина рассчитана, конечно, на рабочего зрителя. Что же касается монтажа, то от так называемого американского монтажа я ни в коем случае не отказываюсь, считая невозможным иное выражение в кино. Доступность картины пониманию рабочего будет достигнута тем, что она будет затрагивать близкие и знакомые ему моменты и положения.

Несмотря на то что картина не имеет ни фабулы, ни общепринятого сценария, она вся построена на инсценировках в расчете обрисовки отдельных частей общей картины, но никак не в стремлении выявить страдания или героизм того или иного.

Из беседы с Сергеем Эйзенштейном, опубликованной в «Киногазете» 11 ноября 1924

В "Стачке", помимо прочего, хорошо проиллюстрированы противоречия в бытовой жизни людей, которые возникают как следствия социального неравенства и эксплуатации труда. Забастовка идет, но деньги на еду закончились. Казалось бы, выход один - идти снова работать на "буржуя". Вот такая дилемма.

Тот самый фрагмент фильма про бытовые противоречия. Как видите, сделано не без юмора.

Но завершается стачка не из-за бесхребетности рабочего класса. В последней главе фильма (под названием "Ликвидация") против бастующих рабочих применяют силу - казаков и полицию. Заканчивается все жестоким подавлением выступления и массовым расстрелом рабочих.

Расправа над рабочими в последней сцене фильма рифмуется с кадрами забоя быка. Не трудно догадаться, что с помощью такого приема Эйзенштейн показывает, что отношения между буржуазией и рабочими (простым народом) ничем не отличаются от отношений между людьми и скотом. Любви и сострадания от них ждать не следует.

Мой телеграм-канал: https://t.me/radical_cinema

1515
1 комментарий
3
Ответить