1977: «Хоббит» Ранкина и Бэсса— самая точная экранизация повести Толкина?

Чем мультфильм «Хоббит» 1977 года выигрывает у трилогии Питера Джексона.

Статья является частичным пересказом четвертого выпуска подкаста «Эффект Эмметта Брауна».

«Хоббит» вышел в 1977 году сразу на американском канале NBC. Сюжет многим хорошо известен, это необычное путешествие хоббита Бильбо Бэггинса, волшебника Гэндальфа и компании гномов к Одинокой горе, где дракон Смог сторожит сокровища, исконно принадлежащие гномам.

1977: «Хоббит» Ранкина и Бэсса— самая точная экранизация повести Толкина?

Мультфильм создавался больше пяти лет, а авторы отнеслись с большим уважением к оригинальному произведению Толкина. Так, в одном из интервью режиссер Артур Ранкин говорил, что не вносил в историю ничего из того, чего не было в оригинале.

Помимо того, важным достоинством данной экранизации является и перенесение на экран в виде песен практически всех стихотворений из повести .

Однако стоит сразу отметить, что некоторые сюжетные линии оргинала были немного изменены или сокращены. Так, в мультфильме пропущен эпизод с Беорном, а в финальной битве Пяти воинств гибнет не трое гномов, а целых семеро!

1977: «Хоббит» Ранкина и Бэсса— самая точная экранизация повести Толкина?

Отдельного упоминания достоин визуальный стиль мультфильма, который кажется весьма необычным, особенно в сравнение с фильмами Джексона. Так, тролли, желавшие съесть гномов, больше напоминают внешне Альфа.

Дизайн Голлума вышел тоже весьма необычным. Несчастный хранитель кольца выглядит смесью лягушки и мертвой рыбы с покрытыми белой пленкой (видимо от долгого пребывания в темноте) глазами.

Гоблины напоминают откормленных (видимо гномьими ляжками), злых и зубастых котов с бычьими рогами. Интересный дизайн получил и Смауг, который уж больно похож на классического китайского дракона, что кажется удивительным, учитывая, что свои произведения по духу Толкин всегда относил к чисто английскому эпосу.

Тоторо курильщика выглядит именно так
Тоторо курильщика выглядит именно так
Глаза-фары никого вам не напоминают?
Глаза-фары никого вам не напоминают?

Особенно позабавил облик лесных эльфов, который ближе к домовым или к Голлуму из экранизаций Джексона, чем к привычному всем образу высоких, бледных и голубоглазых блондинов.

Отдай мне кольц...Аркенстон!
Отдай мне кольц...Аркенстон!

Многих зрителей может удивить такое необычное и даже экзотичное визуальное воплощение знакомых героев. Однако все быстро встает на свои места, когда узнаешь, что за анимацию в мультфильме отвечала японская студия Topcraft, которая некоторое время спустя стала частью всем известной студии Ghibli!

Мультфильм, в отличие от экранизации Джексона, точно следует букве произведения Толкина. Он не пытается растянуть книгу объемом чуть более 100 страниц на три фильма, поэтому продолжительность у него немногим больше часа. События очень плотно (местами даже слишком) утрамбованы в небольшой хронометраж, а локации и приключения героев сменяют друг друга настолько быстро, что складывается ощущение, будто листаешь детскую книгу с красочными иллюстрациями.

Отдельного упоминания достойно визуальное воплощение локаций в мультфильме. Благодаря которым зритель осознает, что попадает не в какой-то условно сказочный мир, а именно в мир Средиземья, наполненный опасностями и приключениями, древними артефактами, драконами, троллями, эльфами и, конечно же, недремлющим злом.

Несмотря на необычный дизайн персонажей и на слегка сумбурный сюжет, данный мультфильм можно смело порекомендовать тем, кто не оценил экранизации Джексона. Ведь это прекрасная возможность познакомиться с альтернативным воплощением мира Средиземья на экране. «Хоббит» Ранкина и Бэсса смотрится на одном дыхании, при это успешно передает атмосферу оригинального произведения Толкина.

Некоторое время спустя Ранкин и Бэсс подарят нам еще один замечательный мультфильм— «Последний единорог» (1982), но об этом мы напишем статью как-нибудь в другой раз.

Ранкин и Бэсс тщательно перенесли «Хоббита» на экран. Результат получился эклектичным, но наполненным эффектными моментами. Дракон и Голлум (любители загадок) привносят некоторые умные и оригинальные штрихи… Несмотря на некоторые недостатки, эта телевизионная версия « Хоббита» заслуживает вашего внимания.

Джон Дж. О'Коннор для The New York Times

Об этом, и о многих других фильмах, вышедших в 1977 году, вы сможете узнать из мрачного выпуска подкаста «1977. Часть 2: новая надежда кинематографа, животные Диснея и советская меланхолия».

А так же подписывайтесь на наш Телеграм-канал и на группу Вконтакте.

Если вам нравятся наши обзоры, рецензии и подкасты, то вы можете поддержать нас лайками, репостами, комментариями и донатами.

101
38 комментариев

Чем мультфильм «Хоббит» 1977 года выигрывает у трилогии Питера Джексона.

Видимо, всем. Экранизация Джексона - полнейшая хуета. Просто невероятно, что после культовой трилогии ВК, он настолько ужасно снял "Хоббита".

21
Ответить

Первая серия была очень даже ничего. Я ее пересматривал - она хороша. И встреча с гномами, и поход через туманные горы, и даже полет на орлах. Но вот дальше...
И да, если быть честными, из "Хоббита" гораздо проще и логичнее делать мультфильм. Там много гротеска и стиля, в кино это очень сложно передать (хотя Джексон пытался, но вышло плохо). Увы, вторая и третья серии - это уже совсем не то. Но первая, блин, первая все-таки хороша!

3
Ответить

Во, адекватное мнение

3
Ответить

Этому есть объяснение. Там тупо не было времени на подготовку и Джексон стал режиссером в последний момент после ухода Дель Торо, плюс студия гораздо более активно вмешивалась и много всяких мелочей.

Думаю, что сам Джексон понимает, что не получилось сделать все круто, но учитывая обстоятельства, не провалиться полностью – уже успех.

2
Ответить

Чем мультфильм «Хоббит» 1977 года выигрывает у трилогии Питера Джексона.тем что в мультике нет чмошных, хипстерских ДВОРФОВ с короткими бородами!

8
Ответить

По факту)

5
Ответить

Интересно, что Элронд, который тоже эльф, нарисован нормально

Ответить