ЭФФЕКТ БАБОЧКИ - СУДЬБА ИЛИ СЛУЧАЙНОСТЬ? Разбор и анализ фильма

Если бы вам выпала возможность вернуться в свое прошлое и изменить какое-либо решение, воспользовались бы вы такой возможностью? Что бы вы сделали, хотя наверно лучше спросить, чего бы вы не сделали?

Эван, 7-летний мальчик, который живет вместе с мамой. Ей приходится брать на себя роль в воспитании как матери, так и отца. В этой сцене отлично показывается как она чинит машину в рабочем комбинезоне, а под ним находится летнее платье. Отец Эвана лежит в психиатрической больнице и мать не хочет, чтобы сын виделся с отцом, потому что это может быть опасно для сына. Эвана гнетет ощущение того, что он растет без отца, так как все его друзья живут в полных семьях.

Позже выясняется, что, Эван унаследовал болезнь отца – провалы в памяти. За весь фильм нам показывают 6 провалов. Он не помнит, как рисовал страшный рисунок ко дню родителя. Он не помнит почему взял нож на кухне. Что произошло в подвале мистера Миллера. Что было когда он пришел навестить отца. Что случилось, когда они заложили шашку в почтовый ящик соседки. И что произошло на свалке.

Он не помнит всех этих событий, потому что Эван из будущего возвращался в прошлое, на эти минуты сознание 6-летнего мальчика захватывало сознание 20-летнего студента. Получается, что, все перемещения во времени, взрослого Эвана были предопределены, и запланированы за долго до того, как он научится возвращаться в свое детство, если можно так выразиться то – вселенная именно так и задумывала. У него не было выбора поступить иначе.

Возвращаясь в свое детство, он думал, что он изменит какое-то конкретное событие в своей жизни, но он лишь следовал своей судьбе. Таким образом фильм поднимает тему о свободе выбора, и затрагивает вопрос – а существует ли выбор вообще? Выбираем ли мы что-то, в своей жизни, или мы просто не способны понять каких-то вещей и из-за этого живем в постоянной иллюзии, а все что мы выбираем, вовсе не выбор. Что если выбор уже сделан, за долго до того, как нам придется выбирать? Что если мы всего лишь пешки в огромной игре, где нам приходиться просто дожить до момента выбора, почувствовать, что выбор сделан нами и жить дальше до следующего выбора.

Задайтесь вопросом, а выбираете ли вы? Выбирали ли вы на кого пойдете учиться? Кем будете работать? Какого цвета купите футболку? Или все это можно было предсказать и логически спрогнозировать? Представьте себе мужчину, или девушку, который в детстве проводил лето в деревне у бабушки и там пил свежевыжатый яблочный сок, и через 20 лет, просыпаясь однажды утром, воспоминания охватывают его, и он решается купить яблочный сок. Выйдя на улицу и почти дойдя до магазина, он не замечает, как по дороге на бешенной скорости несется автомобиль и сбивает его насмерть. Кто-то скажет – случайность, но как говорится случайности не случайны.

В детстве Эван общается с девочкой по имени Келли. Будучи подростками у них, завязывается роман, но после взрыва шашки в почтовом ящике, мать переезжает с сыном, чтобы не травмировать воспоминаниями и так психически нестабильного ребенка. Но Эван обещает вернутся за Келли, так как любит её и хочет быть с ней.

В первой реальности он приезжает к Келли, чтобы узнать, что произошло в подвале, когда они были детьми и видит, что жизнь у Келли не задалась. Она работает официанткой в придорожном кафе, терпит нападки руководства и домогательства посетителей. Жизнь без просвета на светлое будущее. После попыток узнать, что произошло в подвале, когда они были детьми, Келли не выдерживает и кончает жизнь самоубийством. В данной реальности они не могут быть вместе.

Тогда Эван решает вернуться в подвал мистера Миллера, не дав извращенцу отцу снять детское порно. Вернувшись обратно, он просыпается с Келли в одной кровати, они встречаются и оба счастливы. Но выясняется, что отец вымещал всю свою злобу на брата Келли. Томми, движимый завистью к Эвану, освободившись из тюрьмы решает убить его, но Эван быстро нейтрализует Томми и набрасывается на него. Под давлением воспоминаний об убийстве пса, загубленной жизни Ленни и убийстве женщины с ребенком, Эван перестает себя контролировать и убивает Томми, и оказывается в тюрьме.

В этой реальности ему тоже не суждено быть с Келли, но Эван не сдается и решает снова изменить прошлое. Вернувшись в подростковый возраст Ленни убивает Томми, и в новой реальности, Келли стала наркоманкой и проституткой, которой не нужен никакой Эван.

Он снова возвращается в прошлое, меняет его, но в новой реальности все еще хуже. Мало того что после взрыва он стал инвалидом, так еще и Келли встречается с Ленни. Снова им не суждено быть вместе. Он понимает, что без него, всем будет лучше, Томми не злой псих, а добрый и религиозный человек, Ленни не сошел с ума, а Келли счастлива быть с его другом, и Эван решается на самоубийство, но его спасает Томми. Он уже был готов смириться со всем если бы не узнал, что его мать скоро умрет от рака. Он не может позволить умереть матери из-за того, что он натворил.

Эван снова возвращается в подвал мистера Миллера, но по неосторожности убивает Келли шашкой. И вернувшись в настоящее он оказывается в психиатрической больнице, как и его отец. Который также пытался, что-то поменять в своей жизни, но в конечном счете попал в тупик, из которого не смог вернуться в прошлое.

Врач Эвана говорит, что никаких дневников он не вел, и что он напоминает ему отца, который все время просил фотоальбом. Эван просит мать принести ему видео пленки из детства, и с их помощью он возвращается в тот день, когда познакомился с Келли. Осознав, что как бы сильно он не любил Келли, и как бы сильно он не хотел быть с ней, им не суждено быть вместе. И в момент знакомства он делает так, чтобы их пути никогда не пересекались, и она не знала Эвана.

Вернувшись в настоящее, он все еще знает и помнит кто такая Келли, но только вокруг никто не знает её, и рядом её нет. Он решает остановится на этом и сжигает все свои дневники, что бы не было соблазна вернуться назад и снова попытаться сделать так, чтобы быть с Келли. Их отношения – невозможны, как бы сильно они не любили друг друга.

В конце фильма, нам показывают Эвана который в возрасте около 30 лет, идет по улице, а на встречу ему идет Келли. Которая оборачивается и смотрит на Эвана, будто узнает его, ну чем не идеальная метафора на дежавю? Эван по прошествию стольких лет уже и сам забыл, что была какая-то Келли, но вспоминает её, оборачивается, и смотрит ей вслед, как она уходит от него все дальше и дальше, теряясь в толпе, как воспоминание, которое могло бы быть, но которому не суждено случиться.

Мы все способны повлиять на чужие судьбы, каждое наше слово, действие, поступок, накладывает на других отпечаток и меняет их в лучшую или худшую сторону. Стоит тщательно обдумывать каждый свой шаг в жизни, ведь последствия могут быть необратимы. А в некоторых случаях, лучше и вовсе не вмешиваться в чужие жизни, ведь иногда бездействие, лучше любого действия.

Если вам понравилась статья буду раз если подпишитесь на канал в Telegram и YouTube.

66
4 комментария

Ты зачем фильм пересказал?

2
Ответить

реально вот это разбор (пересказ)

1
Ответить

К сожалению не в каждом фильме, есть глубочайший смысл который можно расписать на 20 минут. Сам по себе фильм отличный, и хотелось сделать по нему не столько «разбор», сколько показать, то о чем фильм заставляет задуматься.

Ответить