"Забавные игры" (1997): «Старое доброе ультранасилие»
В жизни семьи, приехавшей в свой загородный дом на отдых, появляются двое вежливых молодых людей. Они заставляют семью играть в садистские "игры", в которых нет никаких правил.
Когда я смотрел фильм впервые, он вызвал у меня стойкое чувство отвращения. Но увиденное (и услышанное) забыть уже не получится.
В "Забавных играх" режиссер Михаэль Ханеке шокирует зрителя не тоннами льющейся крови и изощренными пытками, а простой обыденностью. Все жестокости остаются за кадром - их визуализация отдается на откуп воображению. Зритель только слышит закадровые звуки, и затем видит последствия совершенных действий. И это лишь один из ингредиентов тотального бессилия и неловкости, которые последовательно и неотвратимо несет с собой фильм.
Начинается все с разбитых яиц. Один из молодых людей (Питер) приходит одолжить яиц якобы по поручению соседей по даче - но довольно быстро становится понятно, что яйца являются лишь предлогом к чему-то большему. Он несколько раз "случайно" разбивает переданные ему доброжелательной хозяйкой яйца, чем наконец выводит ее из себя. Бытовое и мелочное начало конфликта обещает его быстрое разрешение, но вскоре появляется Пол, а затем и муж хозяйки с их сыном. После справедливо полученной пощечины Питер и Пол переводят ссору на новый уровень - ударом клюшкой для гольфа по ноге "главы семьи".
Молодые люди начинают насилие с предельной учтивостью и вежливостью. Вежливыми они будут и впредь, повергая этим в отчаяние своих заложников.
- Почему все персонажи "Забавных игр" такие буржуазные, подростки-убийцы — воплощение вежливости и хорошего воспитания?
- Потому что я не хотел, чтобы насилие объяснялось в социологических терминах, а подростки списывались со счетов как "другие" — так бывает в американских фильмах. А еще потому, что эта форма бессмысленного насилия — очень буржуазная вещь. Когда фильм вышел, я собрал семь разных газетных статей из семи разных стран, где описывались похожие случаи. И всегда злодеями оказывались мальчики из буржуазных семей, не обездоленные и не наркоманы — те, кто хотел посмотреть, что это такое. Это классическая мотивация бессмысленного насилия против чужаков. Так что, в этом смысле, фильм реалистичный.
Фильм, кроме того, — критика буржуазной среды. Тот факт, что семье некуда бежать, связан с тем, что герои пытались изолироваться от мира, что они заперлись. Разумеется, я не сравниваю себя с Бунюэлем, но "Забавные игры" можно толковать подобно его фильмам, как критику буржуазии, ее способа жить. Однако главная моя задача — уйти от социально-психологических объяснений, которые успокаивают зрителей, оставляя насилие за пределами их личного опыта.
"Забавные игры" являются "антижанровым" фильмом. Вместо наслаждения романтизированным насилием Ханеке требует от зрителя эмоционального вовлечения. В то время, когда медианасилие давно уже является чем-то обыденным, режиссер предлагает побывать за кулисами настоящего "старого доброго" насилия - насилия, как оно есть.
Примечательно также, что наиболее красноречивый из молодых людей - Пол - отчетливо понимает, что является киногероем. В течение фильма он несколько раз ломает "четвертую стену", заигрывая с аудиторией и явно наслаждаясь тем, что результаты его садистских действий видит кто-то еще.
Но эмпатия зрителя находится не на его стороне, а на стороне семьи, невольно вовлеченной в "забавные игры". И, вопреки ожиданиям, хэппи-энда в фильме не будет (кто видел фильм, тот вспомнит сцену с "обратной перемоткой"). Эмпатия будет принесена в жертву самому же зрителю. Чувство неловкости и неизбежности ужасной развязки будет усиливаться с каждой минутой.
«Если получится, ты не только выберешь, кто первым из вас умрет, но и - что более важно для тебя - как.» "Как?" - единственный вопрос, который останется к последним минутам фильма. Но даже этот вопрос, разрешившись, вдруг возникнет снова. И тогда Пол, ухмыльнувшись, многозначительно-вежливо посмотрит на тебя с экрана.
Come in, be my guests: https://t.me/radical_cinema
Уже лучше, чем про Дурака
Фильм отличный, Ханеке современный классик, у него можно все смотреть
а Седьмой Континент с Пианисткой?)
Фильм канеш дарит уникальный стресс.
Но по итогу каким то бессмысленным показался.
О чем фильм ? Нельзя доверять незнакомцам ? Такое...
Нужно во время начать обороняться от агрессии ? А как прощупать грань ?
Кейсы Ханеке про буржуазию и культ насилия совсем не выкупаю.
Тем не менее у Ханеке классный фильм Пианистка. И довольно любопытный Видео Бенни
"Пианистка" замечательный фильм. Мне еще "Скрытое" из Ханеке запомнился.
Что касается посыла, мне кажется, как такового у фильма его нет. Смысл фильма (как по мне) в эмоциональной встряске, которую ты получаешь и с которой остаешься после его просмотра. И эта встряска как раз позволяет переосмыслить отношение к насилию вообще и культу насилия в частности.
С вовлеченностью тут как то не так все гладко, особенно с ломками стен и перемотками и финальный спич (если я ничего не путаю), все это как то ломает рамки реальности. Да и критика буржуазного общества как то натянута. Глав злодеи с учетом ломок/перемоток слегка сюрреалистичны и трансцеденты. Чейто Ханеке присочиняет.
Смотрел фильм очень давно, показался абсолютно бессмысленной хренью