"Забавные игры" (1997): «Старое доброе ультранасилие»

В жизни семьи, приехавшей в свой загородный дом на отдых, появляются двое вежливых молодых людей. Они заставляют семью играть в садистские "игры", в которых нет никаких правил.

Когда я смотрел фильм впервые, он вызвал у меня стойкое чувство отвращения. Но увиденное (и услышанное) забыть уже не получится.

"Забавные игры" (1997): «Старое доброе ультранасилие»

В "Забавных играх" режиссер Михаэль Ханеке шокирует зрителя не тоннами льющейся крови и изощренными пытками, а простой обыденностью. Все жестокости остаются за кадром - их визуализация отдается на откуп воображению. Зритель только слышит закадровые звуки, и затем видит последствия совершенных действий. И это лишь один из ингредиентов тотального бессилия и неловкости, которые последовательно и неотвратимо несет с собой фильм.

Начинается все с разбитых яиц. Один из молодых людей (Питер) приходит одолжить яиц якобы по поручению соседей по даче - но довольно быстро становится понятно, что яйца являются лишь предлогом к чему-то большему. Он несколько раз "случайно" разбивает переданные ему доброжелательной хозяйкой яйца, чем наконец выводит ее из себя. Бытовое и мелочное начало конфликта обещает его быстрое разрешение, но вскоре появляется Пол, а затем и муж хозяйки с их сыном. После справедливо полученной пощечины Питер и Пол переводят ссору на новый уровень - ударом клюшкой для гольфа по ноге "главы семьи".

Молодые люди начинают насилие с предельной учтивостью и вежливостью. Вежливыми они будут и впредь, повергая этим в отчаяние своих заложников.

- Почему все персонажи "Забавных игр" такие буржуазные, подростки-убийцы воплощение вежливости и хорошего воспитания?

- Потому что я не хотел, чтобы насилие объяснялось в социологических терминах, а подростки списывались со счетов как "другие" — так бывает в американских фильмах. А еще потому, что эта форма бессмысленного насилия — очень буржуазная вещь. Когда фильм вышел, я собрал семь разных газетных статей из семи разных стран, где описывались похожие случаи. И всегда злодеями оказывались мальчики из буржуазных семей, не обездоленные и не наркоманы — те, кто хотел посмотреть, что это такое. Это классическая мотивация бессмысленного насилия против чужаков. Так что, в этом смысле, фильм реалистичный.

Фильм, кроме того, — критика буржуазной среды. Тот факт, что семье некуда бежать, связан с тем, что герои пытались изолироваться от мира, что они заперлись. Разумеется, я не сравниваю себя с Бунюэлем, но "Забавные игры" можно толковать подобно его фильмам, как критику буржуазии, ее способа жить. Однако главная моя задача — уйти от социально-психологических объяснений, которые успокаивают зрителей, оставляя насилие за пределами их личного опыта.

Из интервью Михаэля Ханеке журналу "Sight and Sound", 1998 год

"Забавные игры" являются "антижанровым" фильмом. Вместо наслаждения романтизированным насилием Ханеке требует от зрителя эмоционального вовлечения. В то время, когда медианасилие давно уже является чем-то обыденным, режиссер предлагает побывать за кулисами настоящего "старого доброго" насилия - насилия, как оно есть.

Примечательно также, что наиболее красноречивый из молодых людей - Пол - отчетливо понимает, что является киногероем. В течение фильма он несколько раз ломает "четвертую стену", заигрывая с аудиторией и явно наслаждаясь тем, что результаты его садистских действий видит кто-то еще.

Но эмпатия зрителя находится не на его стороне, а на стороне семьи, невольно вовлеченной в "забавные игры". И, вопреки ожиданиям, хэппи-энда в фильме не будет (кто видел фильм, тот вспомнит сцену с "обратной перемоткой"). Эмпатия будет принесена в жертву самому же зрителю. Чувство неловкости и неизбежности ужасной развязки будет усиливаться с каждой минутой.

«Если получится, ты не только выберешь, кто первым из вас умрет, но и - что более важно для тебя - как.» "Как?" - единственный вопрос, который останется к последним минутам фильма. Но даже этот вопрос, разрешившись, вдруг возникнет снова. И тогда Пол, ухмыльнувшись, многозначительно-вежливо посмотрит на тебя с экрана.

Come in, be my guests: https://t.me/radical_cinema

1313
16 комментариев

Уже лучше, чем про Дурака
Фильм отличный, Ханеке современный классик, у него можно все смотреть

3

а Седьмой Континент с Пианисткой?)

Фильм канеш дарит уникальный стресс.
Но по итогу каким то бессмысленным показался.
О чем фильм ? Нельзя доверять незнакомцам ? Такое...
Нужно во время начать обороняться от агрессии ? А как прощупать грань ?
Кейсы Ханеке про буржуазию и культ насилия совсем не выкупаю.
Тем не менее у Ханеке классный фильм Пианистка. И довольно любопытный Видео Бенни

2

"Пианистка" замечательный фильм. Мне еще "Скрытое" из Ханеке запомнился.

2

Что касается посыла, мне кажется, как такового у фильма его нет. Смысл фильма (как по мне) в эмоциональной встряске, которую ты получаешь и с которой остаешься после его просмотра. И эта встряска как раз позволяет переосмыслить отношение к насилию вообще и культу насилия в частности.

2

С вовлеченностью тут как то не так все гладко, особенно с ломками стен и перемотками и финальный спич (если я ничего не путаю), все это как то ломает рамки реальности. Да и критика буржуазного общества как то натянута. Глав злодеи с учетом ломок/перемоток слегка сюрреалистичны и трансцеденты. Чейто Ханеке присочиняет.

2

Смотрел фильм очень давно, показался абсолютно бессмысленной хренью

2