Дорога к Оппенгеймеру. Начало-идеальный блокбастер

Дорога к Оппенгеймеру. Начало-идеальный блокбастер

В наше время, пожалуй, только человек полностью отстраненный от социальных сетей и поп-культуры не слышал имя Кристофера Нолана и, собственно, не мудрено, ведь нынешние нерды величают гением только двух творцов: Кодзиму и виновника моего сегодняшнего приступа графомании, чьи работы, в большинстве, занимают верхнюю половину списка из 250 лучших фильмов на Кинопоиске, IMDB и Douban (китайский Кинопоиск). В рамках мирового ожидания фильма "Оппенгеймер" мною запускается, абсолютно рандомная по хронологии, обзорная экскурсия по картинам наиболее талантливого из братьев Нолан и начать мне хочется (спойлер) с моей любимой работы в фильмографии Кристофера-"Начало" ("Inception" 2010).

<i>Виновник торжества</i>
Виновник торжества

Какой самый живучий паразит?...Идея.

Начать, естественно, стоит с человека, без которого не было бы данной ленты-Криса, чьё мышление, как кинематографиста, невероятно сильно напоминает мне Стэнли Кубрика, его более покладистую версию, хочется верить. Оба-максимально погружающиеся в интересующий их концепт, ради всеобъемлющего раскрытия заданной темы, оба-любители снимать всё на натуре, оба-любители адаптации литературных произведений (ранний Нолан), оба-любят создавать эмоционально отстранённые фильмы (современный Нолан), да и о чём может идти речь, если любимым фильмом Нолана является лента "2001: Космическая одиссея", поставленная легендарным режиссёром. И действительно, Нолан, на тот момент, не снимал ничего с оригинальными персонажами аж со своего режиссёрского дебюта-Преследование (1998), да и изначальный сценарий, следующего после Тёмного рыцаря фильма, должен был быть гораздо более однозначным и плоским с точки зрения персонажей. Криса интересовал концепт осознанного сна и кинематографические возможности, раскрывающиеся в состоянии мозга "Способного на всё", объединённого с многоуровневым повествованием, в котором происходящее на одном уровне меняло бы правила игры в другом (опять-таки, идея, на которой построен целиком ещё один фильм Криса-Дюнкерк). По словам Нолана-он представил идею для будущего фильма студии Warner Bros. после окончания съёмок "Бессонницы" (2002). Студии проект понравился, в результате чего работа по переносу сценария из головы за пару месяцев, как казалось Крису, запустила свой восьмилетний цикл, окончившийся аккурат к завершению работы над сиквелом "Бэтмена", коммерческий успех которого и дал режиссёру полный финансовый карт-бланш, благодаря которому активная стадия производства картины стартовала.

<i>Маэстро Стэнли Кубрик</i>
Маэстро Стэнли Кубрик

Обёртка

Чтобы сны выглядели как можно более реальными, режиссер в очередной раз последовал своему вечному принципу и постарался по максимуму отказаться от компьютерной графики, будь то вращающийся коридор длиною в 30 метров построенный в Кардингтоне, создающий до сих пор ощущение эйфории от уровня постановки, продуманности инвайромента и трюков, выполняемых без привлечения каскадеров, или разносящаяся на самые мелкие куски улица Парижа, массовые взрывы на которой вызваны ничем иным как азотом под высоким давлением (в результате такого подхода даже в эпоху более продвинутого CGI-сиквенция запоминается и выглядит очень свежо), внушительные постройки в Канадском Калгари обеспечивающие работой тысячи местных жителей на протяжении шести месяцев, уличный транспорт Лос-Анджелеса напролом железнодорожным составом... и это не касаясь проезжей части, заменившей собой небо и зеркал, превращающийся одним прикосновением, в мост...всё это лишь малая часть из того, чем потрясает «Начало». При, казалось бы, огромном размахе происходящего, оператор, для подчеркивания творческого процесса, при подготовке ко главной миссии всей жизни Кобба и некой камерности самой сути истории (о которой ниже), в огромных количествах использует ручную камеру, что, в последствии, лишило нас возможности лицезреть это на 65мм IMAX плёнке, ибо, с рук ты такой камерой не поснимаешь. Также сюда хотелось бы отнести эмбиентовый (Mombasa, Dream is collapsing) саундтрек Ханса Циммера, великолепно подчеркивающий уровень постановки сцен потрясающим звучанием (как будто у Циммера бывает иначе).

Дорога к Оппенгеймеру. Начало-идеальный блокбастер
Дорога к Оппенгеймеру. Начало-идеальный блокбастер
Дорога к Оппенгеймеру. Начало-идеальный блокбастер

Суть

Но что действительно выделяет "Начало" из ряда большинства блокбастеров-сложная, основанная на подтекстах, смысловая нагрузка ленты и система прогрессии центральных персонажей фильма-Кобба и Фишера. Помните мою речь об изначальной эмоциональной отстраненности фильма? Так вот, все изменилось с приходом актера, исполняющего здесь главную роль вора сновидений Кобба, в принципе первого согласившегося играть в новой картине Нолана-Леонардо ДиКаприо, желающего настолько погрузиться в историю, в результате чего и ответственного за усложнение эмоциональной стороны фильма. Как признался сам Крис: "Без Лео не получилось бы и фильма". И действительно, усилиями этих двоих перед нами предстал один из самых интересных протагонистов прошлого десятилетия, ни героя и не злодея, а именно человека, обладающего невероятно ценными навыками, подарившими ему возможность выполнить самую важную и сложную работу в жизни путем изменения намерений другого человека-Фишера, сына, ставшего наследником крупнейшей компании мира и потерявшего веру в необходимости себя для покинувшего мир отца. Перед нами два персонажа: мечтатель, готовый сотворить невозможное и рискующий не только своей жизнью, но и жизнями всех, кого он уговорил принять участие в своём возвращении домой и параллельной рефлексии по умершей жене и человек, принявший свою судьбу и, кажется, смирившийся с тем, что до конца жизни, ему придется стать тенью своего отца, ради сохранения его наследия.

Дорога к Оппенгеймеру. Начало-идеальный блокбастер

По сути между нами две параллельные арки избавления от тени, преследовавшей их большую часть жизни. Так выходит, что желая разрушить компанию Кобб и его команда спасают душу Роберта. Для этого предпринимается поэтапный, психологический, если можно так сказать, способ внедрения (рефлексии, в данном случае):

1. Я перестану идти по стопам отца;

2. Я буду самостоятельно принимать решения;

3. Мой отец не хочет, чтобы я был как он.

Дорога к Оппенгеймеру. Начало-идеальный блокбастер

По сути, чуть более усложненный (ввиду специально выделенного персонажа-Молл, буквально начавшего весь путь главного героя, давшего ему мотивацию, постоянно озвучивающего мысли, сомнения и постоянное чувство вины главного героя), но абсолютно схожий путь проходит и персонаж ДиКаприо, однако для этого не требуется огромный план, а всего один человек-персонаж проводник, необходимый для таких историй, Ариадна, внедряющая, параллельно погружению в уровни сна, идею об отпущении чувства вины за смерть жены.

Дорога к Оппенгеймеру. Начало-идеальный блокбастер
Дорога к Оппенгеймеру. Начало-идеальный блокбастер

Получается так, что в последние 10 минут картины мы получаем сразу две виртуозно закрывающиеся арки центральных персонажей ленты и именно в этот момент Нолан даёт Хансу Циммеру шанс не только на эмбиент, но и на создание того самого катарсиса, который и должно подразумевать кино. 528491 и Time являются моими любимыми произведениями легендарного композитора, идеально подчеркивающими не только сцену, но и описывающими сами арки персонажей Роберта Фишера и Кобба, путь из тьмы, депрессии и отчаяния к принятию важной для каждого истины (путем ускорения трека и добавления более светлых тонов). Для Фишера это осознание того, что он не должен жить ради чьего-то одобрения, а для Кобба-путь самопрощения и принятия ошибок прошлого, ведь в конце он даже не смотрит на волчок, так судорожно вращаемый им ранее и напоминавший о вине за смерть жены

Дорога к Оппенгеймеру. Начало-идеальный блокбастер
Дорога к Оппенгеймеру. Начало-идеальный блокбастер
Дорога к Оппенгеймеру. Начало-идеальный блокбастер
Дорога к Оппенгеймеру. Начало-идеальный блокбастер

Эпилог

Так почему же Начало это один из лучших блокбастеров в истории? Интересная идея, отличная постановка, шедевральный саундтрек, актерский состав и замечательно прописанная история, двигающаяся не параллельно персонажам, а вплетенная в них. Начало это тот случай, когда всё сошлось и сработало как надо, результат или колоссального кинематографического чуда, либо тяжелейшего труда всех причастных к производству, а может и всего сразу...Лично мне это не важно, я вижу перед собой потрясающий продукт, а для меня, как зрителя, это самое главное.

Дорога к Оппенгеймеру. Начало-идеальный блокбастер

Спасибо за внимание

26
11 комментариев

Мой любимый фильм

4
Ответить

Вроде Хойте Ван Хойтема (оператор) как раз на аймакс-камеру снимал, таскал на себе

2
Ответить
Автор

Не, там немного сложнее ситуация была, они на аналог аймакса снимали из-за огромных размеров самой камеры

1
Ответить

Лонг не читал, но одобряю.

2
Ответить
Автор

Спасибо

Ответить

Нолан-гений, обожаю натуралистичные съемки, таких режиссеров больше не будет

2
Ответить
Автор

Согласен

Ответить