Дорога к Оппенгеймеру. Начало-идеальный блокбастер
В наше время, пожалуй, только человек полностью отстраненный от социальных сетей и поп-культуры не слышал имя Кристофера Нолана и, собственно, не мудрено, ведь нынешние нерды величают гением только двух творцов: Кодзиму и виновника моего сегодняшнего приступа графомании, чьи работы, в большинстве, занимают верхнюю половину списка из 250 лучших фильмов на Кинопоиске, IMDB и Douban (китайский Кинопоиск). В рамках мирового ожидания фильма "Оппенгеймер" мною запускается, абсолютно рандомная по хронологии, обзорная экскурсия по картинам наиболее талантливого из братьев Нолан и начать мне хочется (спойлер) с моей любимой работы в фильмографии Кристофера-"Начало" ("Inception" 2010).
Какой самый живучий паразит?...Идея.
Начать, естественно, стоит с человека, без которого не было бы данной ленты-Криса, чьё мышление, как кинематографиста, невероятно сильно напоминает мне Стэнли Кубрика, его более покладистую версию, хочется верить. Оба-максимально погружающиеся в интересующий их концепт, ради всеобъемлющего раскрытия заданной темы, оба-любители снимать всё на натуре, оба-любители адаптации литературных произведений (ранний Нолан), оба-любят создавать эмоционально отстранённые фильмы (современный Нолан), да и о чём может идти речь, если любимым фильмом Нолана является лента "2001: Космическая одиссея", поставленная легендарным режиссёром. И действительно, Нолан, на тот момент, не снимал ничего с оригинальными персонажами аж со своего режиссёрского дебюта-Преследование (1998), да и изначальный сценарий, следующего после Тёмного рыцаря фильма, должен был быть гораздо более однозначным и плоским с точки зрения персонажей. Криса интересовал концепт осознанного сна и кинематографические возможности, раскрывающиеся в состоянии мозга "Способного на всё", объединённого с многоуровневым повествованием, в котором происходящее на одном уровне меняло бы правила игры в другом (опять-таки, идея, на которой построен целиком ещё один фильм Криса-Дюнкерк). По словам Нолана-он представил идею для будущего фильма студии Warner Bros. после окончания съёмок "Бессонницы" (2002). Студии проект понравился, в результате чего работа по переносу сценария из головы за пару месяцев, как казалось Крису, запустила свой восьмилетний цикл, окончившийся аккурат к завершению работы над сиквелом "Бэтмена", коммерческий успех которого и дал режиссёру полный финансовый карт-бланш, благодаря которому активная стадия производства картины стартовала.
Обёртка
Чтобы сны выглядели как можно более реальными, режиссер в очередной раз последовал своему вечному принципу и постарался по максимуму отказаться от компьютерной графики, будь то вращающийся коридор длиною в 30 метров построенный в Кардингтоне, создающий до сих пор ощущение эйфории от уровня постановки, продуманности инвайромента и трюков, выполняемых без привлечения каскадеров, или разносящаяся на самые мелкие куски улица Парижа, массовые взрывы на которой вызваны ничем иным как азотом под высоким давлением (в результате такого подхода даже в эпоху более продвинутого CGI-сиквенция запоминается и выглядит очень свежо), внушительные постройки в Канадском Калгари обеспечивающие работой тысячи местных жителей на протяжении шести месяцев, уличный транспорт Лос-Анджелеса напролом железнодорожным составом... и это не касаясь проезжей части, заменившей собой небо и зеркал, превращающийся одним прикосновением, в мост...всё это лишь малая часть из того, чем потрясает «Начало». При, казалось бы, огромном размахе происходящего, оператор, для подчеркивания творческого процесса, при подготовке ко главной миссии всей жизни Кобба и некой камерности самой сути истории (о которой ниже), в огромных количествах использует ручную камеру, что, в последствии, лишило нас возможности лицезреть это на 65мм IMAX плёнке, ибо, с рук ты такой камерой не поснимаешь. Также сюда хотелось бы отнести эмбиентовый (Mombasa, Dream is collapsing) саундтрек Ханса Циммера, великолепно подчеркивающий уровень постановки сцен потрясающим звучанием (как будто у Циммера бывает иначе).
Суть
Но что действительно выделяет "Начало" из ряда большинства блокбастеров-сложная, основанная на подтекстах, смысловая нагрузка ленты и система прогрессии центральных персонажей фильма-Кобба и Фишера. Помните мою речь об изначальной эмоциональной отстраненности фильма? Так вот, все изменилось с приходом актера, исполняющего здесь главную роль вора сновидений Кобба, в принципе первого согласившегося играть в новой картине Нолана-Леонардо ДиКаприо, желающего настолько погрузиться в историю, в результате чего и ответственного за усложнение эмоциональной стороны фильма. Как признался сам Крис: "Без Лео не получилось бы и фильма". И действительно, усилиями этих двоих перед нами предстал один из самых интересных протагонистов прошлого десятилетия, ни героя и не злодея, а именно человека, обладающего невероятно ценными навыками, подарившими ему возможность выполнить самую важную и сложную работу в жизни путем изменения намерений другого человека-Фишера, сына, ставшего наследником крупнейшей компании мира и потерявшего веру в необходимости себя для покинувшего мир отца. Перед нами два персонажа: мечтатель, готовый сотворить невозможное и рискующий не только своей жизнью, но и жизнями всех, кого он уговорил принять участие в своём возвращении домой и параллельной рефлексии по умершей жене и человек, принявший свою судьбу и, кажется, смирившийся с тем, что до конца жизни, ему придется стать тенью своего отца, ради сохранения его наследия.
По сути между нами две параллельные арки избавления от тени, преследовавшей их большую часть жизни. Так выходит, что желая разрушить компанию Кобб и его команда спасают душу Роберта. Для этого предпринимается поэтапный, психологический, если можно так сказать, способ внедрения (рефлексии, в данном случае):
1. Я перестану идти по стопам отца;
2. Я буду самостоятельно принимать решения;
3. Мой отец не хочет, чтобы я был как он.
По сути, чуть более усложненный (ввиду специально выделенного персонажа-Молл, буквально начавшего весь путь главного героя, давшего ему мотивацию, постоянно озвучивающего мысли, сомнения и постоянное чувство вины главного героя), но абсолютно схожий путь проходит и персонаж ДиКаприо, однако для этого не требуется огромный план, а всего один человек-персонаж проводник, необходимый для таких историй, Ариадна, внедряющая, параллельно погружению в уровни сна, идею об отпущении чувства вины за смерть жены.
Получается так, что в последние 10 минут картины мы получаем сразу две виртуозно закрывающиеся арки центральных персонажей ленты и именно в этот момент Нолан даёт Хансу Циммеру шанс не только на эмбиент, но и на создание того самого катарсиса, который и должно подразумевать кино. 528491 и Time являются моими любимыми произведениями легендарного композитора, идеально подчеркивающими не только сцену, но и описывающими сами арки персонажей Роберта Фишера и Кобба, путь из тьмы, депрессии и отчаяния к принятию важной для каждого истины (путем ускорения трека и добавления более светлых тонов). Для Фишера это осознание того, что он не должен жить ради чьего-то одобрения, а для Кобба-путь самопрощения и принятия ошибок прошлого, ведь в конце он даже не смотрит на волчок, так судорожно вращаемый им ранее и напоминавший о вине за смерть жены
Эпилог
Так почему же Начало это один из лучших блокбастеров в истории? Интересная идея, отличная постановка, шедевральный саундтрек, актерский состав и замечательно прописанная история, двигающаяся не параллельно персонажам, а вплетенная в них. Начало это тот случай, когда всё сошлось и сработало как надо, результат или колоссального кинематографического чуда, либо тяжелейшего труда всех причастных к производству, а может и всего сразу...Лично мне это не важно, я вижу перед собой потрясающий продукт, а для меня, как зрителя, это самое главное.
Спасибо за внимание
Мой любимый фильм
Вроде Хойте Ван Хойтема (оператор) как раз на аймакс-камеру снимал, таскал на себе
Не, там немного сложнее ситуация была, они на аналог аймакса снимали из-за огромных размеров самой камеры
Лонг не читал, но одобряю.
Спасибо
Нолан-гений, обожаю натуралистичные съемки, таких режиссеров больше не будет
Согласен