"Весна, лето, осень, зима... и снова весна" - самый известный, но при этом самый отличающийся фильм в карьере режиссера

"Весна, лето, осень, зима... и снова весна" - самый известный, но при этом самый отличающийся фильм в карьере режиссера

"Весна, лето, осень, зима... и снова весна" - самый известный фильм в карьере корейского режиссера Ким Ки Дука. По этой ленте мы представляем творчество автора, а в нулевые в России фильм в целом являлся олицетворением всего корейского кинематографа, еще до широкого распространения Пон Чжун Хо ("Паразиты", "Воспоминания об убийстве"), Пак Чхан Ука ("Олдбой") и других). Но мало кто знает, что "Весна, лето, осень, зима... и снова весна" ни капли не похожа на все остальные ленты автора. Это своего рода эксперимент, поиски нового взгляда, которые внезапно зацепили зрителей по всему миру.

Ким Ки Дук
Ким Ки Дук

Вот, например, описание «Плохого парня», более раннего фильма Ким Ки Дука: молодой бандит встречает на улице красивую девушку. Он начинает маниакально преследовать ее, насильно целует и хочет "получить свое", как привык делать до этого. Получив отказ, парень решает не просто силой заполучить девушку, он решает подставить ее, сломать ей жизнь и вынудить заниматься проституцией. Темами криминала, природы жестокости и ее доминантности в современном мире пропитано все творчество автора. И как же сильно это контрастирует с "Весной", где главными героями являются монахи, ведущие жизнь отшельников глубоко в горах. Где чуть ли не самое динамичное действо за фильм - смена времен года. Как так вышло, что режиссер столь резко изменил траекторию творчества, уйдя от насилия к религии?

"Плохой парень" Ким Ки Дука
"Плохой парень" Ким Ки Дука

На самом деле, "Весна, лето, осень, зима... и снова весна" на удивление очень схожа тематически с лентами о маньяках, убийцах и насильниках. Просто это попытка взглянуть на те же темы с иной стороны. Если раньше в фильмах Кима насилие было всепоглощающим и растущим, то теперь он попробовал посмотреть на все через призму религии, умиротворения и учения. Да, в мире все так же будет несправедливость, даже монахи подвержены моральному разложению. Но что, если глобально все это - учеба? Путь к саморазвитию, учению на ошибках и перевоплощению во что-то большее?

В Весне Ким Ки Дук решил замедлить темп и созерцать. Подобно восточной религии фильм говорит - все мельтешение неважно. Нужно наслаждаться вечным. Успокоится и замечать движение воды, шелест листьев, смену времен года. Тогда внутри наступит успокоение. А что будет, то будет - все всегда повторяется. Само название говорит - жизнь циклична.

И пусть лента весьма медлительна, она не воспринимается пустой и скучной. Режиссер умело расставляет символы и детали (которые мы разберем ниже), о смысле которых ты будешь невольно думать. Ким Ки Дук с помощью музыки и величественных природных пейзажей показывает - всей этой красоты: шелеста травы, звуков птиц и насекомых, ряби на воде и движения облаков, мы не замечаем в погоне за временем. Иногда стоит остановиться и сделать глубокий вдох.

Детали и символы.

Озеро внутри озера внутри бесконечного количества озер.

Фильм очень много говорит о циклах. Времена года сменяются один за другим. Поколения сменяют поколения и совершают одни и те же ошибки.

Даже само окружение проникнуто этим бесконечным повтором. Главные герои - монахи, живущие в плавучем храме посреди круглого озера. Они окружены горами и будто заперты в своем мирке.

В самом же храме есть небольшой пруд, который также замкнут среди камней, словно озеро среди гор. В нем плавают карпы, вокруг которых целое озеро, но они в него никогда не попадут. Как монахи, которые не желают вступать во внешний мир.

Животные - олицетворение глав.

"Весна, лето, осень, зима... и снова весна" поделен на 5 отдельных коротких метра, каждый из которых говорит о своей уникальной проблеме и идее.

При этом каждому фрагменту фильма присущ свой уникальный символ - животное, которое не только дополняет сюжет, но и позволяет сразу настроится на тон главы.

Первая глава рассказывает нам о юном монахе, который является еще совсем ребенком, не ощутившим на опыте что есть хорошо, а что плохо. Это олицетворяет собой щенок - игривый, резвый и неумелый, которому только предстоит научиться командам и поведению. Этот щенок все еще может случайно укусить в порыве игры, не осознавая последствий.

"Весна, лето, осень, зима... и снова весна" - самый известный, но при этом самый отличающийся фильм в карьере режиссера

Вторая глава показывает нам ребенка, ставшего юношей. В нем кипит кровь, он открывает для себя сексуальность и потребности взрослого тела. Юный монах сходит с ума от прибывшей в монастырь девушки: он желает ее, не обращая внимания на ее потребности и комфорт, слишком сильно желание затуманило ему разум. Символом этой части является петух - альфа самец, который символизирует ребячество, похоть и крикливость.

"Весна, лето, осень, зима... и снова весна" - самый известный, но при этом самый отличающийся фильм в карьере режиссера

В один момент учитель говорит своему разгоряченному ученику: "Похоть порождает желание обладать, а желание обладать порождает желание убивать". И действительно, юный ученик, поддавшись соблазну, покидает монастырь и уходит в большой город. Однако, спустя долгие годы возвращается разочарованный, потерянный и с тяжелым грузом на душе. Ему предстоит заново найти себя и очиститься. Символом этого "перерождения" является кот. Кот в восточной философии символизируют хитроумие, способность перевоплощения и ясновидение. Он может быть как символом плохого перевоплощения, так и перемен во благо. И лишь от усилий ученика будет зависеть роль кота.

"Весна, лето, осень, зима... и снова весна" - самый известный, но при этом самый отличающийся фильм в карьере режиссера

Когда же ученик взрослеет, он становится словно копией учителя - рассудительный, спокойный и мудрый. Буквально эмоционально холодный, он подобен хладнокровной змее, появляющейся в финальной главе фильма.

"Весна, лето, осень, зима... и снова весна" - самый известный, но при этом самый отличающийся фильм в карьере режиссера

Все начинается с двери.

"Весна, лето, осень, зима... и снова весна" начинается с двери. Такой незначительной, никому не интересной вещи. Но акцентом режиссера на ней и своими особенностями она сразу вызывает интерес. Дело в том что эта дверь - отдельна. Буквально. Она не ведет из комнаты в комнату. Вокруг нее нет стен. Мимо нее легко можно пройти, и было бы даже логичнее делать именно так.

Но в мире фильма она - ритуал. Каждый раз монахи проходят именно через нее, максимально бережно открывая и закрывая ее, относясь словно к живому существу. Проход через дверь в фильме - необходимый процесс, который учит смирению и подвластности жизни. А нарушение этого процесса, самого по себе незначительного, может по эффекту домино привести к непоправимым последствиям.

Так, юный монах грезит о юной девушке, чье тело он желает. Нарушая все границы и запреты он приходит к ней ночью, и делает это в обход двери. Это символ того, что он сбился с пути и забыл самые простые истины, которые обернутся для него полным изменением уклада жизни и мировоззрения.

Конечно, все эти символы лежат на поверхности и сами по себе довольно просты. Но именно из таких простых деталей составляется общая, более глобальная картина фильма.

Блог вконтакте:

Блог в телеграме:

2929
3 комментария

Хороший фильм на вечер. Посмотрел после «Игры в кальмара» и приятно удивился дедульке

1
Ответить

Хороший фильм, запомнилась сцена в лодке)

1
Ответить

Посмотрела "Весна.." после "Пустого дома". А потом - "Остров". один за другим. Моя трава. Всю жизнь думала, что умение складывать слова в таком порядке, чтобы стал понятен смысл того, что хочешь донести - это талант. Ну Пушкин же) А тут - минимум слов. обожжаю. вовремя.

Ответить