«Бэтмен: Год первый» — реалистичный и жестокий фильм с рейтингом R, который так и не увидел свет

История картины Фрэнка Миллера и режиссёра Даррена Аронофски, в которой Брюс Уэйн был кровожадным психопатом, и которую могли выпустить ещё в 2002 году.

На сайте IGN вышло видео, которое рассказывает историю незавершённого фильма «Бэтмен: Год первый». Его собирался снимать режиссёр Даррен Аронофски («Чёрный лебедь», «мама!»), сценарий он писал вместе с Фрэнком Миллером, автором одноимённого комикса.

Этот фильм мог бы стать самым мрачным киновоплощением Бэтмена за всю историю, а выпускать его хотели в начале нулевых, ещё до трилогии Нолана. Мы выбрали самое интересное из видео: о том, как Warner Bros. вообще дала добро на такой проект, насколько жестоким был Брюс Уэйн в этой интерпретации, и почему фильм так и не увидел свет.

«Бэтмен: Год первый» — реалистичный и жестокий фильм с рейтингом R, который так и не увидел свет

В 1997 году Warner Bros. выпустила «Бэтмена и Робина» — фильм, который приняли настолько плохо, что он до сих пор частенько возглавляет списки «худших супергеройских картин всех времён». На его производство были выделены больше деньги, на роли привлечены звёзды вроде Джорджа Клуни и Арнольда Шварценеггера. К тому же, ещё до выхода фильма продюсеры уже планировали съёмки следующей части — её тоже должен был поставить режиссёр Джоэл Шумахер.

Но «Бэтмен и Робин» не оправдал возложенных ожиданий. Он не провалился финансово, но дал понять, что зрители устали от китчевой, детской версии истории Брюса Уэйна.

Честно говоря, мы увидели, что эта версия просто выдохлась. Что нам нужно выбрать другой курс.

Лоренцо ди Бонавентура, президент Warner Bros. c 1998 по 2002 год
«Бэтмен и Робин»
«Бэтмен и Робин»

В то время многие голливудские авторы предлагали Warner Bros. свои идеи по перезапуску «Бэтмена» — среди них были, например, братья Вачовски и Джосс Уидон. Но среди всех кандидатов продюсеры остановились на Даррене Аронофски, сегодня известном как режиссёр «Чёрного лебедя», «Рестлера» и «мама!».

Тогда же Аронофски был 31-летним начинающим автором, за плечами которого — лишь одна картина, низкобюджетный инди-триллер «Пи» о математике, который пытается найти универсальную формулу, по которой существует вся Вселенная. Это очень приземлённый, снятый на просроченную чёрно-белую плёнку фильм, на первый взгляд совершенно не демонстрирующий умение автора работать с масштабным экшеном.

«Пи»
«Пи»

Но в том-то и дело, что Warner Bros. не нужен был типичный блокбастер. Они хотели более суровый, натуралистичный взгляд на историю Бэтмена, и здесь талант Аронофски был как нельзя кстати.

Ходит легенда, что на первой встрече с продюсерами у режиссёра спросили, каким он видит идеальную картину о Брюсе Уэйне. Он ответил, что хотел бы снять в роли Бэтмена Клинта Иствуда, а в Готэм «превратить» реальный Токио. Тогда продюсеры и поняли, что это «их человек».

Клинт Иствуд в фильме «Грязный Гарри»
Клинт Иствуд в фильме «Грязный Гарри»

Впрочем, Даррен Аронофски пришёл не один. А вместе с Фрэнком Миллером — известным автором комиксов, создателем «Города грехов» и «Возвращения Тёмного Рыцаря». Именно он, во многом, популяризировал более мрачный взгляд на историю этого героя.

Он и Аронофски как раз собирались адаптировать для экрана комикс Миллера «Бэтмен: Год первый». По их замыслу это должен был быть жестокий низкобюджетный фильм с рейтингом R, не похожий ни на одну другую супергеройскую картину тех лет.

Я хотел сделать «Бэтмена» в стиле «Жажды смерти» или «Французского связного». Привнести дух партизанского независимого кино.

Даррен Аронофски, режиссёр
«Возвращение Тёмного Рыцаря»
«Возвращение Тёмного Рыцаря»

Как и оригинальный комикс, «Бэтмен: Год первый» должен был рассказать о становлении героя и его первых попытках борьбы со злом, а также начале сотрудничества с будущим комиссаром Гордоном. Ещё в первоисточнике Фрэнк Миллер касался совсем не детских тем вроде проституции, но Аронофски хотел пойти ещё дальше.

Мы пишем сценарий вместе с Фрэнком Миллером, но он будет очень сильно отличаться от [комикса] «Бэтмен: Год первый»... и вообще от всего, что вы когда-либо видели.

Даррен Аронофски, режиссёр

В его интерпретации Брюс Уэйн превратился в сурового персонажа с явными психологическими проблемами: он пишет письма своему уже покойному отцу, где рассказывает о том, что происходит у него в жизни. А на пальце носит кольцо с инициалами Томаса Уэйна, которое оставляет на его врагах след, похожий на летучую мышь. В одной из сцен он иглой выковыривает из этого кольца кусок чей-то застрявшей плоти.

У Гордона дела не сильно лучше: в сценарии есть эпизод, где он сидит на туалете с револьвером во рту.

Впервые я работал над историей о Бэтмене с человеком, чьё видение Бэтмена было ещё более мрачным, чем моё. Мой Бэтмен был для [Аронофски] слишком добрым.

Фрэнк Миллер, автор комиксов, сценарист
«Бэтмен: Год первый»
«Бэтмен: Год первый»

У Аронофски Бэтмен без зазрений совести пытал преступников и предлагал им сделки в духе «сегодня вы либо отправляетесь в тюрьму, либо в тюремную больницу». В одной из сцен он насквозь протыкает злодею плечо своими «когтями» и выбрасывает его в окно.

Режиссёр хотел снимать фильм не в павильонах, а на оживлённых улицах Бруклина. Экшен-сцены Аронофски намеревался сделать максимально живыми и реалистичными.

Я хотел показать, что бывает, когда люди по-настоящему дерутся. [В кино] мы этого просто не видим.

Даррен Аронофски, режиссёр

Его Брюс Уэйн трудится в автомастерской, а вместо Альфреда у него мудрый рабочий-афроамериканец. Главным врагом Бэтмена в фильме выступает сутенёр по кличке Чичи, у которого работает проститутка Селина (будущая Женщина-кошка).

По ходу действия Брюс Уэйн лишается всех зубов, а маску Бэтмена делает из обычного хоккейного шлема. Также в сюжете упоминается Харви Дент и некий «зеленоволосый пациент клиники в Аркхэме».

«Бэтмен: Год первый» — реалистичный и жестокий фильм с рейтингом R, который так и не увидел свет

Лишь в самом конце фильма Уэйн получает в распоряжение наследство от родителей и становится тем Бэтменом, которого все привыкли видеть. Богатым, с бэтпещерой и бэтмобилем.

Аронофски и Миллер написали два варианта сценария (каждый по одному), но студия в итоге отвергла оба — из-за их мрачности и кровожадности.

Я услышал от них испуганный взвизг. [Продюсеров] шокировало то, насколько смелым был [сценарий], и они хотели смягчить его, насколько это возможно. А мы хотели сделать его настолько жёстким, насколько это возможно.

Фрэнк Миллер, автор комиксов, сценарист

Продюсер Эрик Уотсон, который работал с Аронофски над всеми его первыми фильмами, позже недоумевал от реакции студии. По его словам, взяв на работу такого режиссёра, они должны были понимать, на что идут.

Мы предложили им эту идею. И в сценарии эту идею мы и осуществили. Они знали, что будет, так что их ответ показался нам очень странным.

Эрик Уотсон, продюсер
Даррен Аронофски
Даррен Аронофски

Проблема в том, что сценарий Миллера и Аронофски должно было одобрить очень много разных людей прежде, чем его запустили бы в производство. И далеко не все были в восторге от фильма с рейтингом R, по которому не сделаешь игрушек.

Очень много людей должны дать добро на то, чтобы сделать что-либо с торговой маркой «Бэтмен».

Фрэнк Миллер, автор комиксов, сценарист

В 2002-м Аронофски и Миллер оставили попытки запустить проект, а в 2005 году вышел «Бэтмен: Начало» Кристофера Нолана. По словам продюсера Лоренцо ди Бонавентуры, Нолан точно читал сценарий «Года первого» и, вероятно, взял некоторые его наработки. Например, персонаж Энн Хэтэуей напоминает Селину из версии Аронофски.

«Бэтмен: Год первый» — реалистичный и жестокий фильм с рейтингом R, который так и не увидел свет

А идея с клеймо, которое Бэтмен оставляет на своих врагах, позже перекочевала в «Бэтмен против Супермена» Зака Снайдера.

Хотя фильм Аронофски и Миллера никогда не был снят, возможно, именно их сценарий в итоге проложил в кино путь для нового видения героя. Более реалистичного и приземлённого — такого, каким его знают все зрители в XXI веке.

155155
49 комментариев

Комментарий недоступен

16
Ответить

Комментарий недоступен

19
Ответить

Да, знаю, что это из Dark Knight Returns, там же изображение и стоит после абзаца, где упоминаются другие работы Миллера. Но, чтобы избежать недопонимания, подписал теперь. Спасибо, что обратили внимание!

1
Ответить

Комментарий недоступен

16
Ответить

По ходу действия Брюс Уэйн лишается всех зубов, а маску Бэтмена делает из обычного хоккейного шлема. Также в сюжете упоминается Харви Дент и некий «зеленоволосый пациент клиники в Аркхэме».А где тут Бэтмен? Какой-то бомж с рабом. В Бэтмене: Начало все правильно с ориджином сделали, сразу дав знакомые элементы. 

5
Ответить

там же где в недавнем "Джокере" Джокер. Просто надоедает смотреть по третьему кругу одно и то же, с минимальными изменениями.

Хотя, я, в целом, согласен - кино могло бы получиться и без Бэтмэна, он кроме как для маркетинга не нужен.

22
Ответить

О, ещё один потенциально охуенный кинчик наравне с бёртоновским Супсом. Обожаю толстосумов из WB (нет)

3
Ответить