«Ничего подобного вы не видели»: что пишут критики о «Доводе» Кристофера Нолана
Эффектный блокбастер в лучших традициях «Начала» и фильмов «бондианы».
26 августа в некоторых странах выйдет «Довод» — новый фантастический триллер Кристофера Нолана, режиссёра фильмов «Начало», «Помни» и трилогии «Тёмный рыцарь» (в России премьера состоится 3 сентября). Картина расскажет о шпионской организации, которая использует технологию инверсии, заставляющей время двигаться вспять. Главные роли исполнили Джон Дэвид Вашингтон, Роберт Паттинсон и Элизабет Дебики.
В сети уже появились первые отзывы критиков о фильме. Они хвалят «Довод», сравнивая его с «Началом» того же Нолана, а также картинами о Джеймсе Бонде. Впрочем, есть и негативные рецензии — в них картину называют слишком холодной и механической.
На момент написания материала у «Довода» рейтинг 71 на Metacritic и 81% на Rotten Tomatoes.
Критики пишут, что из всех картин Нолана «Довод» больше всего напоминает не его последние работы («Дюнкерк» и «Интерстеллар»), а «Помни» и, в большей степени, «Начало». Это такой же концептуальный блокбастер с очень оригинальной центральной идеей.
Как и «Начало», использовавшее язык фильмов об ограблениях как фундамент для исканий Нолана на темы хронологии и сознания, «Довод» прикидывается шпионским триллером с элементами фантастики, чтобы исследовать те же самые темы.
При этом, несмотря на всю таинственность, окружавшую фильм, на самом деле ничего сложного, по словам прессы, в нём нет. Да, сюжет развивается нелинейно, и идея с инверсией времени способна запутать некоторых зрителей, но «Довод» не пытается казаться сверхинтеллектуальным кино.
Напротив, это красочный и очень зрелищный фильм, берущий в первую очередь масштабностью и проработанностью экшен-сцен.
Большой, красивый, грандиозный фильм, спаситель для всех зрителей, давно ждавших настолько мощное, сделанное под IMAX зрелище.
Вы видите то взрывающийся самолёт, то захватывающую погоню (внутри которой есть моменты с изменением времени) и другие большие сцены, не похожие ни на что другое, что вы могли смотреть раньше.
Темп, хореография и монтаж этого фильма могли стать живым кошмаром, но в итоге смотреть [«Довод»] завораживающе просто.
Что отдельно восхищает критиков, так это то, что главный фантастический концепт «Довода» — а точнее то, как инверсия времени реализована на экране — очень сложно описать словами. Даже неординарную идею «Начала» можно объяснить вербально, здесь же, чтобы понять всю прелесть, необходимо увидеть всё самому. Что для кино, искусства визуального — огромный плюс.
Механики «Довода» имеют смысл только когда вы их наблюдаете, ведь чтобы объяснить их словами придётся придумывать новую временную формулу для глаголов.
Это лучше видеть на экране, чем пытаться объяснить на бумаге. [...] Атмосферные кадры с пулями, летящими в обратную сторону, поражают больше, чем любая теория, объясняющая их траекторию.
Да, это не глупенький весёлый фильм о перемещениях во времени, но это не значит, что Нолан не может немного оторваться и поиграться с парадоксами.
Многие критики, правда, замечают, что Нолан — как и в «Интерстелларе» — уж слишком любит в «Доводе» подолгу всё объяснять. И часто заставляет героев произносить монологи, которые не имеют смысла в контексте фильма и нужны лишь чтобы направить зрителя.
Некоторые издания, например, Indiewire, в итоге поставили «Доводу» негативную оценку. Назвав его пресным и слишком «механическим» фильмом.
«Довод» отрицает любое легкомыслие: Нолан крутит время назад лишь для того, чтобы вернуть к жизни давно устаревшие идеи.
Никто тут ни по кому не стреляет, не сказав перед этим заранее подготовленную речь.
К тому же, пишут журналисты, Нолан не использует на полную талант своих актёров. Харизма Джона Дэвида Вашингтона и Роберта Паттинсона нивелируется всё теми же механическими диалогами, а Элизабет Дебики и вовсе нужна, чтобы «к её лицу приставляли пистолеты».
[Вашингтона] тут странно заглушают. Ту искру, которая должна быть между ним и героиней Элизабет Дебики, не видно.
«Довод» показывает, что Нолану больше не интересны люди — разве что как фигуры на постере.
Большинство критиков, впрочем, с таким мнением не согласны. Они наоборот считают, что «Довод» часто позволяет себе быть просто весёлым экшеном. И частенько напоминает «бондиану» с её невероятными трюками каждые двадцать минут.
Это масштабная шпионская феерия, делающая то же самое, что и фильмы «бондианы», но отбрасывающая в сторону надоевшие клише.
Значительная часть веселья тут в том, чтобы чувствовать, как ваше сердце и мозг пытаются поспеть за действием.
На случай, если критики собирались обвинить Нолана в холодности, в «Доводе» есть моменты, когда фильм позволяет себе быть глупым. Он работает лучше всего, когда показывает нам захватывающие трюки в духе Джеймса Бонда, головокружительные перемещения по локациям и автомобильные погони.
Большая часть прессы считает, что «Довод» — блокбастер в лучших традициях Нолана. Неглупый, но при этом не заумный, и очень эффектно снятый: всё же режиссёр в первую очередь стремится сделать впечатляющее развлекательное кино, а не дипломную работу по физике.
Он скорее запутанный, чем сложный, скорее дикий, чем глубокий.
«Довод» доказывает неумирающую привязанность Нолана к острым ощущениям и большим экранам.
Этот фильм многих заставить вскинуть руки в недоумении — и ещё большее количество, надеюсь, в восхищении.
Есть, впрочем, и критики, которые согласны с высоким режиссёрским мастерством Нолана и эффектностью экшен-сцен, но считают, что «Доводу» не хватает «сердечности» и человечности. И поэтому полноценно влюбиться в него не получается.
Магия «Довода» работает не так хорошо, как в лучших работах его режиссёра, а его эмоциональное ядро куда более приглушённое.
Захватывающий, напряжённый фильм — им легко восхищаться, учитывая его дерзость и оригинальность, но в него почти невозможно влюбиться. Ему не хватает человечности.