«В Геральте и Лютике есть что-то от Шрека и Осла»: авторы «Ведьмака» рассказывают о создании сериала
Погоня за аутентичностью, смелые решения и огромное число пока ещё неисследованных идей.
На Netflix вышел получасовой документальный фильм о создании сериала «Ведьмак». В нём шоураннер Лорен Шмидт Хиссрик, Генри Кавилл, а также другие актёры, продюсеры и художники, работавшие над проектом, рассказали разные интересные факты о производстве шоу.
Мы выбрали самое интересное из фильма.
Хиссрик рассказала, что у неё уже давно была идея адаптировать «Ведьмака» для сериального формата. Но долгое время сценаристка просто не могла понять, как подступиться к истории — ведь в серии Анджея Сапковского много книг и рассказов, и не все они непосредственно связаны друг с другом.
Решение пришло в самый неожиданный момент — когда Хиссрик принимала душ. По её словам, это было «одно из тех классических озарений»
За время подготовки я перебрала несколько вариантов, пока меня не осенило в душе. «Может, получится рассказать три истории одновременно и не запутать зрителя».
Идея с параллельными историями — не самая простая для реализации, да и с её пониманием у зрителя могут возникнуть проблемы. Но Хиссрик решила, что современная аудитория уже достаточно искушённая и сможет понять запутанный сценарий сериала.
После того, как Netflix приняли проект, Хиссрик в первую очередь поехала в Польшу, чтобы лучше понять те места и тот национальный колорит, о котором в своих романах писал Сапковский.
Я хотела познакомиться с национальным характером и понять, в чём значимость романа для польского народа.
По этой же причине в сериал пригласили не только американских, но и польских продюсеров. Главным из них был Томек Багиньски — эксперт по «Ведьмаку», который постоянно присутствовал на площадке и следил, чтобы создатели шоу не слишком противоречили первоисточнику.
Это один из тех случаев, когда так долго сражаешься за что-то, и уже перестаёшь верить, что это произойдёт, и вдруг это происходит.
Он же курировал сценаристов, которые пытались расширить и дополнить идеи книг и серии видеоигр.
От сценаристов поступали всё новые и новые идеи. Некоторые — слишком смелые, но все без исключения отличные
По словам Хиссрик, создатели сериала в первую очередь стремились раскрыть те факты из жизни героев, которые в книгах оставались «между строк». То, на что Сапковский лишь намекал, для авторов шоу становилось платформой для дальнейшей интерпретации.
Особое внимание сценаристы уделили предыстории героев. Ведь если зритель не поймёт, что за персонажи перед ним, он вряд ли сможет им переживать.
Мы заново перечитали все книги и отметили все места, где рассказывается о прошлом героев, и сплели из них новое прошлое как для Цири, так и для Йеннифер. Нам была очень важна их предыстория. Для меня это отправная точка, помогающая зрителю лучше понимать эволюцию персонажа с момента первой встречи.
По словам авторов, больше всего в «Ведьмаке» её привлекло то, что при всей фантастичности, мир романов имеет очень много схожих с современными реалиями проблем. Тут и последствия колониализма, вытеснение коренных народов с их земель, расизм, сексизм и прочие проявления ксенофобии.
Именно эту связь реалий Континента с нашим привычным миром сценаристы и стремились подчеркнуть. А ещё сделать так, чтобы в сериале не было ни положительных, ни отрицательных героев.
Наиболее близкая мне тема — стирание границ между добром и злом.
Ещё Хиссрик в романах Сапковского привлекло то, что главного героя, Геральта из Ривии, там окружают исключительно сильные женские персонажи.
Я спросила Анджея об этом феномене. Сильные женщины — явление для романов 80-х нетипичное. На что Анджей ответил: «Это вы с моей матерью не знакомы»
Как говорит Хиссрик, персонажи в романах и сериале вдохновлены в том числе послевоенными польскими женщинами, среди которых жил Сапковский. В мире, где многие мужчины не вернулись домой, у них не оставалось другого выбора, кроме как быть сильными и занять центральное место в тогдашнем социуме.
Его персонажи — это те, кто выжил.
Задачей сценаристов в том числе было сделать так, чтобы фантастический сюжет «Ведьмака» казался близким и понятным любому зрителю. Тут помогли и всё те же универсальные темы, и то, что путь каждого героя можно прочитать как весьма общую метафору.
Например, история Цири — по сути, классический сюжет о взрослении. О том, как молодая девушка, ещё не понимающая всех особенностей своего тела, пытается познать себя и интегрироваться в общество.
Что мне нравится в нашей адаптации и в том — это то, что мы делаем большой акцент на эмоциях и отношениях.
Сценаристы рассказали, как именно проходила работа над эпизодами. Сначала все авторы собирались в «писательской комнате» и вместе обсуждали общие идеи, сюжетные ходы и повороты. Только после этого они приступали к индивидуальным историям — каждому сценаристу давали конкретную серию.
При этом периодически они сверялись, чтобы эпизоды не начали противоречить друг другу.
После коллективного обсуждения примерно представляешь, что и как. Здесь они идут сюда, там будет то-то. А потом наступает долгожданный миг: ты остаёшься наедине со сценарием, отпускаешь мысль в свободный полёт и пытаешься придумать что-нибудь охрененное. А уж если надо писать про монстров — это лучше всего. Обожаю писать про монстров.
К слову о монстрах. За дизайн всех сверхъествественных существ отвечал Эндрю Лоус, художник-постановщик сериала — он также консультировался с Томеком Багиньски, чтобы сохранить элементы славянского фольклора в изображении чудовищ. Закончив с концептами, он отдавал их мастерам по пластическим эффектам и специалистам по компьютерной графике.
Те, в свою очередь, объединялись и решали, что из описанного в сценарии придётся воплощать с помощью CGI, а что можно сделать аниматрониками или гримом. Чаще всего приходилось комбинировать два подхода — поэтому у многих нарисованных на компьютере существ были хотя бы частичные физические модели, с помощью которых авторы снимали их взаимодействие с живыми актёрами.
На самом деле в романах ведьмак не так часто сражается с монстрами. Потому что к моменту их действия люди изгнали большинство этих существ со своих земель. И в какой-то момент приходит понимание, что, может, в защите нуждаются как раз монстры
Также Лоус разрабатывал дизайн всего мира «Ведьмака» — что, по его словам, огромная удача для любого художника: всё же им не так часто удаётся создавать целые вселенные. Вдохновившись романами Сапковского, в которых Континент был изображён с набором разных черт Средневековой Европы, авторы сериала решили пойти ещё дальше с идеей глобализации.
Поэтому в сериале можно увидеть не только элементы средневекового сеттинга, но и влияние японской, индийской и других восточных культур. Так создатели хотели создать эффект масштабного, огромного, колоритного мира, где уживаются совсем разные стили архитектуры и одежды.
Этот мир, со всеми костюмами и декорациями, больше похож на найденный мир. Как будто мы его не создавали и не придумывали. Мы будто нашли этот мир. И для истории типа «Ведьмака» это очень важно, ведь это укореняет его в реальности.
Большим вызовом для авторов также было то, как именно изобразить в сериале магию. Ведь, по их словам, в книгах Сапковского нет графических описаний её работы. И если в романе нормально просто написать «Мышовур наколдовал то-то», то на экране такое не пройдёт.
Поэтому авторы много экспериментировали с визуальным воплощением магии на экране и тем, как на неё будут реагировать актёры.
Мы не хотели делать сериал, в котором герои с помощью магии могут выйти из любой сложной ситуации. В этом нет драмы.
Создатели сериала очень довольны тем, каких актёров они выбрали для «Ведьмака». Аню Чалотру, сыгравшую Йеннифер, например, взяли во многом благодаря тому, что создателям нужна была актриса, способная одновременно сыграть и девушку с увечьями, и уверенную в себе чародейку. И немногие, по их словам, способны гармонично сочетать в одном герое две настолько разные личности.
Для Цири, сыгранной Фрейей Аллан, было важно, чтобы она выглядела своевольной и дерзкой, но при этом могла в какие-то моменты показать нежные, мягкие стороны своей души. Поэтому во время прослушивания на роль актрисы должны были сыграть не одну, а две сцены — в которых героиня вела себя совершенно по-разному.
Что касается Генри Кавилла, он сам пришёл к авторам с предложением сыграть роль — ещё до того, как те успели начать кастинг. Актёр — известный фанат и романов Сапковского, и игр серии The Witcher, и как только он услышал о создании сериала, то сразу помчался к создателям.
«Ведьмак» написан Сапковским с особенным, неповторимым стилем.
Кавилл отлично себя показал на съёмках экшен-сцен — все трюки он старался выполнять самостоятельно, чем не раз пугал продюсеров. Вместе с каскадёрами актёр тренировался по десять дней для того, чтобы потом снять моменты, длящиеся всего пару минут.
Нам страшно повезло, что Генри играет Геральта. Он привносит в кадр спокойную решимость и силу духа.
К тому же, Кавилл привнёс в образ Геральта много юмора, которого изначально не было в сценарии. Причём юмора современного толка или, как говорят авторы, «вневременного».
Всем нравится образ «белого рыцаря», но рыцаря с сухим и немного странным чувством юмора интереснее играть и смотреть.
Речь в том числе о сценах, где он взаимодействует с Лютиком — главным comic relief сериала. Многое из их диалогов — заслуга не авторов, а самих актёров, между которыми на площадке сформировалась настоящая «химия».
Я видела, как Генри и Джои [Бэти] играли свои сцены. В их отношениях есть что-то от Шрека с Ослом.
Актёр Джои Бэти, сыгравший Лютика, рассказал также о том, как появилась разошедшаяся на мемы песня «Ведьмаку заплатите чеканной монетой». По его словам, прежде, чем придти к финальному варианты, композиторы Соня Белоусова и Джиона Остинелли перепробовали много итераций. Но в итоге смогли придти к идеальному балансу между фольклорными мотивами и навязчивостью типичного поп-хита.
Со временем мы нашли это народное звучание, которое должно было разлететься по земле, напоминая старинные народные песни. В [песне] есть кельтская звонкость, но при этом запоминающийся, слегка попсовый мотив.
Бэти говорит, что сама песня важна не только из-за своей прилипчивости. Она также показывает, как его герой воспринимает мир, становится «упражнением в PR» для него. И демонстрирует, насколько по-разному Геральт и Лютик воспринимают людей.
[Лютик] знает, что чтобы преуспеть в этом мире, иногда нужно кое-что приукрасить.
В заключение авторы сериала рассказали, что у них ещё много планов по «Ведьмаку». То, что показано в первом сезоне — лишь верхушка, малая часть от того огромного потенциала, которым обладает мир Анджея Сапковского.
В первом сезоне мы только начинаем снимать слои с этого мира. И впереди ещё много всего.
Очень волнительно увидеть, как сериал будет развиваться.