Кино KinoNik
3 753

Угасающее пламя: обзор фильма «451 градус по Фаренгейту»

В тексте возможны спойлеры и неоднократные восклицания, что книга лучше.

В закладки

В жизни каждого успешного кабельного канала или стримингового сервиса наступает момент, когда необходимо разбавить бесконечный поток сериалов фильмами. Компания HBO снимает свои собственные картины, художественные и документальные, начиная с 80-х годов прошлого века. Некоторые из них выходят достаточно хорошими, а некоторые годятся лишь для однократного показа и последующего вывоза на свалку истории.

20 мая состоялась премьера нового фильма компании. Да еще какого! Экранизации бессмертной классики Рэя Брэдбери, которая переносилась в формат кино лишь один раз – в далеком 1966 году. Однако, что-то пошло не так. После помпезной премьеры фильма, красной дорожки и даже показа на Каннском кинофестивале, «451 градус» получил очень низкие оценки как профильной прессы, так и зрителей. Разбираемся, действительно ли с картиной все так плохо.

Гай Монтаг (Майкл Б. Джордан) работает «пожарным» в тоталитарной Америке будущего, где правительство приказывает сжигать книги дабы не допустить распространения в обществе ненужных мыслей. Причина – «опасение» за счастье нации. Долгое время нашего героя такое расположение вещей не беспокоило, и он с удовольствием превращал литературные шедевры в горстки пепла. Однако, после беглого общения с девушкой по имени Кларисса (София Бутелла) и неприятного инцидента в рабочее время, Монтаг начинает задумываться о причинах подобных действий. И почему он эти действия поддерживает. Вдобавок, все осложняется тем, что за героем постоянно наблюдает капитан пожарной бригады Битти (Майкл Шеннон), многие годы заменявший герою родного отца.

Адаптация любого классического произведения для реалий XXI века – настоящая головная боль для всех участников съемочного процесса. Перед сценаристами и режиссерами стоит задача найти компромисс между сохранением действительно важных, определяющих моментов оригинала и тем, что можно выпустить из виду, полностью удалив из фильма или заменив своими собственными идеями.

Главная проблема экранизации «451 градуса» образца 2018 года состоит в том, что режиссер Рамин Бахрани и его съемочная группа чересчур сильно сосредоточились на удалении, изменении и расширении исходного материала, почти полностью забыв об основных идеях, событиях и катализаторах, которые влияют на Гая Монтага и подталкивают его к совершению тех или иных действий. Хуже того, все происходящее на экране до боли напоминает первый эпизод типичного сериала HBO. По манере постановки, операторской работе, визуальной составляющей и происходящим событиям.

Рассмотрим на одном примере.

Читатели, которые не понаслышке знакомы с работой Брэдбери, наверняка обратили внимание на странную формулировку в характеристике Битти: «заменявший герою родного отца». В оригинале капитан выступает в качестве этакого всезнающего локального зла, которое готово на все, чтобы уничтожить проблему на корню. Ему не требуется никакого родства с главным героем для прочтения мыслей и намерений последнего, поскольку протагонист ведет себя очень предсказуемо, а также совершает откровенно глупые поступки. Персонаж существует в этом комфортном для себя мире, ни убавить, ни прибавить. Фильм же чересчур сильно пытается провести параллели между Монтагом и Битти на почве их родства, пусть и не кровного. Но зачем? Чтобы добавить элемент обязательной сериальной драмы и серых оттенков в их отношениях? Видимо, да. Однако, забегая вперед, скажем, что именно этот расклад приводит к концовке, которая разительно отличается от оригинальной. Не в лучшую сторону.

Но Битти еще повезло! Такие персонажи как Милдред (жена главного героя), престарелый профессор Фабер и вовсе удалены из сценария. Следовательно, многие ключевые сцены, которые намертво врезаются в память при чтении романа, здесь упущены. «Но должны же авторы экранизации привнести что-то свое» – воскликните вы. Нечто, способное заполнить образовавшуюся пустоту человека, читающего данную статью, но все еще планирующего посмотреть картину.

К сожалению, если посмотреть на «451 градус» с этой стороны, то здесь также далеко не все однозначно.

Фильмом предпринимается попытка показать вариант будущего, наиболее приближенного к нашей реальности. Вместе с книгами сжигаются и фильмы, и музыкальные диски. Сожжения транслируются в прямом эфире на весь город в формате ТВ-шоу, в котором «пожарные» – главные звезды со своей армией фанатов. Соответственно, каждую серию такого «сериала» сопровождают лайки, репосты и комментарии. Для нагнетания атмосферы ненависти общества к книгам зрителю демонстрируют процесс сожжения книг в школьной аудитории под одобрительное уханье детей. Мрачновато? Скорее да, чем нет. Но зачем?

Роман Брэдбери, кроме всего прочего, хорош тем, что ему очень идет некоторая недосказанность. Мы не знаем подробности жизни общества и буквально ходим в темноте, от одного тлеющего уголька к другому, а Монтаг является нашим проводником. Согласитесь, это более выигрышная атмосфера для мрачного произведения-антиутопии, сконцентрированном вокруг личности одного человека. В фильме же нам предоставлен совершенно необязательный контекст, который не прибавляет практически ничего, кроме сравнений с «Черным зеркалом». Разумеется, не в пользу «451 градуса».

Про эту вторичность можно было забыть в случае интересного применения всего концепта. К примеру, в книжной сцене с забегом Монтага через весь город. Однако, здесь нет и этого. Вся социальная подоплека не играет ровно никакой роли в сценарии, а упомянутый побег занимает всего несколько секунд хронометража.

Как бы не хотелось, но избежать небольшого разговора об актерской игре не удастся. Впрочем, про главных действующих лиц нельзя сказать ничего плохого. Они играют. Жаль только, что интересного материала для интерпретации здесь практически нет. Ото всех монологов остались лишь обрывки, которые в основном произносит Майкл Шеннон. Признаем, произносит он их достаточно неплохо.

Если говорить о главном герое, то никакого запоминающегося развития его личности продемонстрировано не было. Никакой убедительной смены картины мира. Никакого душевного и морального надлома. А это, на секундочку, чуть ли не ключевая идея и цель первоисточника. Более того, основываясь на увиденном, зритель не раз и не два может подумать, а с чего бы такому фанатику в исполнении Майкла Б. Джордана после пары обрывистых фраз захотелось заниматься самокопанием и начать читать книги, вместо того, чтобы сжигать. И да, здесь тоже не обошлось без семейной драмы, связанной с детством.

Партию Клариссы постигла участь изменения и расширения, чтобы, видимо, соответствовать духу времени. Вместо школьницы старшего возраста с необычным взглядом на мир, которая подталкивает Монтага навстречу, кхм, приключениям, мы имеем вполне себе взрослую неформалку, которая, сюрприз, становится любовным интересом главного героя. Кажется, более поверхностного прочтения персонажа просто не существует в истории экранизаций. София Бутелла положение не спасает.

На самом деле, современная трактовка «451 градуса по Фаренгейту» представляет собой целое непаханое поле для тех, кто выискивает все возможные недочеты фильмов. Придраться можно буквально ко всему: отсутствию ключевых комплексных сцен, глобальному плану сопротивления режиму, а также измененной концовке. Данная экранизация является полным антиподом всему тому, что Брэдбери высказывал в своем произведении. Зачем снимать фильм с хотя бы небольшим смысловым багажом оригинала, если можно просто представить неплохую картинку с кособокими аллюзиями на современный мир.

Возможно, если бы новое прочтение «451 градуса по Фаренгейту» было исполнено как мини-сериал (хотя бы в 3 эпизода), то многих проблем удалось бы избежать: приблизить персонажей к зрителю, развить предложенные идеи с социальными сетями, а само действие сделать более осознанным.

К сожалению, в этой реальности мы имеем лишь полуторачасовой фильм, напоминающий по своей структуре первый эпизод сериала. Картина нещадно уничтожает целые куски оригинального произведения и не предлагает ничего взамен. Если вы все-таки решили ознакомиться с современной трактовкой классики, то можете попробовать распознать все книги, которые сожгли герои за 96 минут хронометража. Это гораздо интереснее и познавательнее происходящего на экране.

#обзоры #мнения #кино

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "KinoNik", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","\u043a\u0438\u043d\u043e","\u043e\u0431\u0437\u043e\u0440\u044b"], "comments": 60, "likes": 82, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 20001, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 22 May 2018 07:44:02 +0300" }
{ "id": 20001, "author_id": 63086, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/20001\/get","add":"\/comments\/20001\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/20001"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957 }

60 комментариев 60 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
85

А может это намеренный прием, постмодернистское произведение, одним лишь фактом своего существования подтверждающее одну из ключевых мыслей книги (искоренение книг с помощью телевидения) и взывающее обратиться к первоисточнику вместо того, чтобы смотреть посредственную экранизацию?

Ответить
7

Норм задвинул

Ответить
0

Пропаганда умеет уничтожать книги даже без сжигания, запретом и тюремным сроком. Архивы те же могильники, где материалы просто сгниют, сгорят, рассыпятся в пыль.

Ответить
20

Милдред нет? То есть от всей ветки с бессмысленно спорящими «родственниками», видимо, избавились. Жаль. А ведь она сейчас очень актуальна — если все эти ток шоу и прочие «пусть бугуртят» вспомнить :)

Ответить
3

Мне больше нравится аналогия со стримерами, ютубом и подписчиками, которые успешно переняли их задачи.

Ответить
0

"Контента" становится так много, что "жемчужины" становятся спрятанными за обертками, афишами, рекламами, интерактивными шоу и играми со зрителями.

Ответить
7

Как раз про компакт-диски и телешоу - не зря, наверное. Более того, данную тему стоило бы расширить и углубить. Это как раз попытка применить описанное в романе к современным реалиям, вполне актуальная. Другое дело, что, судя по рецензии, авторы засунули в сценарий кучу штампов, и, по-видимому, побоялись поставить напрашивающиеся параллели с вполне реальными современными явлениями.
Конечно, без всего этого можно было бы обойтись. Снять фильм в стилизации под реалии пятидесятых-шестидесятых годов, как это было сделано в "Патруле времени" с " Уроборосом" Хайнлайна. Получилось бы тепло, лампово, этакий книксен перед классиком американской фантастики. Который было бы приятно посмотреть, и который не нарушил бы ничье спокойствие и безмятежность. Тоже вариант, в принципе.
Увы, у авторов не хватило пороху на первое, а второе то ли не захотели, то ли не смогли.

Ответить
1

В романе теплое и ламповое тв ничем хорошим не закончилось.

Ответить
0

Ну так я о чем...

Ответить
6

Была надежда на HBO. Жаль.

Ответить
6

Не понимаю, почему из Фаренгейта раздувают щидевр. Есть множество произведений лучше, вот только славы им никто не набивает

Ответить
0

например

Ответить
1

Фрайди
Подвиньтесь! Подвиньтесь!
Город, Артура Кларка.
1984 и скотный двор
Тигр просыпается, не уверен насчёт названия

+ Книга "нужны ли роботам электроовцы" тоже неплохая

Ответить
1

О дивный новый мир рекомендую

Ответить
0

Читал, не считаю его чем-то великим

Ответить
0

Дивный мир показывает более реалистичную антиутопию, чем тот же 1984.

Ответить
0

Не соглашусь. В дивном новом мире существует огромное количество неполноценных людей, чей мир никак не раскрывается и не факт, что они согласны работать и жить именно так, даже не смотря на то, что они не должны иметь подобных мыслей

Ответить
1

1984 и скотный двор

славы им никто не набивает

wot

Ответить
0

Экранизации?

Ответить
0

"1984":

https://ru.wikipedia.org/wiki/1984_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC,_1984)

"Скотный двор", по понятным причинам, труднее превратить в крупнобюджетный фильм.

Ответить
0

Мне кажется, перечисленные книги имеют не меньше славы чем фаренгейт, не?

Ответить
0

Нет, зачастую к ним приходят в поисках чего-то похожего на Фаренгейт

Ответить
1

Откуда такая статистика? 1984 это вообще икона антиутопий, о которой слышали даже те кто с жанром не знаком

Ответить
0

И чем же они лучше?

Ответить
0

Мир проработаннее, образы живее и проблема как-то реалистичнее

Ответить
0

"мы" замятина. хотя, наверное, недавние новости, что андреасян займётся экранизацией, всё-таки чуть-чуть вытащили его запылённую тушку на свет

Ответить
0

Мы несколько иное. Не знаю почему, но не считаю его лучше Фаренгейта

Ответить
0

Предположу, что это связано с мэйнстримовостью темы. Не сказать, что главный герой избранный ( сужу по книге, кино не смотрел), но это хороший сеттинг в те годы, да и тема борьбы с системы никогда не стареет.

По поводу фильма могу сказать, что меня хватило на пять минут. Не знаю, что не понравилось, но прям резко желание отпало. Не могу, в связи с этим, объективно рецензировать ленту. А книга отличная, да.

Ответить
0

я скорее возмущен наличием чем-то похожих историй, которые на мой взгляд лучше

Ответить
0

Брэдбери пишет легко, его многие осилили. Хайнлайн все таки потяжелее будет, не говоря уже о Кларке и Дике.

Ответить
0

По мне, наоборот, Брэдбери порой такой занудный, будто ему за лишние слова в два раза больше доплачивают. Вино из одуванчиков едва осилил из-за скуки

Ответить
0

Не знаю, попался вам неудачный перевод или у нас с вами так отличается способ чтения, но не сказал бы, что у него много лишних слов. Прочитав Марсианские хроники и 451 градус, могу назвать его стиль только легким. Он не вдается в детали и рисует простенькие, но красивые картины.

Я не фанат такого стиля, так что больше у него ничего не читал, но не могу отрицать его положительных сторон. Даже мой любимый Хайнлайн тяжелее. У него больше смысловых образов, чем чувственных, отчего его произведения поначалу не так захватывают.

Ответить
0

Марсианские хроники и 451 замечательны. С этим даже не стану спорить.

Ответить
5

проспойлерите, пожалуйста, чем в итоге отличаются концовки (фильм смотреть не хочу)

Ответить
–4

Судя по всему, Netflix засрали еще одну экранизацию. На фильм изначально не было надежд, только на Шеннона. Что ж, спасибо за мнение!)

Ответить
29

Netflix засрал фильм HBO, ок

Ответить
11

черт, вот поэтому утром нельзя комментировать ничего. извиняюсь. привычка, что Netflix все засирают

Ответить
1

Я вот не понимаю, аудитория стрименговых сервисов это какие то особенные, или эти самые сервисы особенные, почему они пытаются все свои экранизации уложить в 90 минут. Тетрадь смерти около 90 минут, 451 градус, тоже
было бы 2.30 , то можно было бы оставить больше оригинала

Ответить
3

Вообще-то именно 90 минут, плюс-минус, были стандартом длительности фильмов в 80-90-е. Было даже устойчивое словосочетание "полтора часа забвения". Потом, вот в районе конца девяностых - начала нулевых, начали снимать фильмы большей длительности. Помнится, от продолжительности каждой части ВК народ несколько шизел "и все это время в зале сидеть?!" Вот стандарт несколько и подзабылся. А 90 минут - считай, возврат к истокам.

Ответить
2

Мне тоже казалось, что это стандарт длительности, но в последнее время убеждаюсь, что походу все-таки два часа. Вся бондиана начиная с 65 года приближена к 2 часам. Все известные громкие фильмы - 2+ часа. 90 минут, как я понимаю, продолжительность среднестатистических фильмов без амбиций.
Забавно, но у современных фильмов 90 минут- почти всегда признак того, что фильм будет скомканным и сумбурным.. Не умеют сегодня хорошие истории рассказывать за 1,5 часа. "Тихое место", "Страсти Дон Жуана" - редкие исключения.

Ответить
1

Сюжет в книге развивается стремительно, и уложиться в 90 минут казалось возможным, не справились и черт с ним. Книгу никто не отнимет и не сожжет, а на экранизацию можно закрыть глаза.

Ответить
1

При том, что роман не такой уж и большой.

Ответить
1

я скучаю по 90 минутным фильмам, все остальное зависит от таланта режиссёра

Ответить
2

А разве были сомнения в провале?

Ответить
2

Да, тут уж нельзя забыть о том, что Эквилибриум передал всё что хотел сказать Брэдбери.
А этот фильм, который я кстати посмотрел прошлой ночью, ни рыба ни мясо. Что странно, у меня даже не горело седло, как обычно когда трогают моих любимых авторов, своими дерьмовыми экранизациями. Фильм настолько незначительный, что мне всё равно.

Ответить
1

Живая сталь, Я легенда, 451 градус по Фаренгейту ........доколе?

Придумывайте свои названия и херачте что хотите. Какой нибудь чел забъёт название в поиске и вместо ссылок на годноту получит этот высер.

Предложение "распознать все книги" рассмешило.

Ответить
1

Я Легенда конечно очень далек от книги, но фильм же сам хорош

Ответить
0

Скажем так, он вообще не имеет ничего общего с книгой. Кроме названия и героя-одиночки, выживающего в постапокалипсисе.

Ответить
0

А чем он хорош? В книге есть оригинальная идея кторая переворачивает ситуацию и именно человека ставит на место злодея, такое встречается не часто по отношению к зомбям , а чем хорош фильм?

Бесит то что даже название теряет смысл. Для кого главный герой легенда? Может каждый фильм, где кто то кого то спас называть"я легенда"?

Ответить
0

Ну похожая ситуация получилась с недавней экранизацией "Аннигиляции". Там тоже потерялся смысл названия, но свой шарм у картины не отнять.

Ответить
1

10 минут и начал пересматривать "В пасти безумия" Карпентера

Ответить
1

Когда будет статья об очередной экранизации "Войны и мир" не забудьте указать о спойлерах.

Ответить
1

Осилил половину фильма - перемотал на концовку - забыл про фильм. А жаль, обожаю Шеннона, очень классный актер)

Ответить
1

Скажите кто смотрел. Тема с "Зубной пастой "Денем"" осталась?
Просто в оригинале это была классная сцена.

Ответить
1

эквилибриум

Ответить
0

некоторым вещам лучше оставаться на бумаге🤔

Ответить
0

"Экранизации бессмертной классики Рэя Брэдбери, которая переносилась в формат кино лишь один раз – в далеком 1966 году." пиздеж, есть советская экранизация в 80-х

Ответить
0

Была забавная штука всё же в нём, там жгли "Маию барьбу" и "Гарри Подера".

Ответить
0

Если смотреть правде в глаза, то уже по трейлеру и касту было понятно, что ничего хорошего ждать не приходится. Как обычно теплилась надежда, что "а вдруг", ведь книга действительно отличная, но шансы на успех были оооочень незначительные. Образно говоря, жечь🔥 надо как раз-таки такие фильмы и актерскую "игру", за порчу и неуважение первоисточника 📕

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Узнавайте новости о мостах
Санкт-Петербурга первыми
Подписаться на push-уведомления