«Антихрист» фон Триера - как работает иносказательность и средства выражения

Навеянным выходом трейлера нового фильма Ларса фон Триера Дом, который построил Джек, я решил провести цикл рецензий на «трилогию Депрессии», в которую входят картины Антихрист, Меланхолия и Нимфоманка. Что ж, начнем.

Как с первым в трилогии, так и с первым лично для меня у режиссера, я этим фильмом познакомился с характерным приемом для Фон Триера - открывающие музыкальные сцены под оркестровый аккомпанемент. Долгая черно-белая сцена служит прологом, обозначая отправную точку сюжета. И служит она одновременно и обозначением стилистики фильма, и своего рода дисклеймером, как бы говоря - "Если вот это тебе не нравится, то выключай лучше сразу". Толчком сюжета сложит трагедия в семьей главных героев, роли которых блистательно исполнили Уиллем Дефо и Шарлотта Генсбур. Дальше следует вести повествование по пунктам...

<i> Истинное удовольствие наблюдать за взаимодействием Дефо и Генсбур </i>
Истинное удовольствие наблюдать за взаимодействием Дефо и Генсбур

Общение

Антихрист - памятник разговорному жанру в кино. В касте фильма только 2 актера. Больше их нет вообще (если не считать эпизодную роль мальчика, в роли ребенка героев). Весь фильм это постоянный диалог и общение персонажей. Семья теряет ребенка и муж, а по совместительству и психиатр, берется по долгу чувств к супруге и вопреки заветов профессии, помочь пережить потерю.

Здесь психоаналитика тесно переплетается с эмоциями и обещаниями. Эти три кита взаимодействия постоянно наступают друг другу на горло и сменяются один другим абсолютно неподконтрольно. Разговор может резко прерваться очередной истерикой и срывом. Чувства могут мгновенно вспыхнуть и столь же стремительно погаснуть самым шокирующем для вас образом. Обещания следуют иногда разумно, иногда - по воле чувств и порыва.

<i> Трудно переоценить органичность актеров в образах </i>
Трудно переоценить органичность актеров в образах

Очень часто ловишь себя на мысли, что для решения проблем, непониманий в отношениях внутри пары - именно так должны разговаривать люди, как это делают Он и Она. Интеллектуальное позиционирование взгляда на вещи помогает разложить проблематику на молекулы и тем самым понять огромное и сложное - как набор простых переживаний. Однако, это всегда не просто, ведь понимая и успокаиваясь, ты вспоминаешь из-за чего все происходит - и вся многодневная и глубокая психоаналитика рушится стремительно.

Манера разговаривать не линейна. Здесь персонажи чередуют помешательство со здравым взглядом, не давая тебе шанса спрогнозировать финал, но и не пытаясь тебя впечатлить. Этот фильм ставит в угол не зрителя с его потребностями, а именно героев картины - с их отношениями. Восприятие слов подкрепляется меняющейся атмосферой внутри действия, которая имеет свои приемы.

<i> Единение не всегда означает понимание </i>
Единение не всегда означает понимание

Атмосфера

Поначалу кажется, что персонажи находятся в привычной для всех среде обитания. В ней все люди, как правило, и проходят свои проблемы и переживания - это их дом. И здесь разговоры кажутся характерными. Реакции на реплики следуют прогнозируемые. И в целом фильм не кажется чем-то особенным.

<i> Изобразительность фон Триера просто невероятна </i>
Изобразительность фон Триера просто невероятна

Однако, далее действие перемещается в лесной домик, который играет большую значимую роль для Нее. В этой локации уже те же самые разговоры, что помогали дома - уже не имеют силы. Психоаналитика уходит с уровня слов на уровень постановки событий. Приходится прибегать к новым, более сложным приемам, чтобы осознать корень переживаний, и понять, как его выкорчевать.

<i> Порой кажется, что даже влажность и свежесть леса проникает прямо к зрителю </i>
Порой кажется, что даже влажность и свежесть леса проникает прямо к зрителю

Глухой лес, которому хватает своих переживаний, становится центром развития чужих. Если раньше режиссер в роли изобразительного средства демонстрировал запертость большой проблемы внутри тесной оболочки дома/квартиры, то дальше он показывает некую газообразность. Внезапно оказывается, что эта проблема может заполнить сколько угодно большой объем пространства - целый лес. И тем сложнее становится поймать нити ее решения или уловить все динамически меняющиеся обстоятельства. Это доходит до того уровня, когда сама Природа становится неосязаемым персонажем, вступающим в сюжет.

<i> Какой же Уиллем Дефо фактурный актер </i>
Какой же Уиллем Дефо фактурный актер

Природа

Удивительно, но с ходом действия картины становится ясно, что природа становится большим помощником и доктором для Нее, нежели Он. Поначалу противясь переносу событий в себя, в глубь леса, не давая пройти по мосту или ступить на ручей, далее - природа предоставляет себя всю для раскрытия переживаний.

Мощь изобразительности природы столь высока, что Он подвергается ее воздействию и начинает поражаться проникающими иглами помешательства. Моменты, которые он не понимает становятся для него дозами безумия. При этом о них не идет речи в привычных для него ситуациях.

<i> Природа помогает или вредит? Вопрос без ответа </i>
Природа помогает или вредит? Вопрос без ответа

Олененок, Лис и Ворона - 3 животных, которые следуют в пиковых для Его переживаний ситуациях. Каждое безумие имеет свое воплощение, не дающее разуму спокойно переварить проблему. Иносказательные приемы, метафоры и гиперболы следуют там, где можно было успокоиться. Однако, это не суждено. Большой лес постоянно нагнетает ситуацию, внося разлад в микроскопические моменты единения и понимания. Нет большего давления на больной рассудок, нежели давление окружения. Сон не будет спокойным сном даже для счастливого и здорового сознания, если на него градом обрушивается дождь из желудей.

<i> Образы, образы и еще раз образы. </i>
Образы, образы и еще раз образы.

Здесь, вероятно, Он попадает в ловушку, созданную им самим. Психология и психоанализ становятся беспомощными. Погружение в раздражитель становится не спасением, а гибелью, ведь сил персонажей оказывается недостаточно для борьбы с ним. Раздражитель пожирает разум, указывая на обреченность такого пути.

Секс

Близость между людьми сквозная тема в творчестве Ларса фон Триера. Она никогда не бывает случайна и никогда не бывает просто так. Секс - это ключевой прием передачи ситуации.

«Антихрист» фон Триера - как работает иносказательность и средства выражения

Бурное помешательство друг другом приводит к трагедии, из-за чего в голову персонажам приходят абсолютно глупые, пораженческие и лишние мысли. Приступы истерики сменяются неконтролируемым приступом похоти. Разум лихорадит и ему требуется встряска, которая может быть достигнута лишь чем-то совсем крайним. Не всегда секс является желанным действием для мозга, зачастую его последствия еще хуже, чем раньше.

Если вам угодно - можете считать сцены секса своеобразными рубежами между этапами развития отношений персонажей. Он словно отмеряет огромные куски пройденного пути и ставит точку невозврата. Если сначала постель строго вредный фактор для психотерапии, и этот факт осознается. То далее - такой же элемент помешательства для всех.

<i> Человек - природное или он над природой? </i>
Человек - природное или он над природой?

Усталость от попыток достучаться до глубин человеческой проблематики доходит до того уровня, когда врачу самому требуется опустошить разум и привести себя в состояние равновесия. Что автоматически означает - здесь больше нет врача. Только 2 глубоко больных и поврежденных человека, которые в ситуации психологической изоляции обречены на гибель.

Изобразительность

С этого фильма я четко осознал, что творения фон Триера можно воспринимать как картинную галерею. Те картины, которые воссоздает датский режиссер настолько врезаются в память, настолько демонстрируют степень происходящего, что порой кажется, что глаз не хватит все увидеть.

<i> Удивительные своей иносказательностью картины </i>
Удивительные своей иносказательностью картины

Толстые корни столетних дубов становятся переплетенными руками и ногами людей, заключенных в единой оргии. Лес пропускает ровно столько света, чтобы можно было увидеть только строго определенные оттенки, которые дублируют настроение главных героев

<i> Акценты и свет - важнейших элемент в постановке </i>
Акценты и свет - важнейших элемент в постановке

Даже простой деревянный дом прост ровно настолько, чтобы можно было поверить в его хрупкость перед могучей природой, накрывающей все вокруг. Тот же самый дождь из желудей - это же тот самый ливень, который обрушивается на каждого из нас и своей мощью лишний раз доказывает всю мелкость и незначительность человека в этом мире. Мы можем быть сколь угодно влиятельны, умны и глубоки - но какой в этом смысл, если ничто не может быть сильней природы

<i> Часами оспаривая значимость деталей, ты все равно будешь поглощен ими </i>
Часами оспаривая значимость деталей, ты все равно будешь поглощен ими

Я смотрю на этот фильм как на древнюю и огромную картину, в которой всего пара главных лиц и миллион деталей, которые наделены символичным смыслом. Детали картины входят в мой разум и застревают в нем навсегда, чем доказывают превосходство глубинного смысла над взглядом с поверхности.

СУХОЙ ОСТАТОК: С фильма Антихрист я начал знакомство с Ларсом фон Триером. И это знакомство меня поразило. Я сразу понял, чего мне не хватает в кинематографе и в изобразительном искусстве в целом. Глубоко признателен всем, кто причастен к созданию этого элемента культуры. Да, я знаю, не всем может прийтись по душе то, что дает нам датский режиссер. Но я четко уверен, что это то, что нужно мне. Он словно заполняет пустоты в моем понимании. Я не знаю, стоит ли рекомендовать к просмотру этот фильм. Давайте сделаем так. Знать о нем - стоит абсолютно каждому. Этим я и закончу.

Дальше я хотел бы рассказать о Меланхолии. Фильме, окутывающим все органы чувств.

P.S. Всем, кому рассказ показался любопытным, хотел бы пригласить к себе на канал Яндекс.Дзена.

44 показа
3.2K3.2K открытий
7 комментариев

Интересное мнение, но это обычный триеровский приём, не очень честный. Много много много, отсылок на всё подряд, много много символов. В итоге не он рассказывает зрителю историю, а зритель из сырых продуктов готовит себе итоговое блюдо. Это и есть постмодернизм когда истины нет, сам режиссёр тебе не сможет рассказать непротиворечивую историю о фильме сложив все элементы, их просто слишком много и они о разном.

Триер конечно молодец, но он не тот кем его хочется считать. Он не гений, при этом он знает как сделать так чтобы историю себе рассказал ты сам. Ту историю которую хочешь услышать.

Ответить

Советую вычитать и откорректировать текст - ошибок куча, язык корявый.

Ответить

Жёсткая чернуха которую можно по разному трактовать. Несмотря на охуенность Дефо и Шарлотту Генсбур, я бы не взялся рекомендовать такую психоделику.

Ответить

собственно, поэтому и обошелся рекомендацией узнать о самом фильме. А вот смотреть или нет - если прям попрет жестко

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Офигенно, Линч ,оказывается, психоделика у нас ))

Ответить