«Антихрист» фон Триера - как работает иносказательность и средства выражения

Навеянным выходом трейлера нового фильма Ларса фон Триера Дом, который построил Джек, я решил провести цикл рецензий на «трилогию Депрессии», в которую входят картины Антихрист, Меланхолия и Нимфоманка. Что ж, начнем.

Как с первым в трилогии, так и с первым лично для меня у режиссера, я этим фильмом познакомился с характерным приемом для Фон Триера - открывающие музыкальные сцены под оркестровый аккомпанемент. Долгая черно-белая сцена служит прологом, обозначая отправную точку сюжета. И служит она одновременно и обозначением стилистики фильма, и своего рода дисклеймером, как бы говоря - "Если вот это тебе не нравится, то выключай лучше сразу". Толчком сюжета сложит трагедия в семьей главных героев, роли которых блистательно исполнили Уиллем Дефо и Шарлотта Генсбур. Дальше следует вести повествование по пунктам...

<i> Истинное удовольствие наблюдать за взаимодействием Дефо и Генсбур </i>
Истинное удовольствие наблюдать за взаимодействием Дефо и Генсбур

Общение

Антихрист - памятник разговорному жанру в кино. В касте фильма только 2 актера. Больше их нет вообще (если не считать эпизодную роль мальчика, в роли ребенка героев). Весь фильм это постоянный диалог и общение персонажей. Семья теряет ребенка и муж, а по совместительству и психиатр, берется по долгу чувств к супруге и вопреки заветов профессии, помочь пережить потерю.

Здесь психоаналитика тесно переплетается с эмоциями и обещаниями. Эти три кита взаимодействия постоянно наступают друг другу на горло и сменяются один другим абсолютно неподконтрольно. Разговор может резко прерваться очередной истерикой и срывом. Чувства могут мгновенно вспыхнуть и столь же стремительно погаснуть самым шокирующем для вас образом. Обещания следуют иногда разумно, иногда - по воле чувств и порыва.

<i> Трудно переоценить органичность актеров в образах </i>
Трудно переоценить органичность актеров в образах

Очень часто ловишь себя на мысли, что для решения проблем, непониманий в отношениях внутри пары - именно так должны разговаривать люди, как это делают Он и Она. Интеллектуальное позиционирование взгляда на вещи помогает разложить проблематику на молекулы и тем самым понять огромное и сложное - как набор простых переживаний. Однако, это всегда не просто, ведь понимая и успокаиваясь, ты вспоминаешь из-за чего все происходит - и вся многодневная и глубокая психоаналитика рушится стремительно.

Манера разговаривать не линейна. Здесь персонажи чередуют помешательство со здравым взглядом, не давая тебе шанса спрогнозировать финал, но и не пытаясь тебя впечатлить. Этот фильм ставит в угол не зрителя с его потребностями, а именно героев картины - с их отношениями. Восприятие слов подкрепляется меняющейся атмосферой внутри действия, которая имеет свои приемы.

<i> Единение не всегда означает понимание </i>
Единение не всегда означает понимание

Атмосфера

Поначалу кажется, что персонажи находятся в привычной для всех среде обитания. В ней все люди, как правило, и проходят свои проблемы и переживания - это их дом. И здесь разговоры кажутся характерными. Реакции на реплики следуют прогнозируемые. И в целом фильм не кажется чем-то особенным.

<i> Изобразительность фон Триера просто невероятна </i>
Изобразительность фон Триера просто невероятна

Однако, далее действие перемещается в лесной домик, который играет большую значимую роль для Нее. В этой локации уже те же самые разговоры, что помогали дома - уже не имеют силы. Психоаналитика уходит с уровня слов на уровень постановки событий. Приходится прибегать к новым, более сложным приемам, чтобы осознать корень переживаний, и понять, как его выкорчевать.

<i> Порой кажется, что даже влажность и свежесть леса проникает прямо к зрителю </i>
Порой кажется, что даже влажность и свежесть леса проникает прямо к зрителю

Глухой лес, которому хватает своих переживаний, становится центром развития чужих. Если раньше режиссер в роли изобразительного средства демонстрировал запертость большой проблемы внутри тесной оболочки дома/квартиры, то дальше он показывает некую газообразность. Внезапно оказывается, что эта проблема может заполнить сколько угодно большой объем пространства - целый лес. И тем сложнее становится поймать нити ее решения или уловить все динамически меняющиеся обстоятельства. Это доходит до того уровня, когда сама Природа становится неосязаемым персонажем, вступающим в сюжет.

<i> Какой же Уиллем Дефо фактурный актер </i>
Какой же Уиллем Дефо фактурный актер

Природа

Удивительно, но с ходом действия картины становится ясно, что природа становится большим помощником и доктором для Нее, нежели Он. Поначалу противясь переносу событий в себя, в глубь леса, не давая пройти по мосту или ступить на ручей, далее - природа предоставляет себя всю для раскрытия переживаний.

Мощь изобразительности природы столь высока, что Он подвергается ее воздействию и начинает поражаться проникающими иглами помешательства. Моменты, которые он не понимает становятся для него дозами безумия. При этом о них не идет речи в привычных для него ситуациях.

<i> Природа помогает или вредит? Вопрос без ответа </i>
Природа помогает или вредит? Вопрос без ответа

Олененок, Лис и Ворона - 3 животных, которые следуют в пиковых для Его переживаний ситуациях. Каждое безумие имеет свое воплощение, не дающее разуму спокойно переварить проблему. Иносказательные приемы, метафоры и гиперболы следуют там, где можно было успокоиться. Однако, это не суждено. Большой лес постоянно нагнетает ситуацию, внося разлад в микроскопические моменты единения и понимания. Нет большего давления на больной рассудок, нежели давление окружения. Сон не будет спокойным сном даже для счастливого и здорового сознания, если на него градом обрушивается дождь из желудей.

<i> Образы, образы и еще раз образы. </i>
Образы, образы и еще раз образы.

Здесь, вероятно, Он попадает в ловушку, созданную им самим. Психология и психоанализ становятся беспомощными. Погружение в раздражитель становится не спасением, а гибелью, ведь сил персонажей оказывается недостаточно для борьбы с ним. Раздражитель пожирает разум, указывая на обреченность такого пути.

Секс

Близость между людьми сквозная тема в творчестве Ларса фон Триера. Она никогда не бывает случайна и никогда не бывает просто так. Секс - это ключевой прием передачи ситуации.

«Антихрист» фон Триера - как работает иносказательность и средства выражения

Бурное помешательство друг другом приводит к трагедии, из-за чего в голову персонажам приходят абсолютно глупые, пораженческие и лишние мысли. Приступы истерики сменяются неконтролируемым приступом похоти. Разум лихорадит и ему требуется встряска, которая может быть достигнута лишь чем-то совсем крайним. Не всегда секс является желанным действием для мозга, зачастую его последствия еще хуже, чем раньше.

Если вам угодно - можете считать сцены секса своеобразными рубежами между этапами развития отношений персонажей. Он словно отмеряет огромные куски пройденного пути и ставит точку невозврата. Если сначала постель строго вредный фактор для психотерапии, и этот факт осознается. То далее - такой же элемент помешательства для всех.

<i> Человек - природное или он над природой? </i>
Человек - природное или он над природой?

Усталость от попыток достучаться до глубин человеческой проблематики доходит до того уровня, когда врачу самому требуется опустошить разум и привести себя в состояние равновесия. Что автоматически означает - здесь больше нет врача. Только 2 глубоко больных и поврежденных человека, которые в ситуации психологической изоляции обречены на гибель.

Изобразительность

С этого фильма я четко осознал, что творения фон Триера можно воспринимать как картинную галерею. Те картины, которые воссоздает датский режиссер настолько врезаются в память, настолько демонстрируют степень происходящего, что порой кажется, что глаз не хватит все увидеть.

<i> Удивительные своей иносказательностью картины </i>
Удивительные своей иносказательностью картины

Толстые корни столетних дубов становятся переплетенными руками и ногами людей, заключенных в единой оргии. Лес пропускает ровно столько света, чтобы можно было увидеть только строго определенные оттенки, которые дублируют настроение главных героев

<i> Акценты и свет - важнейших элемент в постановке </i>
Акценты и свет - важнейших элемент в постановке

Даже простой деревянный дом прост ровно настолько, чтобы можно было поверить в его хрупкость перед могучей природой, накрывающей все вокруг. Тот же самый дождь из желудей - это же тот самый ливень, который обрушивается на каждого из нас и своей мощью лишний раз доказывает всю мелкость и незначительность человека в этом мире. Мы можем быть сколь угодно влиятельны, умны и глубоки - но какой в этом смысл, если ничто не может быть сильней природы

<i> Часами оспаривая значимость деталей, ты все равно будешь поглощен ими </i>
Часами оспаривая значимость деталей, ты все равно будешь поглощен ими

Я смотрю на этот фильм как на древнюю и огромную картину, в которой всего пара главных лиц и миллион деталей, которые наделены символичным смыслом. Детали картины входят в мой разум и застревают в нем навсегда, чем доказывают превосходство глубинного смысла над взглядом с поверхности.

СУХОЙ ОСТАТОК: С фильма Антихрист я начал знакомство с Ларсом фон Триером. И это знакомство меня поразило. Я сразу понял, чего мне не хватает в кинематографе и в изобразительном искусстве в целом. Глубоко признателен всем, кто причастен к созданию этого элемента культуры. Да, я знаю, не всем может прийтись по душе то, что дает нам датский режиссер. Но я четко уверен, что это то, что нужно мне. Он словно заполняет пустоты в моем понимании. Я не знаю, стоит ли рекомендовать к просмотру этот фильм. Давайте сделаем так. Знать о нем - стоит абсолютно каждому. Этим я и закончу.

Дальше я хотел бы рассказать о Меланхолии. Фильме, окутывающим все органы чувств.

P.S. Всем, кому рассказ показался любопытным, хотел бы пригласить к себе на канал Яндекс.Дзена.

25
5 комментариев