реклама
разместить

Доводы Нолана - авторские "фишки" самого успешного современного режиссёра

Доводы Нолана - авторские "фишки" самого успешного современного режиссёра

Любой автор со своим узнаваемым почерком и стилем обладает тягой к воспроизведению каких-то деталей, образов или приёмов из фильма в фильм, из романа в роман, из альбома в альбом, из игры в игру и т. д. Иногда эти элементы добавляются сознательно, иногда неосознанно, но именно они выделяют творца на общем фоне, становятся его визитной карточкой. И Кристофер Нолан не исключение. К выходу в российских кинотеатрах последней его работы "Довод" самое время систематизировать основные режиссёрские фишки постановщика и попытаться вспомнить игры, которые могут заменить их тем, кто не любит кинематограф.

Математическая просчитанность

Кадр из фильма "Престиж"
Кадр из фильма "Престиж"

Одна из главных претензий критиков и зрителей к Кристоферу Нолану является, одновременно, причиной почему его любят миллионы. Истории, которые рассказывает американец британского происхождения, всегда тщательно просчитаны и сконструированы. Причем не столько на уровне сценария, где всё же недоброжелатели всегда найдут парочку несостыковок и сюжетных дыр, сколько на уровне реализации. Герои часто действуют механистично, подчиняясь воле невидимого демиурга по эту сторону экрана, нежели отдаются собственным чувствам и эмоциям. Герои Кристофера Нолана под стать самим фильмам так же часто одержимы просчитывать всё до последнего. Герой ленты "Помни" пытается вести учёт собственных воспоминаний, грабители воспоминаний в "Начале" создают план действий, рассчитанный до миллисекунд, Бэтмен пытается действовать методично и не даёт эмоциям довлеть над собой. А когда персонажи отказываются от просчитанного сверху плана, как персонаж Аль Пачино в "Бессонице", то это почти всегда путь к саморазрушению. Конечно же, при таком подходе в диалогах часто мелькают какие-то математические термины. Для закрепления, так сказать.

Во что поиграть: The Witness - игра Джонатана Блоу о том, что весь мир - это сложносконструированный сон невидимого творца, в котором даже самые абсурдные и хаотичные элементы являются винтиком сложного механизма, непознаваемого изнутри.

Хаотичный монтаж

Кадр из фильма "Бессоница"<br />
Кадр из фильма "Бессоница"

Кому-то может показаться, что этот пункт не коррелирует с математическим подходом к конструированию своих фильмов, но на самом деле броуновское движение - это точно такая же математика. Многие могли заметить, что Кристофер Нолан монтирует свои фильмы весьма хаотично. Крупные планы могут смениться коротким монтажом на средних планах, чтобы резко перейти в длинный кадров, снятый ручной камерой с заметной тряской от тремора рук оператора, чтобы вернуться к статичному общему плану. А в диалогах, которые, вроде как, сняты привычной "восьмёркой" (чередование кадров, когда режиссёр сначала фокусируется на одном собеседнике, потом на общем плане, а затем на втором участнике диалога), тоже наличествует этот хаос.

Есть негласное правило, что при съёмках диалогов надо указывать направление, чтобы зрителю было понятно кто к кому обращается. То есть, если персонаж А стоит справа, а персонаж Б слева, то при обращении А к Б, кадр должен быть выстроен так, что лицо персонажа А будет в правом краю кадра, а персонаж Б будет располагаться слева. Кристофер Нолан же умудряется снимать диалог двух персонажей, в которых при классической "восьмёрке" между монтажными склейками персонажи двигаются по разным частям кадра, оказываясь то справа, то слева, то по центру, при этом в самой сцене они своего положения не меняют. Причём в ранних фильмах это часто ставилось в упрёк постановщику. Дескать молодой автор просто не умеет снимать правильно.

Например, на это обратил внимание американский критик Дэвид Бордуэл в своей статье "Нолан против Нолана", в которой он сравнил минимальный и скрытый незаметный монтаж оригинальной норвежской картины "Бессоница" Эрика Шьёлдберга и голливудского римейка, снятого Кристофером Ноланом, с резкими монтажными склейками, плавающими внутри "восьмёрок" персонажами и отсутствием единого подхода к монтажу внутри всего фильма (прим.: от себя добавлю, что это крайне редкий пример, когда американский римейк оказался лучше европейского оригинала). На русском эта статья публиковалась в журнале "Сеанс". Но в 2020 году после более чем двадцатилетней режиссёрской практики становится ясно, что это просто необычный авторский подход к монтажу, нежели отсутствие умения.

Во что поиграть: Her Story - игрок сам монтирует историю из хаотично разбросанных кадров.

Игры со временем

Кадр из фильма "Дюнкерк"
Кадр из фильма "Дюнкерк"

Почти с самого начала своей творческой карьеры Кристофер Нолан стал экспериментировать с течением времени в кинопространстве. Уже микробюджетный полнометражный дебют "Преследование" удивляет нелинейностью повествования. Простая история знакомства бедного юноши и вора с именем Кобб (это имя ещё всплывёт в творчестве постановщика!), рассказана в в виде двух параллельных линий, происходящих в разное время, но внутри фильма переплетающихся в сложную вязь. Уже следующий фильм "Помни" и вовсе имеет ретроградный монтаж, как и восприятие мира главным героем (Гай Пирс). Действие разворачивается от финала к самому началу, при этом перебиваясь сразу двумя параллельными линиями флешбеков, которые на первый взгляд не связаны друг с другом. В дальнейших фильмах Кристофер Нолан продолжил использовать нелинейную структуру, но уже чаще либо в виде более привычных зрителю флешбеков и параллельных линий, либо менее привычных, но всё равно изобретённых не им, флэшфорвардсов. Особенно, зрителям пришёлся по нраву фильм "Начало" с его несколькими уровнями сна внутри сна, в которых время течёт по-разному, что даже стало своего рода мемом.

Но по-настоящему он раскрылся в своих поздних фильмах, когда после колоссальных финансовых успехов фильмов про Тёмного рыцаря Готэма и вышеупомянутого "Начала", голливудские студии стали доверять ему внушительные бюджеты на эксперименты. "Интерстеллар" (на самом деле "Межзвёздный", а не бессмысленный транскрибированный вариант отечественных прокатчиков) предлагает зрителю параллельный монтаж не просто событий в разное время и пространство, но и с разным ощущением реальности для персонажей. Секунды в космосе для Джозефа Купера (в оригинале инициалы JC отсылают к понятно кому, так в фильме ещё и упоминается, что ему 33 года, а весь мир ждёт его второго пришествия, в то время, как его дочь одной только верой в своего отца, готова творить и менять мир) не равны секундам его дочери Мёрф. Даже если автор монтирует всё так, как будто они совершают свои действия синхронно в одно и то же время. А уж финальный переход в четырёхмерное пространство и вовсе вводил ряд зрителей в ступор.

Следующий фильм "Дюнкерк" и вовсе оказался одним из самых новаторских фильмов современности. То как эффектно и необычно смонтированы события, которые происходят в трёх разных временах, но в одном и том же пространстве, поражают искусностью и смелостью постановщика, рискнувшего в высокобюджетном блокбастере на эксперименты в духе фестивальных картин. но даже там редко встретишь такой подход ко времени. Новейший "Довод" так же имеет весьма хитрую и необычную монтажную конструкцию, связанную с новым прочтением времени в кино. К сожалению, сценарий "Довода" оказался гораздо слабее задуманного концепта и после очень хороших "Интерстеллара" и "Дюнкерка" - это большой шаг назад для режиссёра. Но это не отрицает заслуг Кристофера Нолана в его заигрываниях со временем, хоть они и потонули в дешёвом боевике из 90-х, снятом без тени иронии.

Во что поиграть: Stories Untold - четыре истории в разное время сквозь субъективность восприятия.

Одержимость водной гладью

Кадр из фильма "Интерстеллар"
Кадр из фильма "Интерстеллар"

Мало кем замечаемая деталь, которая присутствует почти во всех фильмах режиссёра.И если в ранних лентах отсутствие морей, рек и океанов можно объяснить небольшим бюджетом, то уже в "Бессонице" вода начинает играть заметную роль в визуальном стиле фильма. Собственно, картина начинается с прибытия следователя на причал рыбацкого городка. В "Начале" первыми же кадрами Леонардо Ди Каприо выбивает волнами на берег. В "Интерстелларе" одной из самых запоминающихся эпизодов оказывается планета с водной гладью и временем, которое течёт в несколько раз быстрее земного. "Дюнкерк" и вовсе полностью построен на любовании водными пейзажами. В "Доводе" же есть сцены с обратно идущими к центру всплеска волнами и кораблями плывущими вспять. В "Престиже", хоть и нет естественных источников воды, сюжет крутится вокруг фокуса с погружением в аквариум. Да и в фильмах про Бэтмена так же есть сцены с жидкой формой H2O.

Во что поиграть: Rain World - после этой игры вы будете бояться воды и затопления. Гарантирую.

Фетишизм незначительных предметов

Кадр из фильма "Преследование"
Кадр из фильма "Преследование"

Вернёмся в самое начало творческого пути Кристофера Нолана. В "Преследовании" одним из героев, как мы уже выяснили, фигурировал вор Кобб. Но он не просто проникал в чужие квартиры и воровал чужое имущество и деньги, чтобы жить. Нет, у него был фетиш. Ему нравилось проникать в чужие жизни и наблюдать за чужой жизнью через предметы, которые лежали в их жилищах. После чего он крал какую-нибудь мелочь в память о проникновении. Причем это могла быть сущая мелочь, типа кулончика или комикса и Человеке-Летучей мыши. И молодой писатель начинает подражать ему. В этом фильме весь Кристофер Нолан, в чьих фильмах часто незначительное выходит на первый план.

Конечно же, все вспомнят волчок Кобба (Леонардо Ди Каприо) из "Начала", с помощью которого он проверял реальность собственного бытия, или "полароидную" фотографию из "Помни", по которой герой точно так же проверял, что реально, а что нет. "Начало" в общем-то является таким высокобюджетным переосмыслением "Преследования". Только вместо воровства незначительных ценностей, грабители нового поколения крадут идеи и мысли. Причём в фильме это оформлено в виде похищения каких-то архетипных предметов из подсознания своих клиентов. Например, детской игрушки. Интересно, не цитирует ли "Начало" Сэм Лейк в "Контроле"?

Если продолжить этот список, то можно вспомнить часы в "Интерстелларе", которые становятся доказательством веры в будущее и в мир призраков, одновременно. В "Престиже" важная роль отдавалась записной книжке, в которой был зашифрован секрет трюка иллюзиониста. В "Бессонице" герой пытается скрыть улики собственного преступления. Кроме этого в ленте происходит постоянный акцент на окне, которое прикрыли простыней, приклееной хлипким скотчем, как бы показывая всю хлипкость попыток протагониста скрыть себя. Брюс Уэйн после детской травмы становится одержим летучими мышами и страхом не выбраться из колодца, который он преодолевает в третьем фильме, где простой и обычный колодец превращается в мегаломанскую тюрьму Яму.

Во что поиграть: Gone Home - история семьи, через призму бытовых мелочей и банальных предметов.

Кристофер Нолан не является наиболее одарённым автором в современном кинематографе, но безусловно никто не добился такой славы и успеха, как он. Критики пишут хвалебные рецензии на его фильмы, зрители высоко оценивают его ленты на кинобазах, а кассовые сборы просто говорят сами за себя. Потому о нём ещё будут говорить и писать, а каждый новый фильм будет ожидаем миллионами зрителей. И это всего лишь поверхностная попытка систематизировать его творческий подход.

3131
реклама
разместить
11 комментариев

Во-первых, не Помни, а Мементо, во-вторых: "А уж финальный переход в четырёхмерное пространство и вовсе вводил ряд зрителей в ступор". Автор, ты о чем, ты фильм смотрел или в школе учился?)) Дальше нет смысла считать, если автор живет в своей вселенной.

Вообще-то у слова memento есть перевод на русский язык. А ещё есть официальное прокатное название.
А по второму, я прекрасно помню отзывы об "Интерстелларе", когда он вышел, и непонимание финала, либо его полное непринятие.

3

Комментарий недоступен

1

Нурсултан Кадзоев Асанович

Про воду не замечал ничего подобного, но выглядит как притянутое за уши. А в целом классная статья, спасибо.

1

Комментарий недоступен

Ребят, не хочу никого обидеть, но я только что с сеанса довода и чет как то гениальностью не проникся. Все понятно, с самого начала почти. В паре моментов появляются вопросы, причем именно что происходит понятно, а почему это произошло не понятно, как буд то нестыковка или момент на отъебись. В остальном круть, красиво, сумбурно. Как Марвел, но с серьезными щами

Игра о вере, религии и одиночестве: детали Intergalactic: The Heretic Prophet от Нила Дракманна

Уровень проработки максимальный — над хронологией трудились несколько лет.

Игра о вере, религии и одиночестве: детали Intergalactic: The Heretic Prophet от Нила Дракманна
319319
223223
1515
88
55
44
11
11
11
ну Дракман говна не делает, так что ждем
реклама
разместить
Konami анонсировала презентацию Transmission — на ней покажут Silent Hill f

Появятся детали и, судя по всему, геймплей.

Konami анонсировала презентацию Transmission — на ней покажут Silent Hill f
149149
1212
88
77
11
Новая готи ожидается. Ремейк был шикарным, надеюсь эта игра будет не хуже
Утечка: Sony создала прототип ИИ-версии Элой из Horizon Forbidden West

В компании экспериментируют с персонажами, способными отвечать на вопросы игроков.

199199
3535
3333
2121
55
22
11
Я думал, все диалоги с квестами в Horizon и так были ИИ сгенерированы.
Kojima Productions и Hamilton выпустят наручные часы Нила из Death Stranding 2 — по цене 1495 долларов

Дизайном аксессуара занимался Ёдзи Синкава.

Kojima Productions и Hamilton выпустят наручные часы Нила из Death Stranding 2 — по цене 1495 долларов
109109
4545
1717
77
66
44
22
и что они умеют за 1500 долларов?. кроме того что умеют показывать время?
Прошёл Assassin's Creed Valhalla

Основная игра, 3 масштабных DLC и 202 часа удовольствия. На мой взгляд, лучшая часть ассасинов. Заодно немного поделюсь про роуглайк режим «Забытая сага»

Прошёл Assassin's Creed Valhalla
1717
77
33
22
22
11
11
11
150150
4545
1616
66
11
11
Я никогда не играл в GTA Online, но Rockstar уже успел забанить мой акк. Учитывая что я слышал про тамошнюю ситуацию с читаками оно наверное и к лучшему.
Я никогда не играл в GTA Online, но Rockstar уже успел забанить мой акк. Учитывая что я слышал про тамошнюю ситуацию с читаками оно наверное и к лучшему.
3939
33
33
Знаем мы вас, читеров. Ни во что они не играли, забанили просто так
[]