18+
45 дней сериалов
и фильмов по промокоду:
DTF45
Активировать

Ненадёжные рассказчики: три мнения о фильме Чарли Кауфмана «Думаю, как всё закончить» Статьи редакции

Неоднозначное кино, рождающее разные эмоции.

В начале сентября на Netflix вышел фильм «Думаю, как всё закончить» — новая работа Чарли Кауфмана, сценариста «Вечного сияния чистого разума», «Быть Джоном Малковичем» и режиссёра «Аномализы». Фильм рассказывает о девушке, которая едет со своим парнем к его родителям в загородный дом. И всё бы ничего, но на месте начинают происходить странные вещи: у героини меняются профессии и имена, родители то молодеют, то стареют, а на стене висит фото с ребёнком, в котором себя узнают и девушка, и парень.

Мы посмотрели фильм и рассказываем о наших впечатлениях: «Думаю, как всё закончить» — удивительное и куда более неординарное кино, чем это может показаться по синопсису.

Весь мир — кино, а люди в нём — уборщики

Пока люди в кинотеатрах ломают голову над «Доводом», Netflix выпускает «Думаю, как всё закончить» — картину, которая обязательно добьёт всех, кто пережил сложносочинённость нолановского блокбастера. Это новая работа Чарли Кауфмана, великого сценариста и автора с большой любовью ко всякого рода запутанным нарративным конструктам.

Почти каждый его фильм — своеобразное психологическое исследование, осмысление глубин человеческого сознания через неординарные сюжетные концепты. «Быть Джоном Малковичем» рассказывал о том, каково быть внутри разума другого человека, «Вечное сияние» показывало хрупкий мир индивидуальной субъективной памяти, «Адаптация» и «Нью-Йорк, Нью-Йорк» демонстрировали сложные отношения человека и искусства, объекта и способа этот объект воспроизвести.

«Думаю, как всё закончить» — в общем-то, о том же. Несмотря на то, что Кауфман здесь писал не оригинальный сценарий, а лишь адаптировал роман Иэна Рейда, он явно многое изменил в исходном тексте. В его интерпретации история превратилась в сюрреалистичный полёт по болезненному сознанию, каскад сложно формулируемых сцен, в которых смешиваются образы из памяти и те, что герой (кто именно этот герой — уже спойлер) выцепил из книг, журналов и кино.

Чарли Кауфман, по сути, реконстрирует то, как мир видят люди с деменцией или другими нарушениями памяти — как не очень связную последовательность событий, в которых реальность и вымысел настолько неотделимы друг от друга, что нет смысла и разбирать, где есть что. Временами его фильм, наверное, может казаться чересчур манерным, может, даже претенциозным — но таким он отнюдь не является.

Все условные «странности», неожиданные переходы между формами и жанрами вплоть до мюзикла и анимации тут изящно объяснены концептом и кульминационным сюжетным поворотом. На который, кстати, намекают буквально с первых минут, но который от этого не становится менее эффектным.

Что любопытно, «Думаю, как всё закончить» ещё и отлично работает как психологический хоррор. Здесь нет ни монстров, ни давящего саундтрека, ни тем более скримеров: страшно становится от мелких деталей, несостыковок, навязчиво возникающих вопросов, на которые фильм не спешит давать ответы (по крайней мере, до финала). Почему главную героиню в разных сценах зовут по-разному? Почему родители её парня меняют свой возраст от кадра к кадру? Что, в конце концов, в фильме делает этот дедушка-уборщик, никак не связанный с основным сюжетом?

«Думаю, как всё закончить» не столько даже страшный, сколько ужасающе неуютный. Его неприятно смотреть, он проникает под кожу, насильно заставляет проживать внутреннее состояние психически нездорового человека, и, что самое ужасное, даёт понять, что ты сам как зритель не так далеко находишься от этого безумия.

Пожалуй, самое жуткое в фильме — то, как он работает с интертекстом. Здесь есть странные отсылки к несуществующим фильмам и как будто бы хаотичные упоминания разных произведений поп-культуры. В один момент героиня заявляет, что кино — это болезнь, что оно сливается с нервными узлами человека и превращает его самого во что-то себе подобное.

Эта фраза, брошенная как бы вскользь — едва заметная среди потока других разговоров в фильме, где люди постоянно обсуждают то смерть Дэвида Фостера Уоллеса, то мюзикл «Оклахома!» — на самом деле кажется центральной для «Думаю, как всё закончить». И как человек, который сам часто представляет свою жизнь «от третьего лица», в виде монтажных фраз и киногеничных кадров, должен признать, идея эта действительно страшная.

Фильм Кауфмана заставляет сомневаться и в своей собственной реальности, ещё несколько часов после титров не даёт уйти от мысли, что что-то вокруг, может быть, не так. Мы, может, и не живём в компьютерной симуляции, и внутри Джона Малковича нам тоже не побывать. Но, вероятно, мы уже давно и не совсем реальны — не реальнее того, что мы видим на экране, во всяком случае. — Ефим Гугнин

Бессмысленная заумь

Сомневаться в таланте оскароносного сценариста Чарли Кауфмана в приличных кругах — это моветон. Принято считать, что он личность неординарная, которая своей фантазией и образами всё же может сыграть на струнах души любого зрителя. И это справедливо, скажем, для «Вечного сияния чистого разума», но с «Думаю, как всё закончить», автор, похоже, слишком ушёл в себя.

Третья режиссёрская работа Кауфмана — странная и заумная, работающая по логике сна история. Тут есть интересные образы и жирным слоем намазанная атмосфера, но за ними не видно смысла. О чём это кино? Об отношениях? Об идентичности? О памяти? О том, как человек сожалеет о прошлом? Не понятно.

И ведь оно не намеренно оставляет в недоумении. Кажется, что автор просто заигрался, упиваясь собственным интеллектом. Он набрасывает всё больше образов и метафор и совсем не пытается как-то их развить. Вот, например, в доме своего парня главная героиня видит фотографию ребёнка и заявляет, что на ней изображена она. Это звучит как завязка для интересного конфликта, но в «Думаю, как всё закончить» на этом всё, собственно, и заканчивается. Больше никто и никогда не вспомнит об этой фотографии.

Добавьте к этому чрезвычайно затянутые поездки на автомобиле, приправленные пространными диалогами героев и получите кино, которое физически тяжело смотреть. Оно откровенно скучное, но при этом требует недюжинной концентрации внимания, ведь ты искренне пытаешься разгадать, в чём смысл.

Довершением всему служит странный финал с танцами, песнями и плохим гримом под стариков. Он сильно выбивается и ещё сильнее запутывает, потому что не оставляет никаких подсказок к тому, что произошло ранее. В то время как Дэвид Линч в «Малхолланд Драйв» скрупулёзно расставлял зацепки вплоть до самых титров, Чарли Кауфман в последней четверти плюёт на всё и оставляет зрителя без важнейших кусочков пазла.

В попытках понять, что всё-таки произошло в «Думаю, как всё закончить», я даже досмотрел до конца титры и знаете что там? Там снег падает с крыши. — Владимир Фреголи

Упражнение в кино

Как и любой фильм, руку к которому приложил Чарли Кауфман, «Думаю, как всё закончить» невозможно воспринимать в отрыве от его личности. И речь не о каких-то тонких материях, попытках отрефлексировать свой опыт или чём-то подобном. Не без этого, конечно, но для Кауфмана важен сам процесс, форма.

Вот и «Думаю, как всё закончить», несмотря на сложную проблему, это скорее формалистское кино. Оригинальный роман Иэна Рейда — перегруженное смыслами и облачённое в саван модненького нынче триллера произведение из тех, на обложках которых красуются отзывы Гиллиан Флинн, Стивена Кинга и из Chicago Tribune. За её фасадом скрывается история о памяти, мечтах и отношениях, которую осмыслить и интерпретировать ой как не просто. А ещё труднее её экранизировать.

Поэтому кажется, что для Чарли Кауфмана «Думаю, как всё закончить» — это такое упражнение. А могу ли я, мол, переложить всё рассказанное на язык, которым владею в совершенстве, на язык кино?

Сомневаться в том, что Чарли Кауфман способен рассказать чужую историю с присущей ему выдумкой не приходится — достаточно взглянуть на «Признания опасного человека», которые с лёгкой руки сценариста превратилась из простого байопика в фантасмагорическое приключение. Но в случае с экранизацией Рейда, Кауфман не был ограничен реальностью, а потому позволил себе наделить имеющийся материал новыми смыслами и, что называется, развлечься на полную.

Несмотря на то, что тут мы имеем дело с адаптацией книги, человеку не читавшему её, будет крайне трудно представить увиденное в формате текста. «Думаю, как всё закончить» — череда жутких, смешных и оставляющих в недоумении сцен, описывать которые, честно говоря, невозможно, потому что по отдельности многие из них сойдут разве что за обскурные видео на YouTube или Coub.

Однако в совокупности они создают масштабное полотно человеческих тревог, страхов, амбиций и желаний. Оно кажется чертовски непрочным — дёрнешь за ниточку и всё разойдётся. Только вот ниточку эту вы ни за что не найдёте, слишком уж плотно связаны кусочки, слишком тяжело подкопаться и поймать на противоречии.

При таких вводных, «Думаю, как всё закончить» можно было бы назвать видео-артом, но это было бы ошибкой. Всё-таки работает вся эта монструозная и тяжеловесная конструкция по законам кино и к нему же регулярно обращается. Чарли Кауфман говорит о том, в чём мастеровит, и что знает лучше всего.

Если герои вспоминают Дэвида Фостера Уоллеса, то обязательно в контексте визуального искусства; кантри, которое так надоедало «главной» героине в оригинальной книге, заменили на песни из мюзиклов. Кауфман в своём упражнении не чурается пошлости и иронизирует над собой с помощью диалога о Джоне Кассаветисе. Потому что, ну, что за кино без пошлости?

При этом режиссёр всегда остаётся где-то поодаль — стоит себе, руководит процессом и, в первую очередь, развлекается. «Думаю, как всё закончить» для Чарли Кауфмана это проверка собственных навыков кинематографиста, но это ещё и изощрённая и чертовски увлекательная игра со зрителем. Торжество формы, кинематографический архитектон, зажатое в рамках медиа произведение, которые не стремится их расширить, но использует все возможности. — Андрей Верещагин

{ "author_name": "Ефим Гугнин", "author_type": "editor", "tags": ["\u043e\u0431\u0437\u043e\u0440\u044b","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","\u0434\u0443\u043c\u0430\u044e\u043a\u0430\u043a\u0432\u0441\u0451\u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u0447\u0438\u0442\u044c"], "comments": 46, "likes": 57, "favorites": 171, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 206097, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Tue, 08 Sep 2020 21:08:01 +0300", "is_special": false }
18+
45 дней сериалов и фильмов по промокоду DTF45
Активировать
0
46 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
5

Не помню, когда в последний раз фильм заставлял меня ощущать физический дискомфорт. А тут на сцене в машине и за столом получилось!

Ответить
24

Так был же недавно один фильм-кошмар интроверта — «мама!» Аронофски

Ответить
0

Фильм вообще стоит смотреть? Все никак не доберусь.

Ответить
5

выдающийся фильм.

Ответить
1

Ну тогда на выходных сяду смотреть. Спасибо!

Ответить
0

Сложный прекол.

Ответить

Итальянский теркин30см

Алексей
0

Реинкарнация так же делает

Ответить
0

Да, очень хотелось скорее выкинуть мороженное из машины, пока оно всё не изгадило!

Ответить

Смутный огонь

3

Уже третий пост про этот фильм за последние три дня и все с одной и той же картинкой на превью :)

Ответить
30

Давайте разнообразим. 

Ответить
1

Уже третий пост про этот фильм за последние три дня и все с одной и той же картинкой на превью :)

Аж самой захотелось посмотреть и тоже пост накатать...с другой картинкой;). 
Минуту спустя
@Кирил Мифодиев 
Уже четвёртая статья про этот фильм за последние два дня.

Вот так и убивается интерес потенциального зрителя...

Вот так и убивается интерес потенциального автора;).
Писать не буду.

Ответить
9

СПОЙЛЕР СПОЙЛЕР СПОЙЛЕР
_
_
_
@Ефим Гугнин  не знаю, как тегнуть второго автора, через собаку он не находится по подписи из статьи. История с фотографией вполне закончена. К концу фильма мы понимаем, что она - всего лишь образ в голове главного героя. Он увидел ее где-то, сидящую со своей подружкой (возможно, даже девушкой) и в реальности не познакомился, но этот ее образ остался у него в голове. Она - часть его сознания. Потому, когда она видит ЕГО детскую фотографию, она думает что это ее же детская фотография, потому что у этого образа внутри головы нет своего прошлого, только прошлое главного героя.

Ответить
2

Да он просто тупой, этот автор второй. 

Ответить
0

Я тоже, похоже

Ответить
0

Ни на что не намекаю, но загуглите фамилию автора второго текста

Ответить
0

 через собаку он не находится по подписи из статьи

Потому что оно работает плохо. Нужно найти этот профиль и скопировать цифры из адресной строки перед именем, что бы его вызвать

Ответить
0

Уже четвёртая статья про этот фильм за последние два дня.
Вот так и убивается интерес потенциального зрителя...

Ответить
6

А в чем проблема то? Не однозначный фильм, не оставляет равнодушных.

Ответить
–10

Невольно возникает отторжение информации, которую повторяют раз за разом в течении короткого промежутка времени. Это более чем нормальная реакция здорового разума.

Ответить
16

Не знаю насчёт нормального разума. Я думал, нормальный разум анализирует информацию, а не просто сдаётся с лозунгом "не хочу думац".

Ответить
0

О, смотрите, у нас тут нонконформист.

Ответить
1

Это все же редакционный пост, так что простительно.

Ответить
0

Нет, конечно. Никто не мешал его сделать или раньше других, или подождать хотя бы пару дней.

Ответить
0

Второе мнение адекватное, поэтому не спеши

Ответить
3

На половине просмотра думал, что окажется что-то в духе Скорсезе и Острова Проклятых, а потом начался Линч =\

Ответить
2

У меня уже жесткое дежавю из-за превью :/

Ответить
0

О рыженькая. А почему ее не берут на роль рыжих в других фильмах?

Ответить
3

Так она везде рыжая, по-моему. Кроме «Чернобыля».

Ответить
0

Ну я про всякие комикс адаптации и не только про них.

Ответить
1

А, ну это больная тема, да.

Ответить
1

Ну спасибо за спойлеры.

Ответить
1

"Оно откровенно скучное, но при этом требует недюжинной концентрации внимания, ведь ты искренне пытаешься разгадать, в чём смысл"

Только что посмотрел, еле высидел. Как же хорошо, что есть функция ускорения в плеере

Ответить
1

Надо глянуть. Кино Кауфмана для меня пока лотерея. 
"Вечное сияние..." понравилось.
"Быть Джоном Малковичем" понравилось, но меньше. 
"Нью-Йорк, Нью-Йорк" - еле досмотрел, просто два часа мучений. 

Ответить
1

Спойлеры! Спойлеры! Спойлеры!
-
-
-
-
-
-
-
-

Кино досмотрел, потребовалось действительно много сил. Визуально – шедевр, хочется каждую сцену заскринить и развесить по стенам в доме как картины, а некоторые моменты – превратить в короткие видео и смотреть на повторе.

Проблема этого фильма в том, что ему действительно сложно сопереживать – здесь нет понятной для многих людей истории о любви или преодолении себя. Если Вечное сияние чистого разума была про память, но в ней стандартная история о растовании, то тут, действительно, непонятная история о деменции памяти грустного старика.

Но так и должно быть. Когда девушка была в гостях у родителей и они обсуждали искусство, там состоялся диалог, где родители утверждали, что, мол абстракции – это не творчество. На что парень ответил: «если любите картины, похожие на реальность, то купите фотоаппарат».

Вот фильм про это: «Я художник, я так вижу».

Ответить
0

Актеров не зовут одинаково. Один Jesse, другая Jessie.

Ответить
1

Чёрт, я убирал это из текста, когда сам понял, но, видимо, при обновлении страницы не сохранилось)
Спасибо, что заметили, убрал окончательно

Ответить
–1

Интересно, кто придумал название фильма так перевести. В чём проблема была перевести должным образом. Или побоялись завуалированного призыва самоубиться?

Ответить
1

А как бы вы перевели?

Ответить
0

Дословно: "подумываю со всем этим покончить"
Очень сложно)

Ответить
0

Ну тогда это суицид конечно

Ответить
0

В этом и суть)

Ответить
0

Каким ещё "должны образом"? Перевод какой нужно.

Ответить
0

Ну просто не думает там никто над тем "как" что-то закончить. Даже в фильме. Он не об этом.

Ответить
0

Минуту назад досмотрел. Было тягуче, но интересно чем закончится. По итогу, тяжелое послевкусие 

Ответить

Комментарии

null