«Фунань» — кроваво-бархатный рис

Анимационная картина о геноциде, устроенном «красными кхмерами» в Камбодже 1970-х.

«Фунань» — кроваво-бархатный рис

Более полувека Камбоджа, подобно десяткам азиатских и африканских стран, провела под европейским протекторатом. Как и подобает великой империи, Францию мало интересовало благополучие подконтрольных государств — система работала таким образом, чтобы большая часть благосостояния устремлялась в Париж и его окрестности. По сути, единственные богатства, которые оставались в колониях, оседали в карманах подконтрольной элиты и чиновников различной величины.

Несмотря на все недостатки, у этой системы имелось неоспоримое преимущество — она была стабильной, словно затхлое болото, укрывшееся от любопытных глаз. Но в 1953-м году Камбоджа вышла на свежий воздух и обрела долгожданную независимость от Франции. Как выяснилось впоследствии, спавшие оковы не только принесли в страну свободу, но и «по неосторожности» тех, кто их снимал, сломали миллионы судеб.

«Фунань» — кроваво-бархатный рис

Почти 2 тысячелетия назад отдельные части современного Вьетнама, Камбоджи и Таиланда были частью кхмерского государства Фунань. Но после Второй мировой уже раздробленный регион захлестнули новые конфликты — сразу после войны в Европе французы взялись за наведение порядка в собственных колониях, жаждавших независимости. Растянувшись почти на десятилетие, кровопролитный передел завершился в 1954-м году и был назван Первой Индокитайской войной.

Но свобода и пришедший с ней мир были скоротечными — почти сразу началась Вторая Индокитайская война. Она вместила в себя конфликт во Вьетнаме и гражданские войны в Лаосе и Камбодже. Столь затяжные «потасовки», которые стерли в порошок почти всю здешнюю инфраструктуру и производство, не могли испариться в одночасье. В итоге одним из символов завершения Второй Индокитайской войны стал захват столицы Камбоджи «красными кхмерами».

События анимационной картины «Фунань» начинаются в момент вступления вооруженных коммунистов в Пномпень. Жителей целыми семьями уводят из города, аргументируя это падением прогнившего капиталистического режима и надвигающимися американскими бомбардировками. Растерянных людей, у которых нет с собой ни еды, ни воды, ведут неизвестно куда сквозь леса и минные поля, что остались от тянувшихся десятилетиями войн. Одним везет — и они в целости добираются до перевалочных пунктов, другие — разлетаются на кусочки под аккомпанемент разорвавшихся мин.

Внушительных размеров семья, которая оказывается в центре повествования, почти мгновенно начинает рассыпаться. Во время суматохи, разыгравшейся при переходе через заминированный брод, герои теряют трехлетнего сына и бросившуюся на его поиски бабушку. В этот миг от семейства, выступающего целостным и, на первый взгляд, нерушимым конструктом, «красные кхмеры» отрезают второй ломоть. Первым была их привычная жизнь.

«Фунань» — кроваво-бархатный рис

Вопреки громким заявлениям и пламенным речам, установленный Пол Потом режим почти не интересовало благополучие собственных граждан. Равноправие, лежащее в основе коммунизма, носило лишь номинальный характер. В действительности общество было поделено на несколько слоев с различными привилегиями и степенями ответственности. Людей вновь поделили на касты и воскресили рабство.

Так, закоренелые революционеры имели право сытно есть, силой насаждать новый порядок и периодически захаживать на эшафот по прихоти руководства. Жители городов, которых нарекли «новыми людьми», могли впитывать блага коллективизма, до изнеможения работать в поле и голодать, наблюдая за тем, как надсмотрщики набивают животы. А интеллигенция и номенклатура, которая обслуживала павший режим, рассчитывала лишь на одну привилегию — мучительную, но неминуемую смерть.

Иными словами, к власти пришла группа разъяренных «интеллектуалов», за спинами которых стояли необразованные крестьяне, жаждавшие лучшей жизни. Они столкнули родную страну в репрессии, затопили кровью рисовые поля, а деревья увешали гниющими трупами. По разным данным, за 4 года правления «красные кхмеры» убили от 1 до 3 миллионов человек. Для Камбоджи, население которой в 1975-м едва перевалило за 7 миллионов, это был настоящий геноцид.

«Фунань» — кроваво-бархатный рис

Главные герои мультфильма не играют в нем особой роли. Их главная задача — не действовать, меняя ход событий, а наблюдать за людоедским режимом и страдать от его нападок. По отдельности они лишены ярких черт, но как семья олицетворяют единое целое, которое пытаются уничтожить во имя чужого блага и высокопарных идеалов.

Их насилуют, морят голодом и разлучают с близкими. Но даже, когда семейство редеет, оно не меняет своей сути. Заложник остается заложником, как и дерево остается деревом, сбрасывая осеннюю листву. Подобный подход присутствовал и в «Гроздьях гнева» — в центре романа тоже оказывалась неделимая семья, которая путешествовала по выжженой Великой депрессией земле только для того, чтобы усеять пройденный путь лоскутами собственной плоти.

При этом «Фунань», в отличие от романа Джона Стейнбека, довольно мелодраматичен и поверхностен. Многие зверства «красных кхмеров» остаются за кадром, а те, что все-таки попадаются на глаза героям, меркнут на фоне реальной истории. Будто режиссер Дэни До без злого умысла преуменьшает размах трагедии. С одной стороны, это портит общее впечатление от картины, с другой — она оказывается безобидной точкой входа в пучину жутких событий.

«Фунань» — это осторожный экскурс в крайне болезненный исторический период. В нем нет особых откровений, ранее неизвестных подробностей или кинематографических изысков. Его ключевое достоинство кроется в выбранной теме, и ее экзотичности в глазах западного зрителя. Именно она наполняет колоритом знакомую историю о том, как идеалы одних рушат жизни других. Колоритом, который жжется и переливается на солнце кроваво-бархатным оттенком.

PS. Если понравился текст — ищите нас в VK и Telegram.

11 показ
4.8K4.8K открытий
406 комментариев

Не надо называть красных кхмеров коммунистами, они - фашисты.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Пол Пот реализовал на практике коммунистический быт. Отказ от денег, общность жён и детей в коммуне, общественная собственность на средства производства. Просто в политической практике коммунистические или около социалистические режимы сопровождаются геноцидом. Так сказать, правило без исключений. UPD. Кто пишет про партийную диктатуру в Кампучии тоже лукавят. Про Пота никто не знал до его свержения.

Ответить

Разница чисто номинальная)

Ответить

Не сказал бы. Всё же фашистские течения зиждятся на радикальном капитализме, а у кхмеров был именно радикальный социализм как условная ступень к возможно не достижимому утопическому коммунизму.
Соглашусь, что национализм не свойственен коммунистическим воззрениям (коммунизм-то вообще на уровне сам по себе не "Зло(tm)", в отличии от большинства кто "коммунистами" назывался), но это лишь особенности конкретного режима - та же "демократия" тоже ведь сильно отличается между греческими полисами или там Швейцарией.  

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Спасибо, чуть ли не один грамотный коммент на всю тему.
Ещё удивляет, как обитатели dtf спешат наклеить на страшных "коммуняк" ярлык и успокоиться. Ведь у нас же конец истории, капитализм до тепловой смерти Вселенной, и если я назову что-то коммунизмом - оно и не случится никогда.
А проблемы и противоречия все равно копятся, сколько их под ковер не заметай.

Ответить