Фабрика грёз, пораженная вирусом: как снимают кино в пандемию

Новые правила Голливуда, которые повлияют на облик кино и сериалов ближайшего будущего.

«Бэтмен»
«Бэтмен»

В ближайшие годы зрители увидят фильмы и сериалы, снятые по новым правилам. Во время пандемии одним из основных условий возвращения на площадку стало тестирование на коронавирус. Так, в начале сентября возобновились съёмки очередной картины про Бэтмена, однако в результате тестирования творческой группы, ковид был подтверждён у исполнителя главной роли — актёра Роберта Паттинсона. После шестимесячного перерыва производство вновь было приостановлено.

Разберёмся, как изменился процесс съёмок и узнаем, почему авторы вынуждены переписывать сценарии, кого приглашают для любовных сцен и как режиссёры обходятся без массовки.

Отмены и переносы съёмок сериалов, премьер фильмов и церемоний награждений

Из-за начавшейся в марте 2020 года пандемии коронавируса авторы десятков сериалов не успели доснять запланированные эпизоды, так что шоу вышли на экраны в сокращённом варианте. Например, в восьмом сезоне создатели шоу «Чёрный список» закончили 18 серий из 22. Авторы «Империи» также остановили работу на 18 эпизоде из 20 планируемых.

По две серии не досчитались новые сезоны сериалов «Флэш» и «Ривердэйл», по четыре — «Закон и порядок» и «Анатомия страсти». Только 13 из 20 эпизодов успели снять создатели сериала «Сверхъестественное». И лишь одну серию из 22 заказанных закончили производители «Юного Шелдона».

«Юный Шелдон»
«Юный Шелдон»

Десятый сезон «Ходячих мертвецов» должен был выйти ещё в апреле 2020 года, но был отложен до октября. Не успели актёры культового сериала «Друзья» объявить о воссоединении, как съёмки из-за карантина были отменены. И это только малая часть ТВ-шоу, которые остановили работу из-за пандемии.

Та же участь постигла и фильмы. «Морбиус» — кино об учёном-вампире в исполнении Джареда Лето, основанное на комиксах Marvel, должно было выйти на экраны 31 июля 2020 года, но релиз был перенесён на март 2021-го. Премьера очередной истории о Бэтмене, с Робертом Паттинсоном в главной роли, отложена на октябрь 2021 года. Долгожданный запуск комикса «Чёрная вдова» со Скарлетт Йоханссон перенесли с мая на ноябрь 2020-го. Выход «Чудо-женщины: 1984» отложили на три месяца, до 25 декабря — слишком уж нестабильная эпидемиологическая ситуация в США и мире, чтобы рисковать блокбастером.

«Чёрная вдова»
«Чёрная вдова»

По всему миру были отменены кинофестивали, церемонии награждения и комик-коны. В марте 2020 года не состоялась юбилейная 40-я церемония вручения премии «Золотая малина», присуждаемая за худшие фильмы года. Организаторы не стали переносить событие, а объявили своих победителей онлайн. Тоже в виртуальном режиме прошла ежегодная кинопремия Kid’s Choice Awards.

Каннский фестиваль, который должен был пройти в мае, не состоялся. Самая престижная премия в области театра Tony Awards также была отменена в июне 2020 года. Организаторы сначала планировали перенести церемонию награждения на более позднюю дату, однако в августе объявили, что проведут её в виртуальном режиме до конца года.

Конечно, нашлись в развлекательной индустрии и настоящие «везунчики» — сериалы, которые успели доснять сезон и получить повышенное внимание аудитории в условиях, когда новинок стало в разы меньше. Многие шоу ушли на перерыв, не подозревая, что не всем из них суждено вернуться. Некоторые сериалы оказались закрыты, несмотря на первоначальные планы снимать следующие сезоны. В конце августа 2020 года канал Netflix объявил об очередной такой отмене.

Мы приняли трудное решение не продлевать на второй сезон сериалы «Общество» и «Мне это не нравится». Это решение нам пришлось принять из-за обстоятельств, вызванных последствиями Covid-19. Мы благодарны всей команде, трудившейся над их созданием.

представитель Netflix

Первый сезон шоу «Общество» вышел в мае 2019 года. Руководство канала почти сразу продлило его, выпустив видеоролик, в котором члены съёмочный группы анонсировали второй сезон. Съёмки должны были начаться в марте 2020 года, из-за пандемии были отложены на август, однако и летом они не начались.

«Общество»
«Общество»

Сами производители озвучили две причины — неожиданное увеличение бюджета из-за новых правил на съёмочной площадке в условиях Covid-19, а также проблемы в организации съёмок для такого большого каста сериала. Несмотря на то, что сценарий был готов, руководство канала приняло решение закрыть «Общество».

Та же участь постигла и другой сериал Netflix — «Мне это не нравится». Съёмки первого сезона прошли в Питтсбурге, где сегодня запрещено снимать из-за пандемии. В связи с закрытием большинства локаций, многие авторы сериалов переехали в Лос-Анджелес и штат Джорджия. Новые правила и задержки в съёмках увеличили время производства почти вдвое, соответственно выросли и затраты, на которые Netflix в данном случае идти не захотел.

Многие люди считают, что проблема только в том, чтобы вернуться к работе. Они даже не понимают, с какими глобальными культурными изменениями нам только предстоит столкнуться

Марк Гилл, продюсер и бывший глава студии Warner Independent Pictures

События последних месяцев показали, что ни одно шоу не застраховано от закрытия. Даже если авторы анонсируют продолжение, последствия пандемии в любой момент могут изменить их планы.

План Б — новые правила в киноиндустрии

Фабрика грёз, пораженная вирусом: как снимают кино в пандемию

В июне 2020 года Альянс телевизионных и кинопродюсеров опубликовал план возобновления производства в условиях пандемии Covid-19. Так называемая «Белая книга» содержит 22 страницы, где прописаны десятки правил, которые должна соблюдать съёмочная группа, если хочет продолжить производство. За несоблюдение новых требований съёмки могут быть остановлены. Так, например, продюсерам рекомендовано разделить площадку на зоны, а команду — на группы, чтобы минимизировать контакты.

Перед съёмками у всех должна быть измерена температура — в случае даже небольшого жара, человек не может быть допущен на площадку. Питание в упакованном виде теперь доставляется отдельно каждому, а любые застолья запрещены. Также рекомендовано минимизировать использование бумаги, поэтому документы, контракты и сценарии теперь должны присылаться в электронном виде.

На каждой площадке должен присутствовать независимый «ковид-сотрудник», который будет следить за соблюдением правил. Он может тестировать персонал, обучать, но главное — наблюдать за съёмками и разрешать спорные ситуации, которые могут быть вызваны нарушением правил. Любой член команды может обратиться к нему за помощью, если почувствует, что предписания не соблюдаются.

В июле 2020 года создатели триллера режиссёра Майкла Бея «Певчая птица» с Деми Мур в главной роли получили предписание от гильдии актёров SAG-AFTRA. В нём говорилось, что члены организации, в том числе и Мур, не готовы продолжать съёмки, пока продюсеры не обеспечат условия, соответствующие новым правилам. Авторам фильма понадобились сутки, чтобы исправить ситуацию.

Однако на этом неприятности не закончились. Создатели «Певчей птицы» планировали снять несколько эпизодов в ночное время в Бойл-Хайтсе (район Лос-Анджелеса), тогда как жители близлежащих домов оказались против и подали жалобу в компанию FilmLA, которая занимается расследованием законности съёмок.

Мы просто беспокоились насчёт Covid-19 и ситуации с парковкой. Сейчас всё нелегко, и любые изменения в нашем образе жизни нам не нравятся. Никто не должен умирать из-за фильма Майкла Бея. Многие соседи оказались в зоне риска.

Сэм Корнуолл, фотограф и житель района, инициатор жалобы

Съёмочной группе пришлось изменить сценарий и переехать снимать в другой район города. Это была далеко не первая жалоба, поданная этим летом на разных кинодеятелей в FilmLA. Жители писали, что обеспокоены несоблюдением правил на площадке и близким нахождением посторонней съёмочной группы. С середины июня в течение месяца было закрыто 17 производств, в некоторых случаях пришлось привлекать полицию.

В июне 2020 года предписанием SAG-AFTRA были прерван съёмки ещё одного фильма в Лос-Анджелесе — «Ухаживание за мамой и папой». Создателей обвиняли в отсутствии защитных масок и нарушении социальной дистанции.

Фабрика грёз, пораженная вирусом: как снимают кино в пандемию

Таким образом, любой актёр может отказаться от участия в съёмке и обратиться в гильдию, если производители шоу не следуют правилам «Белой книги». В то же время любой член съёмочный группы может быть удалён с площадки, если у него заподозрят признаки даже обычной простуды.

В отрасли есть люди с разными точками зрения. В том числе и те, кто ставит под сомнение научные данные, лежащие в основе протоколов, или даже обоснованность самой пандемии.

Дункан Крэбтри-Айрлэнд, глава SAG-AFTRA

Неудивительно, что многие проекты «заморожены» или закрыты до лучших времён. Продюсеры пока не готовы открыто выступать против новых правил, но на условиях анонимности комментируют новшества американским изданиям.

Так, по их словам, все эти меры, в первую очередь, удлиняют процесс съёмок. Простой пример: сцена снимается в павильоне или на натуре, и рядом всегда присутствуют рабочие, которые в любой момент готовы переставить свет или поменять декорацию. Главное требование к таким помощникам — скорость. Теперь же для замены любого элемента на площадке рабочего придётся вызывать и ждать 10-15 минут. Что выливается за день в часы простоя и сильно сокращает количество отснятого материала.

Мы пробуем разные варианты и расписания, но каждый день показывает, что время съёмки сокращается вдвое. Сколько времени уйдёт на то, чтобы каст был готов приступить к работе? Как долго теперь актёр будет добираться до площадки? Сколько пройдёт времени, прежде чем работа будет закончена? Я ожидаю, что график съёмок увеличится вдвое.

анонимный режиссёр кино и телевидения в интервью Vanity Fair

В марте 2020 года была остановлена работа над фильмом «Шулер» после того, как у одного из исполнителей второстепенной роли был обнаружен вирус. В июле создатели вернулись к съёмкам, только на этот раз они протестировали всю группу ещё до того, как встретиться на читке сцен.

Ежедневно у всей команды измерялась температура, а раз в три дня все они проходили тестирование на вирус. Все участники съёмок носили маски, контакт был сведён к минимуму — только один гримёр за смену мог касаться актёров.

Фабрика грёз, пораженная вирусом: как снимают кино в пандемию

Режиссёры и продюсеры уверены, что правила нужны, только пройдёт немало времени, пока все приспособятся по ним работать. Ведь остается вопрос — если несмотря на все меры, кто-то из съёмочной группы все же заболеет коронавирусом, что будет со съёмками?

Руководства студий, которые несут огромные убытки из-за простоя, также ищут пути привлечь на свои площадки съёмочную группу. Генеральный директор Blackhall Studios в Атланте штате Джорджия Райан Миллсап недавно сделал крупные инвестиции в покупку специального оборудования для фильтрации воздуха, которое устанавливается в системы вентиляции.

Кроме того, Миллсап предлагает продюсерам использовать огромную территорию студии под строительство целого города. В условиях, когда съёмки на реальных улицах сильны затруднены, такие декорации для некоторых фильмов и сериалов могут стать выходом из ситуации.

Съёмочные площадки, известные своей многолюдностью и беспорядком, теперь вынуждены полностью меняться и соответствовать новым требованиям. Несмотря на то, что съёмки пока чаще ограничиваются музыкальными клипами и рекламными роликами, студиям нужно хорошо подготовиться, чтобы на их территорию смогли вернуться крупные проекты.

Мелодрамы без поцелуев, боевики без драк — что увидят зрители в ближайшие годы

Меняется и подход авторов сценария к своей работе. Как отмечают эксперты, в сюжетах становится заметно меньше персонажей и локаций, в первую очередь это касается любых помещений. По новым правилам социальной дистанции в некоторых местах вообще будет невозможно снимать, поэтому такие локации пропадут из сценариев.

Вы были когда-нибудь на съёмочной площадке в настоящем жилом доме? Это безумие. Едва можно пройти в дверной проём, так там многолюдно. Вы должны всё время ждать, чтобы подняться или спуститься с лестницы, как будто это туннель с односторонним движением. Съёмка на кухне или в гостиной? Забудьте. Там всегда очень тесно.

анонимный режиссёр в интервью Vanity Fair

Один из создателей шоу «Мифический квест» Роб Макэлхенни снимал сцену конференции для геймеров, когда производство было остановлено. В аудитории было более тысячи человек, что в ближайшем будущем повторить будет уже нельзя. Поэтому Макэлхении придётся переписать и переснять сцену, уменьшив число персонажей и полностью сменив локацию.

Ещё один продюсер объяснил изданию The Hollywood Reporter, как будет выглядеть сцена после того, как автора попросят сократить количество персонажей. Например, если раньше детская вечеринка в честь дня рождения была бы снята на заднем дворе, заполненном юными актёрами, то сейчас это будет сцена, в которой 2-3 ребёнка, сидящих за столом на расстоянии друг от друга, будут говорить о празднике. А чтобы оживить картинку, в сцену будет добавлено несколько кадров вечеринки, созданных с помощью компьютерных технологий.

Но визуальные эффекты могут вытянуть далеко не все сцены, уверена сценарист и продюсер Сера Гэмбл. В её сериале «Ты» спецэффекты не помогут, когда речь идёт о поцелуях между героями. Поэтому написание нового сезона пока растягивается на неопределённый срок.

Мы говорим нашим сценаристам: «Не будьте дураками. Мы не сможем такое снять, поэтому не пишите этого».

анонимный руководитель студии в интервью The Hollywood Reporter

Выжидательную позицию занял также продюсер и сценарист сериала «Бесстыжие» Джон Уеллс. На данный момент авторов просят убрать из сюжета объятия, поцелуи, рукопожатия, но и это ещё не окончательные требования.

Я не хочу переписывать всё по шесть раз, пока указания постоянно меняются.

Джон Уеллс, продюсер, сценарист сериала «Бесстыжие»
«Лучше звоните Солу»
«Лучше звоните Солу»

На протяжении пяти сезонов сюжет сериала «Лучше звоните Солу» (спин-офф «Во все тяжкие») разворачивался в торговых точках, маникюрных салонах и заведениях быстрого питания. Однако будущие эпизоды будут заметно отличаться — новые правила не позволяют больше снимать в локациях Нью-Мексико.

Как и многим другим, нам придётся проявить изобретательность в том, где и как снимать. Во многие места нас просто не пустят.

Марк Джонсон, один из продюсеров «Лучше звоните Солу»

Порядок сцен в кинопроизводстве всегда был произвольным. Сейчас же в первую очередь идут съёмки на натуре или сцен, где задействовано минимальное количество персонажей. А диалоги и взаимодействие героев пока оставляют на последний момент. Например, съёмки боевика «Миссия невыполнима 7», которые были запланированы на сентябрь, начались именно со сцен на улице.

Это кажется вполне выполнимым, и, очевидно, будут приняты меры предосторожности.

Саймон Пегг, актёр

Голливудский продюсер Лукас Фостер готовился к очередной экранизации Стивена Кинга «Дети кукурузы» в Австралии, когда в мире началась пандемия. В производство уже были вложены миллионы долларов, поэтому Фостер принял решение продолжить съёмки.

На площадке он создал так называемый «пузырь», в котором команда находилась на карантине, в изоляции от внешнего мира на протяжении всего времени съёмок. Для соблюдения мер безопасности Фостер закупил тесты на вирус, всё это время он оставался на связи с врачами и разработал собственный метод съёмок массовых сцен.

Основной актёрский состав картины состоял из детей, которые, по мнению Всемирной организации здоровья, менее подвержены вирусу. Это стало причиной, почему Фостер решил не останавливать съёмки. Кроме того, множество сцен были сняты на кукурузном поле — в открытом пространстве, что также облегчило соблюдение социальной дистанции.

«Дети кукурузы»
«Дети кукурузы»

Но главной проблемой для режиссёра стали массовые сцены. Если раньше пригласить 150 статистов и снять очередное кино про зомби не было проблемой, то теперь о таком количество актёров на съёмочной площадке не может быть и речи. Все скопления людей рекомендовано создавать с помощью компьютерной графики. Однако добавлять толпу таким способом возможно только на дальних планах — на крупных этот приём не работает.

Мне нужно было понять, как создать толпу, состоящую не более чем из нескольких человек. И с очень специфическими ракурсами камеры. Причём обычно актёры стоят близко друг к другу, а тут этого не должно было быть. В конце концов, я получил нужную мне сцену, но она выглядела иначе, чем могла бы до пандемии.

Лукас Фостер, продюсер, режиссёр

Другие создатели легко приняли новые условия производства. Сценарист и продюсер сериала Black-ish Кортни Лилли заявил, что готов, если понадобится, превратить эпизод шоу в 21-минутный одноактовый спектакль двух персонажей. Если это будет единственный выход продолжать работу и сохранить сериал на экране, его команда найдёт способ снять такое шоу.

Сценаристам нужно теперь также быть предельно аккуратными с постельными сценами. Как пишет Washington Post, два разных актёрских агента рассказали изданию, что их известные клиенты уже отказываются сниматься в любовных сюжетах по причине неизбежного близкого контакта с партнёром.

Я думаю, что каждое агентство прямо сейчас просматривает свой список клиентов, чтобы увидеть, у кого из актёров есть супруг или супруга, которые также являются актёрами — потому что тогда мы могли бы их тоже попытаться привлечь к съёмкам. Я шучу, ну или почти.

один из голливудских агентов в интервью Washington Post
Фабрика грёз, пораженная вирусом: как снимают кино в пандемию

Американская писательница, автор книг для сценаристов Линда Сегер считает, что кастинг-директоры получили негласные указания отдавать предпочтение артистам из одной семьи, благо актёрских династий в Голливуде предостаточно. Селебрити с куда большим энтузиазмом соглашаются сниматься с друзьями или хорошими знакомыми, с кем и в реальной жизни они не соблюдают социальную дистанцию.

Сериал «Дерзкие и красивые» транслировался на протяжении 33 лет, пока в марте 2020 года пандемия его съёмки не остановила. В июне авторы шоу вернулись к работе и нашли свой способ снимать любовные линии. Для съёмок были задействованы манекены или реальные супруги актёров, которых со спины снимали в сценах с поцелуями.

Вообще любовные сцены и сцены драк теперь не приветствуются в сценариях. Если же избежать их никак не получается, то актёрам рекомендовано «вести себя как можно тише, чтобы избежать разбрызгивания слюны во время общения». Артисты, которые, по каким-либо обстоятельствам, не могут носить маски на съёмочной площадке, должны соблюдать дистанцию более двух метров. А вот грим, по возможности, им придётся поправлять самостоятельно.

Фабрика грёз, пораженная вирусом: как снимают кино в пандемию

Судя по новым требованиям, сейчас могут стать востребованы триллеры, построенные на клаустрофобии, предчувствуют режиссёры фильмов ужасов.

Жанру хоррор очень подходит пандемия и изоляция — мы всегда пытаемся создать чувство, будто-то вы попали в ловушку.

Нейтен Крукер, режиссёр, получивший премию за лучший триллер 2015 года на Fargo Fantastic Fest за картину «Воспроизведение»

Весной, когда все оказались взаперти, Крукер собрал девять режиссёров фильмов ужасов и предложил создать антологию историй — короткометражных художественных фильмов, которые были бы объединены темой вируса, под названием «Изоляция». Он попросил использовать в проекте только материалы и людей, с которыми они оказались закрыты в одном пространстве. Никакими технологиями, в том числе и Zoom, пользоваться было не разрешено.

Ограниченное количество персонажей в замкнутом пространстве одной локации, без любовных линий и драк— сценарий триллера может оказаться идеальным решением в эпоху пандемии.

Пандемия как новая сюжетная линия

Фабрика грёз, пораженная вирусом: как снимают кино в пандемию

Ещё один вопрос, которым задаются сейчас авторы сценариев — стоит ли включать в сюжеты истории про пандемию. Кино должно отражать реальность, а потому странно было бы делать вид, что ничего не происходит. Но с этим согласны не все.

Вы действительно хотите, чтобы персонажи носили маски, потому что звёзды их носят? Вы хотите, чтобы по сценарию герои собирались бы в группы не более шести человек? Вы хотите писать истории, где каждый находится на безопасной дистанции от другого? За большинством из этого было бы совсем не весело наблюдать.

Марк Хейман, один из авторов сценария фильмов «Чёрный лебедь» и «Близнецы»

Тем не менее совсем не показывать реальность тоже невозможно, потому что публика может назвать картину недостоверной. Когда наступил карантин, Хейман снимал для Netflix сериал про старшеклассников, но пандемия остановила съёмки. «Это непросто — снимать сериал о школе, когда самой-то школы и нет».

Я думаю, в ближайшие несколько лет вы увидите намного больше фильмов, действие которых происходит в прошлом. Даже картины, написанные для настоящего времени, будут изменены. Действие перенесут в 90-е, тогда не придется иметь дела со всеми этими проблемами. Плюс, тогда можно будет добавить крутой музыки — и все будут в выигрыше.

Лукас Фостер, голливудский продюсер
«Утреннее шоу»
«Утреннее шоу»

Несмотря на трудности, некоторые кинодеятели решили делать свой продукт актуальным. Так, сценаристы сериала «Утреннее шоу» с Дженнифер Энистон и Риз Уизерспун в главных ролях, срочно переписывают второй сезон, потому что им было дано указание внедрить туда сцены с пандемией.

Мы успели снять два эпизода, прежде чем нас закрыли из-за пандемии. Я знаю, что сейчас переписывается сценарий, и это какое-то сумасшествие, потому что так уже было в первом сезоне. У нас уже был готовый сценарий, который переписали, чтобы включить движение MeToo. А сейчас у нас ещё большее, глобальное явление, с которым мы имеем дело. Я не знаю, что именно они делают, но знаю, что они переписывают.

Марк Дюплас, актёр, исполнитель одной из главных ролей в «Утреннем шоу»

При этом критики отмечают, что сериал всё равно может потерять актуальность — из-за продолжительного перерыва между съёмками и выходом в эфир, сезон может выглядеть устаревшим.

Тема пандемии станет ключевой и для 17 сезона «Анатомии страсти». По словам создателей шоу, многие эпизоды сериала основаны на реальных историях, которые им рассказывают сами доктора. Сейчас почти все они говорят только о коронавирусе.

Невозможно делать долгоиграющее шоу о медицине и не показать главную медицинскую тему нашего времени. Я чувствую, что у нас есть возможность и обязанность рассказать некоторые эти истории.

Криста Вернофф, исполнительный продюсер «Анатомии страсти»

По словам продюсера, большинство историй по-настоящему трагичны и ничего кроме слёз вызвать не могут. Поэтому сценаристам пришлось постараться, чтобы сохранить стиль сериала, который всегда отличался романтичными и даже местами весёлыми сюжетами. Съёмки нового сезона начались в сентябре 2020-го.

В эпоху пандемии нашлись и те, кто не растерялся и снял шоу, построенное на жизни в изоляции. Так, канал Freeform запустил «Любовь во времена короны», в котором супружеские пары показывали свою жизнь во время пандемии. Одними из героев стали американский актёр и певец Лесли Одом-младший и его жена. Шоу снималось во время карантина в замкнутом пространстве и демонстрировало все трудности, с которыми сталкиваются семьи, оказавшиеся взаперти 24/7.

Рассвет или закат независимого кино

Пока из-за пандемии было приостановлено производство и перенесён выпуск таких блокбастеров, как «Аватар» (премьера планировалась в декабре 2021-го, но была отложена на год), «Звёздные войны» (релиз был перенесен с декабря 2022 года на декабрь 2023-го), фильм про «Джеймса Бонда» (картина должна была выйти в прокат в апреле 2020-го, но зрители увидят её в ноябре), более мелкие независимые кинопроизводители использовали пандемию в качестве отправной точки для творчества.

Всему миру придётся ждать, пока такие большие американские рынки, как Нью-Йорк и Лос-Анджелес снова начнут работать в полную силу, что будет выгодно мелким кинематографистам. Будет сниматься меньше дорогущих блокбастеров. И некоторые потерпят неудачу. В результате люди переключатся на более маленькие и креативные фильмы.

Робби Коллин, кинокритик

Американский режиссёр независимого кино Онур Тукел считает, что зрителю сейчас менее интересно смотреть вымышленные, сказочные сюжеты блокбастеров. А чтобы снять обычную реальность, не нужны ни большие бюджеты, ни огромный актёрский состав.

Я бы хотел посмотреть, как Джеймс Кэмерон снимет кино с четырьмя людьми. Вокруг тысячи историй, которые можно рассказать о вирусе. Давайте попросим всех авторов, от Кэмерона до Спилберга, которые снимают фильмы за 200 миллионов, сделать что-то за миллион долларов в трёх локациях. Это может стать вызовом для режиссёров блокбастеров, но и возможностью донести важные истории до публики.

Онур Тукел, режиссёр независимого кино
«Малькольм и Мария»
«Малькольм и Мария»

Создатели картины «Малькольм и Мария» решили, что и без них выйдет достаточно фильмов про вирус, поэтому своё кино решили снять про любовь. Продюсеры взяли в проект людей, которых хорошо знали и с которыми в реальной жизни не соблюдали дистанцию. Чтобы не получать дополнительные разрешения, репетиции сцен иногда проходили на парковке, тем не менее съёмочной группе удалось соблюсти все требования.

Я думаю, так как у нас было всего два актёра, мы смогли держать всё под контролем. Это фильм о паре, так что мы хотели остаться именно в таком сюжете.

Кевин Турен, один из продюсеров фильма «Малькольм и Мария»

Британский режиссёр Ян Понс Джеуэлл, который специализировался на съёмках рекламы, во время пандемии переключился на короткометражное кино. Он пригласил своего друга — оператора, который жил по соседству, снять фильм на пустынных улицах Лондона.

Для съёмок они взяли классическое английское такси и сделали его водителя центральным персонажем картины. Сюжет был построен вокруг коронавируса, который и в 2040 году люди не смогли победить.

Изоляция создала мировое событие, которое затронуло каждый дом. Почти каждый человек на планете пережил нечто, что случается один раз за всё поколение.

Ян Понс Джеуэлл, режиссёр

Пока кинокритики считают, что пандемия принесёт немало новых имён в кинематограф, юристы прогнозируют, что количество независимого кино уменьшится вдвое.

Перед тем, как начать съёмки, продюсеры независимого кино требуют страховку на случай судебных исков от работников. Фильмы, которые финансируются крупными студиями, в этих полисах не нуждаются — например, Netflix или Disney сами в таких случаях берут на себя все затраты, в качестве расходов на ведение бизнеса.

Кроме того, спонсоры независимой картины потребуют залог гаранта, который обещает добавить средства, если производство будет остановлено. Но сейчас ни одна страховая компания не возьмётся покрывать Covid-19.

Covid — это абсолютная катастрофа для индустрии независимого кино. Основой финансирования таких фильмов являются кредиты, а кредиты нуждаются в страховании. Сейчас в этом месте огромная дыра. Я думаю, что 50% независимой индустрии просто исчезнет.

Скай Мур, партнёр юридической фирмы Greenberg Glusker в Лос-Анджелесе

Но даже если представить, что вопрос со страховым полисом каким-то образом удастся решить, выросшие из-за новых правил бюджеты будет практически невозможно найти.

Уже сейчас сложно получить финансирование для многих этих картин. А теперь придется говорить инвесторам, что бюджет нужно увеличить ещё на 30%?

Шон МакГилливрей, продюсер независимых документальных фильмов («Музыкальная карта Америки», «Мечтай о большем: Свой мир строим сами»)
Фабрика грёз, пораженная вирусом: как снимают кино в пандемию

Однако мир независимого кино старается не отчаиваться: на январь 2021 года запланирован фестиваль Sundance — эпицентр индустрии инди-фильмов, где такие компании, как Hulu и Netflix иногда платят более чем 10 миллионов долларов за картину. От этого будет во многом зависеть, какие фильмы в индустрии независимого кино выйдут в 2022 году.

Опрошенные изданием Washington Post эксперты считают, что качество фильмов и сериалов, будь то независимое или коммерческое кино, в скором времени неминуемо упадёт. Никто больше не сможет позволить себе тратить по десять дублей на одну сцену, чтобы добиться лучшего результата.

В интервью изданию The Hollywood Reporter анонимный исполнительный продюсер предположил, что сценарии эпизода сериала в среднем станут на 5-6 страниц тоньше, потому что создателям нужно будет найти средства на соблюдение протоколов безопасности, таких как постоянное тестирование команды. Из-за экономии из сценариев также могут исчезнуть ночные сцены, ведь их оплата обходится продюсерам дороже дневных смен. Кто сможет помочь кинобизнесу выжить в таких условиях?

Страховые компании, собственные фонды или государство — кто покроет убытки?

Когда съёмки были остановлены, урегулированием непредвиденных расходов занялись страховые компании. После выхода из карантина, производства фильмов, которые уже были запущены до пандемии, продолжают работать по старым полисам. Но даже у них лимит покрытия составляет от 2 до 5 миллионов долларов, что для крупных проектов значит всего несколько дней производственных затрат.

А вот тем, кто только планирует начать съёмки, придётся свыкнуться с мыслью, что страховые компании откажутся покрывать перебои в работе.

Люди приходят к нам с новыми проектами, но сейчас просто нет страховых компаний, которые способны были бы предоставить какое-либо покрытие. Даже когда правительство разрешит съёмки, шансы, что вирус вернётся и производство будет остановлено, по-прежнему слишком высоки для страховых компаний, чтобы предложить полисы.

Майкл Гронер, страховой брокер компании Front Row, занимающейся страхованием в индустрии развлечений
Фабрика грёз, пораженная вирусом: как снимают кино в пандемию

В будущем, даже если один член команды заболеет, это будет значить карантин для других сотрудников или вообще полную остановку съёмок. Раз страховые компании не готовы возмещать потери, некоторые телевизионные каналы решили действовать и создали собственные фонды на случай непредвиденных обстоятельств.

Компания Brightlight Pictures в настоящее время производит семь шоу, в том числе два для канала ABC: «Хороший доктор» и «Могучие утята». Её глава Шон Уильямсон рассказал, что расходы для некоторых сериалов покрывают студии и телесети, в частности ABC и Amazon. Но подразделению независимого производства Уильямсона — Lighthouse Pictures, которое сделало, например, фильм для Lifetime «Гарри и Меган» или «Три спальни, один труп» для Hallmark — на такие компенсации рассчитывать не приходится.

Поэтому пока одни креативщики разрабатывают концепцию, как они будут продолжать съёмки, другие — подсчитывают, во сколько им это обойдётся и стоит ли вообще снимать. А ведь для съёмочной группы очень важно «попасть в ритм». Стоить ли возобновлять съёмки, чтобы прервать их через несколько месяцев?

Если вы снимаете шоу «Закон и порядок» или что-то типа того, съёмки займут 9-10 месяцев. И вы не сможете изолировать всех этих людей от их жизни, от их семей на такой долгий срок. Я никогда не смогу узнать, что они делают и с кем общаются после того, как уходят со съёмочной площадки в конце дня.

анонимный создатель сериала в интервью Vanity Fair
Фабрика грёз, пораженная вирусом: как снимают кино в пандемию

Ещё в начале пандемии некоторые страны предвидели кризис в развлекательной индустрии, поэтому направили немалые средства на поддержание «важнейшего из искусств». Федеральный совет по кинематографии Германии учредил фонд в размере 16 миллионов евро для поддержки ранее утверждённых проектов, вынужденных закрыть или отложить производство из-за вируса. Также были приостановлены выплаты по кредитам, взятым на съёмки.

Немецкое правительство анонсировало пакет помощи в 54 миллиарда долларов фрилансерам и небольшим компаниям, которые связаны с индустрией развлечений.

Итальянское правительство предоставило чрезвычайную помощь в размере 142 миллионов евро для индустрии развлечений в своей стране. Ещё 110 миллионов долларов было выделено на налоговые субсидии для кинотеатров.

В конце августа премьер-министр Франции Жан Кастекс объявил о пакете помощи для киноиндустрии в 196 миллионов долларов. И это только часть из запланированных 2,4 миллиарда.

Трудно сказать, сколько ещё финансовой поддержки потребуется индустрии развлечений, чтобы вернуться к своему состоянию до пандемии. Если в марте большинство продюсеров сходились во мнении, что в сентябре можно будет возобновить съёмки и вернуться к полноценной работе, то сейчас, когда врачи говорят о возможной второй волне в октябре, риски продолжать производство выглядят высокими.

В интервью изданию Washington Post приняли участие двенадцать деятелей киноиндустрии, которые сошлись во мнении, что сфера развлечений претерпит не менее серьёзные изменения, чем сфера работы, учёбы или шоппинга. И пока не будет создана вакцина, можно забыть о прежней жизни и принять, что новые правила — это только старт больших перемен.

88 показов
4.8K4.8K открытий
16 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Это конечно пять))) его похоже вообще не вычитывали? ))) Куда только редакторы смотрят))

Ответить

Только некоторые фильмы не выходят, не потому что такая ситуация, а из-за того что они боятся потерять много денег. К примеру, Чудо-женщину перенесли потому что Довод очень много не собрал.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Поэтому Макэлхении придётся переписать и переснять сцену, уменьшив число персонажей и полностью сменив.

После "сменив" какого-то слова не хватает, мне кажется.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Не, ну может и не плохо что закрывают. 

Ответить