Вот оно какое, наше «Лето»: обзор фильма Кирилла Серебренникова

Личное мнение, небольшой экскурс в историю, а также главные плюсы и минусы картины.

Вот оно какое, наше «Лето»: обзор фильма Кирилла Серебренникова

На экраны вышел фильм Кирилла Серебренникова «Лето». В СМИ его уже успели окрестить и главной отечественной премьерой лета, и самым обсуждаемым фильмом. Вот только все разговоры связаны не с самой картиной, а с личностью режиссёра и его арестом. Поддерживая Серебренникова, многие как бы заодно в знак солидарности хвалят и «Лето».

Но что можно сказать о фильме, если абстрагироваться от личности режиссёра и связанных с ним новостей. Сюжет «Лета» рассказывает о знакомстве юного Виктора Цоя со столпом русского рока Майком Науменко и его женой Натальей. Между Цоем и Натальей возникают тёплые чувства. Параллельно Майк пытается вывести молодого музыканта на большую сцену и устроить ему запись. В целом, простая ностальгическая история, но есть в ней много недостатков.

Не так всё было

Многие участники и свидетели событий, как например первый гитарист группы «Кино» Алексей Рыбин и Борис Гребенщиков, раскритиковали фильм за неточности. В результате их якобы убрали из сюжета. Персонажа Рыбина в фильме зовут «Лёня», а Гребенщикова — просто «Боб». Но разумеется, практически никто из зрителей не знает, как же всё происходило на самом деле, поэтому придираться к хронологии или неточно показанным фактам было бы наверное глупо.

Вот оно какое, наше «Лето»: обзор фильма Кирилла Серебренникова

Хотя всё-таки странно, что Майк поёт песню «Лето» ещё до момента знакомства с Цоем. Эта композиция была написана именно как посвящение Виктору Цою и шуточный ответ на его песню «Весна», и даже на альбомах она всегда была подписана «Лето (песня для Цоя)».

Но основная проблема всё-таки не в этом. В первую очередь странно выглядит подбор актёров. Роме Зверю, сыгравшему Майка, на момент съёмок было почти 40. Науменко всегда выглядел старше своих лет, Зверь выглядит младше. Но всё же в отдельных моментах возраст очень заметен, что создаёт неверный посыл — образ опытного умудрённого музыканта. В реальности Майку на тот момент едва перевалило за 25, и его «матёрость» была очень условной.

Ещё хуже обстоит дело с экранным Цоем. 37-летний Тео Ю играет подростка, которому ещё нет и двадцати. Мало того, этот актёр не знает русского языка, поэтому он просто заучивал текст. Это, конечно, сказывается на явном непонимании, какие эмоции ему нужно играть в момент произнесения каких-то слов.

Вот оно какое, наше «Лето»: обзор фильма Кирилла Серебренникова

Дубляж выглядит значительно лучше, чем в фильме «Довлатов», где главного героя вообще чаще показывали со спины — видимо, чтобы легче накладывать текст. Но есть другая проблема, дублировать Цоя взяли Дениса Клявера — бывшего солиста группы «Чай вдвоём». У него действительно похожий тембр. Но работать голосом Клявер явно не умеет. В итоге на экране безэмоциональный герой говорил с преувеличенными и неестественными интонациями.

Персонаж больше напоминает образ Цоя из фильма «Игла» — минимум эмоций, пафосные речи. Если же посмотреть любые документальные записи, то можно увидеть, что худой и костлявый юный Виктор Цой вёл себя совсем иначе, да ещё и много улыбался в жизни.

Многое исправляют песни. Композиции перезаписал кавер-исполнитель Пётр Погодаев. Но если этого не знать, можно подумать, что слушаешь ремастеринг оригинальных записей Цоя. Все интонации, тембр голоса и даже ошибки переданы очень близко. Даже звук гитары напоминает звон дешёвого инструмента фабрики Луначарского.

Вот оно какое, наше «Лето»: обзор фильма Кирилла Серебренникова

Как ни странно, второстепенные персонажи выглядят намного живее. Панк, явно списанный с Андрея Панова по прозвищу «Свин» — настоящее украшение фильма. К тому же в картине можно заметить несколько интересных камео, например, Антона Адасинского или Севу Новгородцева.

При этом странно выглядит рок-клуб. Его президент Николай Михайлов какой-то уж слишком сдержанный и пафосный, а в зале сидят исключительно приличные и скромные люди под строгим взором дружинников. Такой пафос смутил даже Леонида Парфёнова, бывавшего в рок-клубе благодаря дружбе с Башлачёвым.

А был ли Майк?

Отдельная странность фильма — образ Майка Науменко. А точнее полное его отсутствие. Картина посвящена становлению Цоя, при этом Майк в ней показан как уже состоявшийся и опытный музыкант. Но к сожалению, сейчас с его творчеством знакомы не все, а понять из фильма, чем же он так прославился практически невозможно.

Науменко за фильм исполняет буквально пару песен. При этом они полностью переложены в стилистику Ромы Зверя — добавлено его фирменные мяуканье и тягучесть, совершенно не свойственные творчеству группы «Зоопарк».

Вот оно какое, наше «Лето»: обзор фильма Кирилла Серебренникова

При очень тонком и аккуратном подходе в песням Цоя, это выглядит непонятно. Песни Науменко может исполнить практически любой музыкант и даже хороший актёр — он в основном просто проговаривал слова. А уж новенькая аккуратная гитара на пляже и почти виртуозные музыканты на сцене рок-клуба, играющие песню «Дрянь», выглядят совсем уж неправдоподобно.

Майк показан опытным музыкантом, который уже будто бы устал от своего творчества. На самом же деле он и сам попал в рок-клуб буквально за год до событий, показанных в фильме. Группа «Зоопарк» играла посредственно. а главная его заслуга была как раз в том, что он привнёс в русский рок элементы настоящего американского рок-н-ролла, наложив на них простые тексты о советских буднях.

И переводы песен, которые не раз показывали в фильме, зачастую превращались в собственные композиции Науменко, о чём в фильме упомянули лишь вскользь. При этом сам Майк странным образом долгое время искренне считал, что играет панк-рок.

Вот оно какое, наше «Лето»: обзор фильма Кирилла Серебренникова

Рома Зверь при определённых ракурсах действительно похож на Майка, особенно в очках. Но взяв артиста с ярко выраженной своей манерой исполнения, авторы фильма просто потеряли настоящего Науменко и забыли показать его творчество. И в итоге Майк выглядит очень пафосным немолодым музыкантом, да ещё и совершенно неуклюжим в быту.

А о чём кино?

Всё сказанное выше можно воспринимать исключительно как старческое брюзжание «не так всё было» (что откровенно сказано в первом подзаголовке). Но эти рассуждения появляются исключительно из-за главной проблемы фильма. Если абстрагироваться от исторического контекста, история окажется очень скучной.

Вот оно какое, наше «Лето»: обзор фильма Кирилла Серебренникова

Сюжет основан на воспоминаниях Натальи Науменко о её дружбе с Цоем. И именно эта линия — самое неинтересное, что есть в фильме. Тут даже нельзя сказать, что действие развивается медленно, оно вообще никуда не двигается. Наталья увлекается Виктором. Майк относится к этому безразлично. Наталья и Цой целуются. Потом решают, что больше так не надо. Вот и вся история.

Создаётся ощущение, что Наталья Науменко просто очень уж хотела рассказать всем, что ей сильно увлекались два известных музыканта. А заодно напомнить, каким бесполезным был Майк в обычной жизни. Сомнения в существовании этого любовного треугольника высказывали и Гребенщиков, и журналисты Андрей Бурлака и Артемий Троицкий. Словом, многие из тех, кто был свидетелем тех событий.

Вот оно какое, наше «Лето»: обзор фильма Кирилла Серебренникова

Да и в истории самих музыкантов нет каких-то особых событий. Нет выраженного противостояния с властями, нет конфликтов, нет каких-то особых перемен. Все живут спокойно и просто занимаются своими делами: выступают в рок-клубе, записываются, дают квартирники. Отношения Майка и Цоя почти не развиваются, а единственное столкновение с чиновниками выглядит легко и скорее даже комично.

Фильм так плох?

Всё это не значит, что фильм «Лето» вышел совсем уж неинтересным. Картина снята очень хорошо, особенно радует операторская работа. Возможно, в самом начале в сцене на финском заливе хочется больше цвета и тепла, чтобы передать атмосферу того самого лета, о котором поёт Майк.

Вот оно какое, наше «Лето»: обзор фильма Кирилла Серебренникова

Но дальше чёрно-белые тона идут фильму только в плюс — они создают ретро-атмосферу, которые многие знают только по фотографиям. На удивление хорошо для отечественного кинематографа сделан фон. Эпизодические актёры не кажутся пластмассовыми, а антураж заставляет вспомнить коммуналки и восьмидесятые годы.

Если не обращать внимания на провисание истории во второй половине фильма, где как раз и рассказывают про общение Виктора и Натальи, то «Лето» превращается в чистую и светлую ностальгию по ушедшей эпохе.

Вот оно какое, наше «Лето»: обзор фильма Кирилла Серебренникова

Отдельная часть фильма — атмосферные клипы, дополняющие сюжет. Русские режиссёры в последнее время уж слишком увлеклись подобным. Но в данном случае музыкальные вставки — чуть ли не лучшая составляющая истории. Панк в электричке начинает петь Psycho Killer группы Talking Heads, а в автобусе, где едут Виктор и Наталья, все пассажиры вдруг исполняют Passenger Игги Попа. На несколько минут будничная жизнь превращается в потрясающую фантасмагорию, дополненную рисунками поверх кадра.

Всё это каждый раз прерывается выходом некоего Скептика, который напоминает, что этого на самом деле не было. Возможно, это ирония над несоответствиями и всей остальной истории, и Скептик как бы сам предваряет негативные отзывы на фильм.

Когда всё это кончится?

Но есть у «Лета» и ещё один недостаток: фильм никак не может закончиться. После красивого финала в коммуналке, где проходил квартирник, идёт ещё один. А за ним ещё один и ещё...

Вот оно какое, наше «Лето»: обзор фильма Кирилла Серебренникова

Иногда кажется, что сцены, которые были отсняты, но не попали в сам фильм, просто добавили в конце. Они мало связаны друг с другом и уже почти не влияют на основной сюжет. Они просто есть. И от этого иногда становится скучно — лучше уж было закончить на сцене пения Панка и последующем клипе. Фильм бы выглядел более ярко и чётко без ненужных разъяснений, как всё было с отношениями, и что ждало музыкантов потом.

И вроде как песня «Кончится лето», звучащая на титрах, подходит по сюжету и названию. Но ведь можно было поставить старую песню Цоя «Лето», которая намного лучше вписывается в историю по атмосфере и акустическому звучанию.

В целом «Лето» всё-таки оставляет приятные ощущения. Это простой ностальгический фильм с хорошо проработанной атмосферой эпохи и ярким саундтреком. Но многое портит невнятный и скучный сюжет и странный подбор актёров. Если бы не проблемы Серебренникова, вряд ли картина произвела столько шума. Но всё же тем, кто любит или когда-то любил русский рок, будет приятно посмотреть этот легкий и ни к чему не обязывающий фильм.

2626
19 комментариев

В связи с выходом этой картины хочу сказать спасибо жене Егора Летова, Наталье Чумаковой, за хорошие документальные фильмы о самом, собственно, Егоре.
И, надеюсь, что руки художников, стремящихся выразить "своё видение" путем изменения настоящих историй (прекрасных, полных трагедий и свершений) на только что придуманные - не дотянутся ни до Летова, ни до любых других культовых личностей.

5

Летову всё это ещё предстоит.

Очередной русский правдивый самый главный фильм. Высоцкого им было мало.

> «Лето» всё-таки оставляет приятные ощущения. Это простой ностальгический фильм с хорошо проработанной атмосферой эпохи и ярким саундтреком. Но многое портит невнятный и скучный сюжет и странный подбор актёров.

Да ёшкин матрёшкин! Я это под каждым русским фильмом писать что ли буду? "Хороший фильм, но есть пара замечаний, незначительных, всего лишь сюжет скучный и подбор актёров странный". Да госспадибожемой(

3

СПОЙЛЕР
Автор говорит о "проблеме Науменко", не понимая, о чём, собственно, идёт речь. Науменко понимает, что Цой — это очень круто, даже круче самого Науменко! Состоявшемуся творческому человеку признать такое сложно. Тем более помогать Цою, выводить его "в люди". При этом он знает, что между Цоем и его женой "проскочила искра" и, тем не менее, закрывает на это глаза. Он готов принести в жертву даже своё семейное счастье, лишь бы Цоя услышали. "Проблема Науменко" в том, что не все авторы могут это понять.

2

Я говорил несколько о другом. Проблема в том, что Науменко-творец в фильме практически не показан, его творчество упомянуто как бы мимоходом. Не объяснено, что значили для него переводы песен, не показано, почему он был особенным для русского рока. Причём я не скрываю, что это чисто личное мнение, режиссёр вроде как и не обязан раскрывать именно его. Но строго говоря, если бы акцент сделали больше на общении Цоя и Майка, убрав невнятную любовную линию — фильм бы только выиграл.

Персонаж больше напоминает образ Цоя из фильма «Игла» — минимум эмоций, пафосные речиК сожалению, нет. Цой в "Игле" - это и есть настоящий Цой, крутой бунтарь, прикуривающий сигарету со смертельной раной в животе. В фильме же вот этого юношеского максимализма и бунтарства Цоя как-то нет вообще. Вот реально почти 40-летний дядька играет эстета средних лет. Но ведь и песни там были вовсе не эстетские, а очень даже задорно-боевые.
Хотя музыкальные номера в фильме удались, а вот всё что кроме них провалено. Кроме сцены пикника в лесу и внезапно Боба-Гребенщикова.

1

Гребенщиков отличный, да, и все вставки «Этого не было».

Раскрывать всегда
Что-то новенькое 😮
Что-то новенькое 😮
411411
1818
1616
1111
22
11
11
11
11
11
Переиграл и уничтожил
"Не бойтесь делать наше тестовое", говорили они. "Мы в любом случае даём подробный фидбек", говорили они 🥲

Или очередная грустная история про то, как я потратила около 15 часов на тестовое, расписала сплошным текстом 8 листов в ворде, выполнила 7 объемных задач, и получила... Х&& через плечо*. *Извините, иначе я это назвать не могу.

Подробный фидбек на 7 заданий на 8 листов выглядит так, оказывается.
3939
99
66
22
Подобные посты, без указания названия конторы, идут в мусорное ведро.
«Они даже убрали мое имя»: Marvel вырезал все реплики Дженны Ортеги в «Железном человеке 3»

Изначально ее роль была куда больше.

«Они даже убрали мое имя»: Marvel вырезал все реплики Дженны Ортеги в «Железном человеке 3»
3535
2828
1010
11
11
Какая обидчива маленькая чсв девочка, не включили в титры изза секундной роли - расплачивайтесь.
Режиссёр сиквела «Монстро» подтвердил, что над фильмом всё ещё работают

Продолжение анонсировали ещё в 2021 году.

Режиссёр сиквела «Монстро» подтвердил, что над фильмом всё ещё работают
1515
11
Прошёл Suicide Squad: Kill the Justice League вопреки всему и не пожалел

Задавайте свои вопросы, шутите свои шутки.

2424
1515
66
33
22
22
11
Не важно что мы напишем, главное что ты кайфанул от игры
Доброе утро, страна
Доброе утро, страна
3131
1313
1010
22
Возвращайтесь в Disco Elysium
5858
77
11
Darklands – это Kingdom Come 1992 года
Героический мужик и героическая баба

Этой игрой вдохновлялся Тодд Говард при создании Свитков и сложно поверить, что Даниель Вавра не черпал вдохновение из неё же – сеттинг, атмосфера, историзм и даже механики пересекаются. Забагованная, жутко хардкорная, но при этом очень необычная игра, которая дала мне много часов приключений.

117117
55
33
22
11
11
А ведь всё это время ты мог проходить смуту, не стыдно?
[]