Когда встречаются доппельгангеры. Обзор мини-сериала «Дублинские убийства»

Когда встречаются доппельгангеры. Обзор мини-сериала «Дублинские убийства»

Посмотрел после отличного «Заговора сестёр Гарви», где ещё снималась Сара Грин (Биби «Джон Сильвер» Гарви). Оказалось, в экранизации двух первых романов Таны Фрэнч, против чего я не смог устоять. Будущее выяснило, что лучше бы устоял, но со второй половины сериал таки становится интересным, а концовка до определенной степени искупает ебаные страдашки первой.

Сюжетная вводная здесь такова: в провинциальном местечке Нокнари на раскопанном друидском жертвеннике найдено тело двенадцатилетней девочки. Для расследования убийства в Нокнари прибывают детективы Роб Райан и Кэсси Мэддокс. Расследование нового дела осложняет дело старое, когда двадцать лет назад в местный лес вошли трое детей, вышел только один, а двоих не нашли по сию пору.

Когда встречаются доппельгангеры. Обзор мини-сериала «Дублинские убийства»

минорный спойлер к старому происшествию 👇

«Мальчик, который выжил», тот, третий — это детектив Райан, который с тех пор возмужал, сменил имя и обзавелся шикарным средством бесить колллег-ирландцев — английским акцентом.

Первые четыре серии «Убийств» — меланхоличная дрочь с псевдомистическими намёками, галлюцинациями, скелетами, что вываливаются из шкафов главных героев, танцуя макарену под стук костей и скрип петель, и эпизодическими вторжениями суперинтенданта O’Келли, который напоминает, кто здесь ебёт и кормит.

Том Вон-Лолор ловко прикидывается скуфом.
Том Вон-Лолор ловко прикидывается скуфом.

Во второй половине появляется Фрэнк Мэки в исполнении чела со смешной фамилией и не крадёт, а натурально грабит шоу, не только на правах старого знакомого — до этого я как раз читал у Френч «Ночь длиною в жизнь», поэтому знаю историю Мэки (ничуть не похож на сериального), а не главных героев — а потому что Мэки здесь натуральный дьявол. И, как дьяволу полагается, явился он искусить женщину — сиречь, увести Кэсси, очень кстати расплевавшуюся с Робом, на другое дело. Там движуха идёт бодрей и веселей, потому что нет никаких натруженных заигрываний с потусторонней тьмой (ну почти), а есть компания студентиков, живущих в старинном доме, и одну студенточку кто-то крайне аккуратно ткнул ножом — а она мало что была как две капли наша детектив, так ещё и по документам носила имя выдуманной личности Кэсси, когда та работала под прикрытием. Три серии летят на одном дыхании, точку ставит уже не нож, а выстрел.

мажорные спойлеры к обоим делам из прошлого 👇

Не надейтесь, никто вам не расскажет, что стало с друзьями Роба-Адама и как он начерпал полные кроссовки крови, откуда у Кэсси двойник, а у двойника — такое имя. Типа, так бывает, в Ирландии тоже водятся «глухари» (кстати, обычный, пернатый глухарь, даже залетел на олдскульный ирландский пенни наравне с символической арфой).

Вот они, слева направо: Ларин, Дукалис, Волков, Казанова и Мухомор.
Вот они, слева направо: Ларин, Дукалис, Волков, Казанова и Мухомор.

Дальше финал, где начинается — дальше уже некуда откладывать! — хоть какое-то напряжение. Но поскольку это вновь арка Роба, она не вызывает переживания, скорее облегчение, что удушливая и выматывающая история наконец получит завершение, а какой ценой герои оплатят это завершение мне, как зрителю уже никакого дела нет, поскольку я как зритель заебался, смотреть на Киллиана Скотта, который либо хмурит брови, либо таращит глаза. Нет, Скотт убедителен и в том, и в другом, и глаза у него что надо, только играть ему особо и нечего, а там, где есть

(детектив Райан сердечно уязвим типажом «эльфийская барышня» и ментально — для родственных душ, сиречь, людей тоже потерявших близких)

сценарий подкачал. Саре Грин больше подфартило за счёт перевоплощения (но Биби Гарви всё равно 💖).

Идеальная женщина: у неё есть пистолет, виски и термос с чем-нибудь горяченьким. И кружки она не забыла (т.е. с вас — чисто компания).
Идеальная женщина: у неё есть пистолет, виски и термос с чем-нибудь горяченьким. И кружки она не забыла (т.е. с вас — чисто компания).

Непонятна привычка делать не просто серьезные, а до гробовой доски унылые щщи, не просто напихав героя побольше тараканов в голову, а ещё сунуть потом камеру в ухо и снимать, как они ползают, долгим статичным планом и через монохромный фильтр. Дело не в том, что книжный Роб — целеустремленный и романтичный любитель покрасоваться, в том числе и словесно, а не чел с дисфункциональным расстройством, у которого стояк на женские слёзы (sic!). У Френч в книжках тоже не залитые солнцем лужайки, но её мрачность без чернухи, а герои, пусть окружены ею, но далеко не сломлены. Контраст воспринимается острее, а сериал мажет всё тусклыми красками безнадёги, выставляя семью погибшей девочки паноптикумом психических больных, которые устраивают истеричную свару над гробом, а детектива Роба — то сбегающим опрометью от леса, из которого не вышли его друзья, то врывающимся туда и тычущим пушкой в вершины деревьев. Как блэкер я доволен, но как зритель… дайте им уже валиум и нормального сценариста.

Оператора оставьте, он иногда выдаёт неплохие кадры.
Оператора оставьте, он иногда выдаёт неплохие кадры.

За сценарий тут отвечала многоопытная Сара Фелпс, но чот нихера путного из её опыта не вышло, книга лучше. Как обычно и бывает. Финал сериала вытаскивает Лея МакНамара, не прям из задницы его высосав, но где-то в районе поясницы точно. Получилось эмоционально, но опять, даже эта, довольно неплохая концовка книжке сливает вчистую, и не потому, что я не в состоянии абстрагироваться и оценивать сериал сам по себе, без сравнения с романом. В финале книги я чуть не сорвался с кресла с криком: «Как ты мог всё настолько просрать?» Финал сериала буднично ставит точку и отправляет дело в архив, лишь слегка обозначив тучи на горизонте для героев, и вовсе не пояснив, откуда они вдруг взялись. Согласитесь, разные эмоции. Контраст воспринимается острее, и книжный, блядь, слишком острый. Единственный козырь в пользу сериала, да и тот, как по мне, сомнительный.

Итог: Литературному первоисточнику экранизация проигрывает вчистую, но если вы не любите читать, а любите смотреть, особенно — что-нибудь неспешное, тягучее и мрачное, с торфяным привкусом разочарований, «Дублинские убийства» займут вас на недельку. Главное помните, всех тайн не разгадать.

14
14 комментариев