Никто не услышит. Обзор фильма «Голос»

Старый скучный фильм ни о чем. Где подвох?

Никто не услышит. Обзор фильма «Голос»

Не стоило им собираться вместе. Кучка разных и не очень приятных друг другу людей на киностудии. Озверевший от неудач режиссер. Расстроенный искажением своего сценария писатель. Дымящая как паровоз ассистентка на нервах. Больше всех повезло композитору: он давно сошел с ума и прячется в туалете, не знающем ремонта. Провал предрешен, но все боятся это признать. Кто вообще помнит название фильма? «Ее голубые глаза» что ли...

Это не советская бухгалтерия. Работники искусства собрались
Это не советская бухгалтерия. Работники искусства собрались
Обсуждение сценария доходит чуть ли не до драки
Обсуждение сценария доходит чуть ли не до драки

Остатков сметы хватит только для озвучания, поэтому сюжет будут переписывать прямо за микрофоном. Не теряет энтузиазма одна героиня — актриса Юля Мартынова (Наталья Сайко). Она как-то даже веселее обычного, несмотря на болезнь. Разве что текст произносит с неуместным надрывом, будто вот-вот расплачется. Не хватает жесткости, режиссер опять недоволен. Ее роль — смелая и находчивая журналистка, раскрывающая семейные тайны. А она сопли распустила.

Никто не услышит. Обзор фильма «Голос»
Никто не услышит. Обзор фильма «Голос»

Режиссер Илья Авербах снимал свой последний фильм «Голос» в мрачном расположении духа. 1982-ой год на дворе, до перестроечной чернухи еще далеко, а он уже предсказывает этот стиль: мир без надежды. Павильоны темны как никогда. Это не храм искусства, это его кладбище. Слякоть даже в солнечный день — такое возможно? Отчаяние и скука пропитали обшарпанные стены домов. Советский человек умел красить коридоры так, что от их вида хочется умереть.

Никто не услышит. Обзор фильма «Голос»

Сценаристом «Голоса» выступила жена режиссера Наталья Рязанцева. С Рязанцевой Авербах работал над одним из главных своих фильмов - «Чужие письма». То был успех, насколько это возможно для нишевого режиссера интеллигентского кино из Петербурга. «Голос» - провал. Картина, которую в наше время не знает никто. Ужасного качества копия из интернета добавляет атмосферы распада. Режиссер легендарного «Монолога» - значит, к этому ты пришел...

Рязанцева и Авербах
Рязанцева и Авербах

Ее голубые глаза. Это ведь про саму Юлю. Режиссер в исполнении Леонида Филатова так увлекся образом женщины, что позабыл всякие приличия. Жаль, что персонаж волнует его больше настоящего человека. В больнице актрису навещает только муж, да и тот с какой-то невысказанной претензией. Принес подарок, а ощущение, что сделал выговор. Медсестра узнала звезду, но говорить им не о чем. Юля хочет отвлечься, а медсестру почему-то волнует деторождение: почему это актриса не завела детей? Следующий вопрос.

Никто не услышит. Обзор фильма «Голос»

Не выдержав затхлой атмосферы больничной палаты, Юля сбежала на студию. Творческого человека волнует только искусство. Мальчишеский образ с короткой стрижкой. Ироничная улыбка, оплаченная дорогой ценой. Смеяться уже не хочется, но и злиться нет смысла. И как гром среди ясного неба новость: актрису озвучания заменили без предупреждения. Ее герой будет говорить чужим голосом. Разумеется, чтобы не волновать больную. Забота слишком сильно напоминающая предательство. Они отказались от главный звезды — и ради чего? Обыватели, мелкие клерки, изображающие художников. С таким презрением кинодеятелей еще никто не показывал.

Никто не услышит. Обзор фильма «Голос»

Один только композитор Олег — истинный гений, чьим прообразом стал покойный украинский музыкант Каравайчук, не зря он убегает от режиссера как от огня. С ним одним Юля пронесется по коридору студии, взявшись за руки. В этой невинной детской дружбе больше смысла, чем во всем вашем «кино». Как же темно и жарко в этом аду.

Никто не услышит. Обзор фильма «Голос»

Надменный оператор намекает Юле на старую связь. Якобы провинциальная девчонка обязана ему своей головокружительной карьерой. Надо бы ей оплатить протекцию с процентом. Оператор Кольчужников строит из себя серого кардинала кинематографа и коварного соблазнителя, а на деле - под каблуком у старой мамаши. Зато всюду похвастался поездкой в Болгарию. Чертов болгарин.

Никто не услышит. Обзор фильма «Голос»
Никто не услышит. Обзор фильма «Голос»

И как работать в такой атмосфере. Юля вернулась в больницу, где на соседней койке такая же несчастная женщина переживает своё. Но даже с ней Юля найдет больше общего, чем с коллегами. «А вы бы не могли луну заговорить?» - вопрошает больная. Конечно, может. Для этого Юля и родилась. Страдание сближает перед лицом неминуемого финала. Этого никто не замечал, или просто делал вид. И даже плач по умершей окажется не более чем украденной ролью. Это были ее слезы.

Никто не услышит. Обзор фильма «Голос»

«Голос» - драма, сделанная против всех правил. Авербах отказался от надрывных сцен, от любой мелодраматической пошлости, не желая угождать жадному до горько-приторных переживаний зрителю. Без посмертных мучений и напыщенных похорон, где раскаявшиеся современники бегут за гробом в порыве самобичевания: «Ах какого прекрасного человека мы потеряли! Как же мы не ценили тебя при жизни!». Авербах понимает: и после смерти тебя никто не оценит. Жизнь продолжается — самый страшный итог любой трагедии. Только досмотрев до конца понимаешь, о чем был фильм на самом деле. И хочется пересмотреть, уже вслушиваясь в каждую вскользь брошенную реплику, ища оправдания.

Никто не услышит. Обзор фильма «Голос»

Фильмы о последних днях — известный жанр со своими канонами. Запад как всегда впереди планеты всей. Обреченный на смерть напоследок должен покуролесить: послать в жопу начальника, разгромить офис, прыгнуть с парашютом. Достучаться до небес, пока не сыграл в ящик. Показать средний палец мудакам и исчезнуть навсегда. Но это как-то... трусливо. Только так они и могут: бунтовать перед смертью. Они боятся восстания, пока жизнь на мази. Западные обреченные бунтари — суть обратная сторона западного конформизма, страха перед начальством такой силы, что только гибель и способна его превозмочь. Это не русский путь. Мы не бунтуем, потому что в сущности никогда не принадлежали им. Юля и «болгарину» слова плохого не сказала. Хотя казалось бы, вот он, идеальный повод высказать все, что копилось на душе. Злодей уже не достанет тебя. А она просто улыбнулась.

Никто не услышит. Обзор фильма «Голос»

Авербах был кумиром интеллигенции, авторитетом молодых ленинградских художников, самым тонким и сложным человеком своего поколения. Пророком среди кинопроизводителей. Он разглядел в Андрее Миронове драматический талант раньше Германа-старшего («Фантазии Фарятьева»). В «Монологе» Илья Авербах высказался на тему знаменитого советского спора «физиков и лириков»: наука не может существовать без души и является прямым ее продолжением. В «Голосе» он поставил крест на кинематографе. Ваше искусство не стоит ничего, если вы не можете заговорить луну.

Никто не услышит. Обзор фильма «Голос»

p.s. Видео-версия статьи:

1717
9 комментариев

Комментарий недоступен

3
Ответить

Публицистика. Обостряем противоречия))

4
Ответить

Хороший обзор. Не смотрел, надо посмотреть. Очень нравится "Монолог". Огромный респект автору, что обратил внимание на эту гнильцу, да что там, гниль в западном кино, вроде достучаться до небес, или пока не сыграл в ящик, и подобном мусоре. Я то думал, мне одному это видится. Заболел и скоро умрешь? А ну, лезь на Эверест, а оттуда прыгай с парашютом прямо в дорогой бордель, чтобы перетрахать всех, начиная с дворника и заканчивая бандершей. А что тебе, сука, мешает прыгать сейчас, когда ты здоров? Или сделать стократ более тяжкое дело - пойти в детский дом, или дом престарелых, или приют для бездомных собак и кошек, спросить там - чем помочь?

3
Ответить

Страшно. Начальник заругает. Премии лишат. Друзья отвернуться. Из демпартии исключат...

3
Ответить

Посмотрел вчера, на ночь глядя. Вот совсем другое впечатление, нежели у тебя, и это хорошо.
Она и не думала умирать, не увидел я там предсмертной тоски, ужаса преждевременной смерти. Страх актрисы потерять востребованность,
страх конкуренции с другими актрисами, страх сняться в невышедшем фильме - есть. Вот и мечется по студии, тут писать звук надо, а она едет к незнакомой старухе. Поставить режиссера
на колени - это уметь надо!
Режиссер? Да это персонаж другого фильма с Филатовым. "Успех". Актер должен думать только о роли, жить ею - вот его кредо. И да, актер - это инструмент в руках художника,
краска на его палитре. А как же иначе?
Оператор... Одинокий стареющий мужчина. Семьи нет, да и не будет. Друзей нет, да и не будет. С такой матерью даже опухоль отращивать не надо, говоря словами героя
Вуди Аллена. Потрогал за коленку, но взаимности не получил, да он бы очень удивился, если бы ему ответили взаимностью на этот жест. Зачем повез молодую женщину к своей сварливой
матери - ответа нет ни у него, ни у бога, ни у черта. Зачем-то.
Композитор просто инфантил, и не сходил он с ума. Чего ему сходить? Без сомнения талантливый, влюбленный в свое дело, но бегать-то чего, прячась по туалетам, как нашкодивший мальчишка?
Собственно, финальная сцена подтверждает это.
Два просто крепких профессионала - сценарист и ассистентка. Просто профи. Один просто берет карандаш и блокнот и работает, другая просто тянет лямку, как ломовая лошадь, бесконечно преданная делу и режиссеру.
Муж главной героини... он испугался. Может что-то знал о диагнозе, может догадывался, вот и испугался - а вдруг случится плохое! Вот оттуда легкая грубость в их диалоге, из его страха за нее, а не претензии.
Он же любил ее по настоящему, как он ее ждал в студии, как они ехали потом в машине.
Финал - для меня - вышел очень оптимистичным, как это ни странно прозвучит. Смерть героини как последний кусочек пазла, как итоговая черта, как оживляющий пинок - фильм про журналистку получился. Звучит чудесная музыкальная
тема, хорошо поработали, всем спасибо. Вот мое скромное мнение, немного сумбурно, но как могу. Да, до драки там не доходит, вот не надо тут, герои может очень эмоциональны, но по настоящему интеллигентны.

2
Ответить

В принципе, здесь не так много противоречий с моим взглядом на кино. Они, конечно, там все профессионалы, но в этом и есть их преступление: они профессионализмом заменили человечность, предали героиню ради грошового фильма без названия. По хорошему им надо было закрыть проект. Это было бы неправильно с профессиональной точки зрения, но правильно с человеческой.

1
Ответить
1
Ответить