Дух Байкала (2023)

Вольный ремейк "Ёжика в тумане" или что происходит, когда вместо игры на телефоне соглашаешься поехать на рыбалку с дедом

Дух Байкала (2023)

Вместо предисловия

Кто никогда не слышал категоричного утверждения "Российское кино мертво", тот не участвовал в бессмысленных и беспощадных спорах о фильмах. Это словосочетание настолько затерто, что обычно подается с видом аксиомы. Что делать и кто виноват не совсем релевантно к сегодняшнему гостю, но "Дух Байкала" как раз тот случай, когда наш фильм хочется поддерживать. Не потому что он российский, не из солидарности или чемоданов денег (если у вас есть, приходите), а потому что на фоне крупных пустышек рекламируемых федеральными каналами — это неидеальный интересный и в определенной мере самобытный творческий продукт, который приятно смотреть и о котором хочется говорить. Чем я сегодня собственно и займусь в формате калейдоскопа впечатлений, которые помогут дать общее представление о фильме без существенных спойлеров.

О фильме

Дух Байкала (2023)

Режиссер: Михаил Расходников
Год выхода: 2023
Страна: Россия
Где смотреть: расписание
Синопсис с кинопоиска:
В надежде отвлечь мальчика от утраты матери, отец везёт его к дедушке на зимнюю рыбалку. Но семья попадает в пургу и теряется на льду самого большого озера мира. Преодолеть горе и найти друг друга им поможет любовь и таинственные силы Байкала.

Что понравилось

  • Умеренная и умелая жанровость
Дух Байкала (2023)

Выживание в России это не экзотический жанр, а образ жизни. Поэтому не удивительно, что классические жанровые рельсы хорошо ложатся на наш быт. Не нужно забираться на вышки, лезть на горы, засовывать руки во всякие непонятные щели. Достаточно выйти из комнаты, совершить ошибку и сходить с дедушкой на рыбалку, чтобы прочувствовать весь спектр эмоций.

В целом по ожиданиям получаешь ровно то, что обещают: напряжение, превозмогание, духоподъёмность, глупые ошибки, сюжетные повороты и чуть-чуть больше. Есть в "Духе байкала" что-то, что не дает ему опуститься до банального "сурвайвала" или слёзовыжимающего кино. Некий метафизический уровень, когда выживание это вопрос скорее экзистенциальный, чем рефлекторный. Отец, сын, и дед блуждают в беспросветном мраке ночи и пытаются найти друг-друга в этом им самим же и сложенном безумном треугольнике, а их поиски спасения невольно начинают напоминать о чистилище, где неприкаянные души идут на свет, чтобы обрести покой. Символичность истории добавляет то, что фильм основан на реальных событиях и отца играет человек, который и был тем ребенком потерявшимся в глубинах нашей родины. Простая история с ноткой прямой морали на мета-уровне становится попыткой закрыть гештальт и художественными средствами обрести гармонию, недоступную реальной жизни.

А еще если пойти дальше, то чувствуется, что мультики Норштейна уже так прочно в наших генах, что во время всех этих поисков и перекличек в серой метели ожидаешь увидеть если не лошадку, то какое-нибудь животное.

  • Кстати про животных
Дух Байкала (2023)

Создатели фильма спасли нерпу и даже сняли ее в фильме. Художественной ценности этот факт по большому счёту не имеет, но от мысли о добром поступке становится приятно. Если бы во время съемок каждого фильма спасали бы по одному животному, мир стал бы чуточку лучше. Да-да, Тарковский, оказывается можно не только корову сжигать

  • Национальный колорит
Дух Байкала (2023)

Не смотря на то, что фильм во многом сделан в большей степени по западным лекалам, в нем все равно есть приятные небольшие детали за которыми иногда интереснее следить, чем за общим сюжетом. Фильмы могут стираться в памяти, а вот желание попробовать буузы может прожить чуть дольше.

  • Виды дивные
Дух Байкала (2023)

Я человек простой. Вижу красивые виды природы — радуюсь. Создатели могли не стараться с сюжетом, актерами, а просто наснимать на квадрокоптер невероятно красивых видов зимнего Байкала. Когда большую часть своей жизни ты проводишь в бетонном коробе или в урбанистическо-сюреалистическом кошмаре мегаполиса, приятно осознавать, что где-то есть Природа.

С чем хотелось бы поспорить

  • Попытки найти мораль в трагедии
Дух Байкала (2023)

В философии есть такое понятие как "теодицея" для ряда концептов, которые, если утрировать, должны оправдать наличие зла в мире. Фильм на более бытовом и простом уровне занимается тем же самым, что лично у меня вызывает небольшое отторжение. То есть, в основе истории лежит реальная история, факт, с которым трудно спорить. Но заключен он в жанровую канву, где герои должны пройти через страдания, чтобы вынести урок.

А вот можно без этого? Сама мораль, что некая высшая сущность (дух Байкала, бог, судьба) делает нас несчастнее, чтобы мы усвоили для себя что-то весьма спорная. Если дух Байкала решил сэкономить деньги семьи на психотерапевта и устроить вместо этого смертельный трип, чтобы примирить мальчика с отцом — есть ряд вопросов к его квалификации. Психолог может и заберет ваши деньги, но шансов умереть на сеансе куда меньше.

Да и в принципе такой подход немного нивелирует сам факт страданий. Смерть близкого это не цель для того, чтобы сделать лично нас сильнее или дать важный урок в жизни. Это то самое глубоко интимное и болезненное Событие у которого не может быть скрытых мотивов, кроме непреложного факта нашей изначальной смертности. А попытки найти оправдание смерти близкого в спорных дидактических методах лишь тешат наш эгоцентризм.

В общем и целом, можно представить что после просмотра фильма мог бы сказать Дэвид Гаан:

I don't want to start

Any blasphemous rumors

But I think that God's

Got a sick sense of humor

And when I die

I expect to find Him laughing

  • Биографическая правда
Дух Байкала (2023)

Фильмы основанные на реальных событиях в принципе достаточно условная вещь. Еще старина Фрейд говорил, что биографическая правда недостижима, но мне нравится как фильм одновременно черпает вдохновение в реальном событии и одновременно завершает его. Мосэ Куртанидзе одновременно и герой реальной истории, мальчик заблудившийся на Байкале и отец, который ищет экранную версию молодого себя. Это очень красиво на уровне идеи и символов, но фильм словно дикая природа перемалывает реальную жизнь в угоду жанровости. В нем очень умело развешаны смысловые крючки, выверенный сюжет, напряжение, арки персонажей. Сама продуманность жанра немного дистанцирует меня от реальной трагедии. Я очень сочувствую главным героям, но я вижу персонажей, а не реальных людей. Поэтому самой эмоциональной сценой были титры, где кинематограф выходит за свои условные границы и переплетается с реальностью.

Вместо послесловия

"Дух Байкала" — это тот редкий случай, когда от фильма получаешь больше, чем ожидаешь. Под классической жанровой оболочкой скрывается умный, продуманный, красивый и человечный фильм. Безусловно, это не новое слово в мировом или Российском кинематографе, но кажется фильм на это и не претендует. Если для Дебюсси музыка — это тишина, которая живет между звуками, то "Дух Байкала" это тот самый необходимый элемент без которого невозможен национальный кинематограф. Не нечто великое, но дающее ему дорогу. Лично мне хотелось бы больше таких фильмов даже если они в итоге не окажутся в зале славы кинематографа. Барби приходят и уходят, а вселенская карма навсегда запомнит одну спасенную нерпу.

P. S. Если понравилось композиция из мыслей и впечатлений, можно также вступить в канал в Телеграме:

1515
5 комментариев

я полгода смотрел байкал на карте и вживую видел только два раза из окна поезда: по пути в часть и обратно. И даже так был впечатлен от размеров Байкала

2
Ответить

Представляю. Никогда там не был, но последнее время очень хочется съездить

2
Ответить

за последние 4 года трижды были на Байкале - дважды зимой и один раз летом. Это, скажу я, мощь. Крайне сильное и красивое место, дух захватывает. В следующем году планируем на месяц еще летом туда рвануть

2
Ответить

Горы с картинки (Байкальский хребет) видел вживую, когда в геофизике работал в Иркутской области в горах поменбше (емнип 1,6 км самая высокая была куда лично тащил оборудование). На 13мп камеру конечно выглядит так себе, в живую дух захватывает.

2
Ответить