Венецианский вестник: мини-обзоры горячих новинок с Biennale Cinema 2023 и одного фильма Тарковского

Венецианский кинофестиваль — один из самых старинных и престижных праздников киноиндустрии. В этом году он прошел уже в восьмидесятый раз во Дворце кино на острове Лидо для звезд мирового масштаба, простых зрителей и всех, кто между ними. Я смог поехать туда и сейчас готов поделиться самыми своевременными обзорами на то, что успел посмотреть.

Венецианский вестник: мини-обзоры горячих новинок с Biennale Cinema 2023 и одного фильма Тарковского

«Долгожданный рассвет», режиссер Саверио Костанцо

Венецианский вестник: мини-обзоры горячих новинок с Biennale Cinema 2023 и одного фильма Тарковского

Попасть на сеанс в 8 утра меня убедил актерский состав в лице Лили Джеймс («Малыш на драйве»), Джо Кири («Очень странные дела») и Уиллема Дефо («Человек-паук»). И они действительно смогли порадовать: их персонажи получились яркими и многогранными, чего не скажешь о сюжете фильма.

«Долгожданный рассвет» рассказывает о девушке Мимозе из Рима 1950-х годов, которая пробуется на роль в постановке американского фильма. Она переживает трудные времена из-за навязанного семьей брака, поэтому с головой погружается в мир голливудского закулисья. Везение и своевременный успех приводят ее к сливкам общества, но за это девушке приходится многим заплатить.

Картина по духу напоминает «Вавилон» Дэмьена Шазелла, но только «Долгожданный рассвет» уступает ему и по креативности, и по градусу веселья и опасности. Зритель не успевает за фильм достаточно привязаться сразу к нескольким действующим персонажам, чтобы сопереживать им в трудные минуты. На деле мы имеем идущую саму по себе историю, которая через каждого персонажа пытается протолкнуть много философских и социальных идей, но ничего в конечном итоге не выстреливает на эмоциональном уровне.

«Бедные-несчастные», режиссер Йоргос Лантимос

Венецианский вестник: мини-обзоры горячих новинок с Biennale Cinema 2023 и одного фильма Тарковского

После небольшого перерыва шли «Бедные-Несчастные». Этот фильм я ждал с самого анонса — это того стоило. Новая картина Йоргоса Лантимоса — мой фаворит на главный приз.

«Бедные-Несчастные» выделяются среди других картин в категории: операторская работа, причудливые декорации, актерская игра, а также смелый и вызывающий сюжет сильно цепляют. Безумный ученый вылавливает труп беременной женщины из реки и пересаживает ей мозг ее неродившегося ребенка. Девушка начинает изучать мир с нуля, и по мере «взросления» ввязывается в противоречивые авантюры, далекие от высокого общества.

Фильм исследует бессознательную часть человека и его скрытые животные инстинкты, не стесняясь показывать эротику и зверство крайне графично. Местами, в зависимости от контекста, одни и те же действия могут вызывать отвращение, смех или сожаление.

Картина абсолютно безумная, однако повествование хорошо структурировано, что удивительно для сюрреализма, а зритель вовлеченно следит за сюжетом и постоянно размышляет о двойственном контексте происходящего.

Интересно то, что героиня Эммы Стоун в начале может показаться карикатурной и даже порицательной, но к концу она трансформируется в сильный феминистический образ, чтобы узнать, исправим ли человеческий порок.

«The Lion’s Share: A History of The Mostra», реж. Батист Эчегарай и Джузеппе Буччи

Венецианский вестник: мини-обзоры горячих новинок с Biennale Cinema 2023 и одного фильма Тарковского

После обеденного перерыва я попал на церемонию награждения гонконгского актера Тони Люна за 40-летний вклад в кинематограф. Находиться на такой церемонии и видеть вблизи (а сидел я во втором ряду) истинные эмоции легенды индустрии было крайне мило и трогательно. Режиссер Энг Ли прочитал длинную речь в знак уважения и благодарности, а весь зал хлопал настолько громко и долго, что довел до скупой мужской слезы самого актера. Во время награждения показывали приятную часовую документалку о самых главных и ярких, а также некоторых скандальных годах фестиваля, включающую интервью с Кейт Бланшет, Тильдой Суинтон, Иньярриту Гонсалесом, Моникой Беллучи, Пенелопой Крус и другими именитыми деятелями киноискусства. Очень даже неплохая вещь, если хотите быстро ознакомиться с ключевыми моментами истории фестиваля.

«Военный трибунал по делу о мятеже на “Кейне”», режиссер Уильям Фридкин

Венецианский вестник: мини-обзоры горячих новинок с Biennale Cinema 2023 и одного фильма Тарковского

Первый день фестиваля закончился закрытым показом для прессы последнего фильма Уильяма Фридкина. Смотреть камерную драму о судебной разбирательстве уставшим было очень трудно: она буквально снята в одной комнате с несколькими действующими лицами.

По сюжету над лейтенантом Мэриком проводят судебное слушание по обвинению в мятеже на эсминце «Кейн». Суд утверждает, что он самовольно перехватил управление кораблем в чрезвычайной ситуации наперекор капитану, обвинив героя в серьезных психических проблемах. Защищать Мэрика вынужден скептически настроенный адвокат, который по ходу истории начнет принимать сторону своего клиента.

Картина получилось максимально жанровой и подходящей для тех, кто любит минимализм. Рядовой зритель может устать от монотонных монологов, даже при разбавлении подколками от персонажей. Но словесная дуэль все равно ощущается динамичной за счет подтекста, который подсказывает, где герои врут, чтобы зритель тоже принимал участие в расследовании.

Финал фильма вышел эмоциональным: сюжетный поворот и актерская игра Джейсона Кларка цепляют и делают сцену по-настоящему стоящим завершением карьеры Уильяма Фридкина. А вся картина — дань уважения режиссеру и Лэнсу Реддику, одному из актеров, ушедшему ранее в этом году.

«Адажио», режиссер Стефано Соллима

Венецианский вестник: мини-обзоры горячих новинок с Biennale Cinema 2023 и одного фильма Тарковского

Новый день — новый фильм в 8.00. «Адажио» — финальная картина в римской криминальной трилогии итальянского режиссера Стефано Соллима, в которую также входят «Все копы — ублюдки» (2012) и «Субурра» (2015). Как самостоятельный криминальный триллер фильм ощущается крайне приземленным и культурно-нейтральным. Хоть все действия происходят в Риме, антураж вполне можно перепутать с Мексикой или трущобами Лос Анджелеса, даже при учете того, что все персонажи говорят на итальянском.

Сама история рассказывает о молодом юноше, который попал в ловушку сразу между большим городом, личными отношениями, бандитской группировкой и природным катаклизмом. Даже близкие люди не в состоянии защитить парня, а некоторые даже готовы пойти на предательство. События развиваются медленно, а фильм кажется местами инфантильным. Однако здорово, что финал динамичный: линии персонажей переплетаются, и наблюдать за развитием конфликта на фоне эффектного лесного пожара волнительно.

Фильм подойдет фанатам старых криминальных фильмов, сюжет в которых развивается нарочито медленно. Еще сильно в душу запала итальянская песня Франко Калифано «Tutto il resto e' noia», играющая в трейлере и конечных титрах. Если бы была награда «Лучшее использование старой песни», награду присудили бы ей.

«Маэстро», режиссер Брэдли Купер

Венецианский вестник: мини-обзоры горячих новинок с Biennale Cinema 2023 и одного фильма Тарковского

Второй фильм в режиссерской карьере Брэдли Купера разделил критиков на два очевидных лагеря: одним фильм понравился, другие нашли его бесконфликтным и пустым.

«Для меня фильм по большей части — любование самим Брэдли Купером».

Антон Долин, российский журналист и кинокритик (признан иноагентом минюстом РФ)

Однако я придерживаюсь третьего мнения и не согласен с кинокритиками. «Маэстро» смог сильно задеть меня эмоционально и порадовать длинными кадрами, операторской работой и режиссерско-актерскими навыками самого Брэдли Купера.

История затрагивает бóльшую часть жизни американского композитора Леонарда Бернстайна. Молодой Бернстайн, находясь в сомнительных половых связях с разными людьми, влюбляется в молодую актрису, готовую прожить с ним всю жизнь, но неконтролируемое влечение из прошлого раз за разом портит между ними отношения.

Открытием стала линия жены композитора, которую портретизировала Кэри Малиган. В фильме ей отведена ключевая роль и порой кажется, что собой она затмевает главного героя истории. Хотел бы, чтобы она завоевала кубок Вольпи за лучшую женскую роль: ее нежный образ по-особенному влияет на восприятие картины и трагический исход семейной жизни. Музыка самого Бернштайна вплетена в повествование лаконично, и для меня фильм стал самой теплой мелодрамой с полусладким финалом.

«Дворец», режиссер Роман Полански

Венецианский вестник: мини-обзоры горячих новинок с Biennale Cinema 2023 и одного фильма Тарковского

Иногда громкое имя не гарантирует последовательного качества исполнения работы. Это случилось с 90-летним Романом Полански и его новой комедией «Дворец», которая полностью обескуражила меня. Даже нестандартная актерская смесь из Фанни Ардан, Микки Рурка и Александра Петрова не помогли мне принять этот фильм.

Дешевая копия «Отеля “Гранд Будапешт”» предлагает пережить новогоднюю ночь в окружении отдыхающих в Швейцарии олигархов. Среди них есть и артисты на пенсии, и инфантильные супружеские пары, и русские бандиты, только что узнавшие о шокирующем приходе Владимира Путина на пост президента.

Очень плоский детсадовский юмор, мерзкие отношения между героями, отталкивающие поведение богачей и общий маразм происходящего пытаются назойливо рассмешить тебя, но ничего кроме стыда и дискомфорта ты не ощущаешь. Клянусь, за все мои 22 года это был первый фильм, с сеанса которого я ушел. Почитав отзывы на фильм с утра я понял, что ни один человек не остался рад увиденному. А жаль, ведь еще предыдущий фильм Романа Полански, «Шпион и Офицер», на том же Венецианском кинофестивале собрал положительные отзывы как критиков, так и зрителей. Очень надеюсь, что «Дворец» не последний фильм в карьере режиссера и он сможет достойно завершить карьеру.

«Убийца», режиссер Дэвид Финчер

Венецианский вестник: мини-обзоры горячих новинок с Biennale Cinema 2023 и одного фильма Тарковского

Я большой поклонник творчества Дэвида Финчера, поэтому «Убийца» в линейке всех фильмов был для меня самым важным. По сюжету, после неудачного выполнения заказа, жизнь наемного убийцы в исполнении Майкла Фассбендера подрывают изнутри. Личные данные киллера сливают группе наемников, которые разносят его роскошный дом и практически убивают возлюбленную героя. После таких трагичных событий он уходит в самовольство и начинает охоту за своими обидчиками.

Фирменный стиль режиссера «100 раз отмерь, 1 раз отрежь» с выверенностью и любовью к деталям очень хорошо вписывается в характер беспринципного и хладнокровного убийцы. Помимо основного вдохновения в лице французского одноименного комикса, очень хорошо прослеживается влияние серии компьютерных игр «Hitman». Особенно это заметно по стильным вступительным титрам – и шрифт, и кадры, и стилистика напоминают последнюю трилогию.

Даже при учете комплексности «Убийцы», он не превосходит предыдущие работы Финчера. Фильм сажает зрителя в шкуру профессионального киллера, который всегда контролирует свое сердцебиение и не позволяет ни одной капле пота стечь со лба, поэтому повествование может показаться пустым и скучным для тех, кто ожидал больше динамики и сложных сюжетных ходов. Но фильм все равно работает. В моменте я замечал, как вместе с пугающим и непредсказуемым героем Майкла Фассбендера сам контролирую свое дыхание или нахожусь на иголках от моральных дилемм. Если это вас не впечатляет, тогда посмотреть картину стоит хотя бы ради одной из самых запоминающихся и жестоких сцен боя, которые я когда-либо видел в кино.

«Зла не существует», режиссер Рюсукэ Хамагучи

Венецианский вестник: мини-обзоры горячих новинок с Biennale Cinema 2023 и одного фильма Тарковского

Новый фильм Рюсукэ Хамагути, обладателя нескольких призов разных фестивалей и премий за картину «Сядь за руль моей машины» по-настоящему ощущается домашним. О нем мало говорили на фоне громких имен западного рынка, но лично мне целостно этот фильм понравился больше всего.

«Зла не существует» – очень уютная, но в тоже время и пугающая история о связи человека с природой и недостижимом идеальном мире гармонии и счастья. В маленькой японской деревушке токийские инвесторы желают построить комплекс для глэмпинга, гламурного кемпинга. Они знают, что строительство навредит привычному быту деревни, поэтому отправляют своих представителей, чтобы те обманом убедили местных жителей одобрить проект.

Было приятно наблюдать за отношениями между двумя городскими работниками, которые постепенно углубляются в деревенскую жизнь и начинают ставить свои давние и забытые мечты впереди карьеры. После такого фильма хочется уехать в лес и просто колотить дрова, да набирать воду в кристально чистом ручье. Все снято так, чтобы создать комплексный зрительский опыт и передать задумку автора. Даже длинные статичные кадры природы, которые могли раздражать в артхаусных фильмах, здесь передают ключевой смысл, а не являются просто стилистической эстетикой. К примеру, фильм начинается с плывущей через деревья камеры (такой же кадр, к слову, есть и у Тарковского в «Андрее Рублёве») и у тебя нет вопросов к тому, зачем тебе показывают лес 5 минут. Более того, я сидел в первом ряду рядом с пожилым человеком в очень стильном вельветовом костюме, который только на одном этом кадре записывал в блокнотик множество заметок. После сеанса я поинтересовался, как такой простой и, казалось бы, однообразный кадр мог дать такую почву для размышления, что привело к цепочке мыслей, которыми мы обменивались друг с другом весь перекур.

«Присцилла», режиссер София Коппола

Венецианский вестник: мини-обзоры горячих новинок с Biennale Cinema 2023 и одного фильма Тарковского

Еще один биографический фильм фестиваля, который достаточно легко ложится в сравнение с увиденным ранее «Маэстро». «Присцилла» – история о знакомстве и совместной жизни простой американки и короля рок-н-ролла Элвиса Пресли, которого самого не обделили экранным временем и влиянием на главную героиню.

Режиссерский стиль Софии Копполы тут прослеживается очень хорошо: много бытовых моментов и последовательного полу-документального повествования. Картинка хорошо стилизована под старую пленку и имеет композиционно интересные кадры, но в сравнении с фильмом Брэдли Купера все же уступает в постановке и сложности.

Структурно история мне по большей части не понравилась. Фильм кончается крайне резко, что не оставило меня как зрителя удовлетворенным. Сопереживать и связывать себя с героями достаточно трудно из-за любовь между несовершеннолетней девочкой и взрослым мужчиной, что достоверно, но местами дискомфортно. Еще все конфликтные ситуации решались крайне скомкано и прямолинейно. Только начинается ругань или домашнее насилие, как один из героев просто извиняется, либо уходит в другую комнату. Так перетекает из сцены в сцену, пока отношения героев резко не обрываются в конце. Фильм смотреть все равно приятно, он очень легкий и воздушный, но в сравнении с «Маэстро» понравился мне в разы меньше.

«Андрей Рублёв», режиссер Андрей Тарковский

Венецианский вестник: мини-обзоры горячих новинок с Biennale Cinema 2023 и одного фильма Тарковского

Смотря на программу фестиваля внутри меня сидело чувство, что я должен отдать долг отечественному кинематографу. В конце концов я понимал, что лучшего случая, чтобы посмотреть «Андрея Рублёва», у меня не будет еще долго.

Исторический байопик с монструозным хронометражем в почти три с половиной часа поведает об иконописце Андрее Рублеве. В трудные для Руси времена он мучается от экзистенциального кризиса, непрерывных войн и усталости от творчества, но все равно останется верен своему делу, что сделает его работы еще более значимыми.

Масштаб проделанной над картиной работы вызывал у меня отвал челюсти. Схожее чувство в последний раз я испытывал смотря «Апокалипсис сегодня» год назад, когда снятые на камеру человеческие ужасы и страдания кажутся настолько правдоподобными, что приходишь в оцепенение от увиденного. Также удается проникнуться и мирными моментами истории, наполненными вневременной и внекультурной философией. Даже когда в последние 5 минут просто показывали детальные планы икон под музыку, ни один человек из зала не ушел. Было приятно видеть отечественную картину в рамках специального показа и большой интерес публики к ней, несмотря на тяжесть материала и локальность. Корову и лошадь жалко.

Автор статьи: Валерий Миронов
Редактор: Мария Кузнецова

1212
3 комментария

Спасибо, посмотрю твоего фаворита и Финчера. А они в кино у нас пойдут широким прокатом?

1
Ответить

Финчер будет на Нетфликсе крутиться, а вот Зла не существует не знаю, будут ли закупать(

1
Ответить

Лантимаса смотрим.

1
Ответить