Почему жанр фэнтези в аниме так популярен?

Почему жанр фэнтези в аниме так популярен?

«‎Стальной Алхимик», «‎Блич», «‎Ван-Пис», «‎Очень приятно, Бог»… В аниме жанра фэнтези оживают миры, где правят «‎меч и магия», а привычные людям законы не имеют силы. Мифологические существа — пожалуйста! Необычные предметы — дайте два! Зритель может уйти от реальности и пустится в приключения вместе с героями, исследовать иные миры, волшебных животных и магические заклинания. Но откуда появился жанр и как он развивался? А главное, чем смог зацепить японского зрителя в далекие 80-е и пустить свое магическое влияние и дальше, на большой континент? Давайте разбираться.

Зарождение. Фентезийный мир и его отличительные черты

Япония, вторая половина 80-х. Бурный интерес к научной фантастике постепенно падает: зрителю приелись полеты в космос и гигантские роботы. Хочется чего-нибудь новенького, еще неизученного. Мистического.

Так в начале 90-х появляется один из первых популярных сериалов в жанре фэнтези «Летопись войн острова Лодосс» (Lodoss tou senki) режиссера Сигэто Макино по мотивам романов Рю Мицуно. По сюжету на острове Лодосс‎ разворачивался борьба за власть между королем Белдом и императором Фарном. Главный герой молодой воин Парн вместе с друзьями участвует в сражениях вместе с людьми, эльфами, гномами, драконами и противостоит уничтожению мира. Любопытно, что лор «‎Лодосса» был вдохновлен романом Дж. Р. Р. Толкина, а тот, в свою очередь, подсматривал моменты в японских легендах о борьбе с демонами и мифологическими чудовищами. Самые популярные героини «Летописи войн острова Лодосс» — волшебница Клара, пытающаяся удержать равновесие мира, и решительная эльфийка Дидлид — возлюбленная Парна, искусная лучница и музыкант. Именно ее эльфийские длинные уши в будущем стали основным элементом расы в аниме и манге.

В это же время на экраны вышла лента «Сказание об Арслане» (Arslan senki) Мамору Хамацу, основанная на романах Есики Танака. По сюжету принц Арслан пытается вернуть утерянную власть после смерти отца. В отличие от «Летописи войн острова Лодосс», действие основывалось не на попытках главного героя овладеть искусством боя, а на политических интригах и искусстве стратегии. Несмотря на военную тематику и главных героев мужчин, оба проекта акцентировали внимание на седзе — чувствах и отношениях между персонажами. Почему так? Дело в том, что в то время фэнтези-романтика привлекала большое количество молодой женской аудитории, ведь практически вся мужская часть все еще смотрела меха с большими роботами, ориентацией на физику и научную фантастику.

В это же время на экраны вышла лента «Сказание об Арслане» (Arslan senki) Мамору Хамацу, основанная на романах Есики Танака. По сюжету принц Арслан пытается вернуть утерянную власть после смерти отца. В отличие от «Летописи войн острова Лодосс», действие основывалось не на попытках главного героя овладеть искусством боя, а на политических интригах и искусстве стратегии. Несмотря на военную тематику и главных героев мужчин, оба проекта акцентировали внимание на седзе — чувствах и отношениях между персонажами. Почему так? Дело в том, что в то время фэнтези-романтика привлекала большое количество молодой женской аудитории, ведь практически вся мужская часть все еще смотрела меха с большими роботами, ориентацией на физику и научную фантастику.

Кадр из аниме «Сказание об Арслане» / Dentsu, Kodansha
Кадр из аниме «Сказание об Арслане» / Dentsu, Kodansha

Постепенно уходить от европейского фэнтези-канона японские аниматоры начали в 1992 году в аниме «Ублюдок!! Сокрушитель тьмы» (Bastard!! Ankoku no hakai jin) режиссера Тору Есиды. Фэнтезийный мир был основан на японской мифологии, хотя в сюжете встречались и темные эльфы. Проект отличался сложной системой магических заклинаний: наложение каждого начиналось с обращения к высшим силам и заканчивалось определенным словом или фразой «Зарзард-зарзард, сакуроло! В адской Тьме – адский Огонь, стань моим мечом и уничтожь моих врагов!». Именно эта система создания заклинаний взята за основу многих аниме в жанре фэнтези. Необычным было и распределение персонажей между сторонами добра и зла — оно практически отсутствовало. Так, злой маг Дарк Шнайдер не только помогал справляться героям со своими бывшими слугами, но и из-за любви к девушке, постепенно переходил на сторону людей. Его характер менялся медленно, герой поступал правильно, но все равно оставался слугой Тьмы. Идеи синтоизма четко прослеживались в сюжете — нет плохого и хорошего, все иллюзорно.

Сюжеты усложнялись, а дизайны персонажей совершенствовались. Это позволило сократить производственные расходы и перейти на платные кабельные и спутниковые каналы. Денег достаточно, а поэтому заработок больше не стоял на первом месте. Появилась возможность снимать аниме не только для широкой аудитории, которая обязательно принесет большую прибыль, но и для более узкой. Так, в 1995 году вышел «Евангелион» (Shinseiki Evangelion) режиссера Хидэаки Анно. Культовое аниме, в мире которого человечество погрязло в войнах, а на Земле появились Ангелы, пытающиеся добраться до запертого на планете первого представителя их расы. Синдзи Икари и другие пилоты биомеханических роботов ведут борьбу против них, не до конца понимая цель. Почему «Евангелион» считался блестящим, но все-таки проектом «не для всех‎»? Борис Иванов — знаменитый журналист, кинокритик и популяризатор японской анимации писал об этом так:

«‎Для одного «Евангелион» — это блестящий военно-тактический сериал, для другого — исповедь заблудшей души, для третьего — предупреждение науке, слишком близко подошедшей к тайнам жизни. Сериал наполнен цитатами из священных текстов всего мира и огромным количеством неразрешенных сюжетных загадок, оставляющих зрителям пространство для проявления собственной фантазии. В аниме умело сочетаются подтексты, интересные отаку, с идеями и мотивами, привлекательными для более широкого круга зрителей»‎.

Кадр из аниме «Евангелион» / Gainax, Tatsunoko Productions Co
Кадр из аниме «Евангелион» / Gainax, Tatsunoko Productions Co

К этому времени фэнтези аниме собрало у экранов как мужскую, так и женскую аудиторию. Например, «Видение Эскафлона» (Tenkuu no Escaflowne) 1996 года режиссера Кадзуки Аканэ сочетало в себе научно-фантастические, романтические, фэнтезийные мотивы, магию, технологию и стимпанк, что работало на обе категории зрителей. По сюжету девочка Хитоми попала в другой мир, где идет кровопролитная война и царит жестокость. Она жаждет вернуться домой к маме, друзьям и любимому человеку, но фантастическая реальность не отпускает ее.

Кадр из аниме «Видение Эскафлона» / Bandai Visual Co. Ltd., BEI
Кадр из аниме «Видение Эскафлона» / Bandai Visual Co. Ltd., BEI

В 2000-х аниме стало популярным и за пределами Японии, из-за чего объем выпускаемых проектов увеличился, а при создании часто использовалась компьютерная графика. В это время выходили легендарные аниме в жанре фэнтези. Наверняка все слышали о ‎«Югио!» (Yu-Gi-Oh!) Кадзуки Такахаси, закрепившее за собой звание одного из самых влиятельных аниме начала 00-х. По сюжету школьник Юги и его друзья пытаются разгадать тайну потерянной памяти фараона с помощью Duel Monsters — популярной карточной игры. На пути компания встречает хранителей Тысячелетних артефактов. Пик популярности был достигнут за счет выпуска карточек, которые создали настоящее помешательство не только у себя на родине, но и в США. Школьники скупали колоды, обменивались редкими карточками, а цены на некоторые из них при перепродаже достигали тысячи долларов. В 2009 году Duel Monsters стала самой продаваемой коллекционной карточной игрой в мире. Ну если раритетных карточек у вас нет, Yu-Gi-Oh! Duel Links можно скачать в любом маркетплейсе.

Кадр из аниме ‎«Югио!» / Gallop
Кадр из аниме ‎«Югио!» / Gallop

Одно из самых популярных аниме того времени — «‎Наруто» (Naruto) Хаяо Датэ о молодом ниндзя Наруто Узумаки, который, несмотря на трудное детство и испытания выпадающие на пути, пытается стать Хокаге. Это не только фэнтези, ведь лента включает лучше черты боевого сенена и романтики. Аниме стало культовым, именно на нем выросло целое поколение, которое путешествовало и росло вместе с персонажами.

Кадр из аниме «‎Наруто» / Staralis Film Company, Studio Pierrot
Кадр из аниме «‎Наруто» / Staralis Film Company, Studio Pierrot

Расцвет. Чем цепляет жанр?

Пираты, эльфы, демоны, волшебники, адские машины, магия, яркие продуманные миры, становление главных героев, захватывающие приключения и трогательные любовные линии — одни из главных составляющих аниме в жанре фэнтези. Некоторые из них можно встретить и в других направлениях, а эльфами и волшебниками уже никого не удивишь. Так что заставляет зрителей смотреть сотни серий о приключениях героев в выдуманных мирах?

1. Бегство от реальности

Очевидно, что мир за окном не такой уж и захватывающий: на улице никогда не встретишь тысячелетних японских духов, не сможешь обменять обычную руку на демоническую или получить волшебные силы. В фэнтези зритель может выбрать любой мир на свой вкус. Хочется потрепать нервы? Подойдет мрачный и опасный мир «Атаки Титанов‎» (Attack on Titan)‎, где Эрен Йегер и его друзья живут в городе, за высокими стенами которого бродят титаны-людоеды. Что-то повеселее? «Маги — волшебный лабиринт‎»‎ (Magi: The Labyrinth of Magic), в мире которого спрятано несколько подземелий с ценными сокровищами. Неунывающий молодой волшебник Аладдин пускается в путешествие вместе с джинном Уго и другом Али-Бабой, чтобы найти драгоценности и заплатить за ущерб, нанесенный тележке богатого торговца. В фэнтезийных мирах зритель может стать кем угодно: от пирата, до принца, а потому уходить из них совершенно не хочется!

Кадр из аниме «Атака Титанов‎» / MAPPA, Pony Canyon Enterprises
Кадр из аниме «Атака Титанов‎» / MAPPA, Pony Canyon Enterprises
Кадр из аниме «Маги — волшебный лабиринт‎» / Aniplex, Dentsu
Кадр из аниме «Маги — волшебный лабиринт‎» / Aniplex, Dentsu

2. Возможность почувствовать себя исследователем

Многие аниме в жанре фэнтези заточены под исследование мира.

В первом случае оно будет не совсем очевидным: зритель попадает в эпицентр событий, где главный герой хорошо знает свой мир и уже обладает определенным статусом. Например, в аниме «Код Гиас» (Code Geass) зритель попадает в альтернативную реальность, в которой Британская империя правит миром, а Японию отделили в Зону 11. Мать наследного принца убивают, сестра становится инвалидом, а Лелуша — наследного принца, отправляют в Японию. Именно там он знакомится с революционерами и СиЦу, которая наделяет его даром подчинения воли других людей. В ленте довольно сложный сеттинг, разбираться в котором нужно по ходу сюжета, но от этого исследования мира становится только интереснее.

Во втором случае исследование становится буквальным — целью и главного героя, и зрителя. Так, в аниме «‎Ван-Пис» (One Piece)‎ Манки Д. Луффи вместе со своей командой «Пиратов Соломенной шляпы» путешествует по миру в поисках пиратского сокровища‎. Сама вселенная населена разными расами: русалками, великанами, людьми, скапийцами. Моря, по которым путешествует команда, хранят в себе властителей морей и зритель исследует их вместе с героями.

3. Захватывающий визуал и любовь к природе

Аниме в жанре фэнтези отличается красочными локациями и завораживающими неизведанными пейзажами. В ленте «‎Мастера меча онлайн» (Sword Art Online) ‎заядлый геймер Кирито во время участия в бета-тестировании нашумевшей компьютерной игры в жанре MMORPG застревает в виртуальном мире. Если погибнешь в игре — умрешь и в реальной жизни, а вернуться «‎домой» можно только при достижении сотого уровня. Ситуация не из приятных, однако Кирито находит союзников и решительно движется к финалу. По ходу прокачки герой меняет локации, а поэтому перед зрителем открываются бесконечные зеленые поля, маленькие уютные города и парящие башни.

‎В аниме «‎Сомали и лесной дух»‎ (Somali to Mori no Kamisama) голем и девочка путешествуют по миру духов и встречают на своем пути необыкновенных существ. Вокруг расстилаются необычные пейзажи: грибы размером с деревья, светящиеся луга, непроходимые фиолетовые леса и изумрудные реки.

Считается, что люди читают фэнтези из-за подсознательной тяге к природе, ведь сам жанр зарождался во времена, когда города стремительно расширялись, а люди все сильнее отдалялись от природы. В начале XX века оторванность от нее даже вызвала волну интереса к лесным духам: сам Артур Конан Дойль написал роман «‎Пришествие фей»‎, где разобрал репродукции серии знаменитых фотографий «Феи из Коттингли», на которых волшебные существа резвились в садах и летали рядом с детьми.

Серия фотографий «Феи из Коттингли» Элси Райт и Френсис Гриффитс
Серия фотографий «Феи из Коттингли» Элси Райт и Френсис Гриффитс

Чем дальше человек от природы, тем больше душа ее жаждет: зеленые поля с волнующейся от ветра травой, закат над заснеженными вершинами гор или не поддающиеся объяснению парящие в воздухе каменные острова — все это и даже больше можно найти в фэнтезийных мирах, и, не выезжая из города, насытить душу.

4. Эпические сражения

Битвы между людьми, магами, волшебными животными или целыми королевствами — как тут устоять! Прелесть фэнтези аниме в том, что драться здесь могут не только люди, но и магические необычные существа. Так, в «‎Покемоне»‎ (Pokemon) разумные создания обладают сверхъестественными способностями управления стихиями: огненной, водной, электрической и другими. Сражаться с представителями своего вида для повышения уровня и трансформации, им помогают тренеры. Например, Пикачу сражался с Райчу — формой, в которую он может эволюционировать.

Кадр из аниме «‎Покемон»‎ / Creatures
Кадр из аниме «‎Покемон»‎ / Creatures

Использование животными стихий, хитрых приемов и долгожданная, зачастую неожиданная трансформация всегда захватывает дух. Не менее эпичными становятся битвы между ниндзя Саске и Наруто, людей против гулей-людоедов в «Токийском Гуле‎»‎, человека против самого себя в «‎Тетради Смерти».

Кадр из аниме «‎Наруто» / Staralis Film Company, Studio Pierrot
Кадр из аниме «‎Наруто» / Staralis Film Company, Studio Pierrot
Кадр из аниме «Токийский Гуль‎» / Studio Pierrot
Кадр из аниме «Токийский Гуль‎» / Studio Pierrot
Кадр из аниме «Тетрадь смерти» / Madhouse, Nippon Television Network
Кадр из аниме «Тетрадь смерти» / Madhouse, Nippon Television Network

5. Попытка найти ответы

На самом деле аниме в жанре фэнтези не только помогает сбежать от проблем, но и встретиться с ними лицом к лицу. Смотря и анализируя сюжеты, в которых герои сталкиваются с похожими проблемами, подсознательно человек накладывает их решения на свои, примеряет на себя сделанные ими выводы. Аниме позволяет отстраниться от проблемы и взглянуть на нее со стороны, при этом именно фэнтези позволяет рассмотреть ее с разных, зачастую неожиданных углов. Тему смерти через демонстрацию загробной жизни, как в «‎Ангельских ритмах». Потери и мести через борьбу с врагами, погубившими семью Эрена в «‎Атаке Титанов» или «Истребителе демонов»‎. Дружбы, любви и прощения через взаимодействие Наруто с близкими людьми.

Кадр из аниме «Атака Титанов‎» / MAPPA, Pony Canyon Enterprises
Кадр из аниме «Атака Титанов‎» / MAPPA, Pony Canyon Enterprises
Кадр из аниме «Истребитель демонов» / Ufotable
Кадр из аниме «Истребитель демонов» / Ufotable

Аниме задается вопросами и на глобальные темы: религии, социального неравенства, политики, экологии. Идеи и смыслы перетекают из одного в другой, человек ищет ответ, фэнтезийные миры его дают. А иногда предоставляют возможность ответить на них самому.

6. Романтика

Говоря о фэнтези, нельзя обойти стороной романтику в необычном сеттинге. Отношения с эльфийкой-лучницей, роботом, демоном, духом — в этих мирах все возможно. И хотя сейчас жанр в большей степени ориентируется на становлении героя, теме мести и искупления, любовь всегда остается одной из основных составляющих. Она помогает персонажам меняться, достигать цели, пересматривать жизненные установки. Наруто вдохновлял Хинату отстаивать себя, а она мотивировала юношу в победе над Неджи. Кирито и Асуна готовы пожертвовать жизнями, лишь бы спасти друг друга. Эдвард Элрик и Уинри Рокбелл поддерживают и заботятся друг о друге, Эрза Скарлет и Джерар Фернандес идут на любые жертвы, чтобы спасти другого.

Кадр из аниме «‎Мастера меча онлайн» / A-1 Pictures, Aniplex
Кадр из аниме «‎Мастера меча онлайн» / A-1 Pictures, Aniplex
Кадр из аниме «Стальной алхимик» / Aniplex, Mainichi Broadcasting System
Кадр из аниме «Стальной алхимик» / Aniplex, Mainichi Broadcasting System

Процветание. Почему жанр сих пор актуален?

Дело не только в вечных темах, которые поднимает фэнтези, но и в долгосрочной перспективе. Фантазия безгранична, а значит развиваться жанр не перестанет. Пример тому — постоянно появляющиеся новые проекты, которые получают высокие рейтинги, собирают толпу фанатов и восторженных отзывов. И речь не только о приближающемся финале «‎Атаки Титанов», но и о нашумевших «‎Человеке Бензопиле», «‎‎Адском Рае». Благодаря захватывающим сценам, эпичным боям, глубоким философским темам, романтическим линиям и бесконечным альтернативным мирам, которые так и руки чешутся исследовать, жанр не перестанет быть актуальным еще много лет.

Статью написала Арина Пырина специально для AnimationSchool.ru

9.6K9.6K показов
2.3K2.3K открытий
11 репост
48 комментариев

"Считается, что люди читают фэнтези из-за подсознательной тяге к природе"

Ответить

Подсознательное желание потрогать траву, компенсируемое эльфийскими грудями.

Ответить

Про природу это конечно чушь. Но не очень далеко от правды.

Лев Гроссман говорил, что люди читают фентези из-за того, что современный мир выглядит "чужим" для человека подсознательно. Т.е., форма объектов никак не передает их служебную цель. Например в форме айфона нет никакой информации о том, что это предмет для связи. Если не знать что это, можно подумать что это внеземной предмет. А по виду топора сразу ясно, для чего он, по крайней мере примерно. И люди подсознательно ощущают отчуждение и хотят вернуться к традиционному привычному миру. И тяга по фентези стала расти с 80ых, когда мир стал менее узнаваем.

Ответить
Ответить

Он везде популярен. Чего бы ему в аниме не быть популярным

Ответить

Да я бы не сказал. Какие ваши метрики?

Ответить

Если у вас это считается хорошей статьёй, у меня огромное кол-во вопросов к вашей школе.

ВСЯ статья больше приписывается жанру "приключения" нежели "фентези" и совершенно не говорит об их особенностях в лице банальной, ну, МАГИИ, ИНЫХ МИРАХ, ДРУГИХ ПРАВИЛАХ МИРОУСТРОЙСТВА и т.п..

То, что указывают здесь в "Попытка найти ответы" буквально использует лишь примеры из фентези, но не подчёркивает почему именно в фентези они возможны. А потому-что троп вообще не только для фентези.

В статье нулевая работа с материалом и очень поверхностный срез без доказательной базы.

1. Бегство от реальностиСвойственно любым художественным произведениям и даже уход в "другие миры" не является следствием лишь фентези. Исторический жанр, научная фантастика, смена антуража в реальном мире на экзотический или мало-знакомый.

2. Возможность почувствовать себя исследователемПриключение, детектив, тот-же исторический сеттинг. Опять же вообще не ориентир.

3. Захватывающий визуал и любовь к природеКоторый может быть в любом жанре, и не является правилом для Фентези, что опять же доказывается примерами из статьи, где о "любви к природе" могут говорить примеры ТОЛЬКО в данном пункте.

4. Эпические сраженияСёнен не равен лишь Фентези. И ведь это мог бы быть нормальный пункт, сделай на пор на "невозможных сражениях", но формулировка такова, что при желании можно натянуть и научную фантастику. Но даже грустно, что фактически это ЕДИНСТВЕННЫЙ пункт имеющий право на жизнь

5. Попытка найти ответыТ.е. наличие детективной линии, психологизма и рассуждений уже особенность Фентези? Пиздец.

6. РомантикаНу тут честно вообще выпал. Даж говорить не буду. Те же претензии.

Вот честно. Такое ощущение что либо средний пчел с DTF у вас будет чуть ли не краснодипломником по статьям, либ я доёбистый и в целом готов ебануть чтот не хуже в качестве доказательной базы плохой работы с темой, защитив каждой слово сильнее чем свою дипломную работу в реальном вузе. Не за так, конечно. За так я тут посрусь с удовольствием, накатив хотяб палу разьёбов по отдельным пунктам на выбор т.к. мне вообще не сложно.

Не в обиду Арине Пыриной. К ней претензий ноль.
Претензия в том, что это публикуется от лица ШКОЛЫ, которая ИЗУЧИЛА материал и посчитала его ДОСТАТОЧНО хорошим для публикации, подчёркивая то, что он отражает уровень СВОЕГО обучения.

Ответить