Смотрите на Кинопоиске с подпиской 
Условия: clck.ru/FMQND Условия: clck.ru/FMQND. 18+

«Гнездо»: тревожная и мастерски снятая драма о крушении амбиций Статьи редакции

Новый фильм Шона Дёркина, режиссёра «Марты, Марси Мэй, Марлен», — один из лучших в 2020 году.

1986 год. Британский трейдер Рори О'Хара (Джуд Лоу) живёт хорошо, но не очень. У него есть жена Эллисон (Кэрри Кун), американка совершенно платиновой внешности, которой он каждое утро приносит кофе в постель. Есть двое славных детей: старшеклассница Сэм, дочь Эллисон от первого брака, и 10-летний сын Бен. Есть дом, есть работа. Но чего-то ему не хватает.

Рори хочется большего, и потому он объявляет семье, что его позвали обратно в английскую фирму, в которой он начинал, а значит, нужно переезжать из США в Лондон. Там Рори снимает целое поместье, устраивает сына в лучшую школу, обещает жене, что построит конюшню для лошадей, которых она так любит. Работает над крупной сделкой, возвращает себе радостную иллюзию собственной исключительности. Но ненадолго.

«Гнездо» снял Шон Дёркин, который в 2011 году дебютировал с любопытным инди-триллером «Марта, Марси Мэй, Марлен», получил за него призы на «Сандэнсе» и других фестивалях, а потом куда-то пропал. Стало быть, это второй его фильм и самый важный — именно по нему обычно становится ясно, насколько оправданны были авансы, выданные начинающему автору. И в случае с Дёркином всё явно было не зря — после такого второго фильма хочется немедленно увидеть и следующие.

Притом что в «Гнезде» сразу примерно понятно, чем всё закончится. Это фильм о крахе мужчины 80-х, хозяина жизни, который внезапно становится моральным и финансовым банкротом. Выросший в нищете и добившийся успеха, Рори О'Хара всё равно ничему не научился; жена не просто так тайком от него откладывает наличные в шкатулку. Рори слишком привык, что всё получается — но судьба иначе работает в системе товарно-денежных отношений.

Режиссёр порасчётливее отдал бы в «Гнезде» все симпатии героине Кэрри Кун, у которой тут почти мужская роль — она занимается тяжёлым трудом, молча принимает проблемы. Но Шон Дёркин сочувствует своим героям — и тем, кто достоин, и тем, кому нужнее

Неслучайно действие фильма происходит осенью 1986 года: ещё чуть-чуть, и грянет «большой взрыв», лондонская биржа заменит трейдеров вроде Рори на алгоритмы и начнёт стремительно расти, а уже на следующий год рухнет вместе со всеми в «чёрный понедельник». Шон Дёркин, впрочем, нарочно не стал подчёркивать приметы эпохи — если бы не блеск светских приёмов, легко можно было бы решить, что семейство О'Хара — наши современники.

Запросто можно спутать и жанр «Гнезда». Как и в «Марта, Марси Мэй, Марлен», Дёркин здесь мастерски микширует драму с приёмами триллера: затяжными проездами и наплывами камеры в пустых коридорах поместья, взглядами через стёкла и зеркала, темнотой.

Оператора Матьяша Эрдея, который до этого работал над «Сыном Саула» и «Закатом», пора по праву назначить новым князем тьмы — стремясь передать в «Гнезде» чувство тревоги, он собирает в каждом кадре всё больше теней, укутывает в них персонажей. Источники света часто остаются за спиной, а в конце освещения вообще почти нет — и лицо Джуда Лоу тонет в предрассветных сумерках.

Матьяш Эрдей создаёт напряжение и другим приёмом: в начале фильма, когда у героев всё хорошо, показывает их вместе, но держит камеру поодаль. Когда же семья начинает рушиться, камера становится ближе к персонажам — но вместе они уже редко попадают в кадр

Но, конечно, Шон Дёркин едва ли стремится провести всю жизнь в резервации «инди-триллер». Как режиссёру и сценаристу ему явно интересно работать на экране с большими темами: отчуждённостью, непониманием того, как быть дальше. С человеческими слабостями — вроде бы незначительными, но меняющими всю жизнь.

В «Гнезде» мы наблюдаем за героем, который много рискует и много тратит, чтобы казаться богатым, его смертный грех — не алчность, а гордыня. Свойство неприятное, но, казалось бы, простительное — и в то же время достаточное, чтобы разрушить не только свою жизнь, но и всех, кто тебя окружает.

И тем, кто без греха, «Гнездо», наверное, покажется скучным, его уроки довольно очевидны — не нужно тратить больше, чем можешь себе позволить, не нужно жить в поместьях, ни в коем случае не нужно пренебрегать семьёй ради экономической выгоды. Но что поделать, если мы снова и снова совершаем эти ошибки.

0
23 комментария
Написать комментарий...
Александр Омолоев
Автор

И да, все, кто не смотрел «Марту, Марси Мэй, Марлен» — исправляйтесь скорей. Превосходный фильм, и Элизабет Олсен в нём прекрасна, как рассвет

Ответить
Развернуть ветку
Иван Белкин

спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Омолоев
Автор

Спасибо, что читаете

Ответить
Развернуть ветку
Немыслимый яд

Давно на него поглядываю)) после твоей рекомендации , смотреть однозначно))
А фамилия у режиссера разве не Дуркин?
И да, прекрасный текст, как, впрочем, и всегда! )

Ответить
Развернуть ветку
Александр Омолоев
Автор

Спасибо) «Марту» посмотри обязательно, она экономно снята, но напряжение иногда такое создаёт, что хочется её на паузу поставить и отдышаться.

Что до Дуркина-Дёркина, там на грани, мне больше «ё» слышится

Ответить
Развернуть ветку
Немыслимый яд

Пригранично, да, что-то, ближе к У, но и частично Ё слышится ага)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Белкин

почему лоу такой охуенный. это надо как-то законодательно ограничить

Ответить
Развернуть ветку
Егор Аргунов

А мне «Гнездо» не сильно понравилось. Лоу и Кун играли будто отдельно друг от друга, дети в кадр не очень вписывались. Драма, по итогу, не чувствовалась, хотя и снято вроде на уровне, и сценарий толково написан. Только ради Лоу и смотреть.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Омолоев
Автор
Лоу и Кун играли будто отдельно друг от друга

Это запрограммированный эффект, «Гнездо» же, кроме прочего, о разрыве человеческих связей рассказывает. Герои фильма при этом — люди довольно неприятные, поэтому и взгляд Дёркина на них не сентиментальный, но и не презрительный, а сочувствующий.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Аргунов

Да, Дёркин, наверное, этого и добивался. Но не вижу в фильме чего-то выдающегося в этом плане. Хотя да, на безрыбье и такой фильм действительно хорош.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Омолоев
Автор

Я бы не сказал, что сейчас безрыбье, разве что блокбастеры все уехали. А так уже вышли новый Хон Сан Су, новый Винтерберг, новая Келли Райхардт (вообще восхитительная); Кауфман, Херцог и Апатоу неплохие фильмы поставили, Спайк Ли неожиданно на пике формы выступил. Да и дебютов хороших достаточно.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Аргунов

Хон Сан Су уже вышел в сети? Надо посмотреть. А так «Первую корову» смотрел, Кауфмана скоро гляну, Винтерберга сильнее всех в этом году жду. Новых Херцога и Апатоу не знаю, буду ли смотреть. А вот новый Спайк Ли сильно разочаровал. Клановец был в разы лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Anachoret

Сэм, спасибо! 

Ответить
Развернуть ветку
Joshua Graham

с Кэрри Кун есть постельные сцены? нудесы есть

Ответить
Развернуть ветку
Александр Омолоев
Автор

Одна, если правильно помню, зато волнительная. Кун вообще фантастическая, умеет Дёркин актрис подбирать

Ответить
Развернуть ветку
Nazar Kolomiets

Где посмотреть?

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Kupriyanov

В кино 

Ответить
Развернуть ветку
Nazar Kolomiets

У меня - через пару недель только(

Ответить
Развернуть ветку
Артём Плотников

Цифровой релиз в России — 17 ноября. А сейчас фильм ещё можно посмотреть в кинотеатрах, премьера была на прошлой неделе.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Ligfip

и все-таки он дУркин

Ответить
Развернуть ветку
Sora17

Хм, ни в одном из трех ближайших кинотеатров этого фильма нет

Ответить
Развернуть ветку
Глупый дым

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sanctuary

6,5. Пойдет.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 23 комментария
null