«Большая маленькая ложь». Лучшая репрезентация абьюзивных отношений

*статья содержит спойлеры*

Американский сериал Дэвида Э. Келли, к сожалению, не приобрел такую же популярность, как другие проекты HBO (например, «Игра престолов» или недавний «Чернобыль»), однако удостоился высокой оценки критиков и не зря. Повествование сериала, как и одноименного романа Лианы Мориати, на основе которого снята драма, строится вокруг загадочного убийства, произошедшего на школьном празднике. Выглядит как описание типичного детектива, но суть картины намного глубже.

«Большая маленькая ложь». Лучшая репрезентация абьюзивных отношений

«Большая маленькая ложь» - это рассказ о судьбе пятерых женщин, каждая из которых пытается разобраться с беспорядком в своей жизни, при этом сохранив то, что имеет. Многие утверждают, что это сериал исключительно для женской аудитории, кто-то даже сравнивает его с «Сексом в большом городе», что, по моему мнению, совершенно абсурдно. Я в корне не согласна с мнением о том, что целевая аудитория «Большой маленькой лжи» - замужние женщины среднего возраста. Этот сериал должен посмотреть каждый, хотя бы потому что его проблематика не ограничивается вопросами о детях, готовке, быте и шоппинге. Проект затрагивает темы верности, воспитания детей, ведения финансов, поиска себя, токсичных отношений.

«Большая маленькая ложь». Лучшая репрезентация абьюзивных отношений

Последнее я хотела бы рассмотреть подробнее. Конечно, вы можете закатить глаза и свернуть эту статью, потому что слово «токсичный» в последнее время стало неотделимо от любого упоминания отношений как явления в принципе, и это не может не раздражать. Но под заезженным словом скрывается серьезная проблема, о которой начали говорить – и это уже огромный прорыв. Абьюзивные – или же токсичные – отношения в сериале раскрываются в истории Селесты Райт и ее супруга Перри (Николь Кидман и Александр Скарсгард – подбор актеров просто шикарен). Сначала, как и всегда, мы видим безупречную картинку: красавец муж, любящая жена, большой уютный дом и двое сыновей. Однако по мере продвижения сюжета нам открываются новые грани этой «безупречной» семьи.

«Большая маленькая ложь». Лучшая репрезентация абьюзивных отношений

Первое, на что хочется обратить внимание, - персонаж Перри Райт.

Красивый статный мужчина 30+ лет, в придачу ко всему галантный и успешный. Он не выглядит как типичный насильник, абьюзер. Потому что не существует «типичных» авторов насилия. Он не приходит к тебе с ножом на первое свидание, не тащит в гаражи после похода в кино. Как правило, этот человек ничем не отличается от других. Именно поэтому фраза «она что, не видела, за кого замуж выходила?» никогда не будет обладать смыслом. В «Большой маленькой лжи» этот герой очень удачно вписывается в жизнь Селесты, втирается к ней в доверие, когда она морально слаба. Здесь же и давление общества, ведь все считают его лакомым кусочком и последним шансом для Селесты. У героини не остается другого выбора, кроме как поверить, что ей несказанно повезло запрыгнуть в последний вагон, выйти замуж за мужчину на несколько лет младше и успеть родить сразу двоих сыновей. Она чувствует, что остается у Перри в долгу за то, что он женился на ней, и это одна из причин, по которой Селеста не замечает насилия, применяемого по отношению к ней.

«Большая маленькая ложь». Лучшая репрезентация абьюзивных отношений

Второе, за что нужно отдать должное создателям сериала, - репрезентация насилия, происходящего из сексуальных отношений.

В сериале достаточно много откровенных сцен, в большинстве которых задействованы именно герои Кидман и Скарсгарда. Зрителю не просто намекают, но открыто говорят о том, что супруги Райт – любители страстных отношений в постели. Однако очень скоро мы видим, как эта страсть перерастает в насилие. На самом деле, данная проблема очень распространена. Авторы насилия оправдывают себя тем, что «не рассчитали силу», но это именно то, что они хотели сделать – причинить боль, чтобы почувствовать контроль над жертвой.

«Большая маленькая ложь». Лучшая репрезентация абьюзивных отношений

Третье – влияние абьюзивных отношений родителей на формирование личности детей.

У четы Райт растут два мальчика-близнеца, которые кажутся ангелами на первый взгляд, но позже выясняется, что дети во всем берут пример с отца. В конце первого сезона сериала выясняется, что один из детей Перри и Селесты мучил свою одноклассницу, подвергал ее насилию. То есть делал именно то, что делает отец с матерью. Это один из вариантов развития событий в токсичной семье. Дети либо заступаются за мать и тоже оказываются подвергнуты насилию, либо идут по стопам отца, усваивают такую модель поведения как норму и следуют ей в дальнейшей жизни. Оба варианта весьма трагичны.

«Большая маленькая ложь». Лучшая репрезентация абьюзивных отношений

Четвертое и самое главное – выход из абьюзивных отношений.

Чем хороша «Большая маленькая ложь» в особенности – это тем, что, помимо иллюстрации самого насилия, сериал показывает способ разрешения этой проблемы. Героиня Николь Кидман осознает, что ей необходима профессиональная помощь, и начинает посещать психолога. Работа над собой – это крайне важный аспект для выхода из токсичных отношений. Зачастую жертвы отказываются признавать, что над ними совершается насилие, не просто окружающим, но и самим себе. Для преодоления этого барьера и необходимы консультации с психологом. В сериале также, помимо помощи в самоанализе, психолог дает практические советы. Такие как: начать откладывать деньги, снять жилье подальше от общего дома, всегда иметь наготове самые необходимые вещи, научиться быстро собирать детей в поездку. Все эти нюансы крайне важны, потому что, находясь в абьюзивных отношениях, ты не всегда можешь просто собрать вещи и уйти. Тобою движет страх за собственную безопасность, а также за жизнь и здоровье детей. Обо всем этом необходимо позаботиться прежде чем заявлять абьюзеру, что ты уходишь от него.

«Большая маленькая ложь». Лучшая репрезентация абьюзивных отношений

Создатели сериала проделали отличную работу по изучению моральной и практической составляющих проблемы токсичных отношений, а самое главное, сумели донести это до зрителей. Проблема насилия в отношениях стала выдвигаться на первый план. А признание проблемы – первый шаг к ее решению.

5959
126 комментариев

хуйня для феминисток 

36
Ответить

ну не хуйня, но очень приторно

2
Ответить

абьюзивных отношениях, ты не всегда можешь просто собрать вещи и уйти. Тобою движет страх за собственную безопасность, а также за жизнь и здоровье детей

Это называется не абьюзивные отношения, а твоя слабость и бесполезность. Если ты без мужа не способна ни на что, то это не проблема твоего мужчины, это проблема твоя персональная и дело не в отношениях, где ты всецело зависишь от своего мужа, дело лично в твоей бесполезности в этом мире и не способности расчитывать только на себя. 

Я знаю женщин, которые показали фак в ебало мужу и ушли с детьми от него, снимали общагу, заработали на квартиру и устраивали жизнь себе и детям. Не можешь так-же? Тогда иди вари борщ тирану и не пизди много, смотри сериальчики где такие-же тетеньки, не способные на самостоятельную жизнь строят себя и свое будущее, вместо тебя :) 

21
Ответить

Это не так работает. Есть такой феномен, как выученная беспомощность, свойственная очень многим животным, в том числе человеку. Бороться с ней помогает осознанность. Осознанность привносят в том числе художественные произведения вроде этого серича. Бравада "встал ушёл" представляется очень естественной, но лишь тем, кто очень плохо знаком с устройством человеческого сознания и со свойственными ему багами. 

37
Ответить

Собственно об этом и говорила, какая-то известная девка не так давно, ее потом еще затравили. А фраза была "Что ты сделала, чтоб он тебя не бил?"

Ответить

 репрезентация абьюзивных отношений

Опять репетитора по рашну вызывать

24
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить