Обзор Таксиста (1976). Как проблема одиночества решает проблемы грязи?

Это Скорсезе, поэтому было бы достаточно сказать: «Фильм отличный» - и все всё поняли бы. И всё же мне хочется уделить этому фильму время. Ещё хочу ответить по поводу заявление, что «Джокер является фанфиком Таксиста».

Обзор Таксиста (1976). Как проблема одиночества решает проблемы грязи?

Метр рассказывает про Трэвиса Бикла – необразованный паренёк с военным опытом и жуткой бессонницей, который решает устроиться на работу таксистом. Он разъезжает среди огней огромного Нью-Йорка и познаёт его порочность.

И важно отметить, речь идёт про США времён 70-х, и фильм словно капсула времени передаёт атмосферу и дух пропащих улиц, где любой добрейшей души человек (особенно чернокожее население) может либо с довольным лицом посмотреть на вас, либо в гневе взять да застрелить. И это не ощущает приукрашиванием или представить мир в свете режиссёра, а именно попытка показать самую мрачную часть мира, который соседствует с другой частью, с ухоженной и выхолощенной.

Обзор Таксиста (1976). Как проблема одиночества решает проблемы грязи?

Но это не столько история про несправедливый мир, сколько отрывок жизни одного человека. У Бикла есть круг общения, но среди них трудно выделить друзей, а любовный интерес считай проявляется в одностороннем порядке, а семья, ну, где-то далеко. Отчасти он в своих проблемах виноват сам и есть понимание ситуации, но тот не понимает их суть для решения: у него есть беспокойства, страхи и злоба, вот только Бикл не не может указать на их источник. И даже когда он находит для себя ответ, трудно сказать, тот ли, да вот только к тому моменту требовалось действовать, а время для долгих рассуждений закончилось.

Наверно, мне больше всего хочется выделить отрезок, когда Бикли стоял перед зеркалом и типа репетировал, и задавал вопрос: «Ты со мной разговариваешь?» Вроде это самая известная цитата из фильма, и я не удивлён, потому что она оставляет после себя странные ощущение, будто бы Бикли ищет в ней что-то сокровенное, что им надо правильно задаться и ответ придёт. Проблема кроется как раз в том, что он задаётся вопросом к себе.

Обзор Таксиста (1976). Как проблема одиночества решает проблемы грязи?

Хотя я вот думаю, даже если у него были те, к кому он мог обратиться, дали бы они ему ответ? Общество безразлично к другим, к себе и к будущему, поэтому отсюда даже если можно было в этом направлении искать ответ, то он бы просто усугубил ситуацию. Возможно в таком направлении и подумал Бикли, что стимулировало его начать действовать.

Всё это проносится через фильм вроде заметно, но не прямо перед глазами, а концовка фильма вводит в некий транс, где на выходе ждёт закономерная грусть.

И мне думается важным моментом здесь на город. Он всегда в блеклых и тёмных оттенках, но она не утомляет, а позволяет проникнуться происходящим ощутить, в каком разгроме и мусоре все проживают, и как все тут жестоки. При этом самого насилия тут не так уж много, и возможно поэтому его демонстрация здесь ощущается действительно страшным.

И не могу не отметить, как иногда акцентируют внимание на мимике и переживаниях Бекли, что в совокупностью с игрой Де Ниро оставляет после себя ощущение, извините за мат, АХУЙ.

Обзор Таксиста (1976). Как проблема одиночества решает проблемы грязи?

Но всё-таки у фильма проблема есть. Музыка тут конечно ух, но её маловато будет и местами использовали не к месту. Мне кажется надо было в паре измышлениях героя играть другие по звучанию мелодии. Ну всё-таки местами постановка выглядит прям мэх.

И теперь про Джокера. Да, походу его режиссёр действительно когда-то посмотрел Таксиста и решил сделать что-то своё. Но не под копирку, а именно своё. Герой Де Ниро проходит через многое, но мне кажется он именно что находит в себе силы, чтобы начать менять свою жизнь. То есть сам он имел все способности и не поменялся, а просто стал действовать в отношении мразей. А вот герой Хоакин Феникса уже скорее поломанный, где вместо руки помощи его больше травят до такой степени, что это отражается в них же. Есть и более незначительные отличия, в плане нарастания конфликта: в Джокере он всё-таки ближе к концу возрастет до уровня города и его устройства, в то время как в Таксисте он остаётся более личным. Плохо ли это? Да нет. Это похожие, но всё-таки пытающиеся достучаться до разных тем произведения. Джокер мне всё ещё больше нравится, но может быть если Скорсезе снял бы Таксиста сегодня, моё любожание было ба направлено на него.

Обзор Таксиста (1976). Как проблема одиночества решает проблемы грязи?

Даже не знаю, что можно сказать, кроме как я глянул отличный фильм, который даже с учётом его возраста обязателен к ознакомлению и сейчас. Более задерживать не буду. Желаю хорошего бытия всем читающим. Если вам понравилось, не забываем комментить и ставить лайки, ведь каждый получает то, что заслужил.

Обзор Таксиста (1976). Как проблема одиночества решает проблемы грязи?
30
12 комментариев

Да не умер он в конце Таксиста

12
Ответить
5
Ответить
1
Ответить

Недавно его пересматривал. Первые пол фильма прям ахуй, а потом видимо съёмочная бригада устала, концовка вообще выглядит так как будто бы её уже по пьяни на похуй доснимали.
Но фильм культовый конечно.

10
Ответить

Стоит, конечно, напомнить, что и "Таксист" и "Джокер" это фанфики на полях "Преступления и наказания"...
Ну а если серьезно, то весьма симптоматично, что в культовом художественном произведении XIX века подготовке к преступлению и самому преступлению автор уделяет немного времени, смещая акценты на долгий и мучительный путь к раскаянию и принятию наказания, а в художественных произведениях последующих столетий авторов практически не интересуют судьбы их героев после преступления - они исследуют исключительно путь к нему. Для читателей-современников Достоевского ответ на вопрос "Что приводит человека к преступлению?" был не так важен, как поиск ответа на вопрос "Как подняться с нравственного дна после преступления?" Для нас же первый вопрос самый интересный, а второго будто и не существует. Это не в осуждение говорю, просто наблюдение, что оба фильма - свободные вариации на тему первых нескольких десятков страниц знаменитого романа, но ведь там ещё несколько сотен страниц, но вдохновлённые ими вещи, даже если и появились, то не становились культовыми

4
Ответить

Тоже недавно впервые смотрел этот фильм. До сих пор смотрится свежо и ярко. Настоящая классика

3
Ответить

Король комедии смотрел?

2
Ответить