Оппенгеймер - герой, которого Нолан заслуживает, но не тот, который нужен миру сейчас

И да, его преследуют, потому что он выдержит, потому что он не герой...

Оппенгеймер - герой, которого Нолан заслуживает, но не тот, который нужен миру сейчас

Кажется, Кристофер Нолан больше любит изучать процессы и явления, а не человека. И возможно, чтобы и на морфологическом уровне подчеркнуть это, ему как формалисту приходила идея заканчивать названия всех фильмов на -ing или -tion. И тогда бы к Following и Inseption добавились Memention, Insomning, Prestiging, Interstellartion, Dunkertion (так мог бы называться нолановский аттракцион, где время течет неравномерно), только Tenet тогда бы не вышел (ну, может, оно и к лучшему). Возможно, идеальные персонажи для Нолана - модельки из Sims, которыми можно увлекательно разыгрывать любые сценарии в песочнице, но о в отношении которых боязно даже помыслить о свободе воли и внешней фокализации.

До «Оппенгеймера» единственное произведение Нолана, в названии которого было упоминание героя - Бэтмен/Темный рыцарь (вся трилогия). Возможно, это был самый человеческий проект режиссера, в котором персонаж из комиксов помещен в реальный мир и показан как уязвимый человек, а не супергерой). Теперь самый антропоцентрический фильм Нолана - история о создателе самого антигуманистического изобретения.

Оппенгеймер - герой, которого Нолан заслуживает, но не тот, который нужен миру сейчас

В центре повествования 12 фильма Нолана - человек. Но Нолан не был бы Ноланом, если бы и в своем первом байопике не использовал нехронологическое время. При самой понятной фабуле (все выстроено вокруг одного героя: учеба в Европе - работа на кафедре квантовой физики в Беркли - Манхэттенский проект - маккартизм и отстранение - награда в Белом Доме) из-за нелинейного повествования у «Оппенгеймера» один из самых запутанных сюжетов: события перескакивают из одного времени в другое так, что не всегда очевидно, какие были до, а какие после; диалоги прерываются на полуслове и продолжаются уже в другой части фильма, где обретают дополнительный смысл; а эмоциональное состояние главного героя постоянно меняется.

Помимо Килиана Мерфи акценты в динамике переживаний главного героя помогает расставить саунд-дизайн Людвига Горанссона (работал с Ноланом и над «Доводом», а еще в его списке «Мандалорец», «Черная пантера», «Крид», «Я краснею»). Звук здесь, кажется, параллельно рассказывает свой сюжет, а его монтаж, как и монтаж всего фильма, нелинейный и часто контрапунктный. Поэтому в сцены настоящего могут проникать звуки из будущего, которые нам только предстоит увидеть (вроде топота в спортзале перед выступлением Оппенгеймера), или наоборот, события из прошлого настигают героя и это передано в звуке (та самая фраза «Я стал смертью, разрушителем миров» возникает при оргазмическом взрыве «Тринити», причем возникает именно в том виде, в котором и была сказана в момент интимной близости – с соответствующими вздохами и стонами).

Оппенгеймер - герой, которого Нолан заслуживает, но не тот, который нужен миру сейчас

Оппенгеймер Нолана- Мерфи – это и амбициозный и любознательный гик, и променявший науку на политику физик, и эгоцентричный циник, и социальный мученик, и харизматичный лидер, и непонимающий людей идеалист, и неверный муж, и преданный друг. А так как из-за структуры сюжета все образы развиваются параллельно, то и отношение к герою меняется от сцены к сцене. При этом специализация и визионерство Оппенгеймера здесь остается немного за кадром и вне сюжета (все называют его величайшим умом, но его гениальность как физика опускается, а в одной из сцен его взгляды ограниченнее взглядов коллеги, который на практике обнаруживает то, что не удается главному герою в теории). На первом же плане – организаторские способности и личностная харизма.

Среди других заметных персонажей: Льюисс Штраусс (Роберт Дауни-мл.) – в роли антагониста, Лесли Гровс (Мэтт Деймон) – в роли помощника, Кэтрин Оппенгаймер (Эмили Блант) – главный женский персонаж, раскрывающий семейную сторону, Джин Тэтлок (Флоренс Пью) – отвечает за сексуальную сторону (да, Нолан настолько увлекся изучением Роберта Оппенгеймера, что чуть ли не впервые в своей карьере затронул сексуальный мотив). Другим героям (а их здесь очень много) уделено меньше внимания, у них еще более функциональные роли, а характеры остаются неизменными. Но даже в небольших или эпизодических ролях здесь звезды: Реми Малек, Кеннет Брана, Кейси Аффлек, Гэри Олдмен (его появление в образе Трумэна, возможно, самое яркое из этого ряда), Бен Сэфди, Джейсон Кларк, Джош Хартнетт (а еще Альберт Эйнштейн в роли Пифии).

Оппенгеймер - герой, которого Нолан заслуживает, но не тот, который нужен миру сейчас

Несмотря на параллельное повествование в нескольких временных линиях (до Манхэттенского проекта, во время работы в Лос-Аламосе, и после – расследование по Оппенгеймеру и выдвижение Штраусса на пост министра торговли), фильм легко делится на три акта:

  • от начала и до появления Мэта Деймона – попытка уместить как можно больше деталей из биографии Оппенгеймера и одновременно подвесить сюжетные крючки для других частей; как следствие, особенно частое дробление на короткие сцены из-за чего все характеры и само повествование размывается;
  • от Мэта Деймона до взрыва «Тринити» – основное развитие действия, где плотно переплетаются события во время Манхэттенского проекта и расследование связи Оппенгеймера с коммунистической идеологией;

«Оппенгеймер» - история о человеке, а не о взрыве, поэтому после испытания «Тринити» еще треть фильма. Акцент на личностном ракурсе подчеркивает и важная визуальная особенность «Оппенгеймера» - сочетание цветных и черно-белых кадров.

Оппенгеймер - герой, которого Нолан заслуживает, но не тот, который нужен миру сейчас

«Я писал сценарий от первого лица, что не делал никогда прежде. Я не знаю, делал ли вообще кто-то так когда-либо, делают так люди или нет… Фильм объективен и субъективен. Цветные сцены – субъективны; черно-белые – объективны. Я писал цветные сцены от первого лица. Так что для актера, читающего сценарий, думаю, это было пугающе»

Кристофер Нолан, режиссер «Оппенгеймера»

В фильме у них соответствующее контексту физические определения: «Fission» - расщепление (название появляется на крупном плане Оппенгеймера – режиссерская интерпретация событий с позиции протагониста) и «Fusion» - синтез (название появляется на крупном плане Штраусса – если верить, режиссеру, беспристрастный взгляд с претензией на документальность, хотя в большинстве случаев это события с перспективы антагониста). Они связаны и по ходу повествования диффузия достигает такого уровня, что некоторые сцены, которые мы уже видели в черно-белом варианте, показаны в цветном (встреча с Эйншейтном).

Оппенгеймер - герой, которого Нолан заслуживает, но не тот, который нужен миру сейчас

«Оппенгеймер» не только самый человеческий фильм Нолана, но еще и самый социально-политический. Поэтому, возможно, один из центральных конфликтов - человек против системы – до каких пор сотрудничество с государством-заказчиком безопасно и как сохранить любовь к стране, которая отказывает тебе во взаимности. Среди других мотивов: границы вины и ответственности – должен ли ученый продолжать исследования, если их результаты могут быть использованы для убийств и привести к катастрофе; масштабы раскаяния и пределы прощения – может ли человек искупить прошлое поступками из настоящего или только создать образ искупления; страх как инструмент власти и боль как способ познания – формулирование тезиса «чтобы избежать ядерной войны, нужно показать, к чему она может привести, а для это нужно применить ядерную бомбу; но и это может не остановить человека».

9.9K9.9K показов
2.5K2.5K открытий
16 комментариев

нолан лох все его фильмы ерунда неосмотрительная особенно бетмен

Ответить

Так, сидишь без пева две недели

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Закусывать надо !

Ответить

Пищи не пиши сколько угодно, но фильм очень средненький, а Нолан больше не гений

Ответить

Не, ну если сам Morandi выписал Нолана из гениев - это явный показатель.

Ответить

Фильм больше похож на отношение Нолана к американской системе, которая не изменилась и по сей день. И он решил этим поделиться. Что для него не характерно и не зашло многим зрителям.

Ответить