«Мальчик и птица»: красивый эпилог ко всему творчеству Хаяо Миядзаки
Я всегда относил себя к «клубу» фанатов творчества Миядзаки. Помню, как в детстве мне «взорвал» мозг «Унесенные призраками» своей причудливостью, буйством красок и некоторыми особенно пугающими для ребенка (да и не только) сценами, типа превращения родителей Тихиро в свиней. Точно так же меня в свое время шокировала сцена превращения Оккутонуси в демона из «Принцессы Мононоке».
Помимо запоминающегося визуального ряда в работах Миядзаки меня всегда цепляла особая, местами мрачная, но волшебная атмосфера сказки. Она всегда ощущалась как в относительно приземленных («Люпен III: Замок Калиостро», «Порко Россо»), так и в фантастических мультфильмах мастера («Небесный замок Лапута», «Рыбка Поньо на утесе»).
После просмотра «Мальчика и птицы» я задал себе вопрос, есть ли эта атмосфера и здесь? Окончательный ответ на него я так и не смог себе дать.
1940-е годы, своенравный мальчик Махито после смерти матери переезжает в поместье к отцу и тете, в котором он встречает странную говорящую цаплю. Следуя за птицей, Махито отправляется в волшебный мир полный коварных существ, духов и магии.
Казалось бы, здесь есть многие узнаваемые для творчества Миядзаки элементы: история взросления, потусторонний и волшебный мир, критика милитаризма, горечь утраты родного человека и заимствования из западной культуры (так, одна из героинь ходит в платье Алисы из произведений Льюиса Кэролла).
Вместе с тем атмосфера у «Мальчика и птицы» ощутимо отличается от большинства картин японского аниматора. Это, пожалуй, самая личная работа Хаяо Миядзаки. Во-первых, сюжет во многом перекликается с личной историей автора: здесь у нас и отец главного героя занимается производством авиационных боеприпасов и «вынужденное» взросление героя, да и основные герои ленты во многом были срисованы/списаны с окружения Хаяо Миядзаки.
Во-вторых, Миядзаки здесь явно затрагивает личные для себя темы. В мультфильме впервые ощущается свойственные мрачным взглядам Хаяо Миядзаки пессимизм и фатализм.
Автор размышляет о роли искусства в жизни человека, вместе с тем подводя как будто бы итоги и своего творческого пути. С одной стороны, Миядзаки воспевает искусство как возможность ухода от реальности и погружения в новые, причудливые миры. С другой же, он ясно дает понять зрителю, что сколько ты не пытайся уйти в эскапизм- реальность всегда возьмет свое, ведь искусство было, есть и будет ее отражением. И, несмотря на все уродство реального мира, ему стоит дать шанс и «вытащить голову из песка».
Да и в целом, «Мальчик и птица» затрагивает тему принятия действительности. Махито, переехав к отцу после смерти матери не может осознать новую реальность и принять тетю как своего родителя. И только после путешествия в сказочный мир, Махито наконец взрослеет, находит в себе силы пережить смерть матери, признать в тете родителя и начать жизнь с нового листа.
Хочется отдельно остановиться на волшебном мире, в который попадает главный герой, следуя за цаплей. В отличие от миров «Унесенных призраками», «Принцессы Мононоке», «Ходячего замка Хаула» и проч., мир башни из «Мальчика и птицы» весьма иррационален и подчиняется, скорее, логике сна. Многие события там происходят хаотично и стихийно, да и сцены сменяют друг друга, словно сновидения.
Мир башни населен причудливыми и искаженными созданиями реального мира. Тут есть говорящие пеликаны, попугаи-людоеды и духи, перерождающиеся в нашем мире людьми
Размышляя о собственном наследии, Миядзаки и здесь приходит к мрачным выводам: оставить всё это некому и все причудливые миры созданные его фантазией будут разрушены и превратятся в пыль вместе со смертью автора. Японский аниматор не стремится утешить зрителя своими прогнозами, но он дает небольшую надежду. Там, где исчезнут одни миры могут возникнуть новые, возможно в будущем кто-то сможет подобрать знамя великого сказочника.
«Мальчик и птица» не стремится повторить успех «Унесенных призраками» или «Ходячего замка». Это, скорее, эпилог ко всему творчеству Хаяо Миядзаки, что-то вроде подведения итогов. Мультфильм вышел очень личным, мрачным и камерным. Хаяо Миядзаки, несмотря на все ужасы этого мира, не теряет надежду увидеть в нем что-то прекрасное и дарит ее своим мультфильмом и зрителю.
Мы с товарищем пилим подкаст «Эффект Эмметта Брауна» о кино, каждый эпизод которого посвящен определенному киногоду.
Мы есть в Яндекс.Музыке, VK Podcasts, Google Podcasts, Apple Podcasts и на других сервисах.
А так же подписывайтесь на наш Телеграм-канал и на группу Вконтакте.
Честно? Лучше бы Миядзаки остановился на "Ветре". Просто грустно видеть насколько он уже стар и не тянет, то что у него раньше получалось. Фильм действительно похож на сон в котором тебе снится фильм Гибли. Он вроде бы похож на настоящий, образы и сюжетные повороты тебе знакомы, но все это не собирается в цельную картину. Иногда надо уметь действительно уйти на покой.
А в чём проблема? Дед решил снять ещё один фильм, ему в кайф. Нам целая красивая картина к копилке. Вопрос в том, что станет со студией, когда он от дел отойдёт со старожилами - вот тогда будем про него вспоминать со словами: а вот бля дед умел
Нене, нихуя, фильм охуенным получился
Мальчик красивыйНа этом бы я закончил...
Думаю тоже посмотреть
какой по счету эпилог? третий уже?
1.Принцесса Мононоке;
2.Унесенные призраками;
3.Ходячий замок;
4.Рыбка Поньо;
5.Ветер крепчает;
6.Мальчик и птица