(Спецвыпуск) Три фильма, что я посмотрел вчера - Гамера

Когда-то давно я начинал писать о серии фильмов про Гамеру, но как-то данные посты не были востребованы по одиночке, да и я немного переключился на другое кино. Но новогодние каникулы расставили все на свои места, я досмотрел недостающие части франшизы и готов поведать вам о злоключениях одного из самых специфических японских монстров.

Немного истории

Я не хочу пересказывать Википедию - и без меня полно любителей делать подобный контент. Тем не менее, для понимания ситуации: Гамера изначально задумывалась как прямой конкурент Годзилле. "Монстр от компании Тохо выстрелил, давайте придумаем еще одного!" - примерно так подумали шишки из японской компании Дайей - и замутили свою гигантскую огнедышащую летающую черепаху. Ну знаете, семидесятые - различные расширяющие сознание вещества были в ходу...

Может показаться, что это и вправду ничем особо не примечательный аналог Годзиллы с примерно похожей историей и мотивацией. Но неглупые маркетологи, что кайдзю очень любят детишки и решили поиграть на этом, сделав главной фишкой Гамеры ее заботу о детях, а позднее выдав пафосный титул "Друг Всех Детей". К сожалению, на тот момент Джордж Лукас еще не снял свою "Призрачную угрозу" и никто не был в курсе, насколько кринжовы дети в фильмах... Ну или у японцев просто менталитет другой.

А вот когда Гамера закончила свою "детскую" эпоху, она переродилась в нечто совершенно новое, брутальное и суровое. Пожалуй, если вы спросите меня "какие фильмы серии ты бы реально посоветовал к просмотру?", то ответ будет довольно очевиден - трилогию из девяностых. И еще один. Но давайте попробуем пройти весь путь до этих алмазов последовательно?

(если вы читали мои ранние посты, то не удивляйтесь - далее пойдет переосмысление оригинала, а затем новый материал по тем частям, о которых я не писал)

1965 - Gamera

Ну очень схожие кадры с оригинальным "Годзиллой"? Всего то 11 лет прошло
Ну очень схожие кадры с оригинальным "Годзиллой"? Всего то 11 лет прошло

Первый фильм начинается малость ожидаемо - ядерный взрыв будит во льдах гигантскую черепаху, которая начинает крушить все подряд. Поведение ее объясняется тем, что она питается то ли топливом, то ли пламенем, и сама пламя при этом изрыгает. Немного взаимоисключающие параграфы, но что вы хотели в подобном кино?

Попытки уничтожить рептилию, естественно, успеха не имеют – причем в с разницей в пять минут гениальный ученый, почему-то командующий военной операцией, говорит "даже ядерный взрыв сделал ее сильнее", а затем Гамеру начинают расстреливать из простых танчиков. Результат немного предсказуем.

Учитель Хамото Йоши, где вы? 
Учитель Хамото Йоши, где вы? 

Тем не менее, не могу отказать авторам фильма в оригинальности – нет, не в попытке убить гигантского монстра током, это уже где-то мы видели - а в том, как в итоге от Гамеры таки избавляются. Этот план с кодовым названием "Операция Z" - не без участия СССР и США разработанный – предполагает некоторое количество совпадений, но финал того стоит. Настолько, что я даже не хочу его спойлерить – само кино достаточно старое, чтобы быть в открытом доступе на Ютубе, можете просто прокрутить до конца, не пожалеете. Ну и серия Саус Парка про Вилзяка заиграет новыми красками.

Как я ранее говорил, создатели уже в первом фильме решили обратиться к аудитории помладше, и ввели в сюжет надоедливого ребенка, который души не чает в черепахе-переростке, несмотря на то, что та сжигает заживо толпы людей и рушит их дома. А все из-за странного совпадения, которое уверило юное дарование в том, что Гамера - это его домашняя черепаха, внезапно накинувшая пару десятков тонн за один вечер. Напрямую о жертвах в фильме не говорится – напротив, даже есть попытка оправдать гибель нескольких сотен человек. В частности, на рок-вечеринке пожарные просят участников покинуть здание, а те продолжают тусить. Наказание за пренебрежение техникой безопасности – смерть мерзкая от огненного дыхания Гамеры. Ну не милаха разве?

Рок-н-ролл - это плохо, пнятненько?
Рок-н-ролл - это плохо, пнятненько?

По итогу мы имеем классический монстр-муви тех лет, с некоторым еще не очевидным поворотом в сторону более детского контента, с учеными, обсуждающими планы действий бОльшую часть экранного времени, военными, разрушением городов и прочими ключевыми вещами.

Стоит ли смотреть этот фильм? Скорее да, чем нет. Но в основном чтобы понять, откуда есть пошла Гамера. В остальном вы ничего особо нового не увидите - ну, кроме обалденной концовки.

1966 - Gamera vs Barugon

Уже в следующем году после выхода оригинальной «Гамеры» было отснято продолжение – и сразу гигантской черепахе, по традиции подобных фильмов, прибавили бюджет и выдали монстра-соперника. И вот тут начинаются трудности, потому что описать Баругона (не путать с Барагоном!) в одном предложении проблематично.

...и все-все-все
...и все-все-все

Баругон - это монстр, отдаленно похожий на хамелеона, стреляющий радугой из кристаллов на спине, замораживающим паром из языка, и очень любящий драгоценные камни. Настолько, что в погоне за ними он готов проигнорировать тот факт, что вода для него смертельно опасна. И да, он появляется раз в 1000 лет, и каждый раз его местные аборигены убивали именно этим способом, что делает концовку немного предсказуемой.

Вся эта довольно подробная мифология обусловлена тем, что вторая часть серии решила сразу же повернуть туда же, куда повернули Тохо - от техногенной катастрофы к мифам и легендам всяких племен. Сюжетно тут чистая калька с оригинальной «Мотры»: экспедиция в Новую Гвинею, ценный макгаффин, который нельзя было выносить с острова, и монстр в наказание жадным японцам.

Стоит признать, что жадные японцы в фильме интересны сами по себе, без всяких монстров - за короткое время перед нами разворачивается сюжет о дружбе и предательстве, который вполне достоин отдельного фильма родом этак из шестидесятых.

Мистер харизма и по совместительству лучший персонаж фильма после Баругона
Мистер харизма и по совместительству лучший персонаж фильма после Баругона

Гамера в этом фильме участия особого не принимает. В самом начале летает немного под аккомпанемент закадрового голоса, который традицонно рассказывает, зачем она летает. Затем хамелеон-переросток ее замораживает – и до самого конца фильма про Гамеру никто даже не вспоминает. Только когда несколько этапов плана по уничтожению Баругона работают на редкость удачно и остается только немного подтолкнуть его в сторону смертоносной воды - наша спасительница таки оттаивает и летит навешивать радужному.

К слову, о радужном. Основная проблема костюмов монстров в серии фильмов про Гамеру заключается в том, что они ужасно дешево выглядят. Минимальная артикуляция, плоская нижняя губа без мышц и туловище геометрической формы. И если грубоватый Баругон может не вызвать у вас очевидного отторжения, то когда мы пойдем дальше – вы поймете, о чем я говорил.

Художники по спецэффектам умны и монстров показывают в основном ночью при плохом освещении. Ох это изменится очень скоро...
Художники по спецэффектам умны и монстров показывают в основном ночью при плохом освещении. Ох это изменится очень скоро...

«Гамера против Баругона» идет полноценных 100 минут, и монстры присутствуют на экране немалую часть этого времени. В остальном нас ждут яростные сцены рукопашных боев, перестрелки и прогулки по джунглям. Традиционному обсуждению планов по уничтожению монстров уделено не так уж и много времени.

Стоит ли смотреть этот фильм? Может быть. И в данном случае не обязательно из-за монстров.

1967 - Gamera vs. Gyaos

Картинка для важных переговоров
Картинка для важных переговоров

Ни сна ни отдыха для студии Дайей: один год - одна черепаха на экране. в данном случае противником бравой черепахе послужит… Я знаю как описать ту хрень, которую нам здесь выдают в качестве монстра по имени Гяос. Ведь даже имя ему дает очередной надоедливый ребенок, который видите ли решил назвать монстра по созвучию с его криком. И серьезная комиссия из военных и ученых с легкостью принимает такую концепцию. По идее, Гяос - это летучая мышь-переросток. Но моделька сделана настолько халтурно, что больше похожа на мужика в плаще, готового оголить перед вами свой гяос. Сириусли, вот:

И поверьте, на статичном скриншоте он выглядит куда лучше...
И поверьте, на статичном скриншоте он выглядит куда лучше...

А совсем отвратительно Гяос выглядит в полете – это просто бумажный самолетик с глазами. Нет, скорее воздушный змей, или же просто треугольник с головой. Нет, ну серьезно – представьте себя на месте авторов фильма, типа, на финальном прогоне: да, да, вот этот монстр действительно впечатляет! Уж он наведет страху на детишек, которые до этого десять лет не смотрели Годзиллу!

Ужас, летящий на двух палках и куске ткани
Ужас, летящий на двух палках и куске ткани

Сюжет де факто отсутствует – а монстр появляется уже на 16-й минуте. Гамера тут приобретает официальный статус Друга Всех Детей – защищая толстого мальчика от Гяоса и перевозя его на своем панцире в безопасное место. Как мастера по спецэффектам подошли к закидыванию ребенка на спину гигантской лапой – мое почтение. Это где-то на уровне дропкика Годзиллы или даже выше. Серьезно - представьте себе черепаху, которая сгибает лапу так, чтобы положить что-то себя на панцирь, причем - аккуратно... Представили?

И рррраз - ребенок приклеен к внутренней стороне лапы
И рррраз - ребенок приклеен к внутренней стороне лапы
И двааа - ребенок аккуратно брошен на спину... КААААК?
И двааа - ребенок аккуратно брошен на спину... КААААК?

В целом, весь фильм люди и Гамера стремятся осилить Гяоса, и даже придумывают интересный в своей бредовости план – решив, что у монстра плохо с вестибуляркой, его решают раскрутить на гигантской карусели. И нет, я не шучу. А приманивают его на эту карусель запахом синтетической крови – так что отличный фильм «Морбиус» всего лишь ссылался на классику, так-то. План в целом удается, прилетает Гамера и добивает поверженную зверушку. Вам это сюжет ничего не напоминает?

Особенно мне нравится момент, когда Гяос говорит "Время морбить!" и Гамера затыкает ему хлебало камнем
Особенно мне нравится момент, когда Гяос говорит "Время морбить!" и Гамера затыкает ему хлебало камнем

Во всем этом безобразии интересно то, что Гяос станет главным противником Гамеры и будет перенесен в куда более поздние итерации. Справедливости ради стоит отметить, что его дизайн будет улучшен в разы, ну и концепция немного изменена.

Стоит ли смотреть этот фильм? Скорее нет. Ну если только вы хотите от души посмеяться.

1968 - Gamera vs Viras

Я видел немало фильмов, которые начинались также
Я видел немало фильмов, которые начинались также

Ну что, дерьмо наконец-то приходит на свидание с вентилятором – и это "Гамера против Вираса". Оооо, даааа! В этом фильме есть три ключевых элемента, которые уничтожат неподготовленного зрителя.

Во-первых – это пришельцы-гуманоиды из далекого космоса, которые традиционно представлены японцами в пижамах (правда у них прикольно светятся глаза в одной из сцен).

Кстати, если вам кажется, что я слишком часто использую слово "традиционно" - то нет, на самом деле, я использую его даже недостаточно. Тропы в японских дайкайдзю определенных эпох настолько постоянны, что можно угадывать целые сюжеты по одному кадру и дате выхода.

Камуфляж хуже некуда - сразу видно, пришелец
Камуфляж хуже некуда - сразу видно, пришелец

Во-вторых – это дети в главных ролях, причем в этот раз один из них американец, а второй - японец , но оба крайне умны и отважны для своих лет. Американцы в японских фильмах всегда очень странно отыгрывают, а тут речь идет о ребенке, так что готовьтесь к двойной порции кринжатины.

Умны детишки настолько, что мало того, что легко водят мини-субмарину, так еще и шарят, как починить ее ходовую, не используя сухой док
Умны детишки настолько, что мало того, что легко водят мини-субмарину, так еще и шарят, как починить ее ходовую, не используя сухой док

Ну и в третьих – очередное снижение бюджета, которое приводит к великолепным сценам боев двух монстров, которых вам придется ждать весь фильм.

Ах да, также важным элементом, который будет периодически использоваться в последующих сериях франшизы, являются кадры и целые сцены из предыдущих фильмов, используемые для production value, как говорят в русских деревнях. Проще говоря, когда нет бюджета на боевую сцену, а болтовню надо чем-то разбавить – берем и добавляем в сюжет сценку про то, как, например, пришельцы смотрят по телевизору предыдущие бои Гамеры, как бы изучая ее.

Но в данном случае сюжет еще бредовее. Гамера, пролетая по открытому космосу (да, она и это умеет), выпиливает не понравившийся ей космический корабль. Пришельцы, не слишком довольные подобной агрессией, засылают на Землю еще один – с целью захватить ее, ибо нефиг. Их план надежен, как швейцарские часы и состоит из четырех шагов:

1. Захватить двоих детей-землян

2. Под угрозой их убийства заставить Гамеру громить города

3. ???

4. ПРОФИТ!

На пункте 2 кстати как раз и пригождаются сцены из прошлых фильмов – мы снова видим уничтожение электростанции от 66-го года, причем даже без цветокоррекции, зато обрезанное странным образом.

Минус голова, плюс бюджет
Минус голова, плюс бюджет

Далее сюжет конечно же идет по одному известному органу, Гамера вырывается из под контроля пришельцев и выпиливает их второй корабль, сыграв им в бильярд. Детишки благополучно сбегают, а монстр Вирас – который называется также, как планета, с которой он прилетел – вырастает в размерах и идет выпиливать Гамеру лично.

Бой поставлен великолепно. Сначала Гамера надевает Вирасу на его острый конец кусок скалы, что несколько ухудшает его плавучесть.
Бой поставлен великолепно. Сначала Гамера надевает Вирасу на его острый конец кусок скалы, что несколько ухудшает его плавучесть.
Но затем на острый конец Вираса оказывается насажена уже сама Гамера.
Но затем на острый конец Вираса оказывается насажена уже сама Гамера.

Как черепаха переживает подобное ранение – неясно, ведь в предыдущей серии она порез лапы регенерировала полфильма, чиля на дне озера.Тут же процесс пенетрации повторяется несколько раз, и становится жалко не только саму тортиллу как персонажа, но и миниатюру, которую потом останется только выкинуть.

Н-н-н-н-не так глубоко, с-с-с-с-семпай!
Н-н-н-н-не так глубоко, с-с-с-с-семпай!
Но в итоге Гамера, аки Железный Человек, на жопной тяге вывозит Вираса в стратосферу, где он благополучно замерзает. Хэппи энд!
Но в итоге Гамера, аки Железный Человек, на жопной тяге вывозит Вираса в стратосферу, где он благополучно замерзает. Хэппи энд!

Вам могло показаться, что фильм куда веселее, чем он на самом деле. Увы, весь трэш происходит в последние минут двадцать, а большую часть картины мы следим за детишками на космическом корабле, что, поверьте, не слишком увлекательно.

Стоит ли смотреть данный фильм? Скорее нет. Посмотрите финальную битву где-нибудь на Ютубе. Проблема в том, что нас ждут еще два фильма, сделанные по похожему шаблону.

1969 - Gamera vs. Giant Evil Beast Guiron

Еще один год и еще одна Гамера… На сей раз против "гигантского злобного зверя" Гирона. Уууууу, страшно! Как же выглядит новый монстр? Как столовый нож из детского кукольного набора. С лапками.

Нет, вы думали, я шучу?!
Нет, вы думали, я шучу?!

Одно радует – представляют нам Гирона в одной из самых жестоких и условно-кровавых сцен, в которой он режет своим носом поролонового космического Гяоса, предварительно отрубив ему ногу, а затем и крыло в мощном прыжке с переворотом. Пожалуй, так далеко дайкайдзю еще не заходили – обычно шкура монстров непробиваема, и лишь изредка мы видим кровь и пену изо рта у того же Годзиллы. А тут бедного Гяоса нашинковывают, как колбасу.

Уточню, что фиолетовые поролоновые поверхности - это внутренности Гяоса. Хлебало Гирона бесценно. Он какбы говорит нам "Да, это я сделал. Вопросы есть?"
Уточню, что фиолетовые поролоновые поверхности - это внутренности Гяоса. Хлебало Гирона бесценно. Он какбы говорит нам "Да, это я сделал. Вопросы есть?"

Но давайте немного о сюжете, благо он у нас, как всегда, про детишек. Трое японских школьников находят в лесу летающую тарелку, залезают в нее, оставляют бесполезную тян на Земле и вдвоем по-мужицки летят на автопилоте навстречу приключениям к отдаленной планете. Их там ждут инопланеТЯНки, которые хотят полакомиться их мозгами или типа того.

У вас есть какие-то сомнения, что перед вами представитель инопланетной расы в соответствующих декорациях? 
У вас есть какие-то сомнения, что перед вами представитель инопланетной расы в соответствующих декорациях? 

Но на счастье школоты по пути им встретилась Гамера, которой немного не хватило мощности жопного движка, чтобы догнать суперсовременную летающую тарелку, но зато хватило упорства проследовать за ней до нужной планеты - видимо, по запаху. Тем временем, пока Гамера была в пути, злобные инопланеТЯНки решили выведать у мальчишек – кто же это собирается их спасать? И конечно в качестве «чтения мыслей» нам предлагают нарезку сцен из предыдущих фильмов о Гамере.

К слову, Гамера - также, как и Годзилла - мужского пола. И имя обоих монстров заканчивается на "-ra" - Gojira, Gamera. Но с точки зрения русского языка постоянно хочется употреблять женские местоимения - вроде и черепаха, и на "-а" слово заканчивается. В общем, господа ценители японского - не душните, я в курсе, как правильно, но пишу по-русски.

Но вот черепаха прилетает в нужное место – и выясняется, что Гирон не только ножом умеет орудовать, он еще и сюрекены из щек может метать! Толку от них, конечно, мало – но и нож так-то по панцирю не срабатывает. Тем не менее, Гамера уходить чилить на дно местного озера, ибо так надо по структуре фильма, которая повторяется из раза в раз – сначала Гамеру побеждают, потом побеждает она.

В традиционной финальной схватке нет ничего особо интересно, кроме двух моментов, первый из которых - эпичный удар жопкой:

Фаталити!
Фаталити!

Ну и конечно бруталити в виде втыкания ракеты в нос с последующим взрывом тоже требует упоминания.

Я даже не пытаюсь представить, насколько ему должно быть хреново...
Я даже не пытаюсь представить, насколько ему должно быть хреново...

Стоит ли смотреть данный фильм? Может быть. Градус кринжа начинает стремительно превышать допустимые величины, и в какой-то момент это начинает идти франшизе на пользу - в определенном смысле.

1970 - Gamera vs Giant Demon Beast Jiger

Забавно, как некоторые части франшизы начали поднимать градус драматизма в названиях - уууу, гигантский демонический зверь Джигер! Гирон, гигантский злобный зверь! Разве не очевидно, что все соперники Гамеры - тоже гигантские монстры? Ну да ладно, тут у нас нечто по-своему новое...

Если вы можете представить себе более дженерик монстра... Я не могу
Если вы можете представить себе более дженерик монстра... Я не могу

Фильм начинается довольно медленно, ученые производят некие археологические раскопки, но уже на двадцатой минуте нас ждет эпичная драка с новым (см выше) монстром, которая заканчивается тем, что Гамера получает по парализующей иголке в каждую конечность. Довольно эффективное оружие выдали Джигеру, что и сказать.

Гамера барахтается на заднем плане, как черепаха, которая упала и не может встать
Гамера барахтается на заднем плане, как черепаха, которая упала и не может встать

Далее гигантский монстр начинает - что бы вы думали? - конечно, разрушать города и села почем зря. Также обнаруживается довольно интересная способность Джигера к полету - притом, что ничего в его теле не намекает на подобное. Хотя, возможно, это не полет, а просто криво снятые прыжки... Мы никогда не узнаем правды, увы.

Гамера совершенно самостоятельно избавляется от иголок и летит спасать мир. Первым же эпичным мувом насаживает какую-то цистерну на клыки Джигеру, чтобы тот больше не мог стрелять своими иголками, ну а затем начинает эпично бить его жопкой. Но у злодея в арсенале находится еще одна иголка - замораживающая, на сей раз.

За этим следуют полчаса обсуждений, как же помочь Тортилле, в итоге к ней в желудок отправляют детишек на мини-субмарине, дабы подлатать ее изнутри. Классический такой способ, ко всему прочему внутри оказывается детеныш Джигера, которого детишки непонятным образом выпиливают.

Я хз даже как это комментировать... 
Я хз даже как это комментировать... 
И вот эти модные усы
И вот эти модные усы

После этого Гамера оживает и летит вставлять Джигеру. Однако тот выдает еще одну новую атаку - от которой Гамере приходится защищаться, вставив в уши телеграфные столбы. После такого стресса черепаха вынуждена всадить Джигеру в жбан тотем, который археологи в самом начале фильма вытащили из земли, на чем и заканчивается история данного монстра.

Стоит ли смотреть данный фильм? Скорее нет. Довольно скучная динамика, отсутствие чего-либо оригинального и невнятный противник.

1971 - Gamera vs Zigra

Каждый год... Ну вы поняли, я уже не могу это повторять. Последний фильм эпохи представляет собой пересказ идей. С одной стороны у нас тут нападение инопланетян на Землю из "Вираса", но к тому же инопланеТЯНки из "Гирона":

Гордые инопланеТЯНки в зеленом
Гордые инопланеТЯНки в зеленом
Чуть позднее они понимают, как лучше внедряться в человеческое общество.
Чуть позднее они понимают, как лучше внедряться в человеческое общество.

К тому же вражеский монстр появляется только на 50-й минуте фильма, и выглядит как скучная рыба. В принципе, тема всего фильма вращается вокруг истощения ресурсов океана или типа того, поэтому тут можно нас отправляют к экологическим мессаджам, которыми начал в то же время страдать и Годзилла.

Ну типа... Скучно
Ну типа... Скучно

Вместе с этим развивается сюжет о том, что пришельцы воздействуют на мозги землян, да и Гамера страдает от прямого столкновения с боссом качалки. В итоге в ход идет ставшая уже традиционной мини-субмарина с детишками, которая должна все исправить. Так и происходит, и мы наблюдаем финальную битву, в которой опять на колюще-режущие поверхности противника Гамера насаживает камни. Не вдохновляет.

Ну вы поняли
Ну вы поняли

В итоге рыба на земле как-то проигрывает черепахе, и all is well and good.

Стоит ли смотреть данный фильм? Скорее нет. Как только сюжет в дайкайдзю начинает больше концентрироваться на персонажах-людях - и особенно детях - ни к чему хорошему эт очаще всего не приводит.

1980 - Gamera: Super Monster

Каждый год.... Хмммм, что-то не так - девять лет прошло с момента выхода предыдущего фильма о гигантской черепахе, так быть не должно! И да, тут есть проблемка - эта картина представляет собой этакий сборник сцен из других фильмов студии Дайей, и создавалась с целью спасти студию от тяжелой финансовой ситуации. Судя по всему, получилось не очень...

Ничего не напоминает?
Ничего не напоминает?

Сюжет описывать смысла особого нет, потому что это просто соберуха из чего-то типа "Супер Сентай" и дайкайдзю, подогнанная под имеющийся материал.

Марвел умирает от зависти, не родившись
Марвел умирает от зависти, не родившись

Единственным аналогом данного феномена в западном кино я могу назвать "Silent Night, Deadly Night 2" - фильм, который является следствием запрета первой части, в итоге половина второй части состоит из интервью брата убийцы из оригинала, то есть набора сцен, иллюстрирующих его слова. И если в "Ночи" забавен в основном тот факт, что главный герой попросту физически не мог видеть того, что творил его братец, но описывает это в мельчайших деталях, то в "Гамере" мы просто имеем склейку подходящих сцен под некий условно новый нарратив. Ужасно.

Насчет "стоит ли смотреть" - вы поняли. Следующего фильма о приключениях Гамеры пришлось ждать долгих 15 лет. Но оно того стоило, уж поверьте!

1995 - Gamera: Guardian of the Universe

Правило монстр-муви номер один - никогда не показывать монстра целиком в начале фильма
Правило монстр-муви номер один - никогда не показывать монстра целиком в начале фильма

Итак, первый фильм современной трилогии про Гамеру начинается как ориджин-стори: в океане находят гигантский дрейфующий камень, а на одном из японских островов жители подвергаются атакам неведомых хищных птиц. Оба этих сюжета неспеша развиваются, ставки повышаются, и конечно в итоге все выливается в бои гигантских монстров.

Один из интереснейших аспектов как этого, так и двух последующих фильмов серии заключается в том, что Гамера всегда одновременно служит и защитником, и разрушителем. Вступая в бой с очевидным для себя злом в виде летающих монстров, гигантская черепаха не особо беспокоится об уничтожении городов и человеческих жертвах. И это будет отлично обыграно в третьей части.

Спецэффекты в фильме весьма хороши - за редким исключением комбинированных съемок, которые выглядят ну очень устаревшими. Костюмы монстров детализированы и отлично артикулируют, пиротехника традиционно на высоте. Сами по себе сражения довольно разнообразны - монстры пользуются своими сильными сторонами и вынуждены компенсировать слабые.

Из минусов можно выделить достаточно объемные диалоги и традиционные обсуждения военными и учеными сложившейся ситуации. Зачастую подряд идет по три-четыре сцены с разным набором не слишком запоминающихся персонажей, но, как правило, все это заканчивается какой-нибудь эпичной сценой с монстрами.

Сцена на мосту - отличный пример подобного
Сцена на мосту - отличный пример подобного

В целом мы имеем солидный монстр-муви, который однозначно стоит просмотра.

1996 - Gamera 2: Assault of the Legion

В девяностых идея различных жуков-монстров была весьма популярна - как в аниме, так и в голливудском кино. И японцы решили крутануть счетчик до максимума в новой "Гамере", придумав одного из самых оригинальных - на мой взгляд - противников в дайкайдзю.

Ну и спецэффектов не пожалели снова
Ну и спецэффектов не пожалели снова

Самое интересное - насколько подробно сценаристы подошли к описанию угрозы, исходящей от новых существ. Информация подается зрителю дозированно, а звучит все настолько логично, что вполне проникаешься тем, насколько серьезная опасность нависла над Японией. В очередной раз.

На самом деле, ранее мы видели нечто подобное в "Годзилле против Десутройера" или в "Годзилле против Мегагируса". Некоторое количество мелких монстров, не особо опасных для гигантской черепахи, которые потом превращаются в нечто куда более значительное - при этом непрерывно угрожая населению японских городов и сел.

К слову о них - во второй части Гамера выступает в основном как защитник, и это сделано для контраста с третьей частью - о которой мы еще поговорим. Тем не менее, здесь черепаха впервые жертвует собой ради спасения людей, и в игру вступают дети и некие камни, которые способны пробудить Гамеру к жизни. Звучит слегка кринжово, но в целом эта концепция присутствует во многих японских произведениях, когда нечто огромное и монструозное представляет собой продолжение воли людей - к жизни или к разрушению. И отсюда мы плавно переходим к следующему фильму...

1999 - Gamera 3: Revenge of Iris

Тут к дизайну монстра вопросов нет...
Тут к дизайну монстра вопросов нет...

Третья часть разрешает все конфликты двух предыдущих, и повествует о том, как потеря близкого человека может привести к мыслям в стиле "пусть все сгорит". В данном случае, буквально. Не слишком оригинальная идея, но если ее грамотно подать, то она всегда будет эффективна как минимум.

Собственно, девочка, потерявшая всю семью во время битвы Гамеры с Гяосами, находит утешение в деревне, где есть тайное место, в котором по легенде дремлет некое создание. Несмотря на предостережения старейшин деревни, девочка решает "подружиться" с монстром, и передает ему свою ненависть к Гамере. Чудовище начинает расти, питаясь местными жителями и, наконец, находит своего главного противника для эпичного поединка.

Все это происходит параллельно раскрытию сюжета о неком балансе жизненных сил на планете, движение которых эмулируют на Сеге Дримкаст - что достаточно забавно, чтобы упомянуть об этом.

Финальная битва максимально эпична, красиво срежессирована и отлично мотивирована. Персонажи-люди принимают в схватке непосредственное участие, и во многом схватка скорее психологическая, нежели просто шлепанье двух резиновых костюмов.

***

Вы наверное думаете, что я плохо рекламирую одну из лучших трилогий про гигантских японских монстров? Да, признаю, мне немного сложно объяснить, что же такого притягательного в данном жанре. Я не могу назвать себе фанатом или чем-то вроде того - но мне кажется, что качественно сделанных фильм данного жанра вполне смотрибелен для достаточно широкой аудитории. Но как отрекламировать его этой аудитории? Как диковинку из Японии или как обычный фильм?

Но какбы то ни было - я решительно советую вам трилогию к просмотру. Однако, есть еще один...

***

2006 - Gamera The Brave

Выглядит мультишно, а еще качество ужасное. Фильм найти проблематично, но кстати дизайн монстров в нем весьма хорош...
Выглядит мультишно, а еще качество ужасное. Фильм найти проблематично, но кстати дизайн монстров в нем весьма хорош...

Пожалуй, последний фильм про Гамеру представляет собой квинтэссенцию как оригинальных фильмов из семидесятых, так и новой трилогии. И в своей простоте он крайне хорош - как бы странным не казалось это даже мне самому, когда я его смотрел.

Сюжет частично повторяет оригинальную "Гамеру", и видимо речь идет о сорокалетнем юбилее, но оставим Википедию в покое. Обычный японский школьник потерял мать, и пытается пережить это событие вместе со своим отцом, который, в свою очередь обеспокоен тем, что сын начал отдаляться от него. В один прекрасный день мальчик находит черепашку, о которой начинает заботиться.

Стоит отметить, что этот фильм никак не связан с другими, но начинается он со сцены того, как Гамера жертвует собой, уничтожая своих заклятых врагов - Гяосов. Отсюда люди относятся к Гамерам двойственно - как это было в трилогии - и мальчик вынужден скрывать свою маленькую Гамеру от всех окружающих. Но, конечно, долго скрывать не получается - к тому же, на городок нападает гигантский монстр, и детеныш Гамеры вынужден сражаться с ним. Однако для победы ему не достает артефакта, который его человеческий друг передал соседке на удачу - и школьники отправляются в соседний город, чтобы доставить волшебный камень Гамере...

Удивительно, но дети-актеры в этом фильме практически не вызывают разражения - наоборот, они вполне себе тащат сюжет на своих плечах. Финальная сцена весьма трогательна, как и вся концепция ребенка и его специфического питомца, которую мы не раз видели в разных фильмах.

Знаете, если у вас есть время только на один фильм о Гамере - посмотрите этот. И оригинал)

(Спецвыпуск) Три фильма, что я посмотрел вчера - Гамера

Тем временем на Нетфликсе есть аниме, которое мне еще предстоит посмотреть - и оно, говорят, весьма годное. Может быть расскажу о нем отдельно в другой раз. А засим откланиваюсь. Возможно, я сумел открыть для вас что-то новое или же мотивировать вас пересмотреть что-то из детства.

1313
8 комментариев

Надо на Gamer-у "literally me edit" сделать.

1

Гамору знаю, Гамеру не знаю.

1

Теперь знаешь

"Месть Ирис" прям годная была. Ну разве ждёшь от такой милахи дальнейших подлянок?

1

Японский кинематограф, в лице таких жанров, как токусацу и кайдзю, сложно рекомендовать. Либо оно изначально тебя чем-то привлекает, либо вообще нет. Смотрел трилогию 90хх, отличная трилогия. В старых фильмах дизайн монстряк какой-то совсем плоховатый. У монстров из Годзиллы мне кажется больше интересных дизайнов было.