Чарли и шоколадная фабрика. Оригинал против ремейка

Джин Уайлдер, оранжевые рабы, Джонни Депп, Тим Бертон, генетические эксперименты над детьми и Аннасофия Робб! Сегодня сравниваем "Чарли и шоколадную фабрику".

Чарли и шоколадная фабрика. Оригинал против ремейка

В этот раз снова сравниваем не ремейк с оригиналом, а две экранизации одной книги. Да, в заголовке другое написано, но по сути это одна история рассказанная дважды. Нельзя устоять и не сравнить.

Произведение Роальда Даля вышло в 1964 году, фильм по его мотивам появился спустя семь лет в 1971-м. Режиссером выступил Мэл Стюарт имя которого в отрыве от этого фильма вы нигде не услышите. Ничего путного ни до ни после он не снял. Роль Вилли Вонки исполнил Джин Уайлдер (смотрите его у Мела Брукса или в "Ничего не вижу, ничего не слышу"). Остальные актерские работы вряд ли вам что-нибудь скажут. Например, все дети нигде потом толком не снималась.
Фильм изначально успеха не снискал, заработал около 4 млн при бюджете в 3 млн. Но потом начал здорово выступать на телевидении. Там-то и стал культовым для жителей США.

С названием "Вилли Вонка и шоколадная фабрика" связано несколько теорий. Как вы заметили, оригинальная книга и вторая экранизация назывались "Чарли и шоколадная фабрика". Со сменой названия связывают несколько теорий.

- В США в те годы термин "Мистер Чарли" означал уничижительное обозначение у черных по отношению к белым богачам.

- В то же время во Вьетнаме американские солдаты использовали имя Чарли по отношению к вьетконговцам.

- И еще одно объяснение имеет чисто коммерческую подоплеку. По словам продюсера, фраза "Пойдем на Вилли Вонку" звучит куда ёмче, чем фраза "Сходим на Чарли". В первом случае не требуется дополнительных разъяснений и вызывает минимум недопонимания.

Второй адаптацией занялся Тим Бертон. Его кандидатуру горячо поддержала вдова Даля. Изначально на этот пост мог попасть Скорсезе, а роль Вонки мог исполнить Николас Кейдж и Джим Керри. А также Дуйэн "Скала" Джонсон был вторым вариантом Бертона на роль Вонки. Первым был, естественно, Джонни Депп.

История со Скалой сильно напоминает "правдивую" историю про съемки "Бриллиантовой руки", когда Гайдай вставил в финал атомный взрыв, дабы отвлечь внимание советских цензоров от сцены с лопающимся лифчиком. По аналогии здесь Бертон будто решил железно утвердить Деппа, выдав как запасную кандидатуру Скалу. Продюсеры от такой альтернативы охренели и взяли, не задумываясь, Джонни.

Фильм вышел на экраны в 2005 году и собрал почти 500 миллионов. Критики и зрители оказались, в целом, довольны.
Но сейчас, глядя на оценки на iMDb обеих экранизаций, выясняется любопытное - зарубежная публика любит первый фильм куда сильнее, чем бертоновское изложение.
Потому хочется сверить обе версии и решить - правда ли оригинал лучше?

Дед Джо, Чарли - Чарли, Дед Джо<br />
Дед Джо, Чарли - Чарли, Дед Джо

Мальчиш-Кибальчиш

Начнем с главного героя. Чарли, несмотря на то, что его имя вынесено в название, является наименее интересным персонажем в этой истории. Он является примером идеального ребенка, гордости родителей и образом подражания для подрастающего поколения.

Внешне Чарли 1971-го года будто пришел из рождественского фильма. Питер Острум -- это румяный белокурый ангел. Веселый и бойкий.
В образе Фредди Хаймора больше застенчивости и какой-то хрупкости. Этот Чарли будто реально частенько не доедает и, возможно, совсем недавно тяжело перенес пневмонию.
Но в обоих случаях актеры справляются с ролями. Их можно пожурить за парочку расплывчатых сцен, где они отыгрывают не вполне убедительно, но, в целом, ребята на своем месте, жаль только, что со сценарной точки зрения ничего сложного из себя не представляют.

Семья

Разговор о семействе Чарли стоит, пожалуй, начать с дома. В старой версии жилище Бакеттов не показывают снаружи. Бакетты Бёртона обитают в ветхом домишке, покосившимся, словно от постоянного ветра, на один бок.
Жилище Бакеттов 1971-го года изнутри буквально вопиет о крайней нужде. Серые замызганные стены, потемневшая от времени мебель. Четыре старика делят между собой одну экстремально грязную кровать. Картинка настолько реалистичная, что с экрана доносится застоявшийся запах мочи.
Уставшая, измотанная мать варит нищий суп из одной капусты. В таких декорациях нужно снимать европейский арт-хаус, а не сказку про путешествие на шоколадную фабрику. Смотреть на это было, честно сказать, некомфортно.

Стены пробуждают какие-то заблокированные чувства из детских кошмаров<br />
Стены пробуждают какие-то заблокированные чувства из детских кошмаров

В старой версии о трех из четырех стариков сказать почти нечего. Слепой дед, бабуля, вторая бабуля. Как личность выделяется только дедушка Джо. Именно он отправится потом с Чарли на фабрику.

Мать, как уже сказано выше, просто уставшая вусмерть женщина, тянущая почти в одиночку семью из пяти иждивенцев (Чарли только-только начал зарабатывать доставкой газет). Идеальное вступление для диккенсовской драмы.

А что у Бертона? Хоть его покосившийся домик снаружи больше похож на сарай, внутри всё куда оптимистичнее. Надо понимать, что здесь Бакетты тоже крайне бедны, но показано это в духе сказочной истории и потому повесится хочется не так сильно.

Чарли и шоколадная фабрика. Оригинал против ремейка

Здесь семья уже полноценная. Отец работает заворачивателем тюбиков зубной пасты на заводе.Сразу видно другой настрой в отличии от старого фильма, где мать работала прачкой и весьма угнетающе стирала белье в одной из сцен. Далее по сюжету она дополнительно запела минорную песню, от которой эндорфины в моем мозге почернели и съежились.
Мать в этой версии не работает, а занимается домашними делами. Старики так же спят на одной кровати, но не выглядят заросшими в грязи. И у них даже есть характеры. Один из дедов является ворчуном, а одна из бабуль психическая (но при этом веселенькая). Ну а дедушка Джо получил сюжетные расширение с работой в молодости на фабрике Вонки.

Актеры на ролях дедушек из двух версий под стать своим Чарли. Джо Бертона, к примеру, выглядит столь же хрупко как и герой Хаймора. Он такой же мечтатель.

Дедушка Джо из 1971-го не так прост как кажется. Он в лежачем состоянии уже 20 лет. Первую половину фильма он выказывает желание помочь семье, но якобы больная спина не позволяет ему встать. Но как только выясняется, что Чарли выиграл экскурсию на фабрику, как этот хитрый жук сразу вынимает из-под подушки фастум гель и начинает лихо отплясывать по комнате. Лицо матери после 12-часовой смены в этот момент надо видеть.
Следующий показательный случай с дедом происходит, когда тот подбивает Чарли попить втихаря газировки на фабрике Вонки. Там их почти наматывает на вентилятор и, по логике фильма, ждет дисквалификация, но об этом чуть далее.

Дедушка Джо в изложении Бертона оказался совсем другим. В целом, он такой же мечтатель-скромняга как и его внук. Яблоко от яблони. Он получил предысторию с фабрикой, будто он там работал в молодости, о чем сохранил приятные воспоминания. Так что выигрыш золотого билета и возвращение на старую работу - это вполовину исполнение его желания. А учитывая, что Чарли не имеет ярко выраженного характера, то фильм можно было честно назвать "Дедушка Джо и шоколадная фабрика".

Чарли и шоколадная фабрика. Оригинал против ремейка

Шоколадное безумие

Хотелось бы немного порассуждать о личности Вонки и его целях. В своем мире он большая звезда. Народ просто без ума от его шоколада. Но однажды произошло несчастье, и Вонка удалился от мира. Через некоторое время он возвращается с беспрецедентной акцией "найди золотой билет и попади на экскурсию на фабрику". Тем самым закручивается маховик сюжета. Счастливчиками оказываются сплошь дети. И далее начинается самое интересное.

К слову, в старой версии мы попадаем на фабрику только на пятидесятой минуте. И это невыносимо. Получается, мы встречаемся с Вонкой только на середине фильма.
У Бертона мы попадаем на фабрику на сороковой минуте, после чего фильм длится еще более часа.

Победители конкурса попадают в комнаты, где находятся различные хитроумные аппараты. Гости подвергаются странным неожиданным испытаниям. Они попадают в странные механизмы, преодолевают себя ради возможности выбраться невредимыми. Каждый раз один из гостей выбывает с разной степенью травмированности.
Так владелец фабрики испытывает людей, ищет того, кто достаточно ценит свою жизнь, чтобы стать его преемником...

Узнали? Угу, Вилли Вонка это Конструктор смерти для младшего школьного возраста.

Сейм вайб (включите звук)

Джин Уайлдер особенно явно показывает темную сущность Вонки. Он трикстер с самого первого появления. Ни его словам, ни его поступкам нельзя верить. Заставляет подписать невнятный контракт, неискренне пытается уберечь детей в минуты опасности, психологически давит на участников.
В одном из эпизодов он прокатывает гостей по темному туннелю, где на стенах транслируются всякие ужасы типа отрубание головы курице. Не какой-то там шоколадной курице, а самой настоящей.

В этом плане Джонни Депп выглядит поприличнее. Он, конечно же полный псих, но эту его особенность характера проще понять в связи с раскрытием деталей детства. Этот Вонка инфантил, но, на удивление, эта деталь не помогает ему ладить с детьми.

Несомненно, безюминка Вонки пришла из актерской манеры Джонни постоянно играть блаженных персонажей. Но благо, что фильм вышел в 2005 году, и тогда гротескные образы Деппа еще не успели приесться.

Ну а Вонка Уайлдера это высокоорганизованный психопат, ему нельзя верить не минуту, он врет и обманывает на каждом шагу.
Вонка Деппа хоть и сумасшедший, но при этом действует куда более предсказуемо. Очевидно, что Уайлдер имеет четкий план и все его слова запланированы заранее. Депп же эксцентрик и не способен сдержать эмоции за фасадом бесстрастности, он тут же всё выплескивает наружу, раскрываясь как странный инфантильный дурачок, но, благодаря этому заслуживает большего доверия. Если он попытается кого-то обмануть, у него сразу всё на лице отобразится.

И еще плюс в сторону депповского Вонки - нам прямо показали, что дети у него выжили. В случае со старым Вонкой нам приходится полагаться лишь на его честное слово. А его честность поставил под вопрос лично актер Джин Уайлдер.

Можно было бы еще порассуждать, что Вонка - это если не карающий ветхозаветный Бог, но, по крайней мере, некое высшее существо, которое взяло на себя право наказывать людей за их проступки. Но в книге и у Бертона рассказывается предыстория жизни знаменитого шоколатье, так что развивать эту тему смысла нет. Будь эта книга из XIX или начала XX века, то Вонка наверняка оказался бы божественной карой, но в 70-е эта схема уже не имела популярности. Так что он обыкновенный самодур.

Плохое поведение

Свой посыл Даль не скрывал, его книга имела откровенно нравоучительный тон, и потому каждый ребенок в истории имел какой-то грешок, за который, в итоге, расплачивался.

Августус Глуп страдал обжорством. Неожиданно, фамилия Глуп оказалась не русской адаптацией. Она действительно звучит так же как и в оригинале. Хотя удачно получилось, Гоголь одобряет.

Кто пошутит на очевидную тему, то заработает внеочередное наказание от Вонки<br />
Кто пошутит на очевидную тему, то заработает внеочередное наказание от Вонки

Верука Солт избалованная дочка английского промышленника. Она не знала слова "нет" и все ее желания исполнялись немедленно. Иначе она поднимала дикий крик. В ее случае почему-то отдельно указали на неправильное воспитание и наказали отца вместе с ней, но, по идее, все пятеро детей жертвы неправильного воспитания. Так что почему воспитание отметили именно в ее случае - непонятно.
Эта пара отца с дочкой получились особенно яркими в экранизации 1971-го. Отец постоянно в полуобморочном состоянии от капризов своей дочурки, а она постоянно орет. Прекрасный дуэт.
Девочку хочется натурально прибить, пусть это будет комплиментом актрисе.

Кандидаты Бертона оказались слишком чопорные, в отличии от буйных Солтов из оригинала<br />
Кандидаты Бертона оказались слишком чопорные, в отличии от буйных Солтов из оригинала

А Виолетте Боригард попало за жвачку. Такой вот был грех на момент выпуска книги в 60-е и фильма в 70-е. Жевать - это некрасиво и вредно, наверное... За это она раздулась и превратилась в здоровенную черничину.
В 2005-м немного доработали ее образ и Виолетта обрела комплекс карьериста. "Иди по головам, невзирая на чужое мнение." Странно, что эта мысль обычно подается как часть американской мечты. Голливудские фильмы десятилетиями учили зрителей быть успешными всем назло, но в этот раз пчела поперла против меда и проявила толику гуманизма, пожурив детей за синдром отличника.

Чарли и шоколадная фабрика. Оригинал против ремейка

С Майком Тиви всё предельно ясно. ТВ наркоман с говорящей фамилией в бертоновской версии получил еще и игровую зависимость. А вместе с ней и повышенную агрессию, потому что как мы все прекрасно знаем, геймеры только и мечтают о том, как вытаскивать кишочки десять минут.

Преступление и наказание

С моралью в истории всё понятно. "Ребята, не ведете себя плохо, будьте как Чарли".
Участники были испорчены с самого начала, а при визите на фабрику начали вытворять всякое и там. Августус Глуп увлекся обжорством и упал в реку (выглядело как случайность, но Вонке видней), Виолетта Боригард зажевала резинку без разрешения, Верука устроила истерику, Майкл захотел попасть в телевизор. Все они нарушили правила Вилли Вонки.

Чарли и шоколадная фабрика. Оригинал против ремейка

Но вот что еще интересно. В старой версии Чарли и дедушка Джо тоже не соблюдали правила. В один момент они остались одни и выпили газировки без спросу. По логике фильма они должны были быть моментально дисквалифицированы с какой-то жуткой телесной трансформацией, но Чарли с дедом выпутались из ситуации чистенькими. В отличие от другие детей, Чарли получил второй шанс, а в итоге, и целую фабрику в подарок.Можно сказать, что другие дети изначально настолько гадкие, что не заслуживали прощения, а Чарли изначально хорош... Но это уже двойные стандарты. Получается у святого Чарли есть запас для будущих косяков, а другие дети его исчерпали. Получается, у них изначально не было возможности победить, а экскурсия это лишь повод их спровоцировать и на месте наказать. Вонка специально заманил четверых плохих детей, чтобы расправится с ними. Напоминаю, в конце оригинального фильма детей так и не показали.

Умпа-лумпы

Я немного подзатянул свой разбор, потому что с оранжевыми помощниками Вонки разберемся как у них самих принято - коротко и по делу.
Вонки привез их из далекой тропической страны, они выполняют всю работу на фабрике, вместо зарплаты они получают какао бобы, то есть, работают за еду. Да, всё верно у Вонка владеет собственными рабами.
В книге изначально они даже были чернокожими пигмеями, пока народ в 70-е не спохватился и не указал на эту щекотливую деталь Далю. После чего он изменил описание умпа-лумп.
В первом фильме у них дизайн страстного союза Трампа с Гринчем. Во втором их исполняет один-единственный актер индийского происхождения родом из Кении Дип Рой (как это допустили - ума не приложу!).

Ну а в новом "Вонке" с Шаламе умпа-лумпа в исполнение Хью Гранта даже обрел независимость. Он теперь даже не на зарплате, а полноценный партнер шоколадного мастера. Так что вопрос с эмансипацией умпа-лумп подошел к концу.

Чарли и шоколадная фабрика. Оригинал против ремейка

Музыка

Оба фильма являются мюзиклами, но в первом большинство песен проходные, а у Бертона перестарались с искажением голоса, так как по сюжету их исполняют умпа-лумпы. Слушать их отдельно от фильме невозможно.
Некоторым нравится мотивчик песни умпа-лумп из первого фильма, но он будто пришел из рекламы - навязчивый и малоосмысленный. На любителя. Его использовали и в приквеле с Шаламе.

Единственное отмечу песню от Веруки Солт. Вот она прикольная и по исполнению и по тексту

Вывод.

Фильм с Деппом на родине не особенно жалуют,когда же картина с Уалдером считается золотой классикой и даже была внесена в Национальный реестр фильмов США. Почему же так?
По итогу мнение таково - обе версии не лишены недостатков, ну а оригинал ценится больше потому что он был первым. Его крутили по тв бесчестное количество раз, дети его смотрели, а ностальгия крепкая штука.Скорее всего, у нашего поколения то же самое, но с версией Бертона. А про существование фильма с Уайлдером даже не все в курсе.

Краткое мнение насчет "Вонки" с Шаламе

После просмотра двух предыдущих фильмов я испытал внезапный приступ мегаломании и теперь считаю себя не иначе как заслуженным вонкологом... Вонкологистом... Вонковедом... Короче, большим специалистом по вселенной и потому подошел к просмотру нового "Вонки" с большим энтузиазмом.

Обсудим того, чье имя вынесено в заголовок. Вообще Вонка - это знаковая роль, что-то вроде Джокера от детского мира, поэтому было небезынтересно взглянуть на новое прочтение персонажа.
Ииииии... Тимати Шаламе преподнес своего персонажа максимально далеко от предыдущих воплощений Вонки. Теперь перед нами не хитрец как Уайлдер, не псих как Депп, а просто мистер Неисправимый Оптимист. Тедд Лассо в цилиндре. Добрый волшебник, который постоянно в хорошем настроении и единственное желание которого - продавать людям сладости.

Если в мире существуют ярые поклонники творчества Даля, то у них явно полыхнуло от фильма. Но, я думаю, таких немного.
В целом, ощущения от картины схожи с "Кольцами власти", когда пришлые сценаристы переписывают чужих персонажей как душе угодно. Только масштабы другие.

Чарли и шоколадная фабрика. Оригинал против ремейка

Можно оправдать героя, что это пока что молодой Вонка и его темные деньки впереди, но в этом фильме нет ни намека на противоречивую сущность будущего испытателя детей на прочность. Создатели даже не взглянули в ту сторону. Уверен, что если выйдет следующая часть с Шаламе, то историю с фабрикой здорово отретконят в сторону утепления главного злодея (да, я всё же рискну называть Вонку из прошлых частей злодеем).

Мне нравятся режиссерские работы Пола Кинга. Оба его Паддингтона чудесные добрые сказки, но теперь у меня закралась мысль, что в оригинале медведь мог кем-то и закусить, но Пол Кинг облагородил Паддингтона до состояния милого мармеладоеда... Это, конечно, шутка, но всё равно, вместо сложной противоречивой роли, талантливому актеру Шаламе пришлось сыграть обыкновенного добряка. Это как если бы вместо Джокера ему подсунули Рональда Макдональда. Да, он делает отличные гамбургеры, но хотелось бы увидеть и немного малинового сиропа на ноже.

Как-то так. Я не отношу себя к поклонникам историй Роальда Даля, как бы это парадоксально не звучало после вышеозвученной критики. И могу сказать, что если вам плевать на соответствие оригиналу, то "Вонка" - это неплохой семейный фильм с моральными ценностями, песнями и всем таким. Хотя, песни, как и оригинальном фильме, на который ссылается "Вонка", тоже только на разок.
В остальном, это яркий, красочный фильм делающий экивоки в сторону картины Стюарта, но следующий им не досконально, так что мир здесь куда более сказочный, но без мрачности как у Бертона.

Такие разные, но в чём-то неуловимо похожие...<br />
Такие разные, но в чём-то неуловимо похожие...

Данный материал задумывался хайповым, который должен был выйти к моменту релиза "Вонки" в онлайн-кинотеатрах, но теперь вы можете видеть, как я умею проваливать сроки. Но шоколад ни в чем не виноват, так получилось, не фортануло.

Если вам понравился материал, вы можете поддержать автора лайком (лайки реально важны в первые часы, ребятки) комментарием, подпиской или закусить шоколадкой за мое здоровье. Вы также можете найти еще сравнений ремейков и оригиналов в моём блоге.

64K64K показов
12K12K открытий
206 комментариев

Посмотрев однажды версию 1971 года, я можно сказать выбрал её навсегда. Фильм 2005 года это просто набор ужасных решений дизайнерских, кастинговых, сценарных, режиссерских и композиторских. Смотреть Бёртоновскую версию откровенно больно и вызывает кринж(особенно его Умпа-Лумпы и песни).

Ответить

Посмотрев однажды версию 2005 года, я можно сказать выбрал ее навсегда. Фильм 1971 года это просто набор ужасных решений дизайнерских, кастинговых, сценарных, режиссерских и композиторских.
Смотреть Стюартовскую версию откровенно больно и вызывает кринж

Ответить
Ответить

Слушай Киану Риса, он тебя по фактам раскидал.

Ответить
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Блин, ты только что сделал за меня всю работу))) Я тоже всё хотел взяться за сравнение, даже книгу прочел. Тебе тоже бы стоило прочесть, чтобы видеть, где всё таки авторы придерживались оригинальной истории, а где нафантазировали. Например, в старой версии гуси несут яйца, а в версии Деппа — белки с орехами. В книге же были белки как раз, но видимо технологии в 70-х не позволяли наплодить белок в кадре, поэтому решили заменить на гусей. И там много таких отличий.

Если в мире существуют ярые поклонники творчества Даля, то у них явно полыхнуло от фильма.

Ни у кого не полыхнуло, судя по сборам и оценкам, и фильм с Шаламе шикарный, просто его не нужно вообще никак сравнивать с книжными версиями (это как на полном серьезе сравнивать нового Джокера Феникса с другими).

А вот от версии с Деппом полыхнуло знатно: ты пишешь, что на тот момент «безюминка» Деппа не приелась еще, но нет, как раз наоборот, она всех заебала в «Алисе», «Сонной Лощине», «Пиратах» (хотя классические его корченья начались в «Страхе и ненависти»). Ну и вообще линия с батей — тот еще кринж. В этом плане оригинал кончается верно и коротко.

А как мюзиклы оюа фильмы слабые. Что там, что там — песни мрак. Вытягивают лишь в оригинале мотивы умпа-лумпов и визуальная подача

Короче, спасибо за лонг!

Ответить