"Маэстро"

На очереди «Маэстро» Брэдли Купера. В главной роли Брэдли Купер. Один из продюсеров угадайте кто? Верно, Брэдли Купер. Честно вам скажу, я очень долго думала о том, как выстроить повествование в данном отзыве-обзоре. По итогу решила делать это слоями.

Начнём с режиссуры. Как по мне, она в крайней степени слабая. В центре сюжета стоит легендарная, выдающаяся личность Леонарда Бернстайна с очень интересной судьбой, в которой огромное место занимает музыка. Но вместо того, чтобы показать раскрытие таланта известного дирижёра, его муки творчества, его переход от дирижёрства к сочинительству, его взаимодействие с сильными мира сего (взять Жаклин Кеннеди, например, по просьбе которой Бернстайн писал знаменитую «Мессу»), его период работы над «Вестсайдской историей» и многое другое в рамках творчества, нам показывают грязное бельё, копошиться в котором не особо хочется. Если цель была раскрыть закулисную жизнь мастера, то называть фильм «Маэстро» было чудовищной ошибкой. Название слишком претенциозное, всеобъемлющее и глубокое. Как мне кажется, Брэдли Куперу следовало сосредоточиться на чём-то одном: либо режиссуре, либо актёрстве. У него слишком мало опыта на режиссёрском поприще («Звезда родилась» была принята хорошо, но вряд ли это повод верить в себя до такой степени). И отсутствие опыта отразилось на конечном результате, что вполне ожидаемо. Взять хотя бы все эти интервью, на которые тратили хронометраж и которые не особо помогали раскрыть личность Ленни (именно так «маэстро» часто и называли друзья, семья и знакомые). Или же взаимодействие с мужчинами, коих в кадре было даже слишком много. Это не раскрывает центрального персонажа как маэстро, коим режиссёр его нарекает. Слово маэстро справедливо по отношению к уже почившему Леонарду Бернстайну, но о персонаже такого не скажешь. Он представлен как достаточно сложный, даже отрицательного склада человек, который склонен к грехопадению. Давайте признаемся честно, каждый из нас склонен ко всему этому в той или иной степени, но о нас с вами фильмов не снимают. Почему же сняли фильм о Бернстайне? Ответа на этот вопрос в фильме найти не удастся, к сожалению. Когда я слушаю Чайковского, то я совершенно точно не думаю о том, с кем он возлежал в кровати. Гораздо важнее то, что он создавал прекрасную музыку, которая прошла сквозь века и всё ещё вызывает восхищение. Такого отношения мне и хотелось в случае с фильмом «Маэстро», но сложилось ощущение после просмотра, что у Брэдли Купера была цель раскрыть Бернстайна не как великого дирижёра и изумительного композитора, а как отвратительного семьянина и плохого супруга.

Также очень хочется упомянуть фрагменты с концертов, потому как они выглядели как классические концертные записи того времени, а не часть фильма; не приковывали внимание и не вызывали желания наблюдать лишь за действом на экране. Сразу вспоминается сцена из «Одержимости» (2013 год, реж. Дэмьен Шазелл), когда Дж.К. Симмонс дирижировал в финале. В этом случае не получается даже отвлекаться, думать о другом, не говоря уже о нарушении тишины. В воздухе витает предельное напряжение, настроение актёрами передаётся чётко и ясно, ты словно становишься участником действия на экране. В случае с фильмом «Маэстро» такого не было и в помине, что огорчает. Но тогда почему же «Маэстро», если профессионализму и таланту уделили минут сорок общего времени? На мой взгляд, нужно было увеличивать общий хронометраж фильма, дабы всё же уделить больше внимания таланту и глубине персонажа, который этого вполне заслуживал. Слишком однобоким получилось видение и слишком однозначной вышла история.

"Маэстро"

И, разумеется, отдельно выделю чёрно-белую первую треть фильма, которая бьёт по атмосфере. Если уж снимать чёрно-белое кино, то делать это грамотно и качественно. Такой вариант достаточно сложен для воплощения, ибо очень важно, чтобы тебе верили. Мне же показалось, что отсняли органичные сцены (например, сцена полёта бумажного листа сквозь лестничные пролёты или же сцена, когда Ленни и Фелиция убегают прямиком из дома четы Бернстайнов) вместе с неорганичными, а потом просто слепили на монтаже одно целое. Но так чёрно-белое кино не снимают, как мне кажется. Думаю, Купер хотел показать, что изначально Фелиция и Леонард имели возможность быть беззаботными и концентрировались на своих отношениях, всё было даже слишком хорошо. И переход к цвету символизирует возникающие сложности во взаимоотношениях между ними, коих было предостаточно. Но вопросы по чёрно-белому отрезку есть, поэтому в меня этот ход не попал.

Далее следует актёрская игра. И здесь я не могу сдержать своего разочарования тем, как играл Брэдли Купер. В знаковых, очень важных сценах в его взгляде была какая-то ненужная и даже глупая пустота. Он как будто посмотрел несколько видео с Бернстайном и не пропустил персонажа через себя. Сцены с дирижированием – это и вовсе вызывало смех моментами. Леонард Бернстайн был крайне эмоциональным во время дирижирования, без сомнения, но смеха не вызывал в процессе. Всё дело в органичности и в том самом «нахождении на своём месте», о котором так много говорят. Бернстайн был на своём месте, а Купер – нет. Актёр несколько лет учился дирижированию, но акцент был сделан неправильно. Простить огрехи в дирижировании – да, возможно, но в актёрской игре… Также возмутила сцена, когда главный герой кричал в подушку. Это момент отчаяния и невозможности изменить судьбу, это очень сложная и даже волевая сцена. Но Брэдли Купер в этой сцене пустой и безжизненный, он нелепый и играет словно сосед, который просто зашёл в гости в дом Бернстайна, а не сам Бернстайн. Мне кажется, что здесь ситуация та же, что и с режиссурой, ибо опыт не взять ниоткуда, если его банально нет. Всё же стоило взять Джейка Джилленхола на роль Бернстайна (тот когда-то изъявлял желание сыграть Леонарда), а самому оставаться в режиссёрском кресле.

А вот Кэри Маллиган предстаёт в фильме «лучом света в тёмном царстве». Одним взглядом актриса умудрялась передать настроение своего персонажа, даже его позицию. Фелиция Монтеалегре очень цельная получилась, даже волевая, склонная к самообману (её «я не стану жертвовать собой» оказалось мыслью ошибочной по итогу). Сцена супружеской ссоры выдалась о удачной, в особенности фраза «Твоя честность – это ложь». Хлёстко и живо Фелиция ставит на место своего мужа одной лишь репликой, что заставляет его на несколько секунд умолкнуть. В этот момент нам бы лицо героини видеть, но в данном случае возможно, что задумка была такая: она в тени своего мужа, а значит и лица её видеть в моменты искренней злости и ярости мы не можем, ибо есть лишь Леонард Бернстайн и его жена (безымённая, без него ничего не значащая). Но вот в моменты болезни Фелиции, мы уже видим её крупным планом, видим её муки и её страдания. Кэри Маллиган очень хорошо передала это настроение и некое чувство скорби по непрожитой жизни. Актриса выстрадала эту роль, прожила и отдала на оценку зрителю. Её игрой я восхищена, поэтому номинация на Оскар была бы вполне подходящей.

"Маэстро"

Второстепенные персонажи на фоне главных очень сильно терялись, что лишало фильм атмосферы и нужного настроения. Не могу сказать, что Мэтт Бомер (Дэвид Оппенхейм) сильно запомнился, так как к концу фильма я и вовсе забыла о том, что он вообще играет в «Маэстро». И такая же картина с другими героями.

Продолжим операторской работой. Если говорить в общем, то она отличная, уместная, красивая. Некоторые пролёты и ракурсы – просто высший балл. Очень понравились сцены, которые были сделаны в добрых традициях чёрно-белого кино именно с точки зрения съёмки. Запала в душу сцена с танцем, когда группа мужчин словно отделяет Леонарда Бернстайна от его будущей супруги Фелиции. Сцена знаковая и чёткая, так как она вполне может натолкнуть на будущее развитие событий и взаимоотношение героев. И задачей оператора было точно и грамотно показать это, отразить в кадре. На мой взгляд, у Мэттью Либатика это очень хорошо получилось. Вообще, говоря откровенно, оператор очень старался передать атмосферу и нужное настроение, что я осознала лишь досмотрев фильм. То есть при просмотре я совершенно не задумывалась о том, кто там и как старался что-либо сделать (если уж говорить об операторской работе). И это обстоятельство – большой плюс фильма, так как есть ощущение погружения в историю. По итогу за операторскую работу большой плюс. Мэттью своё умение снимать ещё в «Реквиеме по мечте» доказал, так что тут ожидаемо, что он справился с задачей. Проблема явно не в том, как снято, а что именно снято.

"Маэстро"

Сценарий рваный и его словно на коленке дописывали. Хронология событий странная, некоторые персонажи из истории и вовсе исключены. Мне кажется, что нужно было ввести в повествование Жаклин Кеннеди, что послужило бы более детальному раскрытию главного героя. Но если исходить из того, что получилось в конечном итоге, то совершенно не представляется возможным понять, куда этот кусок истории вставить. Всё в сценарии склеено кусками, как будто писали с целью запутать зрителя. О временных отрезках, которые находят место в фильме, приходилось догадываться самостоятельно. А, что самое главное, человеку, который понятия не имеет о том, кто же такой Леонард Бернстайн, не будет особо понятно, что такого выдающегося он сделал в своей жизни. Потому что повествование очень разрозненное и нет целостности, какие-то куски истории, образующие единый проект. Ну, и таланту уделено катастрофически мало времени, о чём я уже говорила выше. Это отражается на общем восприятии. После просмотра этого фильма в памяти вряд ли останется нечто большее, чем игра Кэри Маллиган да операторская работа. И это, как по мне, большая недоработка сценария.

Не понравился фильм от слова совсем, история не рассказана. Скорее, история Фелиции рассказана даже лучше, чем самого Бернстайна. Но задумка была интересная. Ставлю 5,5 / 10.

1.6K1.6K показов
164164 открытия
Начать дискуссию