"Американское чтиво"

В мире, который так гонится за трендами и модой, стало слишком много дерьмовой литературы. Дерьмовой настолько, что даже брать её с собой посидеть на унитазе – история сомнительная.

В угоду трендам и стремлению людей к упрощению, появляется всё больше «одноразовых романов», которые вполне можно считать конвейерными – прочитав один из них, можно смело браться за новый, в котором будет похожая картина. И будь то книги для подростков или книги для более возрастной аудитории – картина примерно та же. В фильме «Американское чтиво» нам показывают и рассказывают о том, что случилось с афроамериканской литературой, и почему упрощение и клишированность стали её основным почерком.

"Американское чтиво"

Подобное вполне поддаётся пониманию, ибо слишком многое в нынешнее время приходится людям осознавать и осмыслять, приходится постоянно принимать решения или же принимать на веру чью-либо точку зрения, а порой и вовсе занимать нейтральную сторону в том или ином вопросе. Но повод ли стремление к упрощению и к клишированности заполнять рынок литературы всякого рода шлаком? Ведь, если его будет подавляющее большинство, то люди вполне могут разучиться думать, грамотно говорить, беседовать о важном друг с другом. Потому как именно книги во многом способны научить человека видеть суть, искать выход из ситуации, размышлять и думать, анализировать.

"Американское чтиво"

Фильм «Американское чтиво» берёт на себя смелость подсветить описанную выше проблему с помощью сатиры и многогранности личности Телониуса «Монка» Эллисона – писателя и преподавателя в университете. Сразу стоит сказать, что Монк моментами тянет на среднестатистического душнилу в очках, своеобразного педанта, не лишённого привлекательного остроумия и глубины размышлений. Образ получился цельным и неоднозначным, в достаточной степени сложным и интересным для наблюдения.

Будучи писателем, создающим осмысленные и философские произведения, которые порой пестрят отсылками к древнегреческим творцам (не даром в фильме появляется упоминание Эсхила – автора знаменитой тетралогии «Орестея», где всепоглощающая трагедия при прочтении уничтожает любой позитив, что ни есть плохо в рамках контекста), Телониус решает примерить на себя новый образ. Он пишет трендовую историю, которую сначала называет «Моя пафология», а после переименовывает в «Говно», дабы банально поглумиться над всей писаниной в духе своего собственного творения. Она написана в стиле клишированных представлений о «чёрных в Америке»: с перестрелками, копами и нецензурной лексикой.

Относится к этому писатель как к эксперименту: берёт псевдоним, отправляет рукопись своему агенту, тот рассылает её по издательствам и дело в шляпе. Забавно и вместе с тем грустно, что высокоинтеллектуальные романы Монка никому особо не были нужны, а вот книга о перестрелках с афроамериканцами – вполне себе. И именно от этого факта у самого творца волосы стают дыбом, он крайне разочарован обществом, при этом высмеивая окружающее его безумие. Очень зацепил диалог Телониуса (Джеффри Райт) с коллегой - Синтарой Голден (Исса Рэй) о том, что её история и лично его творение ничем друг от друга не отличаются, хотя писательница рискнула оспорить это утверждение. Монк прямо и чётко говорит о том, что в такой литературе нет ничего привлекательного, что она преувеличено хорошо воспринимается обществом.

Самая главная мысль – это его отношение к тому, как его соплеменники выставляют себя жертвами в таких книгах или в кино, что игра на жертве уже порядком надоела и что в этом нет совершенно ничего хорошего. Постоянно прибедняясь и выставляя себя униженными, афроамериканцы словно выпрашивают некую милостыню. Телониус Эллисон очень устал от этого, подобная патетика его доконала. И «Говно» в данном контексте – это как раз его протест против всей этой возни и унижения. Напоминает проблему лишнего человека в классической русской литературе, где условный Рахметов или Чацкий в своё время шли против системы, а после порядочно за это огребали. Будь то общественное мнение или личные драмы, любовь и прочее. В «Американском чтиве» мы видим примерно такой же контекст, адаптированный под современность.

"Американское чтиво"

Трагедия в «Американском чтиве» показана на стыке с комедией. Вот сестра Телониуса (Трэйси Эллис Росс) смеётся и рассказывает очередную шутку, а через пару секунд у неё случается сердечный приступ. И так во всём, практически в каждой сцене. Хорошо показано, насколько раненым может быть человек, но при этом ему не обязательно тыкать в эту рану как в орден. Не обязательно постоянно говорить о своих проблемах, чтобы они решились. Проблемы нужно решать теми или иными методами, действиями. Об этом сигнализирует и то, что трагичность и сатира идут в этом фильме рука об руку. Справляться с чем-то страшным всегда помогает старый и добрый юмор.

"Американское чтиво"

Картина получилась очень достойной, интересной, с прекрасным юмором, хорошими диалогами и крепкими персонажами. Советую к просмотру и ставлю крепкую девятку. В данном случае пять номинаций на Оскар кажутся вполне оправданными.

1414
9 комментариев

Мне кстати фильм понравился, да специфичный. Но очень такой классический. Таких сейчас не много.

2

Мне недавно хвалили этот фильм тоже, надо глянуть, раз такое дело 👍

2

Знаешь, после такой рецензии, думаю, ты заценишь фильм Bodied - это была такая сатира над современным состоянием баттл-рэпа в США, в продюсерах Эминем был. Фильм очень едкий, мне прямо очень понравился, и не как фильм про рэп, а как драма. Ну и по возможности, лучше смотреть в оригинале, а то там очень много игры слов и всяких непереводимых выражений, что отдельное удовольствие

1

Я смотрела, когда он вышел. Не скажу, что сильно понравился. Баттлы давно люблю, KOTD - моё почтение (Rone vs Illmac - один из любимых). В России баттлы тоже были хорошими когда-то, но всё это вылетело в трубу, увы.

2

Комментарий недоступен

За что?)

Ничего так фильм, но не было ощущения целостности. Как будто поняли, что главной сюжетной линии не хватает хронометража и событий, поэтому решили разбавить второстепенными персонажами.