«Зона интересов»: архитектура Холокоста

Один из самых уникальных фильмов прошлого года, который хоть и не показывает Холокост, но всё-равно приводит зрителя в ужас.

«Зона интересов»: архитектура Холокоста

Казалось, что все лучшие фильмы на тему Холокоста уже были сняты. Что всё уже было сказано в «Пианисте» Полански, в «Шоа» Ланцманна или в «Списке Шиндлера» Спилберга. Но сам Спилберг, оценивая «Зону интересов» Джонатана Глейзера сказал: «Это лучший фильм о Холокосте, который я видел со времён моего собственного».

Рудольф и Хедвига Хёссы (в исполнении Кристиана Фриделя и Сандры Хюллер) пытаются построить себе идеальную жизнь: он строит карьеру, а она растит детей и ухаживает за садом прекрасной виллы. Вот только за забором у них находится концлагерь, в котором Рудольф работает комендантом, а свою жену он ласково называет «королевой Освенцима». И весь фильм посвящён бытовым сценам из жизни этой семьи.

«Зона интересов»: архитектура Холокоста

Особенность фильма именно в отстранённом взгляде на жизнь, вроде бы, простой семьи. Мы словно подглядываем (камера часто показывает зрителю сцену из какого-то «спрятанного» места) за тем, как дети купаются в бассейне, взрослые обсуждают рабочие дела, мать семьи примеряет новую одежду. Вот только везде есть какой-то нюанс.

То, как жена Хёсса приносит вещи и говорит служанкам: «Разбирайте». Женщины начинают копошиться, выбирая себе самую красивую кофточку. А сама Хедвига красуется в зеркале в новой шубе, и смотрит, подойдёт ли ей оттенок новой помады. Обычная сцена, если не учитывать то, что кофточки, шуба и помада — вещи, оставшиеся от убитых заключённых из соседнего лагеря.

«Зона интересов»: архитектура Холокоста

Или сцена, в которой к Рудольфу приходят коллеги, чтобы получить одобрение по проекту нового здания. Они словно уточняют какие-то детали перед открытием нового филиала своей компании: думают о размерах здания и о том, как сделать рабочие процессы там наиболее эффективными. Вот только на самом деле они строят новый крематорий. А обсуждают они длину цикла кремации людей, сколько человек можно сжечь за раз и как же потом загружать в камеру следующую «партию» евреев. И делают это очень буднично.

«Зона интересов»: архитектура Холокоста

Практически весь фильм обязательно присутствует какой-то фоновый звук. Иногда это едва слышные из-за забора вскрики офицеров, езда машин или лай собак. А иногда это выстрелы, плач младенца или вызывающие ужас крики людей. А когда семья уходит из дома, например, искупаться в реке, то слышно только милое щебетание птиц. В фильме есть несколько сцен, показывающих служанку Хёссов, которая по ночам раскладывает еду на места, откуда их потом забирают заключённые во время работ. Эти сцены сопровождаются жутким звуком, напоминающим гудок паровоза. В целом, фильм вполне сможет побороться за «Оскар» за лучший звук.

***

Нормальность, которой пропитано всё происходящее в фильме — угнетает. Она пугает и заставляет задавать себе вопросы: «как же так?», «почему так случилось?». Одна из причин заключается в «зоне интересов» каждого отдельного человека. В выборе человека думать только о своём благосостоянии, не гнушаясь никаких методов для его достижения. В банальности зла.

Если вам понравился этот пост, то вы можете зайти в мой телеграм канал «Молчащие ягнята», где я выкладываю краткие обзоры фильмов/сериалов, а также слежу за наградным сезоном.

3232
11 комментариев

Не смотрел, но и так понятно, что это прозападная либеральная пропаганда дабы очернить Германию. Что дальше там ещё придумают снять? Про какие-нибудь выдуманные репрессии в СССР?

3

надеюсь это так тонко что толсто?

не зашел, наверное потому что все ограничилось лишь звуками, а не кадрами

1

Такая же хуйня, я думал шо меня ебут в уши, а не то что хотел сказать режиссер. Если какой хуевый был холокост, то фильмы об этом есть гораздо лучше.

1

Фильм не смотрел, но надо бы обсмотреть.
Но все эти обсуждения «и странный запах» отлично показаны и описаны в «Мальчик в полосатой пижаме».
А этот хер, тот что главный по печам, невероятно тонко и хорошо описан в «Прогулки вокруг барака» Губермана.

1

Комментарий недоступен