Дюна. Часть вторая: Вильнев против Герберта

Дюна. Часть вторая: Вильнев против Герберта

Сходил на Дюну-2. (Нет, дома Ордос в ней не появилось). Если давать фильму какой-то короткий и емкий отзыв, то лучше, чем одна из зрительниц, выходившая из зала, я не скажу. Подслушанный диалог был такой:

-Ну, и как тебе?

-Жопа болит.

Тут наверное, сразу надо обозначить две мысли. Точнее три.

1) Я не люблю первоисточник и считаю его нудной галиматьей (но с запоминающимися образами).

2) Фильм мне кажется лучше

3) Но не настолько, чтобы проникнуться им и с нетерпением ждать продолжения

Еще, собираясь на вторую часть, надо понимать важное: с первой части особо ничего не поменялось. Когда в 84 году Линч упихнул всю книгу и почти все ее сюжетные ходы в двухчасовой фильм (даже мопсов добавил), Вильнев вырвал из нее 80% страниц и запилил шестичасовой эпик.

Мопсы - одна из лучших назодок Линча, а этот кадр - мой любимый вообще.
Мопсы - одна из лучших назодок Линча, а этот кадр - мой любимый вообще.

В первой части мне казалось, что зря, потому что многие ружья как раз заряжались в первой половине. Но Вильнев и правда не любит диалоги. Не любит интриги. Не любит "планов внутри планов", про которые очень много говорят (но не очень много делают) в первоисточнике. Бритва Оккама Джона Спейтса (сценариста) и Дэни Вильнева выглядит как здоровенный двуручник. Это не хирургический инструмент. Поэтому ко всем чертям из сюжета улетают ментаты, гильдия навигаторов, ложное обвинение Джессики в предательстве и годы партизанской войны в пустыне вместе с сыном Пола.

Зендея с завистью смотрит на Ребекку Фергюсон, потому что той дали накладной живот, а Зендее нет.
Зендея с завистью смотрит на Ребекку Фергюсон, потому что той дали накладной живот, а Зендее нет.

Зато, когда от хитросплетений остались рожки да ножки, на поверхности остается сюжет, в котором белый человек приходит к религиозным фундаменталистам и призывает их к джихаду во имя себя, мессии. Оказывается, что далеко идущие прогнозы решают не такие мелочи, как то, какой из карикатурных садистов будет сидеть на газовой трубе, а что-то большее. Выпив синей водички, Пол роняет костяшку домино, которая вызовет цепную реакцию в виде геноцида неслыханных масштабов.

Леди Джессика из клирика-саппорта превращается в слетевшую с катушек от предательства манипуляторшу. Она понимает, что сестры пожертвовали ей в большой игре, и решает показать, кто в доме альфа-мать. Пол изо всех сил сопротивляется раскручивающемуся маховику материнского плана. Чани же в этом треугольнике - это персонаж читателя вроде меня. Ей все эти интриги поперек горла. Она, по-моему, единственная из всех понимает, что убивший дракона сам превращается в него. Все трое играют отлично (да, я все равно не люблю Шаламе), лучше всех Фергюсон.

Фергюсон в фильме бросает очень пугающе правдоподобные взгляды.
Фергюсон в фильме бросает очень пугающе правдоподобные взгляды.

Короче, Вильнев, отрезая лишнее и концентрируясь на главном, внезапно открывает зрителю, что хороших в этой истории нет. Те вещи, которыми манипулируют главные герои и те ставки, которые они ставят - это не участь вменяемых людей. По всем сторонам этих сложносочиненных баррикад сидят опасные психопаты, в разборках которых гибнут люди. Своими решениями и тем, кем Пол становится в финале, он ставит себя рядом с бесноватыми Харконенами с косметическими различиями. Да, он не режет людям глотки ради удовольствия, как Фейд Раута. Но по сути ради него уже гибнут тысячи. Чем он лучше?

Дюна. Часть вторая: Вильнев против Герберта

Короче, взгляд на всю это историю Дени Вильнева меня сильно подкупает. Он как-то мудрей и человечней, чем у Герберта. И с этой точки зрения экранизация великолепная. Но это экранизация неинтересной мне истории, которая из-за смены моральной перспективы становится, как мне кажется, лучше, но не перестает быть для меня неинтересной.

В фильме не все так однозначно.
В фильме не все так однозначно.

Зато картинка на все деньги. И звук. Я бы даже сказал ЗВУК. Вторую часть, как и первую, надо смотреть в самом громком кинотеатре, который есть у вас в городе. Половина сюжета фильма - это не нудноватые диалоги о предопределенности, а _вибрация_. Вибрация песка, хруст песка, грохот песчаного червя, гул крыльев орнитоптеров, взрывы чадящих черным дымом харвестеров. Звук должен быть предельно громким, на границе болевого порога, чтобы Циммер со своим оркестром заставлял воздух выходить из легких. Картинка никакими своими частями не выдает зеленого экрана и выглядит предельно натурально. Местами неблокбастерно выглядит. И это классно. В совокупности с кропотливым подходом к дизайну персонажей, техники и архитектуры дает нужный эффект. Те же виды Гьеди-Прайм, снятые в инфракрасном спектре настолько мощно бьют по визуальной коре мозга, что остальные его части только опосля задаются вопросом, как такое общество вообще существует. Тем более в такой гнетущей архитектуре.

При таком освещении, облысев, я бы тоже стал злобным ублюдком.
При таком освещении, облысев, я бы тоже стал злобным ублюдком.

Посмотреть надо по-любому. Но вот кому оно по-настоящему понравится, большой вопрос. Поклонникам первоисточника может не понравится, что Вильнев, судя по всему, книжку не любит. Остальным сложно будет понять как все сложные взаимоотношения между сторонами (диалогов в фильме минут на 15), так и полемику фильма с книгой.

7.6K7.6K показов
2K2K открытий
71 комментарий

Поклонникам первоисточника может не понравится, что Вильнев, судя по всему, книжку не любит.Как человек, прочитавший весь цикл, скажу, что экранизация огонь. Не понимаю откуда это мнение, что фильм должен следовать каждой букве книги.

Ответить

Не должен. Но тот же персонаж Чани очень сильно расходится с книжным. И нужно дождаться третьего фильма, чтобы понять, хорошее ли это изменение или нет

Ответить

полностью согласен.

Ответить

Я, собственно, в отзыве подчеркнул, что мне расхождения нравятся. При экранизации книг 50-х-60-х часто взгляд на многие вещи сильно меняется. Ну, и режиссер, понятное дело, может подчеркнуть для себя не то, что другие читатели. Вон, "Бегущий по лезвию", например, по дороге потерял почти всю книгу и стал только лучше.

Ответить

Мне позиция Чани в фильме вообще не понятна. Если устраивать налёты на харвестеры и убивать харконненов - хорошо, то почему сплотить все племена в единый кулак мировой революции и размазать им врага раз и навсегда - плохо? Или чего она в конце ожидала? "Вот победим харконненов, тогда и заживём?" А то, что место одного великого дома сразу же займёт другой, ей в голову видимо не приходило. По сути, узурпация имперского престола и подавление всех непокорных новому императору домов, это единственный выход для фрименов из всей этой бесконечной войны против империи. Ну или могли бы просто уйти все на юг, добывать там спайс и продавать его через контрабандистов в обмен на воду. К чему тогда вообще весь этот конфликт с харконненами?

Ответить

Потому что Пол под предлогом обещанного рая поведёт фрименов на истребляющую фанатичную войну. И те с радостью пойдут убивать вообще всех неверующих. Логично, что такая перспектива смены одних тиранов на другого не ок

Ответить

я чот не понял замысла вильнева.
типа в первой части он снял пол книги.
во второй - еще пол.
ну как бы вот. два по пол - целая книга. и книга-то закончилась. причем если я ее помню правильно - закончилась весьма однозначно.
чо там за мутки про «веди их в рай» и про что в итоге будет 3-я часть?

Ответить