Но всё это слишком примитивно, слишком мелко. Подлинный смысл заключается в жёстком и бескомпромиссном антиматериалистическом посыле: реальность «Головы-Ластика» это наша с вами реальность глазами джнани (видящего суть). Да, братцы мои, как бы безжалостно и страшно это ни звучало, имей мы третий глаз, мы бы увидели похожую картину: тварный мир как театр абсурда, копошение «вместилища нечистот» © Будда, кипение белкового бульона. Начнём с ключевой для этого фильма сцены знакомства с ребёнком. Он предстаёт перед нами в виде маленького, гниющего живьём, уродливого гнойного монстра, вызывающего одновременно жалость и отвращение. Разве это не истинно буддистский взгляд на физическую оболочку как причину страдания? Разве Генри в течение всего фильма не борется с червями/головастиками, символизирующими собой его семя? Сцена, когда он ночью вытаскивает из Мэри сперматозоиды и давит их об стену прямо-таки гениальна. В этой сцене в полной мере раскрывается мизантропия Линча, его отвращение к человеку. Но это только начало.