«Голова-Ластик» Дэвида Линча как хтонический гимн мизантропии

В 1977 году на экраны вышел один из самых мизантропических и антитварных фильмов за всю историю человечества.

«Голова-Ластик» Дэвида Линча как хтонический гимн мизантропии

- Какой твой любимый ужастик?

- Моя жизнь.

Крик 3

Ksyusha gewidmet

Я, конечно, говорю о «Голове-Ластике» выдающегося американского режиссёра Дэвида Линча. Не берусь судить о том, гениален ли он, но его полнометражный кинодебют воистину получился гениальным. Этот фильм совершенен во всём — игрой актёров, индустриальными пейзажами, урбанистическим скрежетом, опустошающей музыкой. Но самое главное — глубокий символизм каждого кадра, каждой секунды, каждой сцены.

Как и в любом выдающемся произведении, в «Голове-Ластике» три дна — два экзотерических и одно подлинное. Самое примитивное видение картины — фильм является сюрреалистической фантазией Дэвида Линча, несущим не Смысл, но эмоции. Эта точка зрения, не смотря на свою непопулярность, всё-таки представляется имеющей право на жизнь. В конце концов, создать нужное настроение — это тоже талант. Самая распространённая (и хотя бы потому — неверная) версия заключается в том, что Линч лишь передаёт внутренние переживания балансирующего на грани безумия Генри. Весь этот театр абсурда — лишь восприятие действительности искажённым разумом мистера Спенсера плюс его горячечный параноидально-шизофренический бред.

«Голова-Ластик» Дэвида Линча как хтонический гимн мизантропии

Но всё это слишком примитивно, слишком мелко. Подлинный смысл заключается в жёстком и бескомпромиссном антиматериалистическом посыле: реальность «Головы-Ластика» это наша с вами реальность глазами джнани (видящего суть). Да, братцы мои, как бы безжалостно и страшно это ни звучало, имей мы третий глаз, мы бы увидели похожую картину: тварный мир как театр абсурда, копошение «вместилища нечистот» © Будда, кипение белкового бульона. Начнём с ключевой для этого фильма сцены знакомства с ребёнком. Он предстаёт перед нами в виде маленького, гниющего живьём, уродливого гнойного монстра, вызывающего одновременно жалость и отвращение. Разве это не истинно буддистский взгляд на физическую оболочку как причину страдания? Разве Генри в течение всего фильма не борется с червями/головастиками, символизирующими собой его семя? Сцена, когда он ночью вытаскивает из Мэри сперматозоиды и давит их об стену прямо-таки гениальна. В этой сцене в полной мере раскрывается мизантропия Линча, его отвращение к человеку. Но это только начало.

«Голова-Ластик» Дэвида Линча как хтонический гимн мизантропии

А кем же являются все главные герои «Головы-Ластика»? Теми, кем их воспринимает Будда — взрослыми детьми. Нелепыми, закомплексованными, дёрганными и бессмысленными мешками с костями. И сам Генри, и Мэри, и её семейка сильно напоминают своим поведением, своими словами, всей своей жизнью «героев» замечательного произведения Фёдора Сологуба «Мелкий Бес». Они и их бессмысленное существование не вызывают интереса или симпатии — лишь презрение.

Следующая сцена, достойная упоминания, секс Генри со своей любвеобильной соседкой (а более точно выражаясь — шлюхой). Не обращая внимания на плач маленького ребёнка, они потакают своим низменным страстям и, в конце концов, тонут в своих физиологических жидкостях. Это уже не мизантропия, это социопатия в чистом виде. В связи с этим картинка, висящая над кроватью Генри, не кажется случайной. На ней, напомню, изображён общепризнанный (пусть и неофициальный) символ всех социопатов — очищающий гриб ядерного взрыва.

Кстати, о религии. Мало кто замечает, что замечательная батарея, в которой живёт прекрасная в своём уродстве (или наоборот) Поющая Девушка, имеет ещё один маленький, но важный секрет. При определённом освещении её края образуют перевёрнутый крест. И, как апофеоз антихристанства Линча, бородавчатый мужчина, управляющий рычагами этим уродливым миром, именно Творец в его восприятии. Это уже, друзья мои, выходит за рамки обыденного. Как тут не вспомнить средневековый катаризм с его отношением к творению как к преступлению против души?

«Голова-Ластик» Дэвида Линча как хтонический гимн мизантропии

Очень верно подобран окружающий мир — угрюмый индустриальный пейзаж, бетонные мешки вместо домов, неорганическая грязь, выходящее на кирпичную стену окно как «триумф» победы общества потребления над Природой. Всё это стильно подчёркивается очень уместными и прекрасно подобранными эмбиентными звуками — завыванием ветра, стуком, сверлением, железным скрежетом. Дело даже не в бедности обитателей «Головы-Ластика», просто эта безрадостная картина — удел всего человечества рано или поздно, безрассудная жертва молоху прогресса. Наваленная в комнате мистера Спенсера земля с воткнутыми в неё очевидно мёртвыми ветками — наивная надежда заменить леса и поля растениями на подоконниках. Линч лишь подчеркнул её абсурдность гротескной гиперболизацией. Савитри Деви и все «зелёные» торжествуют.: ) Жареные цыплята, истекающие кровью и корчащиеся от боли под ножом с вилкой лишь то, как джнани видят поедание живых существ.

Поющая Девушка из батареи — предмет влечения Генри, его искажённо-извращённая любовь. Она всегда с ним, поёт о том, что «Всё хорошо», ногами давит его сперматозоиды (ведь ребёнок — это ответственность, к которой мистер Спенсер очевидно не готов), постоянно улыбается и зовуще протягивает руки. Что ещё нужно homo vulgaris?

«Голова-Ластик» Дэвида Линча как хтонический гимн мизантропии

Эпизод со смертью Генри просто замечателен своим глубоким смыслом. Тут и мальчик, с радостью хватающий его оторванную голову, и мчащийся в магазин за «заслуженной» наградой. Мальчик, очевидно, символизирует собой умение и готовность современного человека на всём делать деньги. В бизнесе нет таких понятий как «этика» и «мораль», лишь «прибыль» и «сверхприбыль». Ну, как тут не вспомнить взлетевшие в 20 раз цены на такси в день теракта в метро? Свободный рынок (явление изначально антитрадиционное) означает свободу и от совести. Но самое главное, что голова мистера Спенсера прекрасно пошла в дело. Она — всего лишь генетический материал для Создателя [отнюдь не] Карандашей, являющий собой доказательство цикличности всего сущего, проклятья вечного возвращения. Отвращение Линча в тварному миру здесь бьёт через край, переливаясь через экран на внимательного зрителя. Браво, маэстро!

И, наконец, яркое окончание фильма, его логичное завершение — убийство ребёнка. В этой сцене очень важно смотреть на лицо Генри — на нём нет ни ненависти, ни отвращения. Только любопытство и равнодушие. Ради интереса разрезать бинты вместе с кожей младенца. Ради интереса ткнуть в лёгкое ножницами. Это ведь так весело — быть исследователем-натуралистом! Помнится, я в детстве разрезал дождевого червяка на две части и смотрел, как половинки расползаются в разные стороны. В этом не было ничего жестокого — только безжалостное любопытство. Так и Генри, фактически, дитя по своему духовному развитию, так буднично и спокойно убивает своего сына. С равнодушием творится больше злых дел, нежели с жестокостью, не так ли?

Всё некогда великое рассыпалося в пыль, И смотрит племя дикое на чёртов водевиль.     Фёдор Сологуб
Всё некогда великое рассыпалося в пыль, И смотрит племя дикое на чёртов водевиль.     Фёдор Сологуб

Фильм «Голова-Ластик» неслучайно признан одним из самых опасных для просмотра за всю историю человечества. Забудьте о кажущихся гламурными и пластмассовыми по сравнению с кинодебютом Дэвида Линча «Мученицах», «Заблёванных насмерть» и «Нек-Романтиках». Фильм Линча гораздо страшнее и отвратительней, ибо он — о повседневной жизни. А точнее о том, какой мы бы её увидели, имей третий глаз. Этот культурный Феномен оставляет после просмотра гнетущее и мрачное чувство опустошённости и безысходности. Я предупредил.: )
#искусствонедлявсех #мизантропия #головаластик

6767
66 комментариев